Divider

Новый год

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.296
Баллы:113
НОВОГОДНИЕ ГАДАНИЯ

Для того, чтобы узнать, какой будет жених или невеста, большого или малого роста, надо под Новый год идти в сарай с дровами и сразу взять полено. Если большое, то большого роста, и наоборот.

Если девушка обрежет или уколет палец до крови в новогоднюю ночь, она обязательно выйдет замуж в следующем году.

Замораживают к Новому году воду в ложке: если лед выпуклый и с пузырями - к долгой жизни, если ямка во льду - к смерти.

А вот как под Новый год гадали болгарские девушки: они собирались вместе где-нибудь у источника, у колодца, зачерпывали в полном молчании ведро воды, которой приписывали особую магическую силу. В это ведро каждая девушка бросала горсть овса, колечко или букетик со своей меткой. Маленькая девочка вынимала эти предметы по очереди, под пение особых обрядовых песен: слова песен относились к будущему мужу девушки, чье колечко вынуто. Затем девушки брали из ведра понемножечку овса и клали себе под подушку в надежде, что приснится суженый.
В Испании существовал обычай: в новогодние праздники девушки и парни тянут жребий - записки с именами односельчан обоего пола. Получались пары &quot-жених&quot- и &quot-невеста&quot-. Таковыми они считаются и соответственно ведут себя до конца святок. Иногда такие пары привыкали друг к другу так, что шуточное сватовство могло закончиться настоящим браком. (Зимние праздники).
Не все гадания были только любовного свойства, случалось, что девушки гадали на погоду в предстоящем году, а через это строили прогнозы на будущий урожай. Примером тому может служить:

ГАДАНИЕ НА ЛУКЕ

Взять луковицу и вынуть из нее 12 чашек по числу месяцев. Насыпать в них соль и поставить их в предновогоднюю ночь на окно. Как к заутрене зазвонят, пересмотреть эти чашечки. В какой чашечке и как сильно увлажнилась соль или нет, тот месяц будет влажный, дождливый или сухой.

(Воронежская губ)

На Руси, как уже говорилось, в доме &quot-хозяйничает&quot- - домовой, в бане - байник, а в овине, где крестьяне сушат хлеб в снопах с помощью огня, водится овинник. Его, как и домового, принято было задабривать, чтоб он не пожег хлеб или не убил ненароком владельца- у него девушки выясняли свое будущее.
&quot-В некоторых местах, - пишет А.В.Балов, - девушки обращаются к овиннику с расспросами о своей судьбе. Обыкновенно поступают в данном случае таким образом: в ночь на Новый год, между вторыми и третьими петухами, девушка должна одна идти к овину. Здесь она понимает подол платья на г олову и, оголив зад, вставляет его в окно сушила. Овинник должен погладить зад рукою.
Если же овинник погладит зад голою рукою, то девушка будет жить замужем бедно, погладит мохнатою рукою - будет жить богато...&quot-

ГАДАНИЕ ЛУЧИНОЮ

Если девушка желает узнать, проживет ли она этот год, то, взяв в руки березовую лучину, бежит к роднику, проруби в реке или колодцу, мочит эту лучину и, возвратившись домой, зажигает ее на огне- у которой скоро загорится она, - это знак ее долгой жизни, а у которой не загорится вовсе, та умрет- у которой будет гореть с треском и гореть не особенно ровно, та в течение года будет хворать. Девушке не следует садиться на стол - каравай не получится пышным.

ГАДАНИЕ КЛЮЧОМ

Для такого гадания берут какой-нибудь ключ, преимущественно старый, закладывают его бородкой между листов переплетенной книги, которую при этом крепко завязывают. Понятно, что защимленный ключ должен держаться крепко между страниц книги. Тогда за кольцо или дужку ключа вешают книгу на веревку к потолку и загадывают, кто выйдет из числа предстоящих здесь девушек замуж. Если книга до сих пор висела неподвижно, то она при чьей-либо фамилии перевернется, что и служит знаком того, что та девушка, при имени которой книга оказала движение, будет замужем в этом году.
Точно так же иногда узнавали виноватого при выкликивании имени подозреваемых лиц.
Особый смысл девушки придавали обычаю одеваться в первый день Нового года во все новое и в продолжение для несколько раз переодеваться, чтобы у всех всегда были обновы.
В некоторых деревнях Псковской губернии перед полуночью собирались в избе стар и млад. Один из парней или молодых мужчин наряжался стариком, надевал старую оборванную одежду, другой - обычно подросток или мальчик - надевал красную рубашку и специально приготовленную белую шапку с кисточками и обшитую галунами. &quot-Старик&quot- - уходящий год - садился на стул посередине избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка - Новый год, сталкивал со стула &quot-старика&quot- и садился на его место. А Старый год при общих криках, насмешках, погоняемый гликом (сношенным веником), Выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра.

ГАДАНИЕ У ВОРОТ

Выходят ночью к забору или просто стоят за воротами и говорят: &quot-Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок!&quot- - &quot-Где залает собаченька там и живет мой суженый!&quot-
И чем глуше и дальше слышен лай, тем дальше девушка будет отдана замуж. Если лай хриплый, значит, брак со стариком, звонкий и тонкий лай - молодой жених.

ГАДАНИЕ БАШМАКОМ

Девушки снимают с левой ноги башмаки и кидают их за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая . Если же башмак ляжет носком к воротам, из которых выкинут башмак, то девушке в этот год придется жить дома и не выходить замуж.

ГАДАНИЕ ВОСКОМ, ОЛОВОМ ИЛИ СВИНЦОМ

В некоторых областях Германии, как и в России, о святках льют воск или олово в воду и по вылитым фигурам заключают о своем жребии, о счастье, несчастье, неудаче, урожае или голоде.

ГАДАНИЕ ЯЙЦОМ

Берут стакан, наполненный чистой водой, и в эту воду осторожно выпускают свежее яйцо. Дают немного постоять, а потом по расположению белка в воде судят о будущем.
 

Аментет

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.314
Реакции:9
Баллы:0
Новогодние праздники воистину можно назвать временем сказок и чудес. Прислушайтесь к себе: меняется состояние души. Трепетное чувство ожидания волшебства, тайны, подарков такое сладкое, такое знакомое. Почему? Не заложено ли это генетически? Как отмечали Новый год наши предки славяне?

Начнём с того, что в древние времена встреча Нового года происходила не зимой, а весной, когда начинала просыпаться природа. И это было логично для народа-землепашца, народа-орача, зависящего полностью от милостей окружающей среды.

Но, тем не менее, зимние праздники у наших предков существовали, и отмечали их шумно и весело. И эти обряды да традиции, уходящие корнями в тысячелетия, лишь в немного видоизменённой форме дошли до наших времён.

Так что же отмечали славяне зимой?

Всем знакомы слова «колядки», «колядовать». Если обратиться к этимологии этих слов, то в основе их лежит «коло» — солнце. Вспомним: Колаксай — Солнце-царь, один из гипотетических предков нашего народа, согласно Геродоту. Календарь (ранее: колодар) — дар солнца. Кологрива — солнечный конь бога Крышня. Колдовать — совершать чудеса, используя солнечную энергию.

Неразрывно связан с солнцем и прикатившийся к нам из незапамятных времён Колобок — Коло-бог, то есть солнечное божество. И знакомая всем с детства, кажущаяся простой и незамысловатой, сказка оказывается частичкой народной мудрости, бережно донесённой от давно почивших предков до подзабывших истину потомков. Это рассказ о путешествии Коляды в нашем мире.

Коляда — солнечный божич, рождаемый ежегодно Великой Матерью, Матерью всего сущего (Ладой, Майей Златогоркой, Ма-Дивией, разные имена имела она у разных народов). Коляда — сын Даждьбога, один из его ликов, не само солнце, но символ, лик зимнего, новорожденного солнца. Недаром на современных открытках часто изображается маленький мальчик — Новый год, забыли люди о древнем солнечном боге, но образ его смело прошествовал через тысячелетия, ибо неистребима память народная. Коловорот — круговорот солнца в нашем мире, когда рождается он невинным младенцем Колядой, весной его воплощает ярая буйная сила юноши Ярилы, летом — мягкая животворная энергия мужа Купайла, осенью солнце стареет вместе с олицетворяющим его Овсенем, и умирает, чтобы вновь родиться Колядою.

Коляда — второе воплощение на земле бога Вышня, согласно «Книге Коляды». А Вышень-бог. Вышний — это и есть Всевышний, Бог-отец. И в древние времена славяне на зимние праздники наряжали и украшали вовсе не ёлку и не сосну, а вишню. И не мудрено. Почему это дерево названо вишней? Да потому, что посвящено оно Вышнему богу, это его дерево, подаренное людям для утоления жажды и для лечения (надеюсь, о целительных свойствах плодов, листьев, даже ветвей его знают все). Украшенное ритуальной выпечкой, оно символизировало Древо Мира, прорастающее сквозь все миры и всю нашу Вселенную с её звёздами и планетами. А сам процесс украшения вишни выполнялся как священный обряд. Люди этими действиями словно помогали Вышнему Богу творить Вселенную. Пришли с дарами поклониться новорожденному Коляде цари, князи и волхвы многомудрые, рассказывают Святорусские веды, и вела их звезда. И принёс он людям высшую мудрость: дал славянам «Звёздную книгу».

В свете вышесказанного уже не удивляет, что день рождения Коляды отмечался в ночь с 24 на 25 декабря (ночь под Рождество с 6 на 7 января по н. ст.). Да, он полностью совпадает с Рождеством Христовым, также сыном Божьим и воплощением Бога на Земле, и эти совпадения подтверждают, что в основе всех религий мира лежит единая религия, и Бог — один для всех, только молятся ему, называя разными именами. А Иисус Христос, действительно, жил, только является он не богом иудеев, а всеобщим Солнечным Богом, Сыном и Воплощением Всевышнего, Святым, то есть Несущим Свет.

Празднования в честь новорожденного бога назывались святки (от слова «свет»), сопровождались они играми и весельем, обрядовым колядованием (пожеланием, а стало быть, планированием в следующем году всевозможных благ), гаданиями, потому что в эти дни миры Прави, Яви и Нави особенно близки меж собой и есть возможность заглянуть в будущее. Ходят по домам гурты ряженых, обязательно носят звезду на длинной палке, символизирующую звезду, указавшую рождение бога, водят за собой козу (наряженного человека), символизирующую козу, в которую пришлось превращаться матери Коляды, когда её, ещё в тягости, настигали тёмные силы. В период зимних празднеств даже не проводилось никаких военных действий, действовало негласное перемирие, как во время Олимпийских игр.

Если вернёмся к ведам, то далее они расскажут о похождениях Коляды, нашего Колобка. Немало приключений пришлось ему пережить, немало врагов победить, и Бороскуна разорвал, и Халу-Дракона задушил, и без счёту различной нежити, прогнал Чёрного бога с Вием, которые пытались напасть на Священный Ирий. А почему же в сказке Колобка съедает хитрая лиса? Рыжая лиса, осень. Скорее всего, этот эпизод отображает символически коловорот и умирание солнца осенью. Только мы-то знаем, что всё равно оно возродится снова.

Возьмём ещё одну сказку, наверное, первую сказку из нашего детства. «Курочка Ряба», простая и короткая, она чётко отпечатывается в мозгу, чтоб люди могли передать эзотерические знания своим потомкам, пусть даже не всегда догадывающимся о её истинном значении. Само яйцо является символом зарождающейся жизни, ещё не явленной миру Вселенной. Когда Бог создал мир, то был на земле Золотой век, почва сама родила, пищи было в изобилии, погода благоприятствовала развитию человека, не было никаких катаклизмов. Вот вам и золотое яичко, снесённое Курочкой Рябой. Но, увы, люди не оценили дар Бога. А когда человек недоволен чем-то, то это у него забирается. Люди пытаются «разбить» золотое яичко, т.е. их действия деструктивны, вредны окружающему миру. Зато потеряв, что имели, «дед плачет, баба плачет». Дед и Баба—символическое название наших предков. Только поздно вы каетесь и жалеете об утраченном рае. Раз не сберегли подаренный вам Золотой век, то будете жить в мире, открытом для страданий. Это и будет простое яичко, которое обещает курочка неблагодарным хозяевам. Сказка закончилась, но так хочется верить, что мы не повторим ошибки наших далёких предков и однажды заслужим награду: вновь жить в Золотом веке. Что ж, волшебная курочка может опять снести для людей золотое яичко.

Хочется вспомнить в эти новогодние дни и ещё одного героя народных сказок, Деда Мороза, неотъемлемый атрибут зимних праздников. Мы привыкли к образу высокого старика в тёплой длинной шубе, с посохом в руке и мешком подарков в другой. В сказках он сначала испытывает человека, затем награждает согласно чистоте его духа, подлого и злобного может и жизни лишить. Кто же стоит за этим таким знакомым образом?

В Ведах славян, в песнях вещей птицы Гамаюн прямо указано, что был зимою Белес Морозкою, Вила же (его супруга) — Метелицей-Вьюжницей. И именно они слепили себе доченьку — Снегурочку. Каким же образом «скотий бог» стал добрым Дедом Морозом?

Да, Велес — ипостась Всевышнего, бог-покровитель диких животных и скота, но, кроме того, он и бог мудрости, любви, богатства, покровитель песен, сказаний, поэзии. Древние славяне часто изображали его идола с рогом изобилия в руках. Естественно, что после окончания осенних дел, в свободное зимнее время, начинались празднества, на которые ожидали и щедрого бога с подарками. Если первая неделя святок посвящена Коляде, в это время гадали и желали щедрого урожая на следующий год, то вторая предназначалась Велесу, её так и называли — «велесовы дни».

До сих пор мы отмечаем в ночь с 13 на 14 января Новый год по старому стилю, чего никак не могут понять другие страны. 14 января — день святого Василия Севастийского, покровителя скота.

Проследим: Велес — Влас — Власий — Василий. И так же, как тысячелетия назад, в этот вечер идут по домам ряженые, одетые в звериные и скотские маски, обвешанные бубенцами, среди которых обязательны маска быка и маска медведя, символы бога — покровителя диких и домашних животных. Описываются обряды, когда сходились из разных поселений 12 старцев, одетых в медвежьи шкуры и проводящих длительное многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и игрового сражения двух партий ряженых, велесовых жрецов называли «сурвакары».

Невозможно убить память народную, древние традиции, обряды, сказки дошли до нас из таких глубин веков, что и представить трудно. А раз дошли, то значение мудрости народной, действительно, неописуемо велико. И мы должны изучать её, осознавать и передавать грядущим поколениям.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу