Astaroth
Well-Known Member
Ламашту
акк. La-mas-tu
Хотя в современных трудах Ламашту относят к числу демонов, написание ее имени в клинописных табличках указывает на то, что в Вавилоне и Ассирии ее причисляли к сонму божеств. Как дочь Ану, Ламашту возвышалась среди обычных "злых" демонов. В отличие от последних, действующих только по велению богов, Ламашту, скорее всего, творила зло по собственной прихоти, сама по себе.
Обычно жертвами демонессы становились еще не родившиеся или новорождённые младенцы: все выкидыши и смерти при родах приписывались к её деяниям. Проскальзывая в дом, где живет беременная женщина, Ламашту пытается докоснуться до её живота семь раз, после чего ребенок в утробе умирает- иногда она может украсть младенца прямо из рук какой-нибудь неряшливой медсестры. Чтобы как-то защититься от демонессы, в одежду роженицы клали бронзовую голову Пазузу. Приношения в виде животных или вещей (например, сороконожек или брошей) также помогали отвлечь Ламашту. Несомненно, что так называемые "таблички Ламашту", сделанные из металла или камня и изображавшие непосредственно демона, также обладали защитными функциями. Однако на них же мы можем увидеть рисунок человека, прикованного к постели, а не беременную женщину, а это значит, что подобная защита создана для несколько иной функции Ламашту, а именно — принесения болезни.
Ламашту описывают как существо с головой льва, ослиными зубами, голыми грудями и волосатым телом, запятнанными (кровью?) руками с длинными пальцами и ногтями, и ногами Анзу, то есть птичьими. С девятого по седьмой век до нашей эры к её образу также пририсовывались стоячие уши, похожие на ослиные- ее грудью кормятся поросенок и щенок, а в руках Ламашту держит двух змей. Как и у других божеств, у нее есть свое священное животное — осёл — и своя лодка, на которой она проплывает через воды Подземного мира.
Словарная статья о Ламашту:
Ламашту (аккад.), в аккадской мифологии (с кон. 2-го тыс. до н. э.) — львиноголовая женщина-демон, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей- демон детских болезней. Изображалась кормящей грудью свинью и собаку. Её атрибутами нередко являются гребень и веретено. В шумерской мифологии ей приблизительно соответствовала Димме.
Во многих шумерских и двуязычных шумеро-аккадских источниках Ламашту (наряду с такими демонами, как Галлу (gallu), Асакку, Алу (alu), Утукку и Намтару) упоминается среди так называемой "Семерки злых демонов". Часто связывается с демонами Лабашу и Аххазу. Есть предположения, что оба этих демона связаны с Ламашту общей этимологией, так как их шумерские имена имеют очень похожее написание: lamastu (DIM3.ME), labasu (DIM3.ME.A), ahhazu (DIM3.ME.HAB).
акк. La-mas-tu
Хотя в современных трудах Ламашту относят к числу демонов, написание ее имени в клинописных табличках указывает на то, что в Вавилоне и Ассирии ее причисляли к сонму божеств. Как дочь Ану, Ламашту возвышалась среди обычных "злых" демонов. В отличие от последних, действующих только по велению богов, Ламашту, скорее всего, творила зло по собственной прихоти, сама по себе.
Обычно жертвами демонессы становились еще не родившиеся или новорождённые младенцы: все выкидыши и смерти при родах приписывались к её деяниям. Проскальзывая в дом, где живет беременная женщина, Ламашту пытается докоснуться до её живота семь раз, после чего ребенок в утробе умирает- иногда она может украсть младенца прямо из рук какой-нибудь неряшливой медсестры. Чтобы как-то защититься от демонессы, в одежду роженицы клали бронзовую голову Пазузу. Приношения в виде животных или вещей (например, сороконожек или брошей) также помогали отвлечь Ламашту. Несомненно, что так называемые "таблички Ламашту", сделанные из металла или камня и изображавшие непосредственно демона, также обладали защитными функциями. Однако на них же мы можем увидеть рисунок человека, прикованного к постели, а не беременную женщину, а это значит, что подобная защита создана для несколько иной функции Ламашту, а именно — принесения болезни.
Ламашту описывают как существо с головой льва, ослиными зубами, голыми грудями и волосатым телом, запятнанными (кровью?) руками с длинными пальцами и ногтями, и ногами Анзу, то есть птичьими. С девятого по седьмой век до нашей эры к её образу также пририсовывались стоячие уши, похожие на ослиные- ее грудью кормятся поросенок и щенок, а в руках Ламашту держит двух змей. Как и у других божеств, у нее есть свое священное животное — осёл — и своя лодка, на которой она проплывает через воды Подземного мира.
Словарная статья о Ламашту:
Ламашту (аккад.), в аккадской мифологии (с кон. 2-го тыс. до н. э.) — львиноголовая женщина-демон, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей- демон детских болезней. Изображалась кормящей грудью свинью и собаку. Её атрибутами нередко являются гребень и веретено. В шумерской мифологии ей приблизительно соответствовала Димме.
Во многих шумерских и двуязычных шумеро-аккадских источниках Ламашту (наряду с такими демонами, как Галлу (gallu), Асакку, Алу (alu), Утукку и Намтару) упоминается среди так называемой "Семерки злых демонов". Часто связывается с демонами Лабашу и Аххазу. Есть предположения, что оба этих демона связаны с Ламашту общей этимологией, так как их шумерские имена имеют очень похожее написание: lamastu (DIM3.ME), labasu (DIM3.ME.A), ahhazu (DIM3.ME.HAB).