Divider

ПРО ПОРОГ ДОМА

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Порог — часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством.



В повседневной жизни с Порогом, как с пограничным и потому опасным локусом, связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на Порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через Порог, особенно детей. По украинским приметам, нельзя есть на Пороге, иначе люди будут сплетничать- нельзя переливать через Порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота- запрещалось мести хату от Порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты- нельзя выметать мусор через Порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты. Если рубить что-нибудь на Пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у Порога Нахождение на Пороге связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».



Порог как границу дома защищали с помощью оберегов. На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши. Гуцулы закапывали под Порог в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги. Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу.



Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на Порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на Пороге дома топор. В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на Пороге. В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через Порог, чтобы он стал «хранителем дома».



С Порогом были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов. На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться Порога, почему ее подчас и вносили на руках. Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на Порог или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» На Украине молодая наступала на Порог, утверждая этим свои права в новом доме.



До XIX в. на Украине сохранялся обычай закапывать под Порогом умерших некрещеными младенцев- это соответствовало осмыслению Порога как места, где обитают души умерших, и как границы между миром живых и миром мертвых. В Полтавской губ. мертворожденных детей закапывали под Порогом, веря, что священник окрестит его, когда переступит через Порог с крестом в руках.



При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по Порогу, что символизировало прощание умершего с жилищем. Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне). Впрочем, в некоторых местах, наоборот, не разрешалось задевать гробом за Порог и дверные проемы. В Заонежье верили, что если такое случится, то душа покойного останется в доме и ее нелегко будет выжить.



При трудных родах роженицу трижды переводили через Порог избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы. В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на Порог и говорили: «Как Порог лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый» . В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль Порога, со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок... Все уроки и призоры, останьтесь на Пороге, а с собой возьму здоровье».



В семейных обрядах и особенно в народной медицине с Порогом связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания. У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на Пороге, съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха. В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через Порог, причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе. В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на Пороге или стоя, поставив ноги по обе стороны Порога.



Порог был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов. У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на Порог, а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было» . В Вятской губ. мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на Пороге- знахарка меряла на Пороге ребенка, а потом рубила на Пороге его «рев, переполох». В Архангельской обл. на Порог лечили от испуга: больного ставили на Порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в Порог- при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю».



На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола ее тело. Гуцулы под Рождество обходили скот с хлебом, медом и ладаном, замыкали хлев и тогда вбивали в Порог топор, чтобы замкнуть волку пасть. Словаки вбивали топор в Порог во время грозы в качестве оберега.



Сидение и стояние на Пороге как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер. На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на Пороге бани- выходя из бани, девушка левой ногой наступала на Порог, а правой на землю и произносила слова заговора-присушки- чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за Порог, снимали с шеи крест и клали его под пяту. В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Порог и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг. В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на Пороге, иногда раздетая донага.
 

ВАЛЕРИ

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:192
Реакции:1
Баллы:0
Спасибо Магистр очень интересно! Я всегда с интересом наблюдаю за теми кто , переступают порог моего дома . Порог надо очищать, обметать, даже если там чисто, все равно полезны смахивающие движения метлой или веником. Особенно если у вас в доме две двери.
 

Юга

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:66
Реакции:0
Баллы:0
Ой!А я вспомнила, что когда была маленькая, то иногда наблюдала такое зрелище.Отец мой, принося с охоты зайца подвешивал его прямо в дверях за задние ноги.Мы тогда жили в деревянном доме, на шесть квартир(в отдельной квартире-но с массивным деревянным порогом, выходящим в сени)Так вот.он с подвешенного зайца снимал шкурку, и вниз подставлял таз(для стекания крови, на сколько я помню).Что то мне кажется(теперь), что это было , мягко говоря. не хорошо.Все это происходило именно на пороге.
Могло ли это как-то негативно сказаться на последующих событиях в нашей семье?
С поклоном и благодарностью за то, чем Вы с нами делитесь, уважаемый Магистр!
 

drev1

New Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2
Реакции:0
Баллы:0
Цитата:На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола ее тело.

где топор брать, или подойдет любой
когда лучше его вбивать на ночь?
Как правильно это сделать?
 

up

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:884
Реакции:0
Баллы:16
Возраст:57
Спасибо МАГИСТР . очень много нового и поучительного .
 

Agone

Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:11
Реакции:1
Баллы:0
если кто знает, может ли рассказать про обяды с чёрной солью и порогом, для защиты дома от сор и нечести. спасибо.
 

#civatateo#

New Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:4
Реакции:0
Баллы:0
Было бы очень интересно больше узнать о защитных ритуалах порога своего дома. Заранее спасибо.
 

Азиза

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.794
Реакции:3
Баллы:0
Оберег на порог

Пронеси,
Господи, мимо моего дома
Всех врагов, кого знаю и кого не знаю,
Кого жду и кого ожидаю,
Моё слово первое, врага слово последнее.
Во имя
Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
 

777serafim777

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:208
Реакции:1
Баллы:0
На дальнем севере (теперь уже Россия) была традиция делать высоким порог. Во-первых, так тепло не выходит и во-вторых под порогом хоронили родственников (для того, что бы они защищали дом), есть поверие, что наступать на порог нельзя, нужно его переступать, тем самым не "наступать" на умерших и еще в добавок кланятся при входе (часто иконостас ставилипрям перед входной дверью)
 

Янина123

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:369
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю Вас, Уважаемый Магистр!Очень интересно!
 

Necr

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:101
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:43
Адрес: Киев
777serafim777 написал(а):
На дальнем севере (теперь уже Россия) была традиция делать высоким порог. Во-первых, так тепло не выходит и во-вторых под порогом хоронили родственников (для того, что бы они защищали дом), есть поверие, что наступать на порог нельзя, нужно его переступать, тем самым не "наступать" на умерших и еще в добавок кланятся при входе (часто иконостас ставилипрям перед входной дверью)

Мне бабушка рассказывала, что раньше под порогом хоронили мертворожденных детей. Они являлись хранителями дома. И для того, чтобы они определили с какими намерениями пришёл человек, он должен был обязательно переступить, через порог. Только тогда "хранители дома" имели силу, ощутив и захватив энергетику человека.
Не знаю насколько соблюдаемо это правило сейчас. Мы под порогом никого не хороним, тем более живём в квартирах. А правило соблюдаем. Вопрос. Кто что думает?
 

Necr

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:101
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:43
Адрес: Киев
IOV написал(а):
Necr

Смотрите на сам символ, вопрос не только в похоронах кого либо под порогом, вопрос в том почему именно в этом месте их хоронили во многих народах. Порог - Промежуточное пространство, межмирье, пограничная территория, грань, середина, барьер. Место не принадлежащее ни к одному из пространств, но находящееся как прослойка между ними, сохраняя их целостность. Если рассмотреть этот символ в связи с покойниками, развоплощением человека, его посмертным состоянием которые он проходит, будет понятна также связь с порогом дома.


Всё оно так, но почему практически все заставляют переступить порог, при передаче чего либо. Когда делаешь вид, что не знаешь про эту примету, и спрашиваешь, зачем и почему - внятного ответа нет. Просто примета. С другой стороны почему я должен впускать в дом не знакомого человека, заставляя его переступить через порог?

Для меня порог и окна места проникновения, "чужих" в мой дом. К порогу особое отношение. Но примету переступания через порог, до маразма я не довожу. Некоторые соблюдают это правило и между комнатами, и даже в офисах, где как в проходных дворах.
 

Lilion

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:97
Реакции:0
Баллы:0
Интересная статья, некоторые приметы сам помню, и на каком-то автоматизме соблюдал те, о которых не знал до прочтения этой статьи. Благодарю за интересную информацию.
 

Andreu

Well-Known Member
Регистрация:25 Апр 2013
Сообщения:2.096
Реакции:2
Баллы:38
Возраст:34
Благодарю Магистр за знания, они просто безграничны.
 

spiridonpasechnik

Well-Known Member
Регистрация:18 Фев 2014
Сообщения:5.072
Реакции:0
Баллы:36
Благодарю Вас, уважаемый Учитель за познавательную статью.
С уважением к Вам.

[ Post made via Android ]
Android.png
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу