КРАТКИЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:12
Баллы:38
АЗОТ
"Великий растворитель", магическое слово, составленное из знаков трех алфавитов (еврейского, латинского и греческого), из их общей первой буквы и разных последних. Это слово символизирует мировой синтез и служит девизом школы алхимиков.


АРНАЛЬДО ДЕ ВИЛАНОВА (Arnold Villanova)
Испанский маг, врачеватель и алхимик. Учился у арабов. В конце XIII в. был профессором медицины в Барселонском университете и придворным врачом Арагонского короля. Был отлучен от церкви испанскими иерархами как колдун и заклинатель духов, бежал из Испании и после долгих странствий нашел убежище в Авиньоне, у папы Климента V. Автор многих сочинений по медицине, алхимии, магии (собр. соч. Базель, 1585), труда "О печатях" (12 амулетов по знакам Зодиака).


БЕТГЕР (Bottger) Иоганн Фридрих
Немецкий алхимик. Основные труды связаны с поиском компонентов фарфоровой массы и их оптимального соотношения. Получил в 1705-07 ее первые образцы, на основе которых было организовано производство саксонского фарфора. В 1707 приготовил первый в Европе твердый белый фарфор, разработал технологию его производства и в 1710 организовал в Мейсене (Саксония) мануфактуру, выпускавшую всемирно известный мейсенский фарфор.


БРАГЕ, Тихо (Tycho Brahe)
Датский астроном и астролог. Построил обсерваторию с исключительно точными для того времени инструментами. Герм. имп. Рудольф II, алхимик и астролог, пригласил его в Прагу, где ассистентом Б. стал И. Кеплер. Оставил данные наблюдений за движением планет в течение многих лет (особ. Марса). Разрабатывал теорию аспектов. Не принял гелиоцентрическую систему Коперника и выработал свою, в которой планеты вращаются вокруг Солнца, но само Солнце вместе с ними вращается вокруг Земли.


БЭКОН Роджер
Английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Профессор в Оксфорде. Придавал большое значение математике и опыту - как научному эксперименту, так и внутреннему мистическому "озарению". Занимался оптикой, астрономией, алхимией- предвосхитил многие позднейшие открытия.


ГЕРМЕС
(греч., лат. Hermes) 1. Древнее аккадское божество, олицетворение сил природы- у греков - сын Зевса и нимфы Майи, вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, бог торговли и красноречия. См. Меркурий.
2. Гермес Трисмегист (греч. Trismegistos, "Трижды великий"): имя, данное греками Тоту (Дхути) древнеегипетскому богу мудрости и письма, отождествленному ими со своим богом Гермесом. Первоначально это (или подобное) имя носил некий маг и ученый эпохи додинастического Египта (середина III тыс. до н.э.), возможно, жрец культа лунного бога, позже сам объявленный богом. Центром лунного культа Гермеса-Тота был г. Гермополь. Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного знания, вернулись гностики. Климент Александрийский (III в. н.э.) считал его автором 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов" (De natura deorum), "Пимандр или о могуществе и мудрости Божией" (Poemander sive de potestate et sapientia Dei) и знаменитая "Изумрудная скрижаль" (Tabula smaragdina).


ГЕРМЕТИЗМ
1. Религиозно-философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (т. н. "Герметический корпус", 2-3 вв.). В расширительном смысле - комплекс оккультных наук (магия, астрология, алхимия). Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола), у К. Агриппы, Парацельса, повлияла на Дж. Бруно и И. Ньютона.
2. Учение, возникшее еще в древности как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, доступной пониманию лишь посвященным- назв. дано в эллинистическую эпоху по имени Гермеса Трисмегиста, счит. его основателем. Тогда же были сделаны первые попытки дать не только религиозное, но и философское его обоснование (гностики, стоики, псевдопифагоровы "Золотые стихи", т.н. герметическая литература). Спасение внутри нас, учили герметисты, оно доступно каждому, и достичь его можно, лишь познав себя. В Средние века получил свое дальнейшее развитие через иудейских и вост.-христианских мистиков у мусульман (суфизм), а после крестовых походов и в католич. Европе в виде оккультизма.


ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ
(они же оккультные и эзотерические): науки, изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям в других согласно принципу подобия: "То, что внизу, подобно тому, что наверху". Получили свое название по имени Гермеса Трисмегиста. Первоначально подразделялись на алхимию, астрологию и каббалу, позже в них были включены и другие.


ГОМУНКУЛУС
(лат . homunculus - человечек), по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты считали, что гомункулус - маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах.


ИЛЛЮМИНАТЫ (лат. "просветленные")
Название неск. религиозно-мистич. орденов XVI-XIX вв. в Европе. Чаще всего под ними понимают орден, осн. Адамом Вейсгауптом в 1776 г. в Ингольштадте (Бавария) как альтернатива или высшая ступень масонских обществ, занимавшихся "никому не нужной алхимией". Занятия магией и оккультными науками были для членов ордена запрещены. Организация ордена скорее напоминала иезуитскую. Члены общества делились на несколько разрядов, и только высшему из них открывалась его тайные цели: замена христианской религии деизмом и монархии - республикой. Эти цели, а также трения между руководителями ордена привели к тому, что в 1784 г. курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. В Pоссии были запрещены в 1786 г. и, после краткого возрождения при Павле I, в 1822 г.


КАЛИОСТРО (Cagliostro) Александр, граф ди (наст. имя Джузеппе Бальзамо, Balsamo)
Авантюрист итальянского происхождения. В молодости странствовал по Востоку (Греция, Египет, Персия и др.), где получил некоторые знания по алхимии, стал искусным иллюзионистом. Вернувшись в Европу, путешествовал по многим странам, в т. ч. по России, называя себя посвященным в тайны оккультизма. Объявлял себя масоном высокой ступени. В 1785-86 в Париже оказался причастным к грандиозному скандалу, известному как дело об "Ожерелье королевы" и сыгравшему большую роль в предреволюционной дискредитации королевской семьи- был заключен в Бастилию. В 1789 в Риме осужден судом инквизиции за ересь, колдовство, масонство, заключен в крепость, где и умер. Оставил записки, подлинность которых признается не всеми исследователями.


КУНPАТ, Генрих (Heynrich od. Henri Khunrath)
Великий немецкий герметик, алхимик и оккультист XVII в., автор сочинений по изучению Каббалы, последователь Парацельса. Учился медицине в Унив-те Базеля, позже практиковал в Гамбурге и Дрездене. Родоначальник "христианской каббалы": его взгляды во многом определили картину мира розенкрейцеров. Его главный труд, "Амфитеатр", был опубликован только после его смерти. Amphitheatrum Sapientiae Aeternae Solius Verae, Christiano Kabbalistidum Divino Magicum.

ЛИБАВИЙ (Libavius) Андреас
Немецкий химик и врач, представитель ятрохимии. Дал свод химических знаний 16 в. ("Алхимия"), описал получение серной кислоты и др.


ЛУЛЛИЙ, Pаймонд (Raimundus Lullus)
Францисканский монах, миссионер, поэт и алхимик. Происх. из знатной семьи, в молодости вел распутную жизнь при Арагонском дворе. Несчастная любовь изменила его взгляды на жизнь, он вступил в орден, изучил арабский и трижды ездил миссионером в Африку (Магриб). Был первым европейцем, познакомившимся с каббалой. 1332: алхим. путем добыл в Лондоне много золота для короля Эдуарда III. Pазработал философско-мистич. систему, которую назвал Ars Magna ("Великое искусство"). Легенды о нем ходили еще при жизни. После смерти один из учеников принял его имя, что еще больше способствовало их распространению. Под его именем распространялось более 300 сочинений.


МЕРКУPИЙ (лат. Mercurius)
1. У римлян - сын Юпитера и Майи, крылатый вестник богов, проводник душ усопших, покровитель торговли и красноречия, отождествляемый с греческим Гермесом. Греки, в свою очередь, отождествляли его с древнеегипетским Тотом, богом мудрости и письма, знатоком тайн магии и астрологии. В алхимии и совр. гомеопатии именем М. обозначают ртуть.
2. Первая, самая близкая к Солнцу планета солнечной системы. Знак - кадуцей. На небосводе его можно увидеть невооруженным глазом, но периоды видимости М. очень невелики, всего 15 - 18 часов за целый год. Это объясняется его малой элонгацией.


НЬЮТОН (Newton) Исаак
Английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, президент Лондонского королевского общества. Фундаментальные труды "Математические начала натуральной философии" (1687) и "Оптика" (1704). Разработал (независимо от Г. Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисления. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, развивал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам. Был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии. Известный алхимик, Ньютон занимался хронологией древних царств. Теологические труды посвятил толкованию библейских пророчеств (большей частью не опубликованы).


ПАНАЦЕЯ
1. У алхимиков - лекарство, якобы исцеляющее от всех болезней [по имени древнегреческой богини Панакии (Panakeia - всеисцеляющая)]
2. В переносном смысле - иронически - средство, избавляющее от всех зол, помогающее при решении всех проблем.


ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (наст . имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim)
Прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения. Родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. Одним из наставников Парацельса был Иоганн Тритемий, известный своими выступлениями в защиту "натуральной магии". Университетское образование Парацельс получил в итальянском городе Феррара, здесь же был удостоен степени доктора медицины.
С 1517 Парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену).
В 1526 приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 в результате конфликта с городскими властями Парацельс переехал в Кольмар.
В последующие годы Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 в замке Бератцхаузен он завершил работу над "Парагранумом" (1565).
После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней - трактат "Парамирум" (1562).
В 1533 он остановился в городе своего детства Виллахе, где написал "Лабиринт заблуждающихся медиков" (1553) и "Хронику Каринтии" (1575).
В последние годы жизни были созданы трактаты "Философия" (1564), "Потаенная философия" (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), "Великая астрономия" (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе - "Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах" (1566).
В 1541 Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа- здесь он вскоре и умер.
Сближая химию и медицину, Парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, а призвание алхимика находил не в добывании золота и серебра, но в изготовлении лекарств, дающих людям исцеление. Он учил, что живые организмы состоят из тех же веществ - ртути, серы, соли - которые образуют все прочие тела природы- когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом- болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только "микрокосмом", малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и "квинтэссенцией", или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из "вытяжки" целого мира словно, в грандиозной алхимической лаборатории, и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для Бога, а эти сущности - свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии.


СЕН-ЖЕРМЕН, граф
1. Вымышленное имя, под которым стал известен один из самых загадочных авантюристов Европы. Около 1748 появился при дворе Людовика XV, где создал себе репутацию искусного алхимика и предсказателя- выполнял разнообразные секретные поручения короля. В 1760, поссорившись с герцогом де Шуазель, уехал в Англию, а в 1762 оказался в Санкт-Петербурге, что дало повод для предположений о его участии в заговоре по возведению на престол Екатерины II. В 1770-74 граф снова появился в Париже, где его видели якобы и во время Великой французской революции 1789. По более достоверным сведениям, умер в 1784 в герцогстве Шлезвиг (Германия), где он занимался алхимией. Калиостро в своих мемуарах называет Сен-Жермена одним из основателей масонства.
2. Знаменитый оккультист, алхимик и международный шпион, о происхождении которого, в отличие от Калиостро, никому не удалось ничего разузнать. По свидетельствам современников, это был светский, блестяще образованный человек, свободно говоривший на всех европейских языках. Впервые появился при итальянском дворе ок. 1750, после чего "выступал" в высшем свете столиц всей Европы, всякий раз выдавая себя за уроженца страны, возможно более удаленной от данной. Называл себя португальским маркизом Ветмаром (Vetmar), испанским иезуитом Аймаром (Aymar), даже графом Салтыковым. По недоказанным данным, был в Pоссии во время воцарения Екатерины II (1762). С 1770 обосновался в Париже в качестве графа Сен-Жермена. Людовик XV предоставил в его распоряжение замок Шамбор. Утверждал, что живет (или реинкарнирует) уже несколько тысяч лет. Занимался изготовлением золота, алмазов, торговал эликсиром долголетия.


СИМПАТИЯ (от греч. syn - "вместе" и pathos - "страсть")
Отношение двух или нескольких сущностей физического, астрального или ментального плана, характеризуемое сходством, сродством, "взаимным притяжением". Принцип симпатии связан с принципом аналогии. У древних существовало представление о взаимной связи различных предметов и живых существ в окружающем мире. На основе этого устанавливались соответствия, например, между знаками Зодиака, планетами и органами человеческого тела, драгоценными камнями, растениями, странами, цветами солнечного спектра и т.п. В алхимии так наз. способность веществ соединяться друг с другом. Тот же принцип составляет одну из основ медицинской астрологии, наряду с антипатией. Таблицы симпатий и антипатий часто приводятся в литературе.


ТРАНСМУТАЦИЯ (от лат. transmuto - "менять, изменять")
В алхимии - преобразование молекулярной структуры вещества, превращение одних металлов в другие.


ТРИТГЕЙМ, Иоганн (тж. Иоанн Тритем или Тритемий, собств. Johannes Heidenberg, прозв. Tritheim, лат. Trithemius)
Немецкий оккультист, монах и разносторонний ученый. Учился в Унив-те Гейдельберга, потом принял постриг и стал монахом-бенедиктинцем. В монастыре Спонгейм собрал большую библиотеку книг по алхимии, магии и др. эзотерическим темам. За консультацией к нему обращались влиятельнейшие люди Европы. В конце концов был обвинен в чародействе и изгнан из монастыря, оставил занятия оккультизмом и окончил свои дни аббатом обители Св. Иакова в Вюрцбурге. Был другом Агриппы Неттесгеймского и учителем Парацельса. Труды: De septem secundeis. Steganographia. Annales Hirsaugienses.


ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Химические элементы Ве, Мg, Ca, Sr, Ba, Ra. Названы так потому, что их оксиды - "земли" (по терминологии алхимиков) - сообщают воде щелочную реакцию.


ЭККАРТСХАУЗЕН (Eckartshausen) Карл фон, немецкий писатель
Служил цензором Баварии. Автор многочисленных сочинений алхимического и религиозно-мистического содержания, получивших широкую известность в Германии и России.


ЭЛИКСИР (от араб. аль-иксир - философский камень)
1. Жизненный эликсир - у средневековых алхимиков фантастический напиток, продлевающий жизнь, сохраняющий молодость.
2. Крепкий настой или вытяжка из растительных веществ на спирту, кислотах и т. п., употребляемый в медицине, косметике.


ЭТО ДЕ НЮИЗМАН (Hestaut de Nuysement) Кловис
Французский эзотерический поэт. Автор философских поэм, построенных на алхимической символике ("Герметические видения", 1620- "Поэма о философском азоте", 1624- и др.).


ЭШ МЕЗАPЕФ (евр. "огонь очищающий")
Алхимическое название процесса превращения металлов.
 

Personalize

Сверху Снизу