Divider

Маха Йогин

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:343
Баллы:83
Система натхов является древней традицией йоги, вышедшей из тантризма и различных духовных школ сушествовавших во времена Маха Йоги Горакшанатха - это были: Капалики, Каламукхи, Пашупаты, ну и, конечно же, более ранние системы, методы, элементы йоги, о которых упоминается уже в ведических источниках 4 самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. Горакшанатха считается основателем хатха-йоги и практики называемой кайа-садхана (садхана-тела). Имя Горакшанатха в традиции натхов считается основным. Но, несмотря на это, существует множество важных нюансов, связанных с системой натхов, которые стоит учесть. Традиция Натхов или cиддха-йога-парампара появилась как считают многие непосредственно от Шивы Адинатха, образована Маха Йоги Матсьендранатхом как тантрическо-йогическое направление Кула, позже эта традиция была усовершенствованна Маха Йоги Шива Горакшанатхом, который собрал так же духовный опыт всех йогинов в одну стройную систему йоги которую стали опредялять различными названиями Йога-авадхута-марга, сиддха-натха-сампрадайа, йога-марга, сиддха-сиддханта и т. д.

С Ади-натхом соотносят историю, которая чем-то схожа с ранними ведическими описаниями сотворения мироздания. Ади-натха проявился из пустоты шуньята, тело (пинда) Ади-натхи по ведической традиции можно соотнести с Хираньягарбха. Шакти Шивы Ади-натхи является Кетакой, которая проявлила изо рта Брахму, изо лба Вишну и из йони Шиву. Существует такая история: Ади-натха решил проверить эту (троицу Богов) и превратился в труп, плывущий по воде. Брахма, увидел его и отодвинул ногой от себя, Вишну просто отошел в сторону, а Шива взял его на руки, чтобы потом кремировать. При сожжении разных частей тела Ади-натхи из дыма, идушего от частей тела, проявились наиболее известные Натхи. Из костей Джаландхаранатха, из волос Горакшанатха, из пупа Матсьендранатха, из всех частей всего тела Чаурангинатха. Ади-натха и был самим Шивой, известным как Рудра, так же Кетака Ади-натхи и Гаури - это одна Шакти. Иногда её соотносят с Манаса Деви. В Индии многие считают, что Ади-натха был исторической личностью, жившей несколько раньше Матсьендранатха и Горакшанатха. Ади-натха изображают, как и всех натхов-сиддхов, в человеческой форме йогина. У натхов учителей принято, как и в тантрическом буддизме, соотносить с богами и гуру-йога имеет особое значение. Поэтому многих учителей изображают как ту или иную инкарнацию божеств Индийского пантеона. Не случайно во многих текстах натхов Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Ратнавали и др. вы можете встретить с самого начала перечисление учителей натхов и их прославление. У натхов почитание учителей, где-то схоже с почитанием бодхисатв в буддизме.

Существуют необычные формы божеств у натхов. Например: такая как Гаджабели Гаджакантхад натха. Это проявлениение известного нам Ганапати, только в теле йогина, он также как и Ганеша устраняет препятствия на пути йогинов. Интересно то, что Горакшанатха в самой Сиддха-сиддханта-паддхати так и называют Ганапати. Все Нава-натхи (9 форм натхов-богов) являются той или иной формой Шивы. В Индии верят, что Господь Шива явился в виде Горакшанатха, что бы открыть людям знания йоги Йога-видья.

Существует масса различных относительных версий, связанных с датировками жизни Горакшанатха и других великих Гуру натхов. Так, например, Д-р. Мохан Сингх утверждает, что Горакшанатха жил в 9-м веке, Д-р. Шахидуллах настаивает на 7-м веке, приводя этому массу доказательств. Сыновья Маха Йоги Матсьендранатха - Нимнатха и Парсанатха, если опираться на джайнские источники, жили до Махавиры, т.е., ранее 6 века до н.э., следовательно, их отец Матсьендранатха мог жить ещё раньше. Что сильно расходится с распространённым предположением, что он жил в 7-10 веке нашей эры. При тщательном изучении всех источников о датах жизни Махасиддхов, установить точные даты становится всё сложнее и сложнее. Вполне вероятно, что они могли быть долгожителями и даже бессмертными, что звучит несколько мифично. Хотя кто знает, о смерти многих сиддхов зачастую нет никаких упоминаний.

Профессор Г. Бриггс упоминает истории о том, что Горакшанатха являлся в каждую югу и существовал до проявления гуна-аватар (Шива-Вишну-Брахма). Горакшанатха появлялся в разное время и в разных местах, например: Пешваре, Дварке, Горакхпуре и др. Натхи в Индии видят в Горакшанатхе Гуру, Шиву, Великого йогина подвижника, чудотворца-мага. Он одновременно олицетворяет как образ совершенного ученика, так и Гуру. У буддистов есть версия, что Горакшанатх был изначально буддистом известным под именем Рамана-ваджра. Имя Горакшанатха почитаемо как северными сиддха-йогинами, так и южными. Его учение имеет тесную связь с тантрическим буддизмом, индийской алхимией, культами Сахаджия, бенгальских Баулов, Махешваров, Расавада-сиддхов (Расешваров), мусульманских йогинов Пиров, тамильских Ситтаров. Матсьендранатха и Горакшанатха также распространили свои методы йоги в (йогическую часть) другие традиции: Джайнизм, Вайшнавизм, Ислам (суфизм), Сикхизм и др. В своих письменных источниках сикхский Гуру Нанак, так же описывает свой даршан с Горакшанатхом. В Джанам Шакхис описывается встреча Гуру Нанака с Матсьендранатхом и Горакшанатхом.

Имя Горакшанатха часто упомянается в алхимических текстах. Алхимия и йога южно-индийских Махешваров подразумевала не всегда физическое бессмертие, а скорее продление жизни и также достижение Пурна-мокши (полного освобождения). Помимо того, что существует множество источников написанных на санскрите, хинди, маратхи, бенгали и т. д., где конкретно описаны истории связанные с Горакшанатхом и его учениками, существует также масса текстов, которые представители различных школ приписывают авторство своим учителям. Например, ряд индийских ученых и сами натхи считают, что в тантрической шактийской системе Крама, Гуру Махешварананда, известный своим текстом Махартха-манджари, не кто иной, как сам Махешвара Горакшанатх. Так же есть несколько спорных моментов по поводу Горакша-самхиты, известной так же, как Сваччханда-шактиаватара-тантра , который является по одной из версий текстом по алхимии и йоги(более ёмкий по объему в отличии от той Горакша-самхиты, которая нам известна). Ряд учёных считает, что этот текст связан с шактийским культом Кубджика, а другие же относят текс именно к натхам.

В целом йога натхов образовались из двух основных религиозно-философских и прикладных систем это Раджа-йога Патанджали, которая разъясняет теорию йоги, природу самадхи и то, как его достичь, вторым является тантризм. Поскольку эти два учения зародились несколько раньше, по мнению многих исследователей, чем учение Горакшанатха, то они, можно сказать, послужили предпосылкой для Хатха-йоги, которая объединила опыт классической йоги и тантры. Но йогины на самом деле переросли эти учения во многом и они взяли то что было практически самым эффективным в садхане.

Помимо того что натхи это люди веры они свою веру формировали из практического опыта. Основу учения натхов линии Горакшанатха пандиты часто обозначают термином двайта-адвайта-вибарджита (вне двойственности и не двойственности) или пракшапакша-бинирмукта (свободный от приверженности к какой либо доктрине, как и от ее отрицания). Йогины-авадхуты по большому счёту не были уже частью индуизма или даже тантризма, как предполагают многие учёные. Натхи старались не навешивать на реальность какие-либо мировоззренческие ярлыки и определения, что заставило многих пандитов определить натхов как слабую философскую систему. Другая ошибка в непонимании натхов, заключается в том что они якобы полностью отвергли социальную мораль и принципы Ямы-Нийамы, оставив лиш одну шаданга-йогу(6-ти спупенчатую йогу исключая Яму-Нийаму). Однако нам нужно также понять и то что у натхов нет каких либо однобоких трактовок той же ниямы, ведь ниям(предписаний для садханы) может быть например 10, 20 и тд. То есть каждый момент современной социальной жизни требует конкрено именно нужного для него подхода, а не слепого следования жестким предписаниям.

Можно смело сказать, что натхи не были и не являются фанатиками той или иной философии и религии. Естественно это вызвало множество непонимания со стороны индуиской ортодоксии. У натхов более гибкое понимание Ямы-Ниямы, техник хатха-йоги, и в этом также прослеживается влияние гибкого подхода и мировозрения тантризма.

В Шива-самхите (1.1-1.16) в самом начале говорится о том, что плохие поступки ведут к плохой карме, а хорошие - к хорошей, но все они и те и другие, есть ограничение для тех, кто стремится к освобождению. Шива-самхита так же говорит о бесполезности философских спекуляций и теории. Натхи, как и все истинные мистики в различных религиях, были выше любой религиозно-социальной формальности, внешне соблюдая её этикет а внутренне видя её как одны из форм многочисленных проявлений Шакти. Натхи подобно Даоским мастерам старались быть выше добра и зла.

Тела живых существ возникают из добрых и злых дел- из этих же дел возникает карма и это всегда идёт по кругу, как колодезное колесо. ( Гхеранда Самхита 1.6.). Подобное вы можете встретить почти во всех текстах натхов.

Горакшанатха описал свою систему терминами, связанными с различным духовным опытом, которые были понятны мистикам того времени, например: Маха-мудра, Кхечари, Шактичалана и д.р., многие взяты из индийской тантры или тантрического буддизма ваджраяны. Однако Горакшанатх соотносил их с телесной практикой. Тело у натхов, является источником освобождения и полной психо-физической гармонии, которую натхи называют термином Самарасья, обретаемой в теле йогина. Натхи считают что посредством кайа-садханы возможно не только просветление сознания от невежества, но также обретение состояние Шивы, как в духовном, так и на физическом плане.

Влияние натхов в Индии предельно велико, несмотря на закрытость самой системы не только для иностранцев, но и для многих индусов. В индийской социальной среде, натхов, как и тантриков часто по ощибке принимают за колдунов. Конечно же это достаточно примитивное виденье, хотя натхи и занимальсь магическими практиками но они никогда не были у них основными. Натхи естественно не обошли стороной и философскую базу Патанджали(Йогавада), от которой они по своему отличаются, а именно: Махариши Патанджали упоминает о Пуруше (духе) и Вишеша-Пуруше (особом Пуруше-Ишваре), он говорит об отделении духа Пуруши от Пракрити.

Учениение Патанджали является дуалистическим. Натхи же сделали акцент именно на Пуруше или Атме, считая её так же запредельной по отношению к трансцендентной и имманентной реальности. В Атме находится шунья (пустота), шуньятма и всё мироздание. Патанджали в большей мере исповедует отделение от Пракрити, так же как и ранние буддисты Тхеравады, которые исповедовали уход из Сансары. Буддисты отрицают существование Я и всего феноменального мира. Однако поздние формы буддизма больше смогли взаимодействовать с натхами. Шанкара так же утверждал, что Пракрити и Майя не являются реальными, т.е., хотя и это вопрос относительно Шанкарачарьи спорный. Существует версия, что было несколько Шанкарачарий. Равно как и то, что Шанкарачарья был один, адвайтин и тантрист в одном лице, так например его рассматривает тантрическо-шактийская традиция Шри Видья. По одной из легенд Шанкарачарья общался с Сатья натхом на свяшенной горе Шайла. Натхи не отрицают реальность Шакти и почитают её различными методами, также не ограничивая себя исключительно Шактизмом или Шайвизмом, натха стремится к осознанию единства обоих Шива и Шакти таттвы. Натхи также не поощряют и застревание во внешнем поклонении, каким бы оно ни было. Натха-йогин со временем сводит все внешние тантрические поклонения к минимуму (как правило, они присутствуют в начальных ступенях) не потому, что эти практики плохие, а потому что без внутренней коренной трансформации они не имеют никакой реальной ценности. Однако сложность некоторых ритуалов у натхов вызвано ещё и тем что они превносили свой внутренний йогический опыт в тантрические обряды, в последствии также привнеся в них множество дополнений. На данный момент многие ритуальные практики у натхов сильно отличаются от наиболее извесных тантрических.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:343
Баллы:83
Роль Шакти и поклонение ей у Натхов.



Как правило, у натхов с шактизмом в большей мере ассоциируется имя Матсьендранатха. Маха Йоги Матсьендранатха считают основателем тантрической системы Кула. Слово Кула, на санскрите может иметь несколько значений: Шакти, Шива, семья, род, проявленное мироздание, жизнь, мир форм, тело, семья Богов и Богинь (Йогини), Бхайрава и Бхайрави, канал Сушумна, Кундалини-Шакти, Сансара, имманентная реальность. В противоположность Куле, существует Акула-Шива, непроявленная, трансцендентная реальность. Горакшанатх в основе своего учения ставил опыт, где обретается единство Кулы и Акулы, в своей Атме, которой также считается и тело. Горакшанатх утверждал, что союз Шивы и Шакти в себе самом, выше как Каулическо-тантрического учения, так и, например, философии адвайты Шанкарачарьи.

Однако в этом Горакшанатх не противоставлял себя ни Матсьендранатху ни Шанкарачарье или более сложной адвайте например Абхинава Гупты, скорее он акцентировался на внутренней сути этих учений видя в них единство в своём мистическом опыте. Представление о том, что сущность йогина как микро-вселенная и вместилище Абсолюта, на первый взгляд может быть воспринята как некий эгоцентризм, однако на самом деле натхи далеки от каких либо мирских отождествлений, и порожденных ими эгоистических представлений о себе. Маха Шакти создаёт бесконечные многообразия грубых и тонких форм, великое множество мистических переживаний и опытов. Именно поэтому натх способен учится, у всего чего только возможно. Само это знание и есть Видья, то есть Шакти. Посредством мантры Адеш натх готов смиренно принять божественнюю волю выраженную через учителей.

Маха Йоги Матсьендранатх был шакта-тантристом, известный своим шактийским культом Йогини-Каула, которых обычно насчитывают 64. Наиболее известный текст, где упоминаются Йогини и садханы с ними связанные Кула-джняна-нирная. Иногда в текстах 8 Йогини соотносят с Ашта-Бхайравами (8 проявлений Шивы-Рудры), далее пантеон разделяется, от каждой из 8-и Йогини образуются ещё 8, всего 64.

Каулизм также известен как тантрический путь Вама-марга (тантра левой руки), где практикуется 5 М , которые порицаются в ортодоксальном индуизме, а в Кула-тантре их считают методами, способными освободить от грехов Кали-юги. Часто Вама-маргу сильно профанируют на Западе, в самой же Индии эта тантрическая система нигде не афишируется широко. Горакшанатх трактует 5 М , как внутренние йогические процессы. Матсьендранатха был Каула-тантристом и также хатха-йогином.

Амараугха-прабодха - текст Горакшанатха говорит о том, что Матсьендранатха во чреве рыбы практиковал метод кумбхаки, соединение токов Иды и Пингалы. Он считается покровителем города Катманду в Непале. В честь Матсьендры названы два храма в Непале (Шукла Белого и Ракта Красного Матсьендранатха), символы двух бинду Шивы и Шакти. Так же знаменитый центр тантризма Варанаси, известен как Чандра-двипа (лунный остров), на котором Шива передавал знания Деви и где Матсьендранатха их подслушал находясь во чреве рыбы.

Варанаси омывается с разных сторон реками Варана, Аси, Матсьодари и Ганга, что делает город похожим на остров. По одной из версий Матсьендранатха добыл тантрическое знание Кула-агаму из чрева рыбы, эти тексты по легендам Бог Сканда выбросил в море. С Матсьендранатхом связывают известный центр шактизма в штате Ассам Камакхья-питха. Название столицы этого штата, город Гуати, произошло от названия Гухья, то есть лес, в котором происходит таинство. Это место известно своим культом Йогини, где используются сакральные сексуальные ритуалы майтхуна. Так же есть версия, что Матсьендранатха удалился в царство женщин на Цейлон (Шри Ланка), где его спас Горакшанатх. Цейлон также известен как место, где когда-то Равана занимался садханой - поклонением Шиве.

Как мне говорил Гуру Дева Вагиш Шастри, Равана был первым каула-тантристом, так как он совершал каулические жертвоприношения. Хотя Равана известен в Рамаяне как демон, его отцом был Риши, а мать была демоницей. Вполне очевидно, что Кула-тантризм имеет дело с материальным планом и демоническими силами, как известно без яда не может быть и нектара, без смерти бессмертия, поэтому Шактизм можно считать и как путь к спасению, и как путь к духовной деградации, при его не правильном понимании, что встречается довольно часто. Майя Деви может дать освобождение, сиддхи, а может привести к духовному падению того, кто к этому не готов. Равана, судя по всему, был алхимиком и астрологом, о чём говорят его тексты Кумара-тантра и Равана-самхита. Равана поклонялся Шиве Рамешваре, возможно это как-то связанно с Культом Махешваров, который появился позже на юге Индии.

Не менее интересна в Индии традиция Кубджика (Кундалини), довольно закрытая школа в Непале, где посвящения передавались зачастую по родовой линии. Культ Кубджики не случайно получил своё развитие именно в Непале. Кубджика также имеет прямую связь с Матсьендранатхом и Горакшанатхом, так как имя Матсьендранатха часто упоминается в текстах этой школы.

Не удивительно, что имя Матсьендранатха так же связано и с традицией Кали-Крама (ветвь Кашмирского Шиваизма, основанная махасиддхом Ватуланатхой и известная как Шакта-упая). Дживан Растоги, известный тантролог, описывает парампару Крамы возводя её к Матсьендранатху. Конечно же, эти школы тесно связаны с Кундалини-садханой и системой 6-ти чакр шат-чакра, позже развитой учителями линии Горакшанатха.

Относительно чакр их количества, а также лепестков и прочих деталей, можно сказать что натхи в зависимости от различных сампрадай дают множество трактовок. Например: в ранних шактийских упанишадах их упомянается 9, также они упомянаются и в трудах Горакшанатха. В традиции Йогини-каула их 8 и они соотносятся с той или иной йогини и шакти, которая даёт садхаке определённую сиддху в результате практике поклонения. Шакти по сути и означает (силу) от санскритского корня «шак».

Без Шакти невозможно развить сиддхи. Позже чакры были сведены к 7, 6, или 5 как, например, в буддийской ваджраяне.

Существует множество направлений системы Кула. От Матсьендранатха образовалось множество школ тантризма, он оказал влияние на шактийский культ Крама, Шри Видья, Кубджика, Кашмирский Шиваизм, Даттатреи и д.р, многочисленные ответвления системы Кула, которые образовались как те или иные формы Вама-марги (путь левой руки). Стоит отметить, что многие Шакты в Индии придерживаются другого взгляда, не соотнося Шактизм с тантрой (левой руки), они соотносят Шактизм с ведизмом, используя как авторитет ту часть Вед, которая посвящена женскому божественному началу Шакти.

Одна из ветвей шактийского культа южно-индийскую традиция Шри Видья, как предполагают индийские пандиты, связана с Кубджика-тантрой и одна из школ Шри Видьи вышла из неё. Шри Видья так же известна своей садханой со Шри Янтрой. Это наиболее известная из всех существующих янтр. Иногда пути тантры - марги, разделяют на Самаю, где работа происходит в основном только с сознанием. Часто словом Самайя определяют Шри Видья, которая известна как Шактистская система, где главную роль отводят Богине Лалита Трипура Сундари или Бала Трипура Сундари. Эта очень известная богиня в Шри Видье имеет много общего со школой Натхов, где принято поклоняться Йога Майи Деви, её называют Бала Сундари. У Натхов принято почитать Йога Майю Бала Сундари, она даёт йога-видью и устраняет иллюзии йога-садхака.

Трипура Сундари в Шри Видье еще называют Шодаши, то есть она всегда остаётся вечно молодой (16 летней). Её так же олицетворяют 16 Нитья Деви, они символизируют собой богинь светлой луны- так как луну часто соотносят с Шивой, а Солнце с Шакти, то светлая растущая луна символ союза Шивы и Шакти. Эти 16 Деви соотносятся с панчодаши 15-и слоговой мантрой Шри Видьи и Шодаши 16-и слоговой. Шестнадцатый слог - это полная луна она за пределами тёмной и светлой Луны, то есть вне любой двойствености. Интересно то, что Натхи всех божеств, воспринимают, как правило, в пинде, то есть в теле.

Сразу можно вспомнить 16 Адхар (опор), расположенных вдоль всего тела. В теле одни элементы (дхату) соотносятся с Шакти, другие с Шивой. Адхара это так же имя Шивы. Эти все соответствия можно соотнести и с Шри Янтрой и с телом, на которое она проецируется со слогами мантр.

Богиня Трипура Сундари олицетворяет в себе всех трех основных Шакти: Лакшми, Сарасвати, Кали или Парвати. Эта Богиня Кундалини-Шакти, которая локализирована в треугольнике Канда на уровне муладхара-чакры, в Шри Янтре это центральный треугольник Кама-Кала. Если взять и проанализировать чакральную систему, то мы увидим, что Кундалини-шакти является нам как Мать Матрика в виде звука образованного буквами санскрита. Она разделяется на 16 гласных соотносимых с вишуддха-чакрой и на 32 плюс 4 биджи, связанные с элементами, что составляет 36 акшар согласных.

У Шиваитов они соотносятся с 36 таттвами. Вместе они символизируют Шиву и Шакти. При пробуждении Кундалини-шакти и её соединении с Шива-таттвой, Матрика, смешивая гласные и согласные, образует Малини. Шодаши часто определяют как 37-ю таттву, которая вне всех таттв. Кундалини, это в первую очередь звук, изначально известный как шабда-брахман. Натхи особое значение уделяют нада-анусадхане. Натхи-аугхара носят ритуальный свисток Нади, которым почитают божества и учителей. Звуком они предлагают результаты йогической садханы.

В Тантрической системе Кула методы поклонения в основном связаны с собственным телом и телом партнерши, например в стри-пудже- или с поклонением мурти, как в дакшина-марге. В вамачарском ритуале в тело призывается божество, которому совершается поклонение. В этой практике необходимо знать множество деталей и практиковать ее опасно без передачи от Гуру. Дакшина-марга это внешний путь (Праврити), а Вама-марга - внутренний путь (Ниврити), Карма и Джняна. В Мишра-марга (путь, объединяющий дакшина- и вама-) работает с проявленным планом, она связана с работой тонкого плана. Совершенно очевидно, что любая марга подразумевает работу со всеми планами, отсюда такое различие в предпочтениях школ.

Стоит заметить, что Натхи, почитают все проявления божеств как различные проявления единой Шакти, поэтому часто учение Натхов определяют как Шакти-вада - мировоззрение, основанное на видении всех проявленных форм, как одной единой Шакти. Шакты опираются на шактийские упанишады, пураны, тантры или нигамы, как принято их называть, Натхи тоже признают авторитет этих писаний. На данный момент один из самых распространённых в Индии шактийских культов - Шри Видья, его иногда подразделяют на 3 марги (пути): Самая-марга (в ней акцент делается на внутренних практиках), Кула (с использованием ритуала 5М) и Мишра-марга (объединяет методы из Каула и Самая). Линия Горакшанатха скорее соответствует Самайе и в какой-то мере Мишре. По учению Кула, в каждую из юг, существовал свой Кула Гуру: Курманатха, Кхагендранатха, Мешанатха, Матсьендранатха.

В Кали-югу покровителем Каула-дхармы является Матсьендранатха. Считается, что в Кали-югу, тантра - наиболее быстрый путь к духовной свободе, однако Натхи, последователи Горакшанатха, видят именно хатха-йогу и кайя-садхану, как путь к спасению в век темноты.

Тантра имеет очень большую связь с Шактизмом. Известный тантрист 10 века, Абхинавагупта, упоминает в Шри Тантралока Матсьендранатха как своего Гуру. Он так же практиковал Шри Видью и Кали-Видью. Неудивительно, что он упоминает не только Матсьендру (Шри тантралока), но и Шамбхунатха (Тантра-сара), как своего Гуру.

Шамбхунатха считается не только основным гуру Абхинава Гупты, он так же известен как Гуру натха-сампрадаи. Основателем Херука Чакрасамвара-тантры является Луипа (Луипада), в Бенгалии его соотносят с Матсьендранатхом. Кстати, упомянутый Кришнананда, известен в традиции Ваджраяна под именами: Канхапа, Пандитачарья или Кришначарья. Еще Кришнананда известен у Натхов, как Кришнанатха. Его и уже упомянутого Луйипу (Матсьендранатха, Авалокитешвара), а так же Гандхападу, буддисты связывают с материнской тантрой, Чакрасамвара. Кришнананда был учеником известного Джаландхарнатха. Линия Джаландхара, так же его линия, восходит к Ади-натху. Чакрасамвара-тантра - одна из материнских тантр в Ваджраяне, где в отличие от индийской тантры, высшая абсолютная пустота шуньята тождественна женскому архетипу Абсолюта, а каруна (сострадание) или упая (метод) - мужскому. Можно заметить много взаимосвязей натхов и шактов, поклоняющихся женскому началу и увидеть у натхов совершенно конкретные садханы, посвященные Шакти.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:343
Баллы:83
Связи натхов с другими духовными школами.



Практически все традиции индуизма так или иначе были связанны с натхами. Нам известно, что буддийская сахаджия перешла в вайшнавский бенгальский культ, и что знаменитый Йоги Гхеранда был одновременно вайшнавом из Бенгалии и натхом, о чем упоминает и Г. Бриггс.

Следует, к примеру, рассмотреть одну из ветвей Натха-парампары: Горакшанатха- Гахининатх (1175-1210) – Нивриттинатха (1195-1277) - Джнянешварнатха (1275-1347). Джнянешвара был не только натхом, но и основателем вайшнавского направления Варкхари в Махараштре (штат Индии). Джнянешварой были написаны комментарии на Бхагавад-гиту (Джнянешвари) в контексте йоги.

Двое сыновей Матсьендранатха, Нимнатха и Парсанатха основали свои направления связанные с Джайнами, правда это несколько другие школы и с ними ортодоксальные натхи практически не поддерживают связь на данный момент. Джайны заимствовали у натхов некоторые методы йоги, создав синтез джайнизма с йогой. Интересные связи с натхами можно проследить в другой шайвовской традиции Шайва-сиддханта, связанной с сиддхами Нандинатхой и Тирумуларом - сами они были из Кашмира, но позже их учение получило распространение на юге Индии в Тамилнаду.

В исламе так же было немало взаимосвязей с натхами. В Непале Йоги Ратананатха обрел популярность у индийских мусульман (суфиев), которые в последствии практиковали хатха-йогу, в Индии их стали называть Пирами . В Пакистане и Афганистане до сих пор сохранилась линия, идущая от Ратананатха. В мусульманском Бангладеше, городе Читтагон, так же есть храм Натхов построенный в честь Шивы Ади-натха.

Известный Йогин Нагарджуна входит в список 84-х натхов, однако список имен несколько отличается от 84 сиддхов буддизма ваджраяны. Нагарджуну считают поэтом, алхимиком, основателем мадхьямики - учения о шуньяте и йогином-сиддхом. Его трактовка Абсолюта и духовного опыта как пустоты (шуньяты) и её трансцендентности, которую не возможно описать никакими терминами, субъективными и объективными определениями, по своей сути очень схожа с учением Горакшанатха. Учение Нагурджуны часто определяют как учение о пустоте Шуньта.

Натхи почитают Горакшанатха как проявление шуньяты. Алхимия Горакшанатха и Нагарджуны во многом соответствует друг другу, вероятно, что эти два учения как-то взаимодействовали между собой. Более того, освобождение при жизни (дживан-мукта), то, к чему стремятся Натхи, сходится с идеалом Махаяны достижение состояния Боддхисаттвы (тот, кто не уходит в нирвану ради спасения других). Поэтому Натха, как и Бодхисаттва, по своей сути, вне Сансары (Кула), так как он освобожден от неё и вне Нирваны (Акула), хотя он, несмотря на духовное освобождение, остаётся в Куле (то есть в Сансаре), ради спасения других. Многие учёные предполагают, что существовал не один Нагарджуна, так же как и Матсьендранатх.

Возможно, что в своё время многие буддисты во времена мусульманской агрессии, перешли из буддизма в натхизм, поскольку натхи принимали практически все религиозные течения, в том числе и Ислам, это было разумным действием, учитывая еще и то, что буддизм вытеснялся из Индии. Часть буддистов того времени смотрелись как неортодоксы в самом Буддизме, примерно, как и суфии в Исламе. Например, для буддиста хождение голым и обросшим, как это делали некоторые буддийские секты того времени, было неприемлемо для общепринятого буддийского монашества.

Тантрический буддизм не обошло влияние Горакшанатха, он заимствовал методы хатха-йоги, хотя конечно несколько модернизировал их под своё учение. Многое из методов йоги вместе с Буддизмом проникло в Китай, Бирму, Таиланд, так как в ранних даосских текстах мы не встречаем упоминания о тонкостях и деталях связанных с практиками цигун. Методы йога-садханы натхов распространились практически на все религии Индии, страны Востока и Запада. Позже, они утратили в чём-то связь с изначальной традицией. Незаметным для всех образом, Горакшанатх повлиял на йогу, которая в том или ином виде практикуется по всей планете. Суфийские ордена, исихасты христиан, разного рода мистические западные ордена, использовали методы йоги. Система йоги в средние века распространялась на Запад через страны Средиземноморья. Сейчас многие даже и не предполагают, что всем этим они обязаны именно самому Горакшанатху. Его вклад в йогу можно сравнить с религиозным переворотом, который сделал Иссус Христос в Христианстве. Имя Горакшанатха растворилось в веках судя по всему по той причине, что Горакшанатх жил на Востоке, а Восток как известно меньше направлен на внешнюю жизнь в отличии от Запада. У натхов и в подобных их традиции мистико-йогических школах, наиболее заметна направленность на внутренне, в отличии от каких либо систем индуизма. Наша задача, как практикующих йогу, знать её корни, это будет способствовать пониманию многих практических сторон хатха-йоги.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:343
Баллы:83
Садхана



Йоги-практики пытались систематизировать, сделать одну стройную школу натхов, однако существующее изобилие различных методов тоже удобно, поскольку позволяет более объективно подойти к своему личному духовному развитию. В Шива самхита, Хатха-ратнавали говорится о 4-х йогах для разного уровня садхаков: Мантра, Хатха, Лайя, Раджа- а Гхеранда самхита - о разных видах самадхи, связанных с той или иной йогой: бхакти-йога-самадхи, раджа-йога-самадхи, дхьяна-йога-самадхи. Мантра-йога идёт первой, потому что она играет важную роль в практике ритуального поклонения тому или иному божеству, а божеств у натхов достаточно много.

Всё поклонение постепенно сводится к 9 формам, которые являются основными божествами индуистского пантеона. У натхов они проявлены в 9 формах великих Учителей - Махасиддхов, о которых речь пойдёт ниже. Основным из них является Гуру Маха Йоги Шива Горакшанатха. Кому-то больше подходит какая-то одна из перечисленных йог, а кто-то может сочетать все четыре, но это обычно решает ваш Гуру. Мантра-йога дает необходимый опыт для Хатха, Кундалини и Раджа-йоги, и необходимые мантры ученику должны быть переданы от Гуру. В Шива-самхите говорится так же о том, что садхану можно разделить на карма-канду (раздел обрядов и ритуалов) и джняна-канду (внутренние практики, без акцента на ритуальность).

Много внимания натхи уделяли и магии. В качестве примера следует обратить внимание на Горакша-тантру Нарахаринатха, трактат, где перечисляются все шат-карма (6 магических действий, известных в классической тантре).

Приверженцы Натхов разделяются на 3 категории, две из которых относят к категории садху:

1) джигьясу - означает тех, кто стремится изучить традицию, и может поклоняться божествам в храмах. Те, кто посещает храм, общаются с Гуру, получая упадеши (наставления). Они могут практиковать методы йоги.

2) Другая категория - это садху аугхара. К ним относятся те садху, которые живут в храме и ведут отрешенный образ жизни. Они не носят серьги кундала, могут практиковать тантрические методы, хотя, насколько мне известно, кундала, не есть окончательное табу, ведь среди сиддха-йогинов существует множество ответвлений и школ. Мне встречались и Грихавадхута (тантрические садху, совмещающие садхану с семейным образом жизни), которые также носят кундалы в ушах, что, правда, не частое явление в Индии, но, как говорится, имеет место быть.

В целом Натхи ведут довольно саттвичный образ жизни, в которой поощряется аскетизм, но не в качестве единственной духовной панацеи.

Термин аугха означает - движение, вы можете встретить в тантре классификацию, делящую Гуру на Дивьяугха, Сиддхаугха, Манаваугха. Тантрический термин аугха еще означает поток, а ра - получение. То есть поток может быть связан с надой. Аугхара - это приверженец парампары натхов.

3) И еще одна категория - это канпхата или даршани, т. е., те, кто носит в центре ушного хряща серьги. Серьги важны в ритуальном поклонении своему Гуру и Горакшанатху. Представители этой категория садху у натхов практически все автоматически считаются Гуру. Гуру могут быть так же и Аугхара, а Канпхаты напротив могут не выступать в роли учителей. Многие из садху уходят в безлюдные места, где занимаются практикой.

Две серьги кундала - символы Солнца и Луны, Иды и Пингалы, а также символы токов энергии в этих двух каналах. Кундала означает, что Натх трансцендентен по отношению к Праврити-Ниврити, Карме-Гьяне, Кулы-Акулы, Ха-Тха и какой либо ещё двойственности. Серьги в ушах определяют именно сиддха-йогина. Некоторые натховские садху ограничиваются просто джанео, например Аипа-пантхи.

Натхов в Индии можно определить по двум атрибутам: по коричневой шерстяной нити джанео, на которой висит свисток нади (он символизирует звук анахата-нада и используется для почитания гуру-парампары) и по кундалам в ушах.

В тантризме существует множество внешних садхан и ритуалов для обретения внутреннего духовного опыта. Натхи создали свою систему, которая уже подразумевает наличие у адепта этого опыта, без которого хатха-йога может стать просто имитацией йогина, делающего асаны.

Йога натхов - это в первую очередь служение божеству. Натхи, разделяют бхакти на два уровня Сагуна и Ниргуна-бхакти. Сагуна делится на пять уровней: Санимита, Чубхакия, Шрадха-параяна, Саха, Самарасата. Ниргуна считается более высокого уровня, в свою очередь она делится на: Арта, Джигьясу, Артхатхи и Джняна-бхакти.

Все хатха-йогины Натхи являются авадхутами. Авадхута - это тот, кто пребывает вне какой-либо двойственности. Практически все мантры у Натхов начинаются и заканчиваются на слово: Адеш, что означает волю Абсолюта и то, что ты готов следовать ей, это слово так же используют во время приветствия натховских учителей.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:343
Баллы:83
Линии передачи учения.



Сампрадаи во многом схожи между собой, однако в Индии много школ Натхов с помесью Пашупатов, Агхори, Нагов и др. Они себя так и называют Агхора Натхи, Нага Натхи. Наиболее известные учителя системы Натхов: Матсьендранатх, Горакшанатх, Джаландхаранатх, Чаурангинатх. Некоторые из сампрадай Канпхатов были названы в честь этих учителей, например Джаландхара Натхи. Вы можете также встретить Натхов вамачаринов (тантра левой руки), кем собственно и являлся учитель Горакшанатха Матсьендранатх. Говоря о тантре, пожалуй, стоит упомянуть и знаменитого Даттатрею, наша парампара связана с ним тоже.

Приведу пример линии преемственности идущей от Адинатха, к которой я принадлежу (она имеет отношение к Тантре):

Адинатха – Атринатх – Даттатрея – Джанардана – Эканатха – Нитьянанда – Кришнананда - Вишибананда – Махранатха – Ранганатха – Гопаланатха – Балабхадранатха – Дилварнатха – Сундарнатха – Брахманатха – Гамбхирнатха – Дигвиджаянатха – Наваминатха – Камаранатха – Метлешнатха.

Натхи, последователи Даттатреи, называются Лал Падрис. Они являются вайшнавами и рассматривают Даттатрею, как инкарнацию Кришны Йогешвары. Эти натхи носят желтую одежду. Они не относятся к линии Горакшанатха несмотря на то, что на стенах Горакшанатха-мандира можно встретить изображение, где запечатлены вместе Даттатрея и Горакшанатх.

На данный момент ордена Натхов существуют по всей Индии, но в связи с тем, что это учение представлено духовным опытом йогов, сложно найти учителей, которые открыто обучают всех желающих.

Маха Йоги Гуру Горакшанатх синтезировал весь опыт существовавших ранее систем натхов. Он создал направления Канпхатов и Аугхара садху, которые были разделены на 12 основных сампрадай или пантхов. Каждая из них имеет свой особый подход к садхане, но все вместе они представляют единую ортодоксальную систему натхов. Несомненно, существуют и другие ветви натхов, однако это, как правило, закрытые направления йогических школ. Они, как и их практики, хорошо известны посвященным.



Далее перечислены основные сампрадаи Натхов.

Ныне существующие Сампрадаи и их основные места локализации в Индии:

1)Сатьянатхи - Уттаркханд

2)Рамнатхи - Харьяна и Непал

3)Пагалпантхи - Пешвар

4)Павпантхи - Раджастхан

5)Дхарманатхи - Непал

6)Манонатхи - Раджастхан (Сикар)

7)Капилпантхи - Бенгалия

8)Дарьянатхи - Джелам (Пенджаб)

9)Ганганатхи - Бенгалия

10)Аипантхи - Харьяна

11)Байгага - Раджастхан

12)Равалпантхи - Афганистан

Существовало 18 пантхов Шивы и 12 пантхов Горакшанатха. Эти две группы соперничали между собой и, как результат, 12 из первых и 6 из последних распались. Осталось 12 пантхов из двух сект установленного порядка Канпхатов.

Происходящие от Ади-Натха:

1)Кантхарнатхи (Бхудж, Каччх)

2)Пагалнатхи (Пешавар, Рохтак)

3)Равал (Афганистан)

4)Панкханатхи

5)Бан (Марвар)

6)Гопалантхи или Рам ке



Происходящие от Горакшанатха:

1) Хетнатхи

2) Чолинатхи, Аипантхи, Дэви Бимла (Бомбей)

3) Чанднатхи (Каплани)

4) Баирагнатхи (Ратадхонда Марвар) Ратаннатхи

5) Паонатхи (Джаяпур), к которым принадлежат Джаландхарипа, Канипа, Гопичанд

6) Дхаджанатхи (Махабир) являлся «предводителем» всех иностранцев.

Существует утверждение, что Сатнатх принадлежал к Пантхам одной из древних сект Шивы. Также, Джаландхарипа был посвящен Ади-натхом в то время, когда Канипа и, может быть, Бхартрихари были последователями Джаландхары.





Описание натха-сампрадай из книги Бригса «Горакшанатх и Канпхата Йоги»:

1. Сатьянатхи или Сатнатхи относятся к Пантхам 4-ой ветви принадлежащей к Шива-пантхам. Они имеют гадди в Пури и другие образовательные центры в Бхеве, Тханесаре и Карнале, главный Махант находится в Пури.

Чашка для пожертвований, шкура, стеганое пальто - их отличия. От этой ветви произошли Дхарамнатхи и Гарибнатх, который сопровождал Дхарамнатха в Каччх и принадлежал этой секте. Эти пантхи следуют Брахме. Их главное представительство находится в Дели. Дас Гопалнатх из Джодхпура является учеником Махирнатха, он входит в парампарическую линию учителей в Горакхпуре.

2. Рамнатхи (Рам-ке) иногда неверно соотносятся с Рамачандрой. Эта линия относится к Шива-группе, именуемой Гопал. Она следует первоначальному Сантошнатху, который сам не являлся пантхом.

3. Дхарманатхи основатель Раджа Дхарм, ставший йогином линии Сатьянатхов. Их основной центр находится на Годавари, так же они имеют известные и значимые монастыри в Дхинодхаре и Каччхе. Дхарманатхи также последователи Матсьендранатха, который причисляется к одному из Нава Натхов, но первое утверждение больше соответствует относящейся к ним традиции.

4. Лакшманатхи следовали за Горакшанатхом в Тиле. Эти пантхи имеют две школы, Натешринатхи и Дарьянатхи. Отличительной особенностью является то, что раньше они жили на холме в Тиле, впоследствии стали жить на равнинах. Дарьянатхи также рассматриваются как отдельный пантх, берущий свое начало в Тиле. Другое ответвление известно как Натешри в Амритсаре и как Дарбари Тилла Бал Гондал в Хостинапуре. Это Хетхнатхи пантх подлинных Горакхнатхинов. К этой группе принадлежит Хайтх из округов Амбала и Джхелум, и Балджати из Карнала. Ранджха принадлежал к Натешри. Джафир Пирс (см. ниже) следовал Ранджхе.

5. Дарьянатхи, теперь так же отдельный пантх, эта группа принадлежала к Хетх пантхам первоначальным Горакшанатхинам. Члены этой линии обосновались в северной Индии и Пенджабе, многие в Синде, кто-то из индусов обосновался в Мкхаде, Кохате и Куэтте. Их священное место расположено в Удеролале в Синде, где установлена тумба младенца, который трансформировал себя в вооруженного всадника и явился из Индии для порицания мусульманского Мухаммеда Исуфа из Татта. Он известен также как Удеролал, Дуланлал, Амарлал, Зинда Пир и Дарья Шах. Его также называют Шекх Тахир в Удеролале и Кхваджа Кхизр в Суккуре. В его храме в Удеролале постоянно горит лампа. В новолуние он поклонялся реке или каналу, наполненному водой, с рисом, конфетами, специями, фруктами и светящимися лампами. Он оставил этот мир погребенным под землей. Между индусами и мусульманами велся диспут о том, как его похоронить (кремировать или предать погребению). Он появился вновь и повелел им использовать два метода, как следствие, в этом месте находится и тумба и храм. Ежегодно около 50.000 религиозных последователей совершают паломничество в Удеролал.

6. Ганганатхи. Эта ветвь была основана Ганганатхом, последователем Капалмуни. От этой ветви сохранился некоторый след у Каянатхов. Также у них есть связь с Ратаннатхами (о них рассказывается ниже).

7. Байрагнатхи (Бхартрихари, Байраг Чатри). Это четвертая из первоначальных сампрадай Горакшанатха. Она берет начало от Бхартрихари, который был инициирован Джаландхарипой, но был последователем Горакшанатха. Он отрекся от трона в Уджжайне и стал йогином.

В одном предании говорится, что он был сыном Раджи Бхожа. Аипантхи Харидвара говорят, что он был инициирован Горакшанатхом. Его главными коллегами были Калпани пантхи, также происходящие от Джаланхарипа сампрадаи. Другая традиция утверждает, что эта ветвь следует от Маинатха, который был сиротой и был рожден на небе Меос(ой)-ом и после стал последователем Горакшанатха.

Особое имя в этой сампрадае Горакшанатха Премнатх, который, как иногда говорят, основал сампрадаю.

Другим известным последователем Бхартрихари был Ратаннатх. Последователи Ратаннатха не носят мудр, по причине, которую объясняет следующая история, произошедшая в Тиле. Когда Ратаннатх должен был получать кундалы, он распахнул свою грудь и показал их в своем сердце, затем кундалы были взяты у него, в наказание за оскорбление, после чего он проявил кундалы у себя во рту. Его почитают мусульмане. Ратаннатх известен тем, что сотворил мальчика из экскрементов собственного тела. Этот мальчик впоследствии был известен как Каянатх и как Куаим ад Дин. Когда Каянатх умер, мусульмане и индусы претендовали на его тело, но оно исчезло, осталась только одежда. Индусы построили для него самадхи, а мусульмане тумбу.

К Ратаннатху относится и другая группа Йогов это Мекхла Дхари. В Амбале они носят тараги. В Набхе так же находятся древние Йогины, которые следуют первоначальному Ратаннатхе. Они относятся к Пуния готра (Джат готра), основателем этой группы домохозяинов был Маинатх. В последствии он стал Йогином и Джати вынуждали его женится на девушке, обманщице Йогов. Бхарат в Дэра Гази Кхан принадлежит к этой секте. Ратаннатхи считаются как Дарьянатхи. Есть святыни, связанные с именем Ратаннатха в Кабуле и Джалалабаде. Даже мусульмане верят в силу этих Йогинов.

8. Равалнатхи или Нагнатх являются третьей подлинной Шива группой. Равали самые почитаемые из мусульманских Йогинов, великие странники. В западных округах Пенджаба они являются оккультистами и факирами. Есть две основных группы:

1)Мадиа, ее последователи говорят, что группа была основана Горакшанатхом, и

2)Галл те, которые приписывают себя к Шиве, и известны как Пагалпантхи и как Равал Галла. Те, которые относятся ко второй группе, располагаются в Пешваре и Бохаре. Монастырь, принадлежащий им, расположен в Рохтаке. Главное место Равалов в Равалинди, также члены этой линии обосновались в Хаджаро и в Афганистане. Не все признают Равалов как одну из 12-и сампрадай Горакшанатха, соответственно некоторые считают их частью одной из 12-и сампрадай, а кто-то частью Парашнатхов. Равалом является также Капхлаин. Равалы обосновались в Низамских государствах. Есть также версия, что название Наганатха пошло от Нагарджуны.

9. Джаландхарипа натхи. Принадлежат к Паонатх пантхам, пятая подлинная сампрадая Горакшанатха. Но парампары сходятся с тем, что Джаландхарипа принадлежал к раннему ответвлению. Он был основателем Па пантхов в противовес Натх пантхов. Па является тибетским и иллюстрирует восточное влияние внутри Канпхатов. Эта сампрадая включена в списки Горакшанатха, Канипа и Гопичанд. Линия Папнатх также известна как Панатх, считается, что это была секта Джаландхарипы и следовала Махадеве (Шиве). Джаландхарнатха (и Кампханатха) иногда соотносят с Аугхара, со времени, когда Горакшанатх и Матсиендранатх были известны как Канпхаты. Сфера их деятельности вначале была в Бенгалии и Бихаре, последняя из двух находилась в Объединенных провинциях и Пенджабе. Эта линия утвердилась в Джаяпуре.

10. Аипанатхи относятся к Чолинатх, подлинной группе Горакшанатха и связаны с Бхуштаинатхом и Каркаинатхом, последователями Горакшанатха. Каркаинатх также известен как Канакнатх и Канкханатх. Последователи двух названных Йогинов принадлежат к школам Хетнатха. Аипанатхи Харидвара говорят, что они были последователями Пир Парашнатха и что они отделились от них через поклонение Аидэви. Они следовали своему предшествующему началу женщине,последовательнице Горакшанатха, теперь известной как Бимла Дэви. Они объясняют это, говоря что Аи значит Маи (Мать, Богиня). Они использовали аи вместо натх в своих именах, но через пять рождений после Нармаиджи они вернули натх обратно. Маинатхи вероятно произошли от этой группы. После пяти рождений после Нармаиджи, который сам жил на несколько рождений позже Горакшанатха, пришел Мастнатх и с этого времени члены этой ветви назывались Натхи.

Нармаиджи был рожден в Кхоте, который теперь расположен в Джинд штате. Поскольку Мастнатх был последователь Горакшанатха, он не мог размышлять как современник великого Йогина. Последователей Мастнатха не очень уважали и только недавно они были признаны остальными. Они носят посох, который используют как ручной костыль. Бавас стал Аипантхом через Мастнатха. Аипантхов включили в число 12-и сампрадай, когда был организован орден Канпхатов. Это показывает на то, что орден Горакшанатха укрепился после его смерти.

История повествует что однажды, когда Мастанатх должен был войти в медитацию, один из его последователей, пришедший до него и носивший только набедренную повязку, был проклят и вынужден был всегда оставаться нагим. По этой причине последователи этого несчастного Йогина и называются Нага. Есть две секты из последователей Мастнатха:

1) Барии Даргах - те, кто избегает мяса и крепких напитков, и

2) Чхоти Даргах - те, кто потворствует и тому, и другому.

Последнюю группу основал Чамар, последователь Мастнатха. Низшие из этих пантхов называются Чамарва. Главный их монастырь находится в Бохаре (Рохтак), он был основан Нармаиджи. В этом месте нет ни одного идола. Аипантхи имеют большое и начимое учреждение в Харидваре. Другие места: Ранпат, Мадхата и Чамар, Пенджаб. Аипантхи упоминаются в Дабистане.

11. Каплани - эта ветвь включена в Чанднатх - сампрадаю, древний строй Горакшанатха, берущий начало от Капалмуни, последователя Горакшанатха, который основал Аджаипал. Эти пантхи также зовутся Капил или Капил Дэо ке. К этой ветви принадлежат Нимнатхи, также называемые Гапхлани или Кхишкаи.

12. Дхаджжанатхи - эта 6-я сампрадая из древнего списка Горакшанатха, она ассоциируется с именем Махабира (Хануман). В Тиле считается одной из 12-и сампрадай. Утверждают, что члены этой ветви носят флаг и что некоторые из них обосновались в Пешнаваре и Амбале, и что их не принимают в Тиле. Есть предположение, что они обосновались на Цейлоне.

13. Канипа. Когда-то Джаландхарипа был заперт в Уджжайне, откуда он был окончательно освобожден при помощи Горакшанатха и Матсьендранатха. Его последователь Канипа занял его учительское место как Махант. В последствии он основал пантх. Из этой линии пришел Гопичанд (Чандра), иначе известный как Сиддх Сангари, который стал одним из 84 сиддхов, Гопичанд иногда упоминается как название пантха. Еще Гопичанд утвердился как последователь Канипы и Джаландхарипы. От Сиддха Сангари следует Спадха из Бенгалии, хранители змей. Одна из этих групп инициировала Измаила, основателя пантхов.

Калбелияс призывал стать его последователями.

К этой линии также относится Шепалаш (Сепелас), который держит змей. Некоторые из группы носят кольца в пробитом ухе, как это делают Канпхаты. Определенно говоря, Канипа не утвержден как самостоятельный пантх из 12-и существующих, а лишь как часть сампрадаи, но даже это утверждение всеобще не принято.

Вама-марга (секта Левой руки) восходит к Канипе. Эта интересная деталь в этот момент указывает на развитие эротических элементов в поклонении Шакти, что было в Бенгалии и Ассаме (Камакхья-питха).

Список имен, приведенный Сен: Минанатх, Горакхнатх, Хадипа, Кхалупа.

Хадипа был учителем матери Гопичанда. Джаландхарипа также известен как Хади или Хадипа. Этот список принадлежит восточной Бенгалии. Другой список, очевидно, принадлежит циклу Калепа (Карипа или точно Канипа).

И Джаландхарипа и Канипа размещены в Паонатх группе, которая идет от Горакшанатха. Некоторые идентифицируют Канипу и Джаландхарипу.

Два из подлинных пантхов Шивы не указаны в перечисленных, Бан из Марвара и Кантхарнатх из Бхуджа. Впоследствии упоминались в писаниях йогические учреждения, но связь Кантхарнатхов с признанными сектами не установлена.




Нава-Натхи:



У Горакшанатха было множество учеников и последователей. В традиции Натхов наибольшее почтение оказывают девяти Натхам (Нава-Натхи), в разных штатах Индии они часто упоминаются под различными именами. Из этих девяти натхов наиболее известны пять: Адинатха, Матсьендранатха, Горакшанатха, Чаурангинатха, Джаландхарнатха.

Нава-Натхи известны как манифестации основных Богов в индуизме, они так же прославились множеством сверхъестественных деяний. Все эти великие существа были Аватарами Бога Шивы.

1) Адинатх-Джьёти сварупа (Свет)

2) Горакшанатх-Шива сварупа (Шива, Шанкара)

3) Матсьендранатх-Матасья-сварупа (Майя-Шакти)

4) Сантошнатх- Вишну сварупа (Огонь)

5) Ачал Ачамбхенатх-Шеша сварупа (Воздух)

6) Удаянатх-Парвати сварупа (Земля)

7) Чаурангинатх-Чандра сварупа (Луна)

Сатьянатх-Брахма сварупа (Вода)

9) Гаджбели Гаджкантхаднатх-Ганеша сварупа. (Пространство)







из книги Маханта Аведьянатха «Введение в натха-йогу»



Йоги-Гуру Горакхнатх (точнее, Горакша-Натха) – основатель хорошо организованной религиозной традиции, применяющей принципы йоги. Он известен как ученик Матсьендранатха, который в свою очередь был учеником Адинатха. Время и место рождения прославленного святого и учителя пока еще точно не определено современными исследователями. В основанной им Сампрадае? Адинатх есть не кто иной, как сам Шива, равно как и Горакшанатха принято рассматривать и почитать как нечто большее, нежели просветленного человека и учителя. Его считают равным самому Шиве, Властелину Вселенной, превосходящему привычные законы рождения и смерти, появляющемуся на земле в человеческих формах в различные периоды по своему собственному выбору из сострадания к существам, пребывающим в невежестве, неволе, слабости и страдании.

Горакхнатха обожествляют на протяжении долгого времени, а в народных верованиях его считают представителем и даже воплощением Шивы. Его имя также приписывается Шиве. Он и есть Творец».

Несмотря на относительное ослабление влияния Натха-Йога Сампрадаи, она все-таки осталась одной из широко распространенных традиций Индии. Канпхата-йоги встречаются повсюду в Индии, будучи столь же широко рассеяны, как и любой аскетический орден. Их можно встретить по одиночке в виде нищенствующих странников или отшельников, а также целыми группами в Северном Деккане, центральной провинции Гуджарат, Махараштре, Пенджабе, в областях долины Ганги и в Непале.

В действительности, существует не так много священных мест на равнинах и холмах Индии, где натха-йоги не имели бы святилищ, храмов, ашрамов или монастырей. Бесчисленные песни, драмы, легенды, литературные творения и книги по йогической дисциплине на всех местных и национальных диалектах указывают на то, что Горакхнатх и его последователи в течение долгих столетий удивительным образом влияют на религиозную и культурную жизнь огромного субконтинента. Значительная часть индуистского общества до сих пор предана Горакхнатху и созданному им монашескому ордену.

Монахи йогического ордена, основанного Горакхнатхом, известны как натха-йоги, сиддха-йоги, даршани-йоги или канпхата-йоги. Все эти названия имеют свое значение. Цель йоги - сделать человека натхом, что означает «владыка, повелитель». Йог должен пройти систематический курс моральной, физической, интеллектуальной и духовной подготовки с целью достижения совершенного владения Пракрити как в субъективных, так и в объективных аспектах. Он должен достичь совершенства в мыслях, чувствах, желаниях и действиях, господства над разумом, умом, ощущениями и телом, чтобы превзойти время и пространство, инерцию и гравитацию, законы природы и качества физических элементов. Он должен обрести сиддхи, или полное проявление и развитие своих способностей, и практически осуществить все превосходные возможности своей внутренней природы. Он должен преодолеть все привязанности, страдания и ограничения, все свои физические и психические слабости. Он должен победить смерть. Ему нужно обрести даршан, истинное видение, или полное прозрение в предельную суть Реальности. Устранив покрывало невежества, он сможет напрямую воспринимать Абсолютную Истину и воссоединиться с ней. Вероятно, эти названия должны были постоянно напоминать членам ордена о высшем духовном идеале, для осуществления которого они вступили в орден и встали на путь йоги.

Монахам не подобало стремиться к низшим формам сиддх или удовлетворяться оккультными силами и видениями. Точно так же им не следовало направлять внимание и тратить энергию на чудеса, малозначимые для истинно практикующих йогу. Все силы, приобретенные в процессе практики, должны быть использованы для саморазвития и подъема на все более высокие планы реальности: на реализацию духовного совершенства, на достижение абсолютного знания и полной свободы, на обретение вечного блаженства и спокойствия, и на переживание Мукти, или Кайвальи, еще при жизни. Даже физическое тело должно стать одухотворенным (кайа-сиддхи) и бессмертным, превзойти ограничения времени и пространства.

После достижения высшего состояния самореализации йога обычно называют авадхутой – тем, кто запределен всем викарам (изменениям) Пракрити, кто превзошел силы и законы природы, чья сущность в целом нисколько не затронута привязанностями, переменами, тяготами и страданиями феноменального мира. Авадхута превыше кастовых, половых, религиозных, общественных и национальных различий. Он пребывает в блаженстве и передвигается в мире совершенно свободно, без желаний, страхов и ограничений, в любом направлении. Он сознательно отождествляет себя с Высшей Самостью, самим Шивой - Творцом, Создателем и Разрушителем Вселенной. В авторитетных трактатах этой Сампрадаи упоминаются имена многих йогов, которые достигли такого состояния и явили мирским людям божественные возможности человеческого существования. Только авадхута является натхом, сиддхом или даршани при правильном понимании этих терминов, тогда как другие йоги стремятся или должны стремиться к такому состоянию.

Монахи этого ордена носят особые символы, которые не только отличают их внешне от общества, но также имеют духовное значение. Одна из очевидных особенностей натха-йогов – это разорванные уши и вдетые в них ушные кольца. Каждый из членов этого ордена проходит три ступени инициации, и на завершающей третьей ступени гуру прорезает раковины ушей ученика, а после заживания ран вставляет два больших кольца. Вот почему йоги, принадлежащие к ордену, известны как канпхата (с прорванными ушами). Столь болезненная форма инициации - своеобразная проверка, насколько последователь готов к самой суровой аскетической жизни, кроме того проверяется его готовность посвятить все время и энергию практике йоги, известной лишь посвященным. Вдеваемые кольца называются мудра, даршана, кундала и пабитри. Это символы полной самоотдачи ученика гуру (авадхуте), которая полностью очищает ум и тело ученика, освобождая от всех эгоистичных желаний и предубеждений, и делает его достаточно чистым для прямого восприятия Брахмана, Шивы, или Высшей Самости.

Полная самоотдача гуру, источнику духовного света, и посвящение жизни самореализации, не означают отрицание разумной свободы ученика. Полная самоотдача гуру, источнику духовного света и живому воплощению идеала самореализации, не означает отрицание разумной свободы ученика, а скорее прояснение и восполнение его свободы, избавление внутренне свободного духа от порабощения эгоистическими желаниями и страстями, путем духовного соединения с совершенно независимой душой авадхута, Мастера.

Последователей Горакхнатха, которые отказались от всех мирских связей и вступили в монашеский орден, но не прошли завершающую церемонию прорезания ушей и не посвящены в ученичество окончательно, называют аугхарами. Они находятся на полпути между начинающими учениками, пребывающими вне стен монастыря, и даршани-йогами, которые полностью оставили мирскую жизнь и дали торжественный обет никогда не возвращаться назад и не сходить с пути йоги до тех пор, пока не достигнут цели. Несмотря на то, что аугхары почитаются внутри ордена не так высоко, как канпхаты, они никоим образом не уступают последним в практике йоги до тех пор, пока они сохраняют в сердце истинное вдохновение, отречение и искреннее поклонение, продолжают получать наставления гуру и посвящают всю жизнь постепенному воплощению идеала.

Аугхары подобно даршани-йогам носят шерстяную священную нить, которая называется джанео или упавита, к ней прикрепляется кольцо – пабитри, к которому в свою очередь прикрепляется свисток – нади и бусина - рудракша. Нада (звук) – символ беспредельного, непрерывного мистического звука (Анахата-дхвани, или Пранава, Ом), находящегося внутри сердца человека и в сердце Вселенной, которая также представленной в звуке, исходящем из Абсолютной Реальности, Брахмана. Рудракша (глаз Рудры, или Шивы) - символ видения Реальности (джняны), или озарения человеческого сознания, которое обретается через непосредственное познание Брахмана.

Согласно йогической системе, практика сосредоточения на Анахата-Нада, который присутствует с рождения в сердце, и обычай повторять с каждым дыханием Пранаву как внешнее выражение Анахата-Нада – два самых могущественных средства для озарения сознания и видения Брахмана. Такова нада-йога, а символ заостряет внимание на данной практике. Джанео символизирует нервную систему, которая обретает гармонию и устойчивость благодаря практике нада-йоги. Таким образом, все принятые йогами внешние формы постоянно напоминают практикующим об истинном опыте, высшей цели реализации и направлении пути, которым они движутся.

Монашеский орден Горакхнатха разделился на несколько школ, каждая из которых была основана прямым учеником или прославленными последователями Горакхнатха. Насчитывается двенадцать таких подразделений, поэтому все вместе они называются барахо-пантхами (объединение двенадцати сампрадай). Подобно тому как санньяси, последователи Шанкарачарьи, принадлежат к одному из десяти подразделений, так и орден Горакхнатха разделяется на двенадцать сампрадай. Все эти сампрадаи так же сходны по своим идеалам и философским принципам садханы, как и в своей преданности Горакхнатху. Однако между ними существуют незначительные различия. Реальное количество сампрадай, перечисленных в различных доступных списках, по-видимому, превышает двенадцать.

Порядок основных сампрадай можно представить следующим образом.



01. Сат-натхи

02. Рам-натхи

03. Дхарм-натхи

04. Лакшман-натхи

05. Дария-натхи

06. Ганга-натхи

07. Байраг-пантхи (натхи)

08. Равал-натхи (нага-натхи)

09. Джаландхар-натхи

10. Аи-пантхи

11. Каплани (Капил-пантхи)

12. Дхаджджа-натхи (Махабир-пантхи)



Все эти сампрадаи (иначе - пантхи) имеют свои центры в разных частях Индии, и все же они принадлежат к одной организации. Главы пантхов или их представители собираются вместе для проведения выборов или избрания главных махантов центральных монастырей, а также по другим важным церемониальным случаям. Если все пантхи организовать и объединить должным образом, то они способны воскресить славу этой исторически великой Сампрадаи, сделав наиболее ценный вклад в религиозную культуру нынешнего столетия.

Согласно авторитетным источникам, йоги представляют психофизический организм (пинда) как индивидуальную копию целостной космической системы (брахманда). Они размышляют о взаимном подобии мироустройства и строения индивидуального тела. Каждое отдельное человеческое существо служит для осуществления и проявления миропорядка. Йоги считают, что путем познания и совершенного овладения собственным психофизическим организмом можно прийти к истинному знанию и покорить всю Вселенную.

При таком подходе мироустройство оказывается разносторонне развивающимися проявлениями Шакти (энергии), которая находится в вечных взаимоотношениях с Шивой, или Брахманом, и по существу не отличается от Абсолютного Духа, но скрывает сияние и трансцендентные качества Шивы за собственным многообразием. Шакти проявлена в жизни каждого отдельного создания, а Шива выступает для всех истинной Самостью. Каждый йог стремится к совершенной реализации скрытого, блаженного союза Шивы и Шакти внутри тела, равно как и во Вселенной, непосредственного переживания радости, свободы и сияния абсолютной Самости во всех своих действиях и эволюции Пракрити, в индивидуальной жизни и всеобщем миропорядке.

Истинная природа Абсолютной Реальности представлена этой системой как вечный союз Шивы и Шакти, или же в виде Шакти, вечно танцующей на беспредельной груди Шивы. Шива - принцип неизменности, а Шакти – принцип активности и саморасширения. Шива есть единое вечное безграничное неизменное Бытие, он пребывает вне времени и пространства, а Шакти есть постоянно движущаяся и действующая сила, непрерывно проявляющаяся во времени и пространстве.

Шива представляет собой чистое постоянное Сознание, Шакти же проявляет себя в вариациях феноменального сознания, через разнообразные мыслительные, чувственные и волевые процессы. Шива – Абсолютный Бог, он выше добра и зла, долга и безответственности, вымышленного и действительного, а Шакти проявляется в относительности добра и зла, идеального и реального, превращаясь из одной формы в другую. Шива в основном пребывает в покое, тишине и безмолвии, а Шакти - в действии, беспокойстве и самовыражении. Шива вечно трансцендентен, а Шакти вечно динамична. В итоге обычному разуму и воображению кажется, что эти две концепции противостоят друг другу, хотя мы не можем полно постичь одно без другого.

В период земного существования мы находимся во владении Шакти, а Шива скрыт от нашего взора. Каждый человек ощущает себя одной из множества индивидуальностей в перепитиях мира.

Он непрерывно подвергается внутренним изменениям, равно как и наблюдает перемены, происходящие вокруг. Он постоянно движим всякими желаниями и чувствами, страстями и склонностями, идеалами и стремлениями. Он сталкивается с разнообразными интересами, которые ведут к взаимной конкуренции и конфликтам, борьбе за самосохранение и саморазвитие, а в итоге приводят к выживанию сильного и уничтожению слабого. Он испытывает воздействие громадного мира, беспредельного во времени и пространстве, состоящего из множества сил и объектов, которые затрагивают его тем или иным образом. Все это – выражение Шакти. Находясь в мире, каждый человек чувствует себя ограниченно и скованно, испытывает горести и тревоги, и движим внутренним побуждением к избавлению.

Для того чтобы освободиться от болезненного состояния ограниченного и меняющегося существования, он ищет совершенного мира и гармонии, абсолютного постоянства и неразличимости, пребывания в чистом бездеятельном блаженном и трансцендентном сознании. Феноменальное состояние сознания испытывается как полное страданий, а совершенное трансцендентное состояние сознания представляется как наиболее желанное, или единственное прибежище, где можно обрести покой.

Когда человек вдохновляется подобными идеалами, тогда он отвращается от всех мирских дел, отстраняется от домашних и социальных обязательств, принимает жизнь отречения и аскетизма и обращается к систематическим духовным практикам, которые способствуют достижению трансцендентного состояния сознания. Когда он способен войти в наивысшее состояние транса (самадхи) посредством практики глубокого сосредоточения и медитации, он осуществляет совершенное единство. Неизменность, постоянство, покой и мир в его сознании, которое затем воссоединяется с Абсолютным Вселенским Сознанием, тождественны состоянию Шивы. Когда индивидуальное сознание обретает единство с Шивой, тогда Шакти, со всеми действиями и самопроявлениями, исчезает как отдельное существование так же, как иллюзия исчезает в присутствии Истины.

В некоторых религиозно-философских школах, берущих за основу запредельный опыт полной неподвижности (Шива-адхара), постоянства, недвойственного состояния сознания и совершенного освобождения от рабства, ограничений и страданий, такой опыт признают непогрешимым критерием Истины и принимают неизменное, постоянное, недвойственное сознание, или Шиву, за Единую Реальность. Соответственно, Шакти во всех ее разнообразных проявлениях понимается как нечто нереальное и иллюзорное.

Сиддха-йоги, принадлежащие школе Горакхнатха, не рассматривают Шакти как полностью иллюзорную энергию и порождение невежества, также не принимают ее как единственно верный идеал своей духовной культуры, а обретают полное господство над ней путем отождествления себя с Шивой. Они утверждают, что видимое противоречие между Шивой и Шакти, единством и множеством, переменчивость
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу