Перун
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:48
Баллы:0
Начало книги «Науруз-наме»
В этой книге раскрывается истина Науруза, в какой день он был при царях Ирана, какой царь установил его и почему его справляют, а также другие обычаи царей и их поведение во всех делах.
Что касается причины установления Науруза, то она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые 365 дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается.
Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наурузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему.
Рассказывают, что когда царь Ирана Кайумарс Первый стал царем, он решил дать названия дням года и месяца и установить летоисчисление, чтобы люди знали это. Он установил тот день, когда утром солнце входит в первую минуту созвездия Овна, собрал мубадов Ирана и приказал начать летоисчисление с этого момента. Мубады собрались и установили летоисчисление с этого момента.
Мубады Ирана, бывшие учеными того времени, говорили, что Всевышний и святой Изад сотворил двенадцать ангелов, из них четырех ангелов Он послал на небеса, чтобы они охраняли небо от дьяволов; четырех Он послал в четыре угла мира, чтобы не пускать дьяволов переходить через горы Каф; а четырем ангелам Он приказал ходить по небу и земле и отгонять дьяволов от людей. Они говорили, что этот мир находится внутри старого дворца, и что Всевышний Изад создал солнце из света, а с помощью солнца Он сотворил небо и землю.
***
Об обычаях царей Ирана
Цари Ирана во все времена имели такой порядок: накрыть стол как можно лучше. Когда пришло время халифов, они по поводу накрытия стола предлагали такие церемонии, что невозможно описать. В особенности это относится к аббасидским халифам. Различные виды супа, жаркого, разнообразная халва, пиво — все это установлено ими. Большинство хороших видов халвы (как хашими и сабуни, лаузина), супы, печеные изделия — все это ввели аббасидские халифы. Эти хорошие обычаи показывали их великодушие.
Другие обычаи царей Ирана: справедливость, возведение зданий, обучение наукам, занятия философией, покровительство ученым — во всем этом они проявили большое усердие.
Другие обычаи: они посадили в каждом городе и в каждой области страны своих людей, чтобы те сообщали царю о всяком известии и обо всем, что случалось среди людей. Благодаря этому приказу царя у злоумышленников руки были коротки, и чиновники не осмеливались причинить несправедливость никакому человеку, не могли получить несправедливым образом ни от кого ни дирхема, чиновники не осмеливались требовать от подданных ничего сверх установленного законами и правилами. Таким образом, добро, жены и дети были в покое и сохранности. Каждый человек занимался своим делом и ремеслом из страха перед царем.
Еще один обычай: кусок хлеба, который они давали слуге, не брали обратно и, согласно обычаю, давали в свое время каждый год и каждый месяц. Если же кто-нибудь умирал и после него оставался сын, который мог бы выполнить ту же службу, они передавали ему хлеб его отца.
Другой обычай: они горячо стремились к возведению зданий, и каждый царь, севший на трон державы, день и ночь думал о постройке города там, где был хороший климат, чтобы вспоминали, как он заботился о процветании страны. Обычай иранских, тюркских, румских царей из рода Афридуна был таков, что если царь возводил высокий дворец, город, селение, караван-сарай, крепость или проводил канал, и если строительство не заканчивалось в его время, то его сын или преемник не троне государства после взятия дел державы в свои руки не обращал внимания ни на что, кроме окончания постройки здания, недостроенного прежним царем. «Пусть все люди знают, что мы тоже стремимся к процветанию мира и страны». Но сын царя в этом отношении был еще более ревностен, чем его отец, чему было несколько причин: он говорил, что сыну еще больше необходимо закончить недоделанное дело своего отца, об\’ясняя, что, «поскольку мы сели на трон отцовского царства, нам более удобно сделать это, чем ему». Далее он говорил: «мой отец возводил это здание для того, чтобы мир процветал, из великодушия, для доброй славы, для приближения к Всевышнему Аллаху или для наслаждения и радости, — во всяком случае мне тоже необходимо процветание страны, добрая слава, удоволетворение Всевышнего Бога, наслаждение и радость». Поэтому он приказывал окончить здание и добивался окончания этого города или здания. А если это здание не оканчивалось в его царствование, это здание заканчивал его преемник. И люди благословляли и высоко ценили такого царя, говоря, что Всевышний Бог закончил это здание его руками. Портик Кисры в городе Мадаин, фундамент которого заложил Шапур Заплечник, а после него строили несколько царей, был закончен руками Нушинравана Справедливого. Подобного этому много, в том числе — мост в Андимашке.
Другой обычай царей Ирана был таков: если кто-нибудь предлагал им что-нибудь, спел песню или сказал хорошую речь, понравившуюся им, они говорили «Славно!», и тотчас после того, как они произнесли слово «Славно!», выдавали из казны тому тысячу дирхемов. Они высоко ценили хорошую речь.
Еще один обычай царей Ирана был таков: они прощали всякую вину, кроме трех преступлений (одно из них — разглашение их тайн, другое — оскорбление Йаздана, третье — невыполнение приказа и презрение к нему), говоря, что тому, кто не сохранил тайну царя, невозможно доверять; кто оскорбил Йаздана — неверующий; а кто не подчинился приказу царя — тот хотел быть равным с царем и поэтому ослушался. Они немедленно наказывали все эти три преступления, говоря, что то, что цари имеют из благ мира, имеют и другие, и различие между царями и другими только в том, что они повелевают, и если другие не слушаются приказа царя, то какая же разница между ними и другими?
Еще один обычай: они строили в пустынях в местах остановки караванов караван-сараи, выкапывали колодцы и охраняли дороги от разбойников и злодеев. Если они приказывали выдавать жалование и пособие человеку, они выдавали ему это жалование каждый год без его требования. Если кто из чиновников прибавлял что-нибудь к налогу с области или селения сверх установленного закона, цари воздерживались поручать ему такое дело и наказывали его, чтобы никакой другой человек не стремился получать от людей избыточное, так как в этом — причина разрушения царства.
Если кто-нибудь из его слуг оказывал ему услугу, его тотчас благодарили и награждали согласно услуге, чтобы другие тоже стремились оказывать хорошие услуги. Если же кто-нибудь провинился или совершил проступок — не приказывая наказывать его тотчас, а, имея ввиду его заслуги, заключали в тюрьму, чтобы, когда кто-нибудь заступится за него, его можно было бы простить. Подобных примеров много. Если бы мы хотели упомянуть все это, было бы слишком долго; достаточно и изложенного.
В этой книге раскрывается истина Науруза, в какой день он был при царях Ирана, какой царь установил его и почему его справляют, а также другие обычаи царей и их поведение во всех делах.
Что касается причины установления Науруза, то она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые 365 дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается.
Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наурузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему.
Рассказывают, что когда царь Ирана Кайумарс Первый стал царем, он решил дать названия дням года и месяца и установить летоисчисление, чтобы люди знали это. Он установил тот день, когда утром солнце входит в первую минуту созвездия Овна, собрал мубадов Ирана и приказал начать летоисчисление с этого момента. Мубады собрались и установили летоисчисление с этого момента.
Мубады Ирана, бывшие учеными того времени, говорили, что Всевышний и святой Изад сотворил двенадцать ангелов, из них четырех ангелов Он послал на небеса, чтобы они охраняли небо от дьяволов; четырех Он послал в четыре угла мира, чтобы не пускать дьяволов переходить через горы Каф; а четырем ангелам Он приказал ходить по небу и земле и отгонять дьяволов от людей. Они говорили, что этот мир находится внутри старого дворца, и что Всевышний Изад создал солнце из света, а с помощью солнца Он сотворил небо и землю.
***
Об обычаях царей Ирана
Цари Ирана во все времена имели такой порядок: накрыть стол как можно лучше. Когда пришло время халифов, они по поводу накрытия стола предлагали такие церемонии, что невозможно описать. В особенности это относится к аббасидским халифам. Различные виды супа, жаркого, разнообразная халва, пиво — все это установлено ими. Большинство хороших видов халвы (как хашими и сабуни, лаузина), супы, печеные изделия — все это ввели аббасидские халифы. Эти хорошие обычаи показывали их великодушие.
Другие обычаи царей Ирана: справедливость, возведение зданий, обучение наукам, занятия философией, покровительство ученым — во всем этом они проявили большое усердие.
Другие обычаи: они посадили в каждом городе и в каждой области страны своих людей, чтобы те сообщали царю о всяком известии и обо всем, что случалось среди людей. Благодаря этому приказу царя у злоумышленников руки были коротки, и чиновники не осмеливались причинить несправедливость никакому человеку, не могли получить несправедливым образом ни от кого ни дирхема, чиновники не осмеливались требовать от подданных ничего сверх установленного законами и правилами. Таким образом, добро, жены и дети были в покое и сохранности. Каждый человек занимался своим делом и ремеслом из страха перед царем.
Еще один обычай: кусок хлеба, который они давали слуге, не брали обратно и, согласно обычаю, давали в свое время каждый год и каждый месяц. Если же кто-нибудь умирал и после него оставался сын, который мог бы выполнить ту же службу, они передавали ему хлеб его отца.
Другой обычай: они горячо стремились к возведению зданий, и каждый царь, севший на трон державы, день и ночь думал о постройке города там, где был хороший климат, чтобы вспоминали, как он заботился о процветании страны. Обычай иранских, тюркских, румских царей из рода Афридуна был таков, что если царь возводил высокий дворец, город, селение, караван-сарай, крепость или проводил канал, и если строительство не заканчивалось в его время, то его сын или преемник не троне государства после взятия дел державы в свои руки не обращал внимания ни на что, кроме окончания постройки здания, недостроенного прежним царем. «Пусть все люди знают, что мы тоже стремимся к процветанию мира и страны». Но сын царя в этом отношении был еще более ревностен, чем его отец, чему было несколько причин: он говорил, что сыну еще больше необходимо закончить недоделанное дело своего отца, об\’ясняя, что, «поскольку мы сели на трон отцовского царства, нам более удобно сделать это, чем ему». Далее он говорил: «мой отец возводил это здание для того, чтобы мир процветал, из великодушия, для доброй славы, для приближения к Всевышнему Аллаху или для наслаждения и радости, — во всяком случае мне тоже необходимо процветание страны, добрая слава, удоволетворение Всевышнего Бога, наслаждение и радость». Поэтому он приказывал окончить здание и добивался окончания этого города или здания. А если это здание не оканчивалось в его царствование, это здание заканчивал его преемник. И люди благословляли и высоко ценили такого царя, говоря, что Всевышний Бог закончил это здание его руками. Портик Кисры в городе Мадаин, фундамент которого заложил Шапур Заплечник, а после него строили несколько царей, был закончен руками Нушинравана Справедливого. Подобного этому много, в том числе — мост в Андимашке.
Другой обычай царей Ирана был таков: если кто-нибудь предлагал им что-нибудь, спел песню или сказал хорошую речь, понравившуюся им, они говорили «Славно!», и тотчас после того, как они произнесли слово «Славно!», выдавали из казны тому тысячу дирхемов. Они высоко ценили хорошую речь.
Еще один обычай царей Ирана был таков: они прощали всякую вину, кроме трех преступлений (одно из них — разглашение их тайн, другое — оскорбление Йаздана, третье — невыполнение приказа и презрение к нему), говоря, что тому, кто не сохранил тайну царя, невозможно доверять; кто оскорбил Йаздана — неверующий; а кто не подчинился приказу царя — тот хотел быть равным с царем и поэтому ослушался. Они немедленно наказывали все эти три преступления, говоря, что то, что цари имеют из благ мира, имеют и другие, и различие между царями и другими только в том, что они повелевают, и если другие не слушаются приказа царя, то какая же разница между ними и другими?
Еще один обычай: они строили в пустынях в местах остановки караванов караван-сараи, выкапывали колодцы и охраняли дороги от разбойников и злодеев. Если они приказывали выдавать жалование и пособие человеку, они выдавали ему это жалование каждый год без его требования. Если кто из чиновников прибавлял что-нибудь к налогу с области или селения сверх установленного закона, цари воздерживались поручать ему такое дело и наказывали его, чтобы никакой другой человек не стремился получать от людей избыточное, так как в этом — причина разрушения царства.
Если кто-нибудь из его слуг оказывал ему услугу, его тотчас благодарили и награждали согласно услуге, чтобы другие тоже стремились оказывать хорошие услуги. Если же кто-нибудь провинился или совершил проступок — не приказывая наказывать его тотчас, а, имея ввиду его заслуги, заключали в тюрьму, чтобы, когда кто-нибудь заступится за него, его можно было бы простить. Подобных примеров много. Если бы мы хотели упомянуть все это, было бы слишком долго; достаточно и изложенного.