Колдуны старообрядчества

Камелия

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:7.639
Реакции:7
Баллы:0
КОЛДУНЫ КАРЕЛЬСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ (по статье О.М.Фишман)

Ясновидцы и &quot-милостяшки&quot- предрекали смертный час каждого, уподобляясь старообрядческим колдунам и некоторым &quot-знающим&quot-.
Одушевление природных и космических сил, вера в их духов, в судьбу вызывали потребность в обращении к ним для оберегания человека, обеспечения благополучия, продолжения жизни , рода. У карелов существует нечеткость в различении функций добра и зла для разных представителей сверхъестественного мира, нечетким было и отношение к людям, вступавшим в силу своего особого &quot-знания&quot- в сношения с этим миром,что очень отчетливо прослеживается в оценке &quot-знающих&quot- , в делении колдунов на тех, кто умел насылать &quot-порчу&quot-, и тех, кто снимал ее.
Образ жизни колдунов, функциональные и эмблематические аспекты их поведения - демонстрация своей &quot-силы&quot-, отмеченности, непохожести на остальных означает высокий уровень осознания своей исключительности, принадлежности к &quot-чужому&quot- миру . Их контакты с нечистой силой были обязательны, и если уклонение приводило к наказанию - увечью, гибели, то выполнение, напротив, - к вознаграждению. Источником магических знаний колдуна является нерушимый сговор с теми или иными духами - &quot-хозяевами&quot- леса, озера, реки и т.п., достигаемый путем обмена его (колдуна) души на владение и подчинение нечистой силе, на дар заклятия и &quot-слово-знание&quot-. Колдуны, как носители иного начала были отделены от всех остальных членов общества как в жизни, так и в смерти. Особенно интересны в связи с этим весьма противоречивые и сложные представления и понятия о &quot-душе&quot- и &quot-духе&quot-. Собранный материал свидетельствует о том, что и архаическое и христианское сознание признает их бессмертными категориями, но в своеобразном преломлении. Архаическая модель бессмертия выражается в представлениях о потустороннем мире и населяющих его духах, о духе-двойнике человека, о духе-смертной силе 40, а также в культе предков - &quot-забудущих людей&quot- (т.е. бессмертие - для всех и каждого). Христианизированная модель предполагает &quot-бессмертие&quot- двоякого рода - для праведников и грешников, что определяется понятиями Страшного Суда, возмездия и наказания, рая и ада.

Колдун, отдавая или завещая свою душу нечистой силе (но не черту-дьяволу), не лишался своего духа-двойника, тем самым бессмертия не был лишен и он.
Душа (дух) колдуна (как и любого другого человека) уходит &quot-наверх&quot-. Смерть его всегда мучительна, в том случае, если он не осуществил передачу - не &quot-сдал чертей&quot- другому, чаще всего кому-то из родственников. В современной быличке об одном из местных колдунов сын по его просьбе поднимается на чердак дома и выбрасывает из окна сковородник с подвязанными к его концам &quot-коробушкой&quot- с чертями и веником, произнося особые слова, сказанные ему умирающим отцом. Поднявшийся вихрь (одна из ипостасей нечистой силы) подхватывает эти предметы, и колдун умирает .

Многочисленные рассказы о колдунах отличаются ярчайшими подробностями об их образе жизни. В первую очередь подчеркивается, что это люди вне Бога - не крестятся, не молятся, не ходят в часовню- смерть их обычно чрезвычайно тяжела, нередок и трагический уход из жизни- хоронят их отдельно (иногда и за оградой кладбища ). &quot-Помощники&quot-, выполняющие приказания колдуна, наделяют их и особой физической силой. Именно этим карелы объясняют особо подчеркиваемую деловую сноровку, &quot-спорость&quot- в крестьянском труде. Вот как рассказывают о колдунье, трагически погибшей в 1989 г. - &quot-ела на ходу, вставала рано, уже в 5 часов у нее печка топилась, ни у кого еще сено не убрано, а у нее уже стог стоит. &quot-Черти&quot- постоянно требовали работы, и если ее не оказывалось, то колдун просил их, к примеру, &quot-веревки из песка вить&quot- . Оказавшись без дела, &quot-черти&quot- набрасывались на своего хозяина.
Диапазон &quot-тайных&quot- знаний владельца чертей был разнообразен, отчасти индивидуален и основывался на особом &quot-видении&quot- чужого мира, умении распознавать его образы, знать его язык, правила и нормы поведения. Способности колдовать, чаровать, толковать сны, приметы, знамения, насылать порчу, &quot-навязывать чертей&quot-, оборачивать людей в животных, лишать их половой силы, вызывать неурожай, эпидемии, эпизоотии колдуны направляли не только во вред человеку, но и, нарушая границы дозволенного для верующих людей, им во благо: &quot-искали&quot- пропавших людей и скот- знали и давали пастухам заговоры - &quot-обходы&quot-, снимали сглаз, &quot-отводили&quot- людей, находили воров и заставляли возвращать украденное.

Самым известным карельским колдуном еще в недавнее время был Василий Иванов (ум. в 1963 г.), по прозвищу Мутя, Мутяшов . Никогда не крестился, не ходил на исповедь- не нуждаясь в помощи и заступничестве Бога на фразу &quot-Бог в помощь&quot-, всегда говорил: &quot-Положи здесь&quot-. Из многих рассказов о Муте видно, что он владел некими безобидными видами колдовства, направленными исключительно на собственное благополучие и достаток. У него &quot-водились черти&quot-, имевшие облик трех девок, помогавших ему в работе: &quot-все у него в руках горело, быстро работал&quot-. По просьбе дедко Мути, люди, оказавшиеся рядом с ним в поле или лесу, всегда предупреждали о своем появлении криком. Его &quot-чертихи&quot- не христианские черти-дьяволы- в их облике,скорее,прогладывают черты местных внехристианских -&quot-хозяев&quot- окружающего мира - леших, водяных, полевых, домовых. Он владел различными способами &quot-вызова&quot- и общения с нечистой силой - прежде всего &quot-диким&quot- языком - &quot-очень ругаться любил, материться&quot-. Используемое им так называемое ритуальное сквернословие, не рассматривалось односельчанами как что-то циничное, а, напротив, считалось допустимым для него. В.Иванову приходилось, как и всем другим колдунам, постоянно &quot-давать чертям работу&quot-, иначе те &quot-трепали его&quot-,&quot-он часто бывал битым&quot-. Каждое посещение бани становилось для Мути своего рода обрядом колдовской инициации — он всегда мылся один, мытье сопровождалось слышными по всей деревне руганью, шумом драки- несколько раз выходил он из бани не только битым, но и ошпаренным. Особенно уверенно чувствовал себя, видимо, в водной стихии. Известны несколько рассказов о том, как &quot-выручали&quot- его черти на озере. О способе вызывания &quot-чертих&quot- известно со слов очевидца, приезжего молодого человека, изъявившего желание &quot-перенять&quot- у него чертей: на челе печи колдун водил безымянным пальцем левой руки, смоченным в наговоренной воде, после чего, как бы появились плясавшие маленькие чертихи. Помимо этой попытки &quot-сдать&quot- чертей были и другие, особенно перед смертью, что ему и удалось, так как умер он легко. Подтверждением акта передачи чертей по наследству детям считают гибель его сына, которого нечистая сила &quot-задавила&quot-- колдовские способности двух его дочерей, одна из них могла &quot-развести любую семью&quot-, &quot-искала людей и скот&quot-, давала &quot-обходы&quot- пастухам, которые зарывали их в &quot-мурашевник&quot-. Как и отца, ее отличала ловкость и сноровистость в работе. Исключительной была и смерть колдуньи - ее заколола в хлеву корова, что объясняют однозначно: &quot-видно ока корове мохнатым (т.е. чертом) показалась.

Колдун, будучи вне правил и норм поведения старообрядческой общины - религиозных понятий &quot-чистоты&quot-, греха, души, рая и ада, не был вместе с тем и прямым слугой христианского дьявола, а, скорее, верным служителем низших демонов - покровителей конкретных природных сил, представителей мира предков. Тем самым колдуны сохраняли &quot-родовое&quot- архаичное сознание и отношение к &quot-иному&quot- миру, существование которого впрямую и не отвергалось православием, в связи с чем жизнь колдунов не порицалась, так как у них была своя судьба, не ими избранная и определенная.
Люди же всегда старались избегать колдунов, кроме того. страх, как и чувство &quot-неизвестного&quot- и как боязнь наказуемости (страха Божьего), присутствует у рядового члена общины при обращении к посредничеству колдуна. Но у колдуна проблемы страха и греха лежат в ином измерении. И если владелец чертей и подвергался осуждению и наказанию, то не за христианский грех служения нечистой силе, а за реальный вред, ущерб - т.е. преступление. Магические, регулятивные и социальные функции колдунов и знахарок в поддержании миропорядка не менее значимы, чем служение Богу и религиозное рвение &quot-отче&quot- и &quot-книжниц&quot-.
В слиянии &quot-старой веры&quot- и &quot-старой магии&quot- проявились универсальные возможности человеческого духа- нерасчлененностъ благочестия и греховности, &quot-доброго&quot- знания и &quot-злого&quot- очевидны для всей карельской культуры, что стереоскопично проявляется в образе жизни и поведении лидеров группы, владевших более глубоким, чем коллектив, пониманием сути явлений и связей.
 
Ю

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

Благодарю за хорошую статью,многое становится явным после ознакомления.Ждем продолжения!
 

Personalize

Сверху Снизу