Камни-талисманы в истории

Magnet De lotus

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:104
Реакции:0
Баллы:0
Примеры из истории являются пусть косвенным, но все-таки подтверждением того, как правильно выбранный талисман может помочь своему владельцу. Александр Македонский никогда не расставался с перстнем со вставкой из гематита. Недруги полководца были уверены, что именно этот чудесный камень «виновен» в военных успехах Македонского. Как гласит предание, враги неоднократно посылали к Александру красивых женщин, надеясь, что полководец попадет под их чары, потеряет бдительность и позволит одной из них украсть его талисман. Однако все эти девушки были убиты при попытках снять перстень с пальца полководца.

Тамерлан тоже имел свой талисман, не раз выручавший его. Легенда гласит: великий завоеватель пользовался перстнем с нефритом, чтобы определить направление нового похода своей армии. Воины шли в ту сторону, куда сверкал нефрит на поднятом вверх пальце Тамерлана.

Есть сведения, что Михаил Булгаков создавал литературные шедевры, получив вдохновение от своего талисмана – синего сапфира. Говорили, что Шаляпин считал перстень с бриллиантом главным защитником своего сказочного голоса.

Вероятно, всем этим известным личностям посчастливилось иметь в качестве талисмана подходящий для себя камень. Как утверждают астрологи, специалисты по оккультным наукам и ювелиры, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии. В пример обычно приводятся печальные судьбы поэтов Пушкина и Байрона, которые носили талисман с сердоликом, не подходящим им ни по знаку зодиака, ни по характеру. Кроме того, судьба камня, вставленного в кольцо Пушкина, была неизвестна, а ведь еще с древности люди знали, что в качестве амулета и оберега нужно использовать «чистый» камень.
 

Magnet De lotus

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:104
Реакции:0
Баллы:0
Небезразличны камни и к полу своего владельца. «Женские камни» имеют слабый блеск и холодные оттенки, они несчастливы на руке мужчины, а «мужские» камни - ярких, теплых тонов, несчастливы на руке женщины. Эти обратные связи тоже нужно учитывать при выборе оберега, чтобы не было отрицательного воздействия на владельца драгоценностей.
 

Magnet De lotus

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:104
Реакции:0
Баллы:0
Одной из прекраснейших женщин, оставившей свой незабываемый след в истории, была египетская царица Клеопатра. Для усиления своей привлекательности она использовала необычайной красоты драгоценности, при этом проявляя большую осмотрительность в их выборе. Для придания своим волосам блеска, жизнеспособности и молодости она украшала их самоцветами, которые окружали ее голову радужным сверканием.
Ее драгоценности были выбраны так, что не только подчеркивали ее внешнюю красоту, но и отражали внутреннее совершенство и здоровье египетской царицы.

Утверждают, что прекрасная Клеопатра начинала день с длительного купания в бассейне, выложенном кварцем и наполненном молоком ослиц.
Для сохранения упругости тела и хорошего состояния кожи служанки массировали тело прекрасной царицы рубинами, гранатами, кораллами и перламутром, а розовым кварцем разглаживали морщины, улучшая цвет лица и качество кожи.
Перед тем, как состязаться в остроумии с Марком Антонием, она держала под языком изумруд. В зависимости от астрологических предсказаний на тот или иной день она выбирала цвет своих одежд, окружающих вещей, а также драгоценные камни. Ее платье, роскошно украшенное топазами, перидотами, кристаллами кварца и сердоликами, подпоясанное искусно сделанным поясом из гематита, прекрасно облегало ее стройную фигуру. С глазами, подведенными малахитовой и сапфировой красками, она пила вино из кубка, усыпанного аквамаринами, использовала магические кристаллы для предсказаний будущего и действовала сообразно этим предсказаниям.
 

Magnet De lotus

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:104
Реакции:0
Баллы:0
Стоит упомянуть о самом прекраснейшем и излюбленном самоцвете многих народов-изумруде.С доисторических времён и по сею пору этот драгоценнейший камень сохраняет выдающееся положение на рынке самоцветов,особенно на Востоке.Он неоднократно упоминается и в Священном Писании и входит в число библейских камней на ризе первосвященника Аарона и находится в 4 основании Небесного Иерусалима.Особенно ценился изумруд в Вавилоне и Древнем Египте,и судя по древнеегипетским папирусам известен человеку не менее 6,5 тысячелетий.В средние века в Европе им награждали победителей в соревнованиях бардов.Легенды гласят,что самоцвет покровительствовал Петрарке,Данте,Байрону.В доколумбовой Америке был культ поклонения изумруду.
Сочный зелёный его цвет ценился как выражение жизни,молодости,чистоты,ему приписывалась таинственная сила..оправленный в золото изумруд-это идеальный антидемонический амулет и один из самых могущественных талисманов,стимулирующий всё лучшее в человеке.Огромный изумруд из Дворца правосудия Теночтитлана величиной с ладонь служил у ацтеков для определения виновности подсудимого т.к. изумруду приписывали дар предвидения.В арабских легендах человеку, принявшему яд, давали два карата мелко истолченного изумруда с вином,молком,и он спасался.Изумруд помогает при медитации,поэтому,по индийским поверьям(v век),его нужно иметь обязательно при себе во время изучения Вед,священнослужения молитв,во время жертвоприношений и при подготовке к бою.
 

Азиза

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.802
Реакции:0
Баллы:0
Очень приятно было почитать, спасибо Magnet De lotus :cvet2:
 

ivilshadow

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:266
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:37
Адрес: Литва
Веб-сайт:vk.com
Благодарю за статью очен интересный материал :cvet5:
 

Magnet De lotus

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:104
Реакции:0
Баллы:0
История алмаза Хоупа

Когда камень привезли в 1668 году из Индии для Людовика XIV, король велел отдать его в огранку и подарил своей любовнице, мадам де Монтеспань. Алмаз стал известен как "французский голубой". Позднее его носила королева Мария Антуанетта.

После Великой Французской революции он был похищен и объявился лишь в 1830 году, когда его купил Генри Филлип Хоуп.

В 1906 году он из семьи Хоупов перешел в руки торговца драгоценными камнями Жака Село, жившего в Иране и покончившего с собой.

Затем алмаз купил русский князь Канитовский, который дал его своей французской любовнице, чтобы та надела камень на представление в "Фоли-Бержер". В середине действия, в котором она играла, князь застрелил ее, а через два дня и самого князя убили русские революционеры.

Следующий владелец камня, египтянин, утонул со всей своей семьей во время кораблекрушения у берегов Сингапура.

Торговец, впоследствии предложивший алмаз турецкому султану, разбился вместе с женой и ребенком, когда его автомобиль сорвался в пропасть. Султан подарил драгоценный камень своей любовнице, которую позже расстреляли во время военного мятежа. Султана сослали, а евнуха, отвечавшего за драгоценности, — повесили.

Затем алмаз Хоупа купил Картье и продал его семье Маклинов. Их восьмилетний сын попал под машину, а одна из дочерей и внучка умерли после приема слишком большой дозы снотворного. У Эдварда Маклина случилось нервное расстройство, и он закончил свою жизнь в психиатрической лечебнице.

Наконец, алмаз Хоупа купил Гарри Уинстон, торговец драгоценными камнями из Нью-Йорка, и подарил его Смитсоновскому институту в Вашингтоне. Теперь, как полагали, проклятие, лежащее на камне, потеряло силу. Тем не менее среди тысяч писем, в которых Гарри Уинстона благодарили за его дар, было одно, в котором его умоляли забрать алмаз назад. Страна раскалывается на куски с тех пор, как он попал в Смитсоновский институт, говорилось в письме.
 

Magnet De lotus

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:104
Реакции:0
Баллы:0
Драгоценные камни часто упоминаются в Священном Писании.

Так, царица Савская пришла в Иерусалим к царю Соломону с весьма большим богатством, великим множеством золота и драгоценными камнями
«И слуги Хирамовы, и слуги Соломоновы, которые привезли Соломону золото из Офира, привезли и красного дерева и драгоценных камней»
Храм Соломонов был обложен «дорогими камнями для красоты»
Таинственный Вавилон был украшен «золотом, и камнями драгоценными, и жемчугом»
Основания стены небесного Иерусалима украшены «всякими драгоценными камнями»

Драгоценные камни широко использовались в Палестине, им придавали большое значение, как и всяким камням, которые по своим качествам и свойствам считаются ценными даже для современных минералогов и ювелиров.

В Библии говорится, что наперсник Первосвященника, в котором он отправлял служение Иегове, был украшен драгоценными камнями. Здесь название «наперсник» означает особую одежду на груди Первосвященника, сшитую вместе с полотняной сумкой, где находились таинственные Урим и Туммим , с помощью которых Первосвященник разъяснял повеления Иеговы. Одевался наперсник поверх ефода из двух кусков дорогой материи, тканной из золота, виссона и шерсти пурпурного и красного цветов.
Кольца, цепи и другие украшения, прикреплявшие наперсник к ефоду, были сделаны из золота.
Сумка самого наперсника украшалась двенадцатью драгоценными камнями, помещенными в золотые оправы. На камнях были выгравированы названия двенадцати колен Израилевых.
Первосвященник должен был носить эти камни с именами колен сынов Израилевых для постоянного «памятования» о них перед Господом.
Наперсник назывался также «судный», потому что его носил Первосвященник — высокопоставленное лицо, которое должно было служить источником правды и суда для иудейского народа и решения которого всегда должны были быть справедливы и обязательны для иудеев. Первосвященник был также главою всех остальных священников Иудеи, и только он один мог представать перед лицом Бога.

Описание камней наперсника даны в той же ветхозаветной книге Исход.

Исход, глава 28:

17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд — это один ряд.

18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.

19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.

20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис- в золотых гнездах должны быть вставлены они.

21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу двенадцати имен сынов Израилевых, по именам их, на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Помимо этого описания (1500 г. до нашей эры), до нашего времени дошло еще четыре: в Септуа-гинте, греческом переводе Библии, сделанном в Александрии в первой половине III в. до нашей эры- в Вульгате, латинском переводе, сделанном святым Иеронимом примерно в 400 г.- и в двух книгах Иосифа Флавия: в книге «Иудейская война», написанной около 75 г. вскоре после разрушения Иерусалима, и в книге «Иудейские древности», написанной примерно в 93 г.

Хотя большинство камней, упомянутых в Библии, носят названия, которые употребляют и в наши дни, эти камни могут и не соответствовать современным названиям. Во многих случаях название переходило к камню, совершенно непохожему на предыдущий. Наперсник Первосвященника, захваченный римлянами после разрушения Иерусалима, исчез, и поскольку в легендах фигурируют разные наборы камней, то трудно определить их подлинные названия.

Еще один набор из двенадцати камней упоминается при описаний стен Небесного Иерусалима. Этот набор отличается от камней, украшавших наперсник Первосвященника: здесь вместо алмаза, карбункула, агата и оникса появляются хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт). Вот что мы читаем в Апокалипсисе (Откровения Иоанна Богослова) в главе 21:

19. Основания стены города украшены всякими Драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд.

20. Пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирил, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

21. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.

Существует интересная гипотеза Е. Лазарева, изложенная в журнале «Наука и религия», о связи камней Небесного Иерусалима, символизирующих двенадцать колен Израилевых, и зодиакального ряда. Лазарев приводит таблицу соответствия камней Первосвященника и камней из Откровения Иоанна Богослова, а также знаков Зодиака и камней из Изборника князя Святослава (1073 г.).

Сард — это коричневатая разновидность халцедона, но в Библии этим названием обозначали красный камень сердолик, или карнеол, тоже разновидность халцедона. Название «сард» происходит от латинской формы греческого слова «Сардис» — столицы Лидии в Малой Азии. Смарагд — это церковнославянское название изумруда. Вирилом, как известно, на Древней Руси называли современный берилл. Словом «яспис» здесь названа яшма. Лигур — загадочный камень. Кроме Ветхого Завета он упоминается у Иосифа Флавия в книгах «Иудейская война» и «Иудейские древности». В древнерусском Изборнике Святослава, где перечень драгоценных камней близок к ветхозаветному, на месте лигура стоит гиацинт. Предполагают, что лигур — это желтоватая разновидность циркона.

По предположению Е. Лазарева, куб Небесного Храма венчает двенадцатиступенчатую пирамиду. Ступени пирамиды и отмечены самоцветами Откровения.

Символом первой, ближайшей к Небесному Граду ступени является яспис, или яшма. В Откровении сказано, что стена Небесного Иерусалима «построена из ясписа» (Откр. 21:18), и само его сияние на небе «подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откр. 21:11). Иисуса Христа на небесном престоле в час Второго Пришествия Иоанн Богослов уподобляет яспису (Откр. 4:3). Напомним, что этот камень занимал третье место в четвертом ряду судного наперсника (Исход 28:20). Пророк Иезекииль упоминает о яспи-се в числе прочих драгоценностей печально известного города Тира.

Вторая (предпоследняя на пути к Небесному Иерусалиму) ступень в Откровении Иоанна Богослова отмечена сапфиром. «Настоящим» сапфиром называют «королевский сапфир» глубокосинего цвета. В Библии часто встречаются сравнения сапфира с небом: «И видели Бога Израилева- и под ногами его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как само небо, ясное» (Исход 24:10).

Считается, что сапфир дарует человеку верность и скромность, помогает молитвенному сосредоточению. Поэтому сапфир называют еще «камнем монахинь», который охлаждает страсти и хранит целомудрие.

Ступень третья — это халцедон, или халкидон (в древнем произношении). Этот камень упоминается только в одном месте (Откр. 21:19). В других частях Библии место халцедона занимает красный камень карбункул (по-латински — «уголек»). Возможно, карбункулом в древности называли рубин или гранат.

Четвертая ступень Небесного Храма — смарагд. Кроме того, на этот камень указывается при описании радуги, которая окружала престол Божий: «и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4:3).

Пятая ступень — сардоникс. Как известно, в древности ониксы не разделяли на разновидности. Так, например, у древних иудеев упоминается камень «яхалом», который соответствуют ониксу. Этот камень представляется как особое произведение земли Хавила (Бытие 2:12). Сардоникс употреблялся в древности для изготовления ефода и наперсника (Исход 25:7, 9). На двух таких камнях были вырезаны имена колен Израилевых (Исход 28:9, 12). Название его встречается у Иова (28:16) и у пророка Иезекииля (28:13).

Шестая ступень — сердолик. Греческое имя этого камня сардион происходит от названия города Сардис в Малой Азии. Благодаря своему яркому огненному цвету он часто используется как метафора славы и величия Бога.

Седьмая ступень — хризолит. На древнееврейском языке хризолит называли «таршиш». Так назывался город, известный в греческом варианте как Тартесс. Этот город упоминается в Библии, Ветхом Завете под названием Таршиш и располагается на юге Испании.

На восьмую ступень лестницы приходится вирил — принятая в церковнославянском языке форма названия берилла. Профессор Г. Г. Леммлейн установил, что древнееврейское слово «шохам», которое переводчики Ветхого Завета на греческий язык истолковывали как «берилл», первоначально именовало бирюзу. Этот камень известен и тем, что, по свидетельству пророка Иезекииля, он входил в число драгоценных камней из сокровищницы тирского царя (Иезекииль 28:13).

Ступень девятая — топаз. Греческое слово topadzos связывают с глаголом топали (topadzo) — «ставить на место» или «нащупывать», «догадываться». Он символизирует терпеливое перенесение различных тягот, которые верующие добровольно принимают на себя. Зодиакальный знак Рака, которому соответствует девятая ступень, отмечает тот рубеж в годичном круговороте, когда день идет на убыль и начинает погружаться в холод и темноту.

Десятая ступень — хризопраз. В древности хризопразом называли любой зеленый камень, так как главной характеристикой камней тогда считали их цвет. Слово хризопраз (или хризопрас) впервые появилось в греческом тексте Нового Завета.

Это слово может быть связано с именем Христа или христианством. Скорее всего, имя Христа ассоциировалось с представлением о золотом сиянии или золотистом камне: ведь на иконах одежды Христа часто покрывают золотыми полосками — символом света.

Одиннадцатая ступень — гиацинт (иакинф). Этот камень — первый в третьем ряду судного наперсника Первосвященника.

В православном месяцеслове упоминаются трое святых по имени Иакинф, погибших мученической смертью во II, III и IV вв. В церковнославянской традиции это имя переводят как «яхонт».

Аметист — двенадцатая ступень. В Новом Завете название этого камня встречается только однажды. В средние века считалось, что носить аметист достойны только люди высокой духовности. Даже после того, как они покидают мир земной, принадлежащий им аметист сохраняет силу их духа и впитывает дисгармоничные энергии других людей, когда они берут в руки этот камень.
 

Magnet De lotus

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:104
Реакции:0
Баллы:0
Принято считать, что только самым дорогим, королевским, таким, как алмазы или изумруды, камням порой сопутствуют захватывающие, запутанные, а иногда и трагические истории. Но диковинные события происходят и с обыкновенными, "рядовыми" камнями. Примером тому может служить необычная история аметиста, носящего имя "Герон Аллен".

Как и многие другие знаменитые камни, большой фиолетовый аметист "Герон Аллен" родом из Индии. До середины XIX века камень мирно хранился в одном из храмов индийского города Канпур. Пока в 1857 году не начался вооруженный мятеж индийских солдат против английских колонизаторов. Одной из главных причин
конфликта была откровенно грабительская политика Ост-Индийской Британской компании. Во время мятежа англичане взяли штурмом, перешедший на сторону восставших город. Всего за несколько дней в объятом анархией Канпуре было убито около десяти тысяч жителей.

Во время этих трагических событий аметист и оказался в руках британского кавалерийского полковника Уильяма Ферриса. Спустя некоторое время, по неизвестным причинам, полковника стали одна за одной преследовать крупные финансовые неприятности. Спустя несколько лет, не выдержав ударов судьбы, обанкротившийся Уильям Феррис тяжело заболел и вскоре умер.

Получивший камень в наследство, сын Ферриса почувствовал, что его как будто преследует злой рок. Надеясь избавиться от драгоценности, Феррис младший подарил аметист своему приятелю. Однако вскоре новый впаделец камня по непонятной причине застрелился. В своей предсмертной записке он просил вернуть аметист своему прежнему хозяину.

Феррису с трудом верилось, что злополучный камень снова находился в его руках. Проклиная полученный в наследство аметист и твердо решив на этот раз избавиться от него раз и навсегда, в 1890 году он передал его в Музей естественной истории. Так проклятый камень оказался у сотрудника музея Эдварда Герона Аллена.

Аллен был высокообразованным и всесторонне развитым человеком. Будучи юристом по образованию, он написал, переиздающуюся и в наши дни, монографию о секретах изготовления скрипок. Зная множество языков, переводил рубаи Омара Хайяма. Был в дружеских отношениях с Оскаром Уайльдом. На его счету множество исследований в области естествознания. Всё это делало Герона Аллена одним из виднейших британских ученых того времени.

Ничего не утаивая, Феррис честно рассказал Аллену об истории злополучного аметиста. Эдвард был ученым и считал себя невосприимчивым к любым суевериям и предрассудкам. Однако прошло немного времени и даже ему стало казаться, что, непонятным образом, камень своей негативной энергией оказывает влияние на его жизнь. Понимая, что эти ощущения могут быть просто самовнушением, Аллен все-таки сделал несколько попыток избавиться от злосчастного камня. Он несколько раз дарил аметист своим друзьям, но проходило немного времени и они, под разными предлогами, извиняясь, возвращали ему подарок обратно. Одна певица пожаловалась, что у неё совсем не стало голоса.

В конце концов Аллен, отчаявшись, выбросил аметист в один иэ лондонских каналов. Казалось, что теперь- то уж камень исчез в мутных водах канала навсегда.

Каким бы невероятным это не казалось, но спустя три месяца аметист был поднят на поверхность земснарядом, углублявшим дно. Чудом заметившие камень среди грязи и ила, рабочие отнесли его перекупщику. А тот, в свою очередь, отнес аметист, не куда-нибудь, а в отдел минералов Музея естественной истории. Где и передал его сотруднику музея Эдварду Герону Аллену.

В глазах Аллена история с проклятым камнем приобретала все более зловещий, мистический оттенок. Опасаясь, к тому же за жизнь своих близких, Эдвард в отчаянии предпринял ещё одну попытку изолировать аметист. Совсем недавно неподвластный суевериям ученый, последовательно упаковав камень в семь(!) коробок, отдал его на хранение в банк, распорядившись вскрыть пакет через три года после его смерти.

Эдвард Герон Аллен умер в 1943 году. Через несколько лет его дочь вернула аметист в Музей естественной истории. Вместе с камнем она передала и записку отца, с предостережением не брать в руки "злополучный камень, обагренный кровью" и советом новому владельцу забросить его подальше в море.

Но наследники камня не последовали его совету. Сейчас аметист "Герон Аллен" выставлен в экспозиции музея, а экскурсоводам доставляет удовольствие рассказывать о его истории. В пояснительной этикетке к аметисту камень совершенно официально назван "трижды проклятым". А внук Эдварда Герона Аллена - бывший морской офицер Айвор Джонс наотрез отказывается брать в руки бывшую семейную реликвию.
 

Мара1

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:73
Реакции:0
Баллы:0
Можно тут упомянуть о кольцах с камнями,талисманов Пушкина.
О перстнях Пушкина еще при его жизни ходили легенды, после смерти поэта значение колец обрело почти мистический смысл.

Перстень-талисман, которым Пушкин дорожил и не расставался до конца жизни, представлял собой крупное золотое кольцо витой формы с большим сердоликом-интальо и вырезанной на нем надписью. Судя по отпечаткам, в кольцо был вставлен восьмиугольный камень.
Пушкину он был подарен Е.К.Воронцовой в Одессе, перед отъездом в ссылку в Михайловское в 1824 году. С этим событием и перстнем связано одно из самых замечательных стихотворений поэта "Талисман", написанное в 1827 году. Там есть такие строки:

"...Там волшебница ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
"Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан...".

А.С.Пушкин искренне верил в чудодейственную силу камня. По свидетельству первого из пушкинских биграфов П.В.Анненкова поэт "...соединял даже талант свой с участью перстня, испещренного какими-то кабалистическими знаками и бережно хранимого им."

Перед смертью поэт подарил это кольцо Жуковскому. Тот был так очарован перстнем и вырезанными на камне таинственными знаками, что носил его постоянно на среднем пальце правой руки рядом с обручальным кольцом.Он говорил, что Пушкин и жена занимают равное место в его сердце. В одном из писем С.М. Соковкину в 1837 г. Жуковский сделал приписку: "Печать моя есть так называмый талисман- подпись арабская, что значит не знаю. Это Пушкина Перстень, им воспетый и снятый мной с мертвой руки его"
Сын Жуковского подарил этот перстень И.С.Тургеневу. Позднее Тургенев говорил: "Я очень горжусь обладанием пушкинского перстня и придаю ему, так же как и Пушкин, большое значение. После моей смерти я бы желал, чтобы перстень был передан графу Л.Н.Толстому, когда настанет час, граф передал этот перстень по своему выбору, достойному последователю пушкинских традиций между новейшими писателями" (Письмо русского вице-консула в Долмации В.Б.Пассека, напечатанное в газете "Новое время" 8 марта 1887 г.)

После смерти Тургенева Полина Виардо передала перстень поэта Пушкинскому музею Александровского лицея.

Из музея перстень был украден. Остались только отпечатки камня на воске и сургуче. По отпечаткам можно сказать, что в кольцо был вставлен восьмиугольный камень-интальо, с надписью на древнееврейском языке. Пушкин, очевидно не знал, что означает надпись на камне, где "...слова святые начертила на нем безвестная рука". Позднее надпись расшифровали. Она гласила следующее: "Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память". Это был старинный поминальный перстень-печатка. Скорее всего его изготовили крымские евреи караимы в городе Чуфут-Кале. Один такой перстень графиня и подарила поэту в день прощания.

С этим же перстнем, подаренным поэту Воронцовой, многие пушкинисты связывают и стихотворение "Храни меня мой талисман". Но у Пушкина был и другой перстень - с изумрудом, который поэт также носил постоянно и тоже называл талисманом. Сравнивая эти два стихотворения и события, которые предшествовали их написанию, некоторые исследователи пришли к выводу, что стихотворение "Храни меня мой талисман" поэт посвятил изумруду.

Неизвестно, когда у Пушкина появился золотой перстень с изумрудом квадратной формы. Долгое время после смерти поэта он хранился у наследников врача и писателя В.И.Даля. "Мне достался от вдовы Пушкина, - пишет Даль в своих воспоминаниях - дорогой подарок, перстень с изумрудом, который он всегда носил с собой и называл - не знаю почему - талисманом". в письме В.Ф.Одоевскому 5 апреля 1837 года он пишет: "Перстень Пушкина, который звал он - не знаю почему - талисманом, для меня теперь настоящий талисман. Вам это могу сказать. Вы меня поймете. как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное" (Пушкин в неизданной переписке современников, - М., АН СССР. 1952, Т.58, С.145).

На московскую юбилейную выставку 1880 года перстень был доставлен дочерью Даля. Затем он находился у президента Императорской АН великого князя Константина Константиновича и был им завещан Академии В 1915 году перстень поступил в Пушкинский дом. В настоящее время кольцо с изумрудом хранится в фондах Музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12. В 1827 году, будучи в Москве, поэт позировал художнику Тропинину, которым был написан его портрет в домашнем халате. На большом пальце правой руки А.С.Пушкина, лежащей на столике поверх пачки белой бумаги, виден перстень с зеленым камнем, напоминающим изумруд. На указательном пальце той же руки изображено кольцо витой формы, очень напоминающее перстень с сердоликом, подаренный поэту Воронцовой. Только камень с надписью повернут в противоположную сторону.

У Пушкина было несколько колец с самоцветными камнями, которым поэт придавал магическое значение.

Одно из них - тонкое золотое кольцо со скромным слабоокрашенным сердоликом. На камне вырезаны три амура, садящиеся в ладью. В 1915 году внук княгини Волконской передал эту реликвию в Пушкинский дом. К кольцу прилагалась записка внучки Волконской: "Прошу Вас принять и передать в дар Пушкинскому Дому Императорской Академии Наук прилагаемое кольцо, принадлежавшее А.С.Пушкину. Оно было положено в лотерею, розыгранную в доме Н.Н.Раевского и выиграно бабушкой моей - Марией Николаевной - женой декабриста и подарено мне моим отцом Князем Сер. Волконским, когда я окончила гимназию... в 1880 г."

Как великую драгоценность носила это кольцо М.Н.Волконская во время пребывания в Сибири, а перед смертью передала сыну.

Было у Пушкина и еще одно кольцо - с бирюзой, подарок П.В.Нащокина. Незадолго до смерти поэт подарил кольцо Данзасу, лицейному товарищу, будущему секунданту на дуэли. По свидетельству Нащокиной, Пушкин протянул его Данзасу и сказал: "Возьми и носи это кольцо. Это талисман от насильственной смерти". К великому огорчению Данзаса кольцо с бирюзой было им утеряно.

Был у Пушкина золотой браслет, со вставленной в него, по мнению поэта, бирюзой. В письме к В.П.Зубкову в 1826 году Пушкин пишет: "Я дорожу моей бирюзой, как она ни гнусна" (Пушкин. Т.13. С.563). Позднее выяснилось, что это была не бирюза, а зеленая яшма. В пору увлечения Пушкиным Екатериной Ушаковой, он подарил ей этот браслет. Жених Ушаковой в пылу ревности его сломал. Но ее отец уже после смерти Пушкина велел вырезать на другой стороне камня инициалы поэта и вставить в кольцо. Дальнейшие следы камня затерялись.

Сохранилась палка орехового дерева с аметистовым набалдашником, которая после смерти А.С.Пушкина была подарена его родными доктору И.Т.Спасскому. Тонкая красивая палка с золотым ободком в месте соединения дерева с аметистом была в числе других вещей на выставке 1880 года в Санкт-Петербурге. Сейчас она хранится в квартире-музее А.С.Пушкина.

Известны лишь несколько камней, которые Пушкин называл талисманами. Возможно, их было гораздо больше.
 

Personalize

Сверху Снизу