Divider

Мольфары -это карпатские шаманы, ведуны и целители.

Samir7

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.463
Реакции:104
Баллы:48
Гуцулы - немногочисленная народность в Карпатах, на территории Украины. Мольфары - своеобразные местные колдуны. Управляют природными силами, насылают мор или наоборот - плодородие. Само слово мольфар происходит от "мольфа" - то есть заговорённый предмет. Каждый волшебник, живущий в горах, с помощью такой вещи мог остановить дождь, излечить от недуга и причаровать самую неприступную красавицу.

Мольфарами в Карпатах называют тех, кто по своим необычным, магическим возможностям значительно превосходит и ворожек, и колдунов («чаклунив» на местном языке). На русский слово «мольфар» наиболее близко переводится как «волшебник» Мольфар происходит от «мольфа», что означает «завороженный, волшебный предмет».

Про волшебные дни Летнего Солнцестояния что-то пишется каждый год. В этот раз - немного из книги Громовицы Бердник "Знаки карпатской магии"...
Поворот Солнца на зиму - самое время послушать старинные истории и наполненные магией рассказы о былых традициях, а так же узнать, что еще хранится сегодня..



И так Мольфары -это карпатские шаманы, ведуны и целители. К ним обращаются за помощью в разных ситуациях и они хранят традиции, что жили в этих краях задолго до Белого Христа. Послушаем, чему они могут нас научить..я переведу с украинского, хотя колорит немного теряется, но основное понятно..:) "И вот настает Ивана Купала - один из праздников, который укрепляет связь мольфаров с небесными силами на целый год. Конечно, каждый мольфар имеет собственное "расписание" праздников, которое он получает в момент посвящения. Но эти летние дни солнцестояния - священны для каждого, кто идет путем мольфара. Лето - так же традиционная пора посвящений. Колосятся травы, радуются все миры, миросозидающие силы природа получают полную силу. И это наилучшее время для того, что бы мольфар впервые переступил порог того невидимого мира, с которым отныне будет соприкасаться постоянно. И наилучшее время для инициации - буйные летние дни накануне Ивана Купала (после Купальской ночи проводить посвящения уже не рекоменовалось).



За день до Купала празднуется день Гафии Купальщицы, или как еще ее называют, Гафии-Лютый Корень.Все травы и целебные корни в этот день наибольшую силу имеют.



Тогда мольфары идут в лес, что бы исполнить ритуал собирания чудодейственных трав и целебного зелья и кореньев.В этот день так же наступает время сбора лекарственных трав и заготовки веников для бани.



Другое название праздника - "лютый корень" - говорит сама за себя, поскольку слово "лютый" в давние времена означало не только злость, но и силу намерения (сравните - "лютый до роботы"). Праздник Гафии Купальницы начинает ряд купальских праздников, которые символизировали поворот Солнца, праздник огня и воды.



Клавдий Лебедь, "Ночь на Ивана Купалу" В купальском букете обязательно должны были быть : иван-да-марья (МАРЬЯННИК ДУБРАВНЫЙ (Melampyrum nemorosum L.)



... золототысячник (центурка, цвинтарка, центурія, Centaurium umbellatum, золототысячник обыкновенный)

...купальник (не знаю, что такое-D.W.),

зверобой...


... межперсник (тоже картинку пока не нашла - D.W.), разрыв-трава (родовик лекарственный, кровоголовка)


...медунка (медуница, Pulmonaria molissims L.)


...чистотел,

слезы богородицы, мокрец (Stellaria media, золототысячник средний)..


Эти растения берегли дом от пожара и беды, колдовства и злого глаза. Их сушили и сохраняли за....... На следующий день начиналось собственно Ивана Купала, мистерия, что была одним из ключевых моментов годовой мистерии - круговорота жизни наших предков. Этот решающий момент, время наивысшей кульминации Солнца - жизнеутверждающего Божества. С другой стороны, основой миросозидания, как об этом говорится в старинной песне, является Вода - великая Богиня-Мать, праисторическая Мать жизни, которая посылает влагу на землю, что бы та все оживила, это Богиня, из лона которой произошло все живое. Считалось, что именно в то время, когда дни наибольшие, а ночи темные и росистые, Мать-Вода
обручается с Отцом-Огнем.



Вся природа оживает в Купальскую ночь. Пробуждаются духи стихий, волшебные существа, которые населяют леса, рощи, поля, озера, речки.

Праславяне, которые воспринимали всю природу как единое целое, делились своей радостью, приглашали все силы природы присоединиться , что бы вместе праздновать торжественный момент священного брака Огня и Воды.




Купальские праздненства всегда сопровождались играми, смехом, забавами, которые неизменно носили ритуальный характер. В частности требовалось очищаться водой, причем воду нужно было брать из колодца, выкопанного как раз накануне Купала. А еще - прыгать через костры, чтобы там сгорели все болезни, проблемы и неудачи.



Потом девушки спускали на воду венки, ворожили на суженых, а самые смелые парни шли в лес искать волшебный цветок
папоротника.


Говорят, что смельчака останавливают при этом все силы мрака, все лесные духи и нечистая сила. Если нашел цветок, говорят/ нужно зашить его под кожу на руке - тогда тебе откроются все клады.



А еще этому счастливцу станут известны все тайны неба и земли. Потому и берегут этот цветок духи, потому и устраивают искателю всяческие ловушки и испытания. Расцветает папоротник на один-единственный миг, и нужно владеть и вправду шаманским зрением, чтобы его увидеть... Кроме духа-покровителя и духов-помощников, кроме растений-союзников, у каждого мольфара есть еще животное-помощник. Как правило, домашнее или прирученное животное, которое живет в доме мольфара и является его связующим звеном с другими мирами, особенно миром природы. Это роднит мольфарство с южноамериканской шаманской традицией, где каждое племя и каждый отдельно взятый человек имели свой тотем в животном мире, что отображается даже в традиционных индейских именах. А в мольфарской символике каждое животное имело еще и свое тайное значение. Баран - символ творческой энергии и мужского начала, плодовитости и достоинства. Изображения бараньих рогов украшали мужские пояса и ножи, керамическую и кожаную посуду. Бараньи рога были одним из основных оберегов для овчаров. Еще один мужской тотем, символ силы, мужества и храбрости - бык, который кроме всего прочего символизирует и творческую силу Вселенной.



Трипольский амулет-бык найденный в пещере Вертеба возле села Бильче-Золоте на Тернопольщине. В колядках упоминаются златорогие-златохвостые туры, предки-славяне смелых воинов называли буй-тур, яр-тур...В Карпатах дохристианских времен был культ Бога-Тура, бога воинов и смельчакоа, о чем свидетельствует хотя бы такой топоним как Турова гора.


Иван Соколов, "Ночь на Ивана Купалу", 1856

Важным женским тотемом была корова. В давние времена Богиню изображали в виде коровы. Гуцулы корову называют мамой, она всегда была священным животным. Ранее ее приносили в жертву только наивысшим богам, запрещали употреблять в пищу - только в исключительных случаях. Про молоко коровы говорили "Божья роса". Значительная часть мольфарских обрядов прикладной магии направлена на защиту коров от ведьм и увеличение количества молока: во время первого выгона корову обливали свтой водой. Нельзя бить корову палкой, которой били ужа, а то вымя высохнет. Но иногда корова выступает как демонический персонаж : в нее превращается ведьма. Особое значение в гуцульской традиции имеет коза или козел. Древнейшая символика козла, как воплощения плодовитости и жизненной силы отражена в рождественских забавах, когда парни "водят козу" по селу, желая газдам благосостояния и хорошего урожая, и припевают: "Где коза рогом, там жито стогом".



Мольфары говорят, что ведьма никогда не отберет молоко у козы, потому козье молоко часто используется в магических и целительских обрядах. В христианской традиции коза стала воплощением бесовских сил (наверное потому, что напоминает о черте из христианских представлений), но на Гуцульщине до сих пор изображения козла часто встречается на печном кафеле или в народных картинках, - наверное, это отголосок тех времен, когда это животное было символом родючести и благосостояния... Уважают мольфары и кота. Он живет на границе двух миров, в него могут превращаться ведьмы.Но одновременно кот - оберег от них. У кого в хозяйстве живет черный кот, говорят мольфары - там никого никогда не "испортят"...Трехцветная кошка же бережет дом от пожара. Гуцулы считают кота священным животным, потому что он "когда-то съел черта". Кто убъет кота, говорят в Карпатах, тому не будет счастья в жизни... Значительным уважение окружают мольфары и рептилий: змей, ужей и земноводных, особенно черепаху, про которую говорят пословицы, что она - "всем гадам староста". (я вижу в этом отзвуки каких-то космогонических теорий..:) не совсем славянских, но все же..D.W.)



Мольфары уважают так же и жабу, которая символизирует подземное царство духов и предков, дождь, который предки дарят земле. Кроме того, жаба несет скрытую мудрость. Но жаба - это и один из тотемов ведьм : они сами превращаются в жаб или с помощью жабы насылают на кого-то порчу. Что бы отвести беду, мольфары ловят большую жабу и садят ее в глиняный горшок. Жабе не дают ни еды, ни питья, а мольфар наблюдает за ней: когда жаба погибнет, тогда ведьма тоже потеряет свою силу, а наговор развеется.



Трипольская Великая Богиня и животные, связанные с ней - тут и быки, и птицы, и змеи-ужи. (фото из книги "Трипільська культура. Спогади про золотий вік" Н.Б. Бурдо, М.Ю. Видейко) Почетом окружены в Карпатах и летучие мыши. Гуцулы ранее называли летучую мышь "домовым духом" и старались не трогать, если летучая мышь поселится где-то на чердаке. А еще горцы верили, что если убить в день святого Юрия летучую мышь и положить в скриньку с деньгами или закопать под порогом, то деньги начнут прибывать. Посвящается Солнцу и Богу-Громовику петух. Первым криком ( около 10 вечера0 петух прогоняет злых духов, вторым (в полночь) - мертвецов, а третьим ( в три часа ночи) - ведьм и злых колдунов. особенно опасен для нечисти "початун" - петух, который начинает кричать еще в яйце. Если возле кур будет черный петух - ведьма не навредит, потому что черный петух - это символ победы над нечистью. Петух и курица в мольфарской космогонии - это еще и символы богов-демиургов, которые породили мир. Двойную магическую символику имеет и сова, птица, которая у многих народов окружена мистическим ореолом за ночной способ жизни и особенности поведения. В гуцульских поверьях сова не только символ страха и вестница опасности - она так же символизирует связь с ночными силами и власть над ними. Кроме того - сова оберег от нечисти и символ гадателей и магов. Она отгоняет злых духов и считается, что если поблизости дома живет сова, никогда злой дух не переступит порога этого жилья. Мертвую сову вешали в конюшне, что бы домовой не ездил на лошадях. У козаков сова - еще и символ внимательности и осторожности. Мольфары говорят : если сердце совы положить на грудь спящему человеку, то он расскажет все тайны. После Купальской ночи настает пора "воробьиных ночей", когда часто над горами гремят громы и вспыхивают молнии. Это дни, когда гуляют грозовые духи, посылая на землю молнии - живительные разряды, которые несут на землю особую энергию. И тогда между темным небом и верхушками гор вырастают огненные деревья, соединяя небо и землю..И так будет аж до дня Ильи, старинного Громового праздника, после чего, как говорят "громы становятся не бойными". В это время мольфары проводят обряды, направленные на защиту полей от побитья градом, а людского жилья от пожаров, вызванных молниями. Так же мольфары-заклинатели оружия проводят соответствующие ритуалы. В давние времена опришки ходили к мольфарам, что бы те закляли боевые топоры "на успех в битвах, на силу непобедимую и на смерть вражью"." Еще в летние дни и ночи- от Троицы (Зелених Свят) и до Купала- следовало собирать и заготовлять травы.. "В эти летние дни травы наполняются солнечной и земной силой и наступает время их сбора. Мольфаров, которые владеют тайнами трав и "лютого корня", умеют лечить зельями и готовить чудодейственные настои, называют "травознавцами"...Существуют четко обозначенные часы, когда брать траву - после солнцестояния, в определенную фазу Луны, лунный день, при свете Сонцы или в сиянии Месяца, на рассвете или в полночь.. "Золотой корень" (родиола розовая), карпатский женьшень, перед силой которого гуцулы склоняются и сегодня. "Джинджура" (тирлич желтый, горечавка желтая) - отгоняет нечистую силу, но и ведьмы его активно используют в своих обрядах. Например, в мази для полетов.


Свічник, гінзура, горечавка желтая, Gentiana lutea L.

Отваром джинджуры мыли лицо, чтобы не было морщин. Теплыми летними ночами гуцульские девушки искали тирлич и вынимали его с корнем, приговаривая "Тирлич, тирлич, до мене хлопців приклич!". Сколько кустов девушка находила - столько и женихов к ней посватается...Сок тирлича входит в чародейское зелье, что может сделать человека оборотнем...Одновременно тирлич - это сильная защита от потустороннего любовника :перелесника или огненного змея, или другого духа, который соблазняет девушек, потерявших невинность или молодых женщин на любовную связь с ним. Для того, чтобы не поддаться перелеснику, нельзя было подбирать на дороге найденных косынок, перстней и других вещей, так любимых девичьим сердцем, потому что если девушка или женщина возьмет в руки подброшенную вещь, она станет "доступной" для любви мистических существ. (это интересно..:)) И всего-то нужно, что подобрать какую-нибудь побрякушку на земле? Надо будет вспомнить об этом, если обычные любимые обо мне позабудут..:))) D.W.) Для защиты же стоило носить с собой заговоренный кусочек корня тирлича...Вообще, корень растения, будь то трава или дерево - всегда связан с магией. Например, под корнями поваленного бурей дерева живут бесы. Возле старых пней обитают лесные духи. Дерево никогда не выкорчевывали с корнем - его оставляли подземным духам. Когда мольфар копает корень, он имитирует намерение, с которым берут это растение : если цель использования недобрая - ругается, если хорошая - приговаривает ласковые слова... В любовной магии используется корень любыстка, выкопанный в определенные дни : его следовало применять для укрепления супружеской связи.



К тому же, в купель новорожденных девочек клали корни и листья любыстка, что бы парни любили. Любысток вообще считается сильным оберегом дома и хозяйства, травой-защитницей любви и семейной жизни. ( а у меня растет любысток - метра полтора уже в высоту, больше , чем я сама..:)) Вот закончится Солнцеворот - можно будет выкапывать..:) D.W.) Одной из сильнейших любовных трав есть вербена.


Ее берут, когда "не видят ни Солнце, ни Луна" Перед тем, как копать вербену, вокруг нее нужно обвести кольцо серебряным предметом. Вербена - трава любви, что приносит любовь и веселье, мирит врагов и успокаивает ссоры. Ее считали травой исполнения желаний. Говорят, если натереться этой травой, можно получить желаемое. (ах, вспоминаю свою любимую "Арадию" Леланда, как это все созвучно..Вот только когда же я закончу перевод наконец??!!! - D.W...:))) Приворотными свойствами владеют так же первоцвет, папоротник, барвинок. Отвар барвинка проливали в следы того, кого хотят приворожить (барвинок у меня тоже есть - так что осторожней тут со следами..:) D.W.)

БАРВИНОК МАЛЕНЬКИЙ (МАЛЫЙ) - Vinca minor L.


Магические свойства имеет так же валериана, которая хранит путешественников и пробуждает в человеке таланты, и мак-самосейка Мак самосейка — papaver rhoeas l.


Его ранее использовали против наговоров и ведьмовских хитростей. Следовало брать головку мака так же отправляясь к мольфару.


Архетипическая украинская калина. Традиционной "девчачьей" травой была рута. Это был основной девичий оберег от соблазнителей.



Важным волшебным зельем , которое применялось для насылания , а так же для защиты от мольфарских чар, был Аконит (Aconitum variegatum), а гуцулы называют его - тоя.



Про это даже песенка есть : На камені ноги мию, на камені стою, кругом мене чари сіють, а я си не бою. Кругом мене чари сиплють, а я си не бою, бо я маю за поясом голубеньку тою. (Аконит я себе ращу и для "летательной" мази..:) он ядовитый вообще-то, так что просто руками его брать не следует..я его садила в перчатках.D.W.) Настаивают травы в воде, собранной из трех колодцев.На ночь ведро с водой выставляют под звезды.


На сбор трав следовало идти в красивой одежде, но искать и брать - " в чем мать родила". Зелья - травы с магическими свойствами - собирали в определенные дни, далеко от людских глаз, ранним утром, когда еще нет росы и обязательно оставляли что-то в подарок для земли. Мольфары говорят, что особую силу и биополе имеют травы, проросшие через глазные отверстия черепа животного, особенно коня или козы. Козлиный череп так же использовали для оберега дома и домашних животных от хищников."
 

Хагалаз

Well-Known Member
Регистрация:21 Янв 2014
Сообщения:45
Реакции:0
Баллы:6
Спасибо большое за очень интересно изложенный материал!
А вот насчет аконита хотела спросить. Не знаете, где семена можно купить? Посадить эту травку хочу, она красиво цветет говорят)

[ Post made via Mobile Device ]
Mobile%20Device.png
 

JORKAD

Well-Known Member
Регистрация:10 Апр 2014
Сообщения:3.621
Реакции:6
Баллы:0
Хагалаз

Поищите в интернет магазинах, спросите у продавцов кто рассылает семена по почте, через интернет заказы.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу