Перун
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:48
Баллы:0
Главной темой пятого номера „Знание — сила“ за прошлый год было „зомбирование сознания“. Можно ли манипулировать сознанием человека? В чём секрет многих магико-мистических и религиозных практик? Что кроется за ритуалами шаманов и колдунов? В материалах номера не раз упоминался один из самых „страшных языческих культов“ — культ вуду, популярный на островах Вест-Индии. Тем интереснее было встретить на страницах немецкого журнала „P.M. Hystory“ статью об этом культе. Заглянем в неё.
Вера вуду родилась в Африке. Невольники, обманом вывезенные с её берегов на американскую чужбину, могли взять с собой лишь заветы предков. Казалось, со временем они потускнеют, изгладятся, станут теплиться в глубине души тенью забытых верований. Но по прошествии нескольких столетий древняя магия всё так же жива. В наши дни она вырвалась из-под спуда. Культ вуду приобрёл необычную популярность в Америке. Нам, способным судить о нём лишь по фильмам ужасов, этот культ кажется кровавым и жестоким. Но каков он на самом деле? Почему афро-американцы так уповают на помощь духов вуду? И почему духи благосклонны к ним?
Они в клубке едином завершают пляску,
надорвался в крике большой барабан,
кон-кон-кончилась румба,
ко-мабо-бам-бам!
Хосе Тальет (пер. Н. Горской)
Африка в сердце Вест-Индии
„Вуду“ — при одном звуке этого слова в нас пробуждаются мрачные воспоминания: кукла, истыканная иглами („Она насылает смерть врагу!“); таинственные, экстатические ритуалы (помните фильм „Сердце Ангела“ с Микки Рурком?); зомби, бродящие призраками в ночи (о том, что нас всех „зомбируют“, мы читаем и слышим вот уже второе десятилетие). Роковые проклятия и непоправимые несчастья, беды и страхи, магия и всевластие зла — всё соединилось в слове „вуду“. Так кажется нам, воспитанным уже, скорее, на фильмах Голливуда, чем на „какой-то классике“. В Голливуде же снято немало фильмов, посвящённых ритуалам культа вуду. Неужели все они правдивы?
Попробуем разобраться. Начнём с того, что точно очертим смысл слова Voodoo. Оно пришло к нам из африканской страны Бенин (Дагомея), где на местном языке фони означало „божество“, „дух“.
В наши дни эта древняя африканская религия бытует под несколькими названиями. На Гаити, что более всего нам знакомо, она бытует под именем „вуду“. В США и на Кубе её зовут „сантерия“, в Бразилии — „макумба“. По-прежнему она пользуется популярностью и на своей родине — в Западной Африке, например, в Нигерии, Сенегале и Бенине. Полагают, что сейчас во всём мире насчитывается около пятидесяти миллионов приверженцев культа вуду. Пусть эта цифра может оказаться преувеличенной, ясно одно, что этот экзотический, как кажется нам, культ процветает. Мы имеем дело не с жалкой группкой колдунов, а с популярной народной религией.
Первые поклонники вуду появились в Америке в ХVII-ХVIII веках. Это были не миссионеры, не бродячие проповедники, а рабы. Их доставляли в Америку не с почётом и помпой, а в кандалах в трюмах переполненных кораблей. Эти невольники, обманом или насилием похищенные с берегов Западной Африки, с собой везли лишь память, а в ней дорогим достоянием — секреты родных богов, которые только и могли помочь на чужбине.
Иногда изгнанники открыто молились своим богам, но чаще делали это тайно. Молитвами и жертвами они пытались облегчить себе жизнь, скрасить немилостивую судьбину. Имена богов, к которым они взывали, напоминали им о далёкой родине, куда не вернуться было ни им, ни их потомкам. „Африка троп неторных и глухо гудящих горнов“ (Н. Гильен) — её вспоминали, о ней мечтали, и где-то в ночном мраке их голосам внимали боги. Боги вуду!
Во всей Вест-Индии — на Мартинике, Гренаде, Пуэрто-Рико, Тринидаде, Ямайке и даже на коммунистической Кубе — потомки прежних рабов хранят верность богам вуду.
Вера вуду родилась в Африке. Невольники, обманом вывезенные с её берегов на американскую чужбину, могли взять с собой лишь заветы предков. Казалось, со временем они потускнеют, изгладятся, станут теплиться в глубине души тенью забытых верований. Но по прошествии нескольких столетий древняя магия всё так же жива. В наши дни она вырвалась из-под спуда. Культ вуду приобрёл необычную популярность в Америке. Нам, способным судить о нём лишь по фильмам ужасов, этот культ кажется кровавым и жестоким. Но каков он на самом деле? Почему афро-американцы так уповают на помощь духов вуду? И почему духи благосклонны к ним?
Они в клубке едином завершают пляску,
надорвался в крике большой барабан,
кон-кон-кончилась румба,
ко-мабо-бам-бам!
Хосе Тальет (пер. Н. Горской)
Африка в сердце Вест-Индии
„Вуду“ — при одном звуке этого слова в нас пробуждаются мрачные воспоминания: кукла, истыканная иглами („Она насылает смерть врагу!“); таинственные, экстатические ритуалы (помните фильм „Сердце Ангела“ с Микки Рурком?); зомби, бродящие призраками в ночи (о том, что нас всех „зомбируют“, мы читаем и слышим вот уже второе десятилетие). Роковые проклятия и непоправимые несчастья, беды и страхи, магия и всевластие зла — всё соединилось в слове „вуду“. Так кажется нам, воспитанным уже, скорее, на фильмах Голливуда, чем на „какой-то классике“. В Голливуде же снято немало фильмов, посвящённых ритуалам культа вуду. Неужели все они правдивы?
Попробуем разобраться. Начнём с того, что точно очертим смысл слова Voodoo. Оно пришло к нам из африканской страны Бенин (Дагомея), где на местном языке фони означало „божество“, „дух“.
В наши дни эта древняя африканская религия бытует под несколькими названиями. На Гаити, что более всего нам знакомо, она бытует под именем „вуду“. В США и на Кубе её зовут „сантерия“, в Бразилии — „макумба“. По-прежнему она пользуется популярностью и на своей родине — в Западной Африке, например, в Нигерии, Сенегале и Бенине. Полагают, что сейчас во всём мире насчитывается около пятидесяти миллионов приверженцев культа вуду. Пусть эта цифра может оказаться преувеличенной, ясно одно, что этот экзотический, как кажется нам, культ процветает. Мы имеем дело не с жалкой группкой колдунов, а с популярной народной религией.
Первые поклонники вуду появились в Америке в ХVII-ХVIII веках. Это были не миссионеры, не бродячие проповедники, а рабы. Их доставляли в Америку не с почётом и помпой, а в кандалах в трюмах переполненных кораблей. Эти невольники, обманом или насилием похищенные с берегов Западной Африки, с собой везли лишь память, а в ней дорогим достоянием — секреты родных богов, которые только и могли помочь на чужбине.
Иногда изгнанники открыто молились своим богам, но чаще делали это тайно. Молитвами и жертвами они пытались облегчить себе жизнь, скрасить немилостивую судьбину. Имена богов, к которым они взывали, напоминали им о далёкой родине, куда не вернуться было ни им, ни их потомкам. „Африка троп неторных и глухо гудящих горнов“ (Н. Гильен) — её вспоминали, о ней мечтали, и где-то в ночном мраке их голосам внимали боги. Боги вуду!
Во всей Вест-Индии — на Мартинике, Гренаде, Пуэрто-Рико, Тринидаде, Ямайке и даже на коммунистической Кубе — потомки прежних рабов хранят верность богам вуду.