Rustam
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:766
Реакции:28
Баллы:0
Могут ли действия очистить карму?
Очень многие индийские традиции, настаивают на том, что правильные и адекватные действия человека, которые правильно вписываются в правила существования Вселенной, могут очистить его карму и избавить его от многочисленных страданий, как нынешних, так и будущих. По большому счету, фактически нет никакой возможности проверить это иначе, как собственным опытом, однако, есть некоторые тексты и указания мастеров традиции, которые подтверждают то, что при совершении действий угодных Господу, можно избавиться от последствий предыдущих неблаговидных поступков. Проблема в данном случае заключается в том, что достаточно трудно определить, какие же поступки считать приносящими или формирующими карму, а какие – свободными от кармы. Согласно Патанджали, наиболее авторитетному тексту йоги, йог не совершает действий, которые диктовались бы его эго, а это и есть действие, не порождающей дальнейшей кармы.
Патанджали также специально указывает, что карма бывает негативная и позитивная, вследствие “плохих” и “хороших” поступков, но и та другая должна быть отброшена йогом, потому что и та, и та привязывает разум к созерцанию вещей и реальности этого, тварного мира, и лишает возможности взять разум под контроль и прекратить его суетную деятельность (читта – вритти).
Точно так же и даосы настаивали на том, что настоящее действие отличается безыскусностью и естественностью, умением двигаться вместе с потоком событий и не выходить за пределы того, к чему подталкивает само движение ситуации и Вселенной. Очень трудно объяснить рациональному мышлению, что стоит за подобными формулировками, однако, смысл заключается в том, что человеку необходимо отказаться от тех действий, которые диктуются эмоциональными состояниями, страхами и желаниями и действовать в соответствии с логикой ситуации и своими намерениями. Особенную роль и в китайской традиции отводили способности действовать в состоянии глубокого покоя, без лишней и волнующей деятельности беспокойного ума.
Даос должен действовать, сосредоточившись на истинном Дао.
То есть, следуя разворачиванию естественной жизненной ситуации. Опыт многих практикующих показывает, что действия, когда их удается совершать из позиции созерцающего, неактивного разума, оказываются очень глубокими и эффективными, так, будто их совершал человек, который наперед за много шагов знал о том, как будут складываться события. В результате не только достигаются цели и исчезают привычные проблемы, но и все в жизни “становится на свои места”. Этот опыт многими воспринимается, как результат “очищения кармы”, но вопрос о том, а было ли что на самом деле очищать? – остается открытым.
Очень многие индийские традиции, настаивают на том, что правильные и адекватные действия человека, которые правильно вписываются в правила существования Вселенной, могут очистить его карму и избавить его от многочисленных страданий, как нынешних, так и будущих. По большому счету, фактически нет никакой возможности проверить это иначе, как собственным опытом, однако, есть некоторые тексты и указания мастеров традиции, которые подтверждают то, что при совершении действий угодных Господу, можно избавиться от последствий предыдущих неблаговидных поступков. Проблема в данном случае заключается в том, что достаточно трудно определить, какие же поступки считать приносящими или формирующими карму, а какие – свободными от кармы. Согласно Патанджали, наиболее авторитетному тексту йоги, йог не совершает действий, которые диктовались бы его эго, а это и есть действие, не порождающей дальнейшей кармы.
Патанджали также специально указывает, что карма бывает негативная и позитивная, вследствие “плохих” и “хороших” поступков, но и та другая должна быть отброшена йогом, потому что и та, и та привязывает разум к созерцанию вещей и реальности этого, тварного мира, и лишает возможности взять разум под контроль и прекратить его суетную деятельность (читта – вритти).
Точно так же и даосы настаивали на том, что настоящее действие отличается безыскусностью и естественностью, умением двигаться вместе с потоком событий и не выходить за пределы того, к чему подталкивает само движение ситуации и Вселенной. Очень трудно объяснить рациональному мышлению, что стоит за подобными формулировками, однако, смысл заключается в том, что человеку необходимо отказаться от тех действий, которые диктуются эмоциональными состояниями, страхами и желаниями и действовать в соответствии с логикой ситуации и своими намерениями. Особенную роль и в китайской традиции отводили способности действовать в состоянии глубокого покоя, без лишней и волнующей деятельности беспокойного ума.
Даос должен действовать, сосредоточившись на истинном Дао.
То есть, следуя разворачиванию естественной жизненной ситуации. Опыт многих практикующих показывает, что действия, когда их удается совершать из позиции созерцающего, неактивного разума, оказываются очень глубокими и эффективными, так, будто их совершал человек, который наперед за много шагов знал о том, как будут складываться события. В результате не только достигаются цели и исчезают привычные проблемы, но и все в жизни “становится на свои места”. Этот опыт многими воспринимается, как результат “очищения кармы”, но вопрос о том, а было ли что на самом деле очищать? – остается открытым.