Коаны

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Коаны (Гуанъани) - это короткие истории, как правило, содержащие в себе некоторый (часто неявный) вопрос или описывающие Просветление (не путать с Пробуждением). Коаны сами по себе таковы, что понять их и/или ответить на их вопрос невозможно при помощи простого логического рассуждения.

Это одно из самых удивительных изобретений человечества. Они были изобретены где-то в середине первого тысячелетия в Китае, и честь изобретения принадлежит чань-Буддистским монахам, а точнее патриархам. Сейчас чань-буддизм больше известен под его японским названием-эквивалентом «дзэн-буддизм». Если охарактеризовать его в двух словах, то можно сказать, что это один из способов преодоления дуализма и соединения с Первоисточником.
Но нас сейчас больше интересуют коаны, чем сам дзен-буддизм, тем более что никто так и не смог толком описать его, объяснить, что это за учение. И это правда. Как можно описать, что такое истинная реальность? Слова и интеллект бессильны, ее можно только переживать.

Коаны были созданы для того, чтобы проникнуть за слова и разделяющий ум и соприкоснуться с непосредственным переживанием реальности, то есть с самой реальностью. Таким образом, можно утверждать, что коаны — это средство, с помощью которого вы преодолеваете иллюзорную природу ума и знакомитесь с состоянием «не-ум», состоянием, когда ум перестает генерировать мысли и замолкает.

Чем так интересны коаны? Существует несколько видов коанов, но некоторые из них очень напоминают дуальные пары и двойные узлы. Чань-буддизм вытекает из буддизма, а буддизму уже около двух с половиной тысяч лет. Следовательно, решая дуальные пары и двойные узлы, вы будете идти по пути древних, а эти пути опробованы и доказали свою эффективность. Практически все, что известно на данный момент в психологии, давным-давно было открыто буддийскими практиками, а новейшие открытия только подтверждают их правоту относительно сути протекающих в человеке процессов. Решая коаны, вы одновременно будете решать задачи, стоящие перед вами.

Давайте рассмотрим несколько коанов, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Однажды один человек встретил в поле тигра. Он побежал, тигр — за ним. Добежав до края обрыва, человек прыгнул вниз и, зацепившись за виноградную лозу, повис. Подняв голову, он увидел преследовавшего его тигра, который смотрел на него, обнюхивая лозу, на которой человек висел. Посмотрев вниз, он тоже увидел тигра, который поджидал, когда человек упадет. Тут появились две мыши, черная и белая, которые начали грызть корни лозы. Так человек висел, глядя то вверх, то вниз, то на мышей и дрожа от страха за свою жизнь. Вдруг он увидел рядом с собой сочную, спелую землянику. Держась одной рукой за лозу, он протянул другую к землянике, сорвал ягоду и съел. Ах, как она была вкусна!
Данный коан имеет дело с парой «жизнь — смерть». Ясно, что никакие слова не смогут передать переживаний, которые испытал тот человек. Вы будете только удаляться от истинного смысла. Если вы сможете пережить то же, вы решите эту дуальную пару. У этого коана, как, впрочем, и у любого другого, есть и другие уровни, которые вы, если захотите, найдете.

Другая история на тему, как спокойно принимать то, что с вами происходит, как доверять себе и процессу жизни:

Жил-был Мастер Дзен, который славился праведной жизнью. Рядом жила одна семья, в которой была красивая дочь. Однажды родители узнали, что она беременна. Они очень рассердились этому и принудили дочь сказать, кто это сделал. Она указала на Мастера Дзен.
Кипя от ярости, они устремились к нему. Когда они выложили ему все факты, он только сказал: «Неужели?» Когда родился ребенок, они принесли его к Мастеру Дзен. Ни слова не говоря, он начал ухаживать за мальчиком, кормить и растить. Все необходимое он брал у этих же соседей, которые держали продуктовую лавку.
Через год юная мать не выдержала разлуки с ребенком и созналась родителям, что отцом мальчика был другой человек. Родители побежали к Мастеру и, умоляя простить их, попросили вернуть ребенка. «Неужели?» — ответил он и отдал дитя.

Еще одна история о том, как ум может морочить нам голову и строить иллюзии. Напоминаю, что коаны имеют несколько уровней понимания.

У одного мужчины умерла жена. Умирая, она строго-настрого приказала ему не жениться и всегда хранить ей верность. Потосковав некоторое время, он все-таки нашел себе женщину, на которой спустя некоторое время решил жениться. Но после каждой встречи с ней ему являлась умершая жена в виде привидения и в точности пересказывала то, о чем он говорил с этой женщиной и что дарил. В конце концов, человек так измучился, что решил оставить все мысли о женитьбе, но тут соседи посоветовали ему обратиться к Мастеру Дзен, который жил неподалеку.
Когда человек рассказал ему о своей жене, которая стала привидением и преследует его, Мастер Дзен восхитился тем, какое это умное и знающее привидение, и даже посоветовал мужчине гордиться им. А еще он посоветовал договориться с привидением — пусть оно ответит на один вопрос, и человек расторгнет помолвку, навсегда оставшись вдовцом.
Мастер посоветовал, чтобы в следующий раз, когда оно явится, мужчина взял горсть бобов и спросил, сколько в его руке бобов. «Если привидение — плод твоего воображения, оно сразу исчезнет», — сказал он.
После визита к Мастеру ночью к человеку опять пришла умершая жена. Он поговорил с ней, похвалил за всезнание, а потом спросил, сколько у него в руке бобов. Не ответив, привидение исчезло.

Таких историй множество. Медитируя над ними, вы сможете многое понять о себе, об уме и природе окружающего мира. Когда вы будете это делать, не позволяйте мыслям и словам определять то, с чем вы имеете дело. Просто смотрите и переживайте, вот и все.

Существуют и другие коаны, целью которых является заклинить ум, чтобы он не мог породить ни одной мысли. Если же мысль или определение все-таки появляется, ее безжалостно выбрасывают, потому что она есть ложь. Например:

Вы знаете, что такое хлопок двумя руками. Что такое хлопок одной рукой?

Все вещи возвращаются к Единому, куда возвращается Единое?

Когда вы не думаете о том, что плохо, о том, что хорошо, где ваш ум находится тогда?

В последнем коане речь идет о том, что каждая наша мысль дуальна, она несет в себе либо оценку «плохо», либо оценку «хорошо». Вы всегда думаете в терминах «плохо» или «хорошо», выигрыша или проигрыша. Итак:
Когда вы не думаете о том, что плохо, о том, что хорошо, где ваш ум находится тогда?
Этот же коан может звучать по-другому:
Когда вы не думаете ни о Добре и ни о Зле, где ваш ум находится тогда?

Обратите внимание на то, как ваш ум начинает заклиниваться и пытается породить мысли, чтобы объяснить то, о чем он не имеет ни малейшего понятия, — я имею в виду логический ум. Он начинает напрягаться и искать выхода. Часто, практически всегда, он все-таки выбирает какое-то понятие, которое, по его мнению, лучше всего подходит в качестве решения коана и на этом успокаивается, то есть вы успокаиваетесь. Не дурачьте себя и продолжайте поиски невербального решения. Мой учитель часто говорил мне:
«Не прикладывай того, что знаешь, к тому, чего не знаешь».

А вот коаны, которые, по моему мнению, начисто лишают ум способности рождать мысли, заклинивая его намертво:

Если у тебя есть посох, я тебе дам посох- если у тебя нет посоха, я у тебя отберу посох.

Великий квадрат не имеет углов.

Откуда приходит мысль, и куда она уходит?

Что такое промежуток между мыслями?

У этих коанов, конечно же, есть решение, и вы найдете его, если постараетесь. Таким образом, вы познакомитесь с состоянием «не-ум». Как говорили древние Мастера: «Будьте подобны мыши, попавшей в гроб. Она не кидается с одного места на другое- она грызет дыру в одном месте, пока не выберется наружу».

Еще они говорили: «Прилепи сомнение ко лбу и так иди с ним», — подразумевая, что бы вы ни видели, какой бы ответ ни получили, подвергайте его сомнению. Тогда вы будете разрушать все мысли, которые могут прийти в качестве объяснения или решения. Тогда вы постепенно будете продвигаться к настоящему решению, решению без слов.

(С просторов сети)
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Открой свою сокровищницу

Дайдзю навестил учителя Басо в Китае. Басо спросил: "Чего ты ищешь?" "Просветления,"- ответил Дайдзю. "У тебя есть собственная сокровищница. Почему ты ищешь на стороне?"- спросил Басо. Дайжу спросил: "Где же моя сокровищница?" Басо ответил: "То, что ты спрашиваешь, и есть твоя сокровищница." Дайдзю обрел просветление. Позже он всегда твердил своим друзьям: "Открой свою собственную сокровищницу и черпай сокровища оттуда".
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Вор, ставший учеником

Однажды вечером, когда Ситиро Кодзюн читал сутры, вошел вор с острым мечом и стал требовать или деньги, или жизнь. Ситиро сказал ему:"Не мешай мне, можешь взять немного денег в этом ящике." И он продолжал свое чтение. Через некоторое время он остановился и сказал:"Не забирай все. Мне нужно немного денег, чтобы заплатить завтра налоги". Незваный гость забрал большую часть денег и собрался уходить. "Когда тебе делают подарок, надо благодарить добавил Ситиро. Человек поблагодарил и ушел. Через несколько дней его поймали, и среди других, он сознался в преступлении против Ситиро. Когда Ситиро позвали как свидетеля, он сказал:"Этот человек не вор, по крайней мере в отношении меня. Я дал ему денег, и он поблагодарил меня за них". После того, как закончился тюремный срок, человек пришел к Ситиро и стал его учеником.
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Твой свет может померкнуть

Студент, изучающий Тендай, философскую школу Буддизма, пришел к дзенскому учителю Гадзану, чтобы стать его учеником. Когда через несколько лет он собрался уходить, Гаднзан предостерег его: "Умозрительное изучение-истины полезно лишь как путь собирания материала для проповеди. Но помни, твой свет истины может померкнуть".
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Настоящие друзья

Давным-давно в Китае жили два друга, один из них искусно играл на арфе, другой - искусно слушал. Когда первый играл и пел о горах, второй говорил: "Я вижу горы перед нами." Когда первый играл о воде, слушатель восклицал:"Я вижу бегущий поток." Но вот второй заболел и умер. Первый из друзей перерезал струны своей арфы и никогда больше не прикасался к ней.

С этого времени обычай перерезать струны арфы является знаком настоящей дружбы.
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Молчащий храм

Сёнти был одноглазым учителем Дзен, воодушевленным просветлением. Он учил своих учеников в храме Тофуку. День и ночь весь храм был погружен в молчание. Не слышно было ни звука. Даже чтение сутр было упразднено учителем. Его ученики не занимались ничем, кроме медитации. Когда мастер умер, старые соседи услышали звонки, чтение сутр. Они сразу поняли, что Сёнти умер.
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Голос счастья

Когда Банкей умер, один слепец, живший рядом с храмом учителя, рассказывал своему другу:"Из-за того, что я слеп, я не могу наблюдать за лицом человека, поэтому я сужу о его характере по звуку его голоса. Обычно, когда я слышу, как кто-то поздравляет другого с его успехами или счастьем, я слышу также тайный голос зависти. Когда выражается соболезнование о несчастье другого, я слышу удовольствие и удовлетворение, как будто соболезнующий на самом деле доволен, будто в своем собственном мире он остается в выигрыше. Однако, несмотря на весь мой опыт, в голосе Банкея я слышал одну только искренность. Когда он выражал счастье, я не слышал в его голосе ничего, кроме счастья- когда он выражал печаль - единственное, что я слышал, была печаль".
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Дающий должен быть благодарен

Когда Сейсецу был учителем Энкаку в Камакура, он потребовал большое помещение, так как то, в котором он преподавал, было переполнено. Умедзу Сейбей, купец из Эдо, решил пожертвовать 500 кусков золота, называемых рё, на строительство более просторной школы. Эти деньги он принес учителю.

Сейсетсу сказал: "Хорошо, я возьму их."
Умедзу отдал Сейсецу сумку с золотом, но остался недоволен отношением учителя.

Один человек на три рё может прожить целый год, а его даже не поблагодарили за 500 рё!

"В этой сумке 500 рё,"- как бы невзначай сказал Умедзу.

"Ты мне уже сказал,"- ответил Сейсецу.

"Хоть я и богач, но 500 рё для меня большие деньги,"- снова заговорил Умедзу.

"Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них?"- спросил Сейсетсу.

"Ты должен это сделать,"- ответил Умедзу.

"Почему должен я?"- спросил Сейсецу.- Дающий должен благодарить."
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Время умереть

Иккю, дзенский мастер, был очень умен, даже когда был еще мальчиком. У его учителя была драгоценная чаша для чая, редкая антикварная вещь. Случилось так, что Иккю разбил эту чашу и очень растерялся. Услышав шаги учителя, он спрятал осколки чашки за спину. Когда мастер вошел, Иккю спросил:"Почему люди умирают?" "Это естественно,- объяснил старик.- Все должно умереть, и особенно то, что уже долго жило."

Иккью, показывая разбитую вдребезги чашку, добавил: "Вашей чашке настало время умереть."
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Император по имени Акбар

В средние века в Индии жил император по имени Акбар. При себе он всегда держал человека, который вел учет его врагам. Акбар любил вызывать его к себе и интересоваться, не появилось ли у него нового могущественного врага, и если новых врагов не прибавилось, он очень огорчался.
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Ответ мертвеца

Когда Мамийя, который позже стал известным проповедником, пришел к учителю, чтобы учиться, учитель попросил его объяснить, что такое хлопок одной ладони. Мамийя стал концентрироваться на вопросе, что же такое хлопок одной ладони? "Ты трудишься недостаточно усердно,- сказал ему учитель.- Ты слишком привязан к пище, благосостоянию, вещам и всему такому. Лучше бы ты умер, это решило бы проблему." Когда Мамийя в следующий раз появился перед учителем, тот снова попросил показать, что такое хлопок одной ладони. Мамийя сразу упал на землю, как мертвый. "Ты умер очень хорошо,- сказал учитель, глядя на него.- Только что же с хлопком?" "Я еще не решил эту задачу,"- ответил Мамийя, глядя на учителя снизу. "Мертвецы не разговаривают,- сказал учитель,- убирайся!"
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Последняя воля и завещание

Иккю, знаменитый дзенский учитель эры Асикага, был сыном императора. Когда он был совсем молодым, его мать покинула дворец и ушла в храм изучать дзен. Тогда принц Иккю тоже стал студентом. Когда его мать умерла, она оставила ему письмо. Оно гласило:

К Иккю:

"Я закончила свое дело в этой жизни и теперь возвращаюсь в Вечность. Я хочу, чтобы ты стал хорошим учеником и реализовал свою природу Будды. Ты будешь знать, в аду ли я и всегда ли я с тобой или нет.

Если ты станешь человеком, осознавшим, что Будда и его последователь Бодхидхарма - его слуги, ты можешь закончить учиться и работать для человечества. Будда проповедовал 49 лет и за это время понял, что не нужно говорить ни слова. Ты должен знать, почему. Но если ты не знаешь, и все еще хочешь узнать, избегай бесполезного думанья.

Твоя мать.

не рожденная, не умершая.

Первое сентября.
Учение Будды было, главным образом, для просветления других. Если ты зависишь от любого из методов, ты - ничто, невежественное насекомое. Существует 80.000 книг по Буддизму, и если ты хочешь прочесть их все и до сих пор не видишь собственной природы, ты не поймешь даже это письмо. Это моя последняя воля и завещание."
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Самая ценная вещь в мире

Созана, китайского мастера Дзен, студент спросил:

"Что всего ценнее в мире?" Мастер ответил: "Голова мертвой кошки."

"Почему?"-снова спросил студент.

Созан ответил: "Потому что никто не сможет оценить ее."
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Нельзя украсть Луну

Рёнан, дзенский мастер, жил самой простой жизнью в маленькой хижине у подножья горы. Однажды вечером в хижину забрался вор и обнаружил, что там нечего украсть. Вернувшись, Рёнан застал у себя вора. "Ты прошел долгий путь, чтобы навестить меня,- сказал он бродяге,- и ты не должен вернуться с пустыми руками. Пожалуйста, возьми в подарок мою одежду." Вор был ошарашен. Он взял одежду и тихонько ушел. Рёнан сидел нагой, любуясь луной. "Бедный парень,- задумчиво сказал он.- Мне бы так хотелось подарить ему эту прекрасную Луну."
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Как учились молчать

Ученики школы Тендай учились медитации еще до того, как Дзен пришел в Японию. Четверо учеников близкие друзья, обещали друг другу хранить молчание. Первый день молчали. Их медитация началась благоприятно, но когда пришла ночь и керосиновые лампы стали совсем тусклыми, один из учеников не смог сдержаться и крикнул слуге: "Поправь эти лампы!" Второй ученик удивился, услышав, что первый заговорил. "Мы договорились не говорить ни слова,"- заметил он. "Вы, болваны, чего вы разговариваете?"- спросил третий. "Один я молчу,"- заключил четвертый.
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Три вида учеников


Дзенский мастер по имени Геттан жил в последней части эры Токугава. Он говорил: "Существует три вида учеников: те, кто передают Дзен другим, те, кто поддерживают храмы и святыни, а также существуют сумки для риса и вешалки для одежды."

Гадзан высказывал ту же мысль. Когда он учился у Текесуна, его учитель был очень суров. Иногда он даже бил учеников. Другие ученики не хотели переносить такое учение и уходили. Гадзан же остался,говоря: "Плохой ученик использует влияние учителя. Средний ученик восхищается добротой учителя. Хороший ученик растет сильным под давлением дисциплины учителя."
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
В мире грез

Каждый день в полдень наш учитель обычно дремал,- рассказывал ученик Сена Саку.- Мы, дети, спросили его, почему он так делает, и он ответил:"Я ухожу в страну грез, чтобы встретить там старых мудрецов, как это делал Конфуций." Когда Конфуций спал, он видел во сне древних мудрецов и позже рассказывал о них своим ученикам. "Однажды был очень жаркий день, так что некоторые из нас задремали. Наш учитель побранил нас. "Мы отправились в страну грез, чтобы встретиться с древними мудрецами, как это делал Конфуций,"- объяснили мы. "Что же вам сообщили мудрецы?"- требовательно спросил учитель. Один из нас ответил: "Мы ходили в страну грез и встретили мудрецов, мы спросили их, приходит ли сюда наш учитель каждый день в полдень, но они ответили, что никогда не видели такого человека."
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Хорошо и плохо

Когда Банкей проводил свои недели в медитации, с разных концов Японии собирались ученики, чтобы учиться у него. Во время одного из таких собраний поймали ученика-воришку. Об этом сообщили Банкею и попросили его прогнать преступника. Банкей не обратил на этот случай внимания. Позднее этого ученика снова поймали за таким же занятием, и снова Банкей не стал рассматривать дело. Это рассердило остальных учеников и они написали прошение, в котором просили удалить воришку, в противном случае они покинут его в полном составе. Когда Банкей прочел прошение, он собрал всех и сказал:"Вы - мудрые братья. Вы знаете, что хорошо, а что - плохо. Вы можете идти, куда хотите и учиться там. Но этот заблудший брат не может отличить хорошего от плохого. Кто же научит его, если не я? Он останется здесь, если даже вы все уйдете." Слезы потекли по лицу воришки. Все желание красть пропало.
 

Atanas

Active Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:34
Реакции:0
Баллы:0
Врата рая

Солдат по имени Нобусиге пришел к Хакуину и спросил: "Правда ли, что есть рай и ад?"

"Кто ты?"- спросил Хакуин.

"Я - самурай,"- ответил воин.

"Ты - солдат! - воскликнул Хакуин.- Что за начальник держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего."
Нобусиге так рассвирепел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин продолжал:

"У тебя есть меч! Но, наверное, он слишком туп, чтобы снести мне голову."
Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил:

"Тут открываются двери в ад."
При этих словах самурай, почувствовавший себя учеником мастера, вложил меч в ножны и поклонился.

"Здесь открываются врата рая,"- сказал Хакуин.
 

Крамольник

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:71
Реакции:0
Баллы:0
Здорово! Почитал и как рукой праздные мысли и беспокойства сняли.Очень благодарен автору -Atanas
 

Personalize

Сверху Снизу