МИМИР
Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:36
Йегуда? Лёв Бен Бецале?ль
(1512, Познань — 1609, Прага)
Таинственная Прага - город безумного императора Рудольфа, город великих алхимиков и магов, город каббалистов и ученых, с которым неразрывно связано имя рабби Йегуды Лейб Ливо Бен Бецалеля. Его полное имя было сокращено потомками до краткого и почтительного титула Махараль – «наставник». Автор десятков трудов, освещающих едва ли не все возможные области еврейского познания, – каббалист, философ, талмудист, ученый, создатель легендарного Голема, защитник евреев от преследований, наставник многих учеников и главный раввин трех стран – столь многоликим предстает перед нами великий мыслитель в XVI веке. Трудно найти в еврейской истории личность более разностороннюю, яркую и в то же время таинственную, чем Махараль из Праги.
Иегуда родился в 1512 году в городе Познани, в семье прославленных раввинов. Его дядя Яков был главным раввином Священной Римской империи. Согласно семейному преданию, р. Иегуда был потомком самого царя Давида.
Бецалель, отец Иегуды, дал своим детям хорошее еврейское образование. Поэтому все его сыновья стали известными раввинами.
В те времена у европейских евреев было принято называть детей двумя именами: ивритским и соответствующим ему идишским или немецким. Например, многих евреев звали Дов-Бер — т.е. «медведь» на иврите и идише, или Цви-Гирш, «олень». Иегуда тоже получил второе имя Лёв, от немецкого Lowe (Лёв) — поскольку Лев был символом колена Иегуды, из которого, по преданию, происходит род Бецалелей.
Повзрослев, р. Иегуда задумался о женитьбе. Его невестой стала девушка по имени Перла, дочь богатого торговца Шмуэля Рейха. Незадолго до свадьбы он неожиданно разорился и не смог выплатить обещанного приданого. Это было законным поводом для разрыва помолвки. Однако р. Иегуда согласился подождать, пока Шмуэль поправит свои дела. И действительно, в скором времени фортуна переменилась, и тот вновь разбогател. После чего р. Лёв женился на Перле.
С 1553 г. по 1573 г. был окружным раввином в Моравии, затем переехал в Прагу, где основал иешиву и общество изучения Мишны. Когда в 1584 году скончался главный раввин Праги, Махараль стал одним из кандидатов на эту должность. Однако в последний момент был выбран другой человек. Возможно, это произошло из-за того, что Махараль нередко обличал городских богачей, которые притесняли бедняков, мало платили наёмным работникам и неравномерно распределяли бремя налогов.
В 1584-88 гг. был главным раввином Познани. Лишь в 1588 г. вернулся в Прагу и был приглашён возглавить общину Праги, где оставался до 1592 г. В те времена этот город был одним из интеллектуальных и культурных центров Европы. Здесь находилась резиденция императора Священной Римской империи Рудольфа II, известного покровителя наук и искусств.
Согласно легенде, Махараль, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее во время военного парада он остановил внезапно взбесившегося коня императора. Одним словом. после этих событий он стал личным другом императора. Император был поражён мудростью пражского раввина и впоследствии нередко беседовал с ним. Кроме того, р. Иегуда подружился со многими учёными, жившими при дворе. Особенно близко он сошёлся со знаменитым астрономом Тихо Браге. С 1592 г. до 1597 г. снова стал главным раввином Познани, а с 1597 года до конца жизни — главным раввином Праги.
Рабби Иегуда скончался в Праге и был погребён на местном еврейском кладбище. Его могила сохранилась и по сей день. А в еврейском квартале рабби Лёву, прославившему свой город, поставлен замечательный памятник. Синагога и могила Махараля на Старом еврейском кладбище в Праге до сих пор служат местом паломничества.
К надгробию бен Бецалеля приходят со всего мира, люди разных вер и национальностей. Бытует поверье о том, что если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек — это желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды люди записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый, желающий изменить судьбу, должен помнить, что прошения исполняются со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, а не к чему действительно стремилось сердце- другим многое дастся, но и многое отнимется- третьи осознают, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях.
(1512, Познань — 1609, Прага)
Таинственная Прага - город безумного императора Рудольфа, город великих алхимиков и магов, город каббалистов и ученых, с которым неразрывно связано имя рабби Йегуды Лейб Ливо Бен Бецалеля. Его полное имя было сокращено потомками до краткого и почтительного титула Махараль – «наставник». Автор десятков трудов, освещающих едва ли не все возможные области еврейского познания, – каббалист, философ, талмудист, ученый, создатель легендарного Голема, защитник евреев от преследований, наставник многих учеников и главный раввин трех стран – столь многоликим предстает перед нами великий мыслитель в XVI веке. Трудно найти в еврейской истории личность более разностороннюю, яркую и в то же время таинственную, чем Махараль из Праги.
Иегуда родился в 1512 году в городе Познани, в семье прославленных раввинов. Его дядя Яков был главным раввином Священной Римской империи. Согласно семейному преданию, р. Иегуда был потомком самого царя Давида.
Бецалель, отец Иегуды, дал своим детям хорошее еврейское образование. Поэтому все его сыновья стали известными раввинами.
В те времена у европейских евреев было принято называть детей двумя именами: ивритским и соответствующим ему идишским или немецким. Например, многих евреев звали Дов-Бер — т.е. «медведь» на иврите и идише, или Цви-Гирш, «олень». Иегуда тоже получил второе имя Лёв, от немецкого Lowe (Лёв) — поскольку Лев был символом колена Иегуды, из которого, по преданию, происходит род Бецалелей.
Повзрослев, р. Иегуда задумался о женитьбе. Его невестой стала девушка по имени Перла, дочь богатого торговца Шмуэля Рейха. Незадолго до свадьбы он неожиданно разорился и не смог выплатить обещанного приданого. Это было законным поводом для разрыва помолвки. Однако р. Иегуда согласился подождать, пока Шмуэль поправит свои дела. И действительно, в скором времени фортуна переменилась, и тот вновь разбогател. После чего р. Лёв женился на Перле.
С 1553 г. по 1573 г. был окружным раввином в Моравии, затем переехал в Прагу, где основал иешиву и общество изучения Мишны. Когда в 1584 году скончался главный раввин Праги, Махараль стал одним из кандидатов на эту должность. Однако в последний момент был выбран другой человек. Возможно, это произошло из-за того, что Махараль нередко обличал городских богачей, которые притесняли бедняков, мало платили наёмным работникам и неравномерно распределяли бремя налогов.
В 1584-88 гг. был главным раввином Познани. Лишь в 1588 г. вернулся в Прагу и был приглашён возглавить общину Праги, где оставался до 1592 г. В те времена этот город был одним из интеллектуальных и культурных центров Европы. Здесь находилась резиденция императора Священной Римской империи Рудольфа II, известного покровителя наук и искусств.
Согласно легенде, Махараль, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее во время военного парада он остановил внезапно взбесившегося коня императора. Одним словом. после этих событий он стал личным другом императора. Император был поражён мудростью пражского раввина и впоследствии нередко беседовал с ним. Кроме того, р. Иегуда подружился со многими учёными, жившими при дворе. Особенно близко он сошёлся со знаменитым астрономом Тихо Браге. С 1592 г. до 1597 г. снова стал главным раввином Познани, а с 1597 года до конца жизни — главным раввином Праги.
Рабби Иегуда скончался в Праге и был погребён на местном еврейском кладбище. Его могила сохранилась и по сей день. А в еврейском квартале рабби Лёву, прославившему свой город, поставлен замечательный памятник. Синагога и могила Махараля на Старом еврейском кладбище в Праге до сих пор служат местом паломничества.
К надгробию бен Бецалеля приходят со всего мира, люди разных вер и национальностей. Бытует поверье о том, что если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек — это желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды люди записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый, желающий изменить судьбу, должен помнить, что прошения исполняются со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, а не к чему действительно стремилось сердце- другим многое дастся, но и многое отнимется- третьи осознают, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях.