Лабиринт как Мистерия

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.506
Реакции:52
Баллы:48
Лабиринты встречаются во всех частях света, в Греции это лабиринт Минотавра, на Русском Севере это Соловецкие лабиринты, во Франции это рисунок на полу готических соборов, на Востоке – это мандала Калачакра. Что их все объединяет? Каково происхождение и назначение лабиринтов? Символом чего они являются? В статье даётся попытка разобраться в этих вопросах и предлагается оригинальная гипотеза о лабиринте, как древнейшем архетипе-мистерии.



Суть данной статьи уже исчерпывающе и кратко сформулирована в её подзаголовке. Но, думается, не лишним будет несколько снизойти с уровня символов и высказаться, что называется открытым текстом, о том, что же имеется ввиду под мистерией и передачей жизни. Моя гипотеза такова: лабиринт – есть траектория, проходя по которой условно-ритуально участник мистерии повторяет, моделирует, визуализирует, проживает путь движения сперматозоида к яйцеклетке – к центру лабиринта – символьно-матки, где и происходит таинство передачи огня жизни – зачатие.



Итак – главное сказано. Теперь же последовательно пройдёмся по основным позициям, приведшим к возникновению такого понимания вполне материального и весьма распространенного на планете феномена, как Лабиринт. И тут я снова вынужден буду воздать должное монументальному труду Фулканелли «Тайны готических соборов и эзотерическая интерпретация герметических символов Великого Делания», слово мэтру, позволю себе обширную цитату:



Безусловно, важен также орнамент пола соборов. Наиболее частым изображением были лабиринты. Изображения этих лабиринтов еще сохранились в церквах Санса, Реймса, Оксерра, Сен-Кентена, Пуатье, Байе. В церкви Амьена можно было увидеть большую плиту, инкрустированную слитками золота и золотым же полукругом, на котором был изображен восход солнца. Позже золотое солнце было заменено медным, а еще позже бесследно исчезло и это. Лабиринт Шартра состоит из огромного количества концентрических кругов, которые свертываются с необычайным разнообразием. В центре этого орнамента раньше была изображена битва Тезея с Минотавром.



Соборные лабиринты или лабиринты Соломона, являются, как пишет Марселен Бертло, - кабалистическими символами, встречающимися во многих книгах по алхимии и которые являются магическими традициями, связываемыми с именем Соломона. Это ряд концентрических кругов, прерывающихся в некоторых точках и представляющих странные, запутанные линии.



Таким образом, изображение лабиринта служит для нас символом работы в рамках Делания, с ее двумя главными трудностями: пути к центру, где происходят борьба двух природ, и пути к выходу из лабиринта. Именно здесь и возникает необходимость нити Ариадны, без которой невозможно путешествие по этому лабиринту.



Ариадна (Ariane) - это форма слова airage (древнее название паука, сейчас - gn (нь) пишется как n. Не является ли наша душа пауком, который ткет наше тело? Но возможны и другие толкования. Глагол airw имеет значение брать, хватать, привлекать, увлекать- откуда airhu - это тот, кто берет, привлекает. Значит, airhu - это магнит, свойство тела, которое мудрецы называют магнезией. Пойдем дальше. В провансальском языке железо называется aran или iran, в зависимости от диалекта. Это - Хирам масонов, архитектор храма Соломона. Arraigne (паук) на филибрском диалекте пишется aragno или iragno, airagno- на пикардийском arigne. Сравним все это с греческим SidhroV , что значит железо и магнит. Но это еще не все. Глагол aruw имеет также значение "восхождения из-за моря светила", откуда aruan - светило, восходящее из-за моря, т.е. при перестановке гласных, - orient (Восток). Но aruw имеет также смысл привлекать- а значит aruan имеет смысл магнита. Если мы опять сравним это с SidhroV, от которого пошли латинские Sidus, Siderius, мы снова узнаем провансальные аrаn, iran, аirаn- греческое I'aruan, то есть восходящее солнце.



Вспомним, что самый известный из античных лабиринтов, открытый в греческом городе Кнососе (Cnossos) на Крите доктором Эвансом из Оксфорда в 1902 году, назывался Absolum. Это название близко к Absolu, термину, которым древние алхимики называли философский камень.



Нет никакого сомнения в том, что лабиринт представляет собой символ духовного паломничества, продвижения от внешнего покрова материи - involucra, к spiritus - внутреннему свету и божественному откровению.



Священная нить мудрости (Христос/квадривий/посвящение), врученная Девой-Матерью (Ариадной/Церковью/Марией-Софией) истинно верующему-посвященному (Тезею/священнослужителю/философу) может привести его к победе над иррациональным, всепожирающим огнем низменной животной природы (Минотавром/грехом/невежеством). В этом смысле лабиринт можно считать символом Великой Работы, в ходе которой грубая материя преобразуется во внутренний свет и золотую мудрость, истинный философский камень.



Всё это очень удивительно, особенно если учесть то, что образ лабиринта мной рассматривается не впервые, а именно – к нему я уже прикасался (и только прикасался!) в «Интуитиве», где имелся виду каменный лабиринт, расположенный на островах Соловецкого архипелага, где и разворачивается основное действие романа. И вот теперь – Франция, готические соборы, алхимия…



А как насчёт Шамбалы, Тибета, Тантры?



А Кельтика и Скандинавия?



Но – всё по порядку.



Пожалуй – без некоторого количества визуала тут не обойтись, поэтому – смотрим:
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.506
Реакции:52
Баллы:48
Шартрский собор
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.506
Реакции:52
Баллы:48
2eksxt4uXo0.jpg



Амьенский собор
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.506
Реакции:52
Баллы:48
KMOHXggw17U.jpg



Соловецкий лабиринт:
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.506
Реакции:52
Баллы:48
А теперь возвратимся к главному – понятно, что все эти изображения принадлежат различным культурам и серьёзно друг от друга отличаются как по смыслу, так и по назначению, но давайте попробуем выделить в них общее. И такое общее легко обнаруживается уже просто на визуальном уровне. Всего можно выделить три основные позиции:



1. Все эти фигуры представляют либо чётко круглую форму, либо вписанную в Круг.

2. К центру фигуры ведёт некий Путь, причём – он может быть как однозначно задан, так и вариативен, главное же – он сопряжен с целой чередой сложностей –препятствий на пути, прохождение которого есть испытание для идущего.

3. В центре круга находится некая сакральная середина – центральный алтарь, вихрь, спираль, цветок, Роза, в которой, по-видимому, и совершается главное действо – достижение которого и свершение его есть суть и смысл всего изображения-сооружения.



Рассмотрим Соловецкий лабиринт. Изначально было несколько версий его назначения, самое очевидное – это символьное повторения движения Солнца по небу Русского Севера, причём – именно летом, когда оно не заходит за горизонт, а лишь касается глади вод Белого моря (вспомним Фулканелли: «восхождение из-за моря светила»!), таким образом описывая петли очень похожие на сам лабиринт. Менее очевидные версии, уже из разряда крутой энигматики таковы. Было замечено, что эти петли очень похожи на папиллярный рисунок на подушечках пальцев – практическим на каждом имеется своеобразный центральный завиток, разной степени закрученности или пологости. Основные же положения хиромантии говорят о том, что рисунки на руках имею отношение к судьбе, а ещё точнее – жизненному пути. То есть, проходя по лабиринту – человек синхронизирует и гармонизирует свою жизнь с местом расположения лабиринта, с характером поведения дневного светила в данной местности. Ещё более глубокая аналогия говорит о похожести петель лабиринта на извилины головного мозга. В данном случае – по лабиринту-мозгу путешествует свет, хотя бы в виде электромагнетизма, символом чего снова является огонь.



Вполне возможно, что все эти версии каждая в каком-то своём ракурсе имеют справедливость, но – двинемся дальше, рассмотрим цитату из Фулканелли и постараемся выделить главное:



1. Сам лабиринт является символом работы в рамках Великого Делания.

2. Прохождению лабиринта способствует некая энигматическая «нить Ариадны», которая подобно магниту влечёт и направляет идущего.

3. В центре происходит борьба двух природ, в результате чего грубая материя преобразуется во внутренний свет и золотую мудрость, истинный философский камень.



Далее. Самое время вспомнить один из выводов моей предыдущей статьи, посвящённой архетипу Матери:



И, если уж заговорили об алхимии, то стоит упомянуть главное – существует такая трактовка Великого Делания, его главной цели – как символическое убийство Матери, олицетворяющей собой идею полярности, двойственности – разделения на мужское и женское, и тем самым – упразднение пола как такового, вплоть до материального уровня – становление в духе и теле Андрогином («В них страждет недвойственность, что андрогинна…»). Есть версия, что данный акт – уравновешение-гармонизация-аннигиляция полярных начал, которые тесно связаны с преодолением сопротивления Эго, цепляющегося за свой пол, как средство утверждения в гордыне – и составляют суть «просветления» (возможно, аналогичные же цели ставят перед собой и такие явления, как тантра и кундалини-йога).



А также – Пояснительную записку к стихотворению «Слияния и поглощения»:



…а не является ли библейская аллегория грехопадения – совращения Евы (Хавы) Змеем-искусителем (Нагом) – тем самым «слиянием и поглощением» – проникновением сперматозоида в яйцеклетку и оплодотворением её? И даже – берём выше и смотрим пункт первый – не сколько Евы, сколько Солнца? И – в пределе – на символическом уровне – аллегория взаимоотношений СВАрги-Матери и СВАрога-Отца, которые, в конечном счёте, и сотворили – СВАрганили этот Мир. В этом смысле – библейский плод древа, предположительно яблоко – тоже представляется объектом глубоко символическим, например – той же самой яйцеклеткой-звездой.



Таким образом: с одной стороны – в центре происходит Великое Делание – гармонизация-аннигиляция полярных начал – становление на время соития его участником Андрогином (вот почему суть даосских и тантрических практик есть как можно дольше продолжать соитие, тем самым, максимально долго пребывая в Андрогине, приобретать новые духовные кондиции, и в идеале – бессмертие):



Двуликий Ребис, Эго-Брак –

Твой Бог упрямей Абсолюта,

Аннигиляция Добра

И Зла,

отныне –

абсолютно.



С другой – эта самая гармонизация представляет собой оплодотворение – слияние полов Мужского (условно – Добро), и женского (условно – Зло), в результате чего происходит передача Семени, олицетворяющего собой Огонь Жизни. А нить, влекущая полы к соединению и есть Любовь, и – на уровне материи – сексуальное влечение, Либидо.



Почему семя есть огонь? Потому что оно есть высшая точка функционирования организма, конечный результат его деятельности, которая, по сути и есть горение – окислительно-восстановительные реакции. Кроме того, снова процитирую свою же статью «Нефтида»:



…сакральность самого пламени не вызывает сомнений – это высшая энергетика материи в проявленном нам мире, каждый язык пламени единосущен друг другу, без разницы – спичка это, свеча, или ядерный взрыв.



А что есть жизнь в этом контексте? Она есть – управляемое самоорганизующееся горение, цель которого – максимально возможно долгое продолжение горения себя и передача своего внутреннего огня потомкам.



По сути, это есть поддержание тех самых циклов рождений-смертей, запущенных ПервоМатерью Тьмой. Причём – запуск их, зачатие материального мира Тьма произвела с одной стороны – непорочно, т.к. зачала от самой же себя, с другой – незаконно, ибо – самовольно. Она же – София-Мудрость из «Апокрифа Иоанна»:



/25/ И София Эпинойи, будучи эоном, зачала мысль от себя и замысла незримого Духа и предвидения. Захотела она породить образ в себе самой без разрешения Духа /30/ - без его одобрения, и без своего сотоварища - без его ведома. И хотя облик её мужественности не был одобрен и не нашла она себе согласия и задумала без разрешения Духа /35/ и знания его согласия, породила она. {10} И из-за непобедимой силы, которая есть в ней, мысль её не осталась бесплодной, и вышел из неё труд несовершенный и отличавшийся от того, как выглядела она, /5/ потому как создала она это без своего сотоварища. И было это несходно с образом матери своей, ибо было другой формы.



Когда же увидела она (последствия) воли своей, приняло это вид несообразный - змея с мордой льва. Глаза его /10/ были подобны сияющим огням, что сверкали. Она отбросила его от себя, за пределы этого места, дабы никто из бессмертных не увидел его, ибо создала она его в неведении. И окружила она его /15/ световым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме святого Духа, который зовётся матерью живых. И назвала она его именем Йалдабаот.



А раз были запущены циклы, то значит – и Время тоже стало быть. И здесь мы находим подтверждение смысла лабиринта как мандалы Калачакра, т.е. «Колесо Времени». О связи лабиринта и мандалы говорил также и Элиаде в «Йога. Бессмертие и свобода»:



Фактически многие мандалы представляют из себя лабиринт. Среди ритуальных функций лабиринта две особенно интересны для нас: во-первых, лабиринт символизировал запредельное, и любой посвященный, вступивший в него, осуществлял descensus ad inferos (спуск в ад) (ритуальную смерть, за которой следовало «воскресение»)- во-вторых, лабиринт являлся своего рода «оборонительной системой», как духовной (против злых духов и демонов, сил хаоса), так и материальной (против внешних врагов).



В контексте нашего исследования смерть можно рассматривать как абсолютно реальное физическое умирание двух – яйцеклетки и сперматозоида в процессе своего слияния ради одного – нового организма. Кроме того, по некоторым свидетельствам сам свадебный обряд представляет собой мистерию ритуального умирания, т.е. будущие супруги умирают в одном качестве и рождаются в новом, отголоски которой до сих пор сохраняются, например – в виде оплакивания невестой горя потери девственности, ухода и отчего дома и т.п.



При этом остановка циклов – смерть текущего есть на самом деле переход к иному масштабу и запуск нового цикла. Так, рождаясь от реальной физической женщины матери (Мать_порядка_№1), выходя из её родовых путей (кстати – именно на них – на женское лоно-влагалище похож вход в Соловецкий лабиринт, об этом же прозрачно намекает и само название МАНДАла) человек проживает в социуме с условным названием Родина (Мать_порядка_№2), а умирая возвращается в почву планеты – Земли-Матушки (Мать_порядка_№3). Вполне возможно, что дух при этом возвращается к Отцу – Единому солипсическому Духу, принципиально не имеющему порядков и уровней.



Ведь что есть – передача Огня Жизни? Это есть не просто продолжение, но и развитие, эволюция жизни, причём – на всех уровнях:



Как минерал становится травою,

Трава – живым, и дальше – Разум, Бог…



Просто циклы – это Тьма, смерть, цикл же с развитием, одухотворённый дополнительным импульсом Духа – есть спираль, вихрь. А спираль есть не просто одномерная прямая – стрела времени, а трёхмерная кривая, стало быть – Время тоже 3-х-мерно. При этом Время симметрично Пространству: 4-е измерение есть та самая стрела времени t, что входит в уравнения Теории Относительности- 5-е измерение, перпендикуляр к 4-му – это Вечность, Вечное Возвращение («Время времени – вечность…»), завершение и возобновление циклов- 6-е – есть рост (в том числе и в чисто биологическом смысле – рост, как умножение тела, выход за пределы самого себя, во многом следуя законам фрактальности и пропорции золотого сечения), развитие, эволюция, возрастание («Пусть возрастают в Разуме и в Духе…»). Впервые с этой идеей я встретился у П.Д. Успенского в «Новой Модели Вселенной»:



Эволюция означает ускользание от колеса пятого измерения и переход к спирали шестого измерения.



В этом смысле, представляются изуверскими культы и тенденции к «консервации огня», такие, якобы «благородные» как монашество, скопчество- и, мягко говоря, совсем не благородные – аборты, контрацепция, стерилизация и прочая чайлдфри, которые выглядят как пассивное самоубийство Рода. Понятно, что мы живём в Кали-Югу со всеми вытекающими, некоторые тенденции я описал ещё в 2001-м году в статье «Шестая раса и техногенная цивилизация», но переход к духу не должен сопровождаться вырождением тела.



Ну и на закуску, помянем также и «куртуазный» аспект процесса прохождения лабиринта. По свидетельствам того же Фулканелли – изначально готические соборы были не только и не столько религиозными культовыми сооружениями, в них проводились и вполне светские мероприятия, а также мистериальные события ещё со времён тамплиеров – строителей храмов. Так, прохождение лабиринта изначально было танцем. Ну как тут не вспомнить виртуозную вещь Калугина «Танец Казановы»:



И оркестр из шести богомолов ударит в литавры

Я сожму Вашу талию в тонких костлявых руках

Первый танец - кадриль,

на широких лопатках кентавра

Сорок бешеных па по-над бездной,

чье детище - мрак.



PS.: Совсем неожиданно – забив «для очистки совести» в поиск «сперматозоид и лабиринт» – моя догадка о схожести поведения сперматозоида в момент зачатия и пути прохождения лабиринта нашла своё подтверждение в статье С. Лескова в «Известиях Науки» ещё от 2002-го года «Разум старше зародыша. Человеческие сперматозоиды обладают зачатками памяти»:



…Но никто не предполагал, что на такие осмысленные действия способны уже одноклеточные сперматозоиды. Профессор Брюггер изучил движение 700 здоровых сперматозоидов в Т-образной трубке. И неизменно половина сперматозоидов поворачивала налево, половина, как заговоренная, - направо. Дотошный исследователь на том не успокоился. Он усложнил задачу: устроил для сперматозоидов лабиринт, где развилке предшествовал правый зигзаг. В итоге 58% сперматозоидов повернули налево, будто запомнили, что уже заворачивали в противоположную сторону. Ученый предположил, что если бы канал был уже, то налево повернуло бы больше клеток. Просто по дороге некоторые из них успевают забыть, куда надо поворачивать.
 

Personalize

Сверху Снизу