10. НАКШИБАНДИЯ
«Признак очищения глубин сердца раба Божье-
го от всего, кроме Бога, в том, что он может ис-
толковать ошибки верующих как добрые дела».
(Шейх Бахауддин Накшибанди)
«Если ты любишь своего Бога, то знай, что
твое сердце есть зеркало Его лица. Ког-
да ты смотришь в сердце свое, безусловно,
видишь Его лицо. Твой царь находится во двор-
це твоего тела, и ты не удивляйся, если уви-
дишь престол Бога в частице своего сердца».
(Шейх Бахауддин Накшибанди)
Мухаммад Бахауддин Накшибанди Бухари (ум.1389г) — знаменитый «Шах Накшибанд», родился в селении Каср вблизи Бухары. С младенческих лет он рос в атмосфере тасаввуфа. Его отец был мюридом одного из шей хов тариката «хаджаган» — Хаджа Мухаммада Баба Саммаси (ум.1339г). Одиннадцать основных принципов та риката Накшибандийя были сформулированы Абдулхаликом Гуджувани. Эти принципы следующие:
1.Внимание к времени (вукуф замани):
Давать себе отчет о каждом проведенном мгновении и о каждом состоянии (халь). Благодарить Аллаха за время и состояние, проведенное в присутствии Аллаха, раскаиваться за время, растраченное в небрежении об Аллахе. Другими словами, в состоянии «кабз» продолжать просить прощение у Аллаха, в состоянии «бает» продолжать благодарить Аллаха. Салик должен знать ценность времени, должен обращать внимание на каждый вдох-выдох, сохранять чувство муракаба (подконтрольность). Понятия часа и времени сходны с километровыми отметками на пути духовного развития.
2.Внимание к «количеству» (вукф адади):
Во время зикра нужно уделять внимание «количеству», избегать рассеянности сознания и добиваться концентрации его в одной точке. Несмотря на то, что «количество» имеет большое значение во время зикра, главное, конечно же, не количество, а состояние. Даже если количество зикра мало, сердце должно быть в присутствии Того, ради Кого совершается поминание (зикр). Осознание ценности количества, считающееся первой ступенью тайного знания, препятствует проникновению в сердце бренного и преходящего.
3.Внимание к сердцу (вукуф калби):
Бывает двух видов:
а) совершающий зикр каждую секунду думает об Аллахе, не дает возможности проникнуть в сердце чему-либо, кроме Аллаха-
б) направленность совершающего зикр к своему сердцу. То есть, обращаясь во время зикра к участку сердца, расположенному под левым соском и напоминающему стеклянный эллипсоид (шишку), обеспечить присутствие в этом кусочке сердца поминания об Аллахе. Так же, как мы, направляясь к Каабе, обращаемся к вездесущему Аллаху и открываем свои руки перед Ним с мольбой, так и, обращаясь во время зикра к своему сердцу, мы способствуем наполнению его проявлениями Всевышнего.
4. Осознание Аллаха в каждом вдохе-выдохе (хуш дардам):
Сохранять присутствие Аллаха в каждом вдохе-выдохе, не позволять себе ни одного вздоха в небрежности к Аллаху. Дыхание без небрежности наполняет сердце присутствием Аллаха.
В Накшибандия основой развития является дыхание. При вдохе и выдохе, и паузе между вдохами нужно остерегаться небрежности в отношении Аллаха, остерегаться забывания Аллаха. Это считается проявлением имени «альХайй». Тот, кто защитит подобным образом свой нафс, избавляется от страха перед будущим и от сожаления о прошлом.
5. Направленность взгляда на ступни (назар бер-кадам):
Направление взгляда на носки ступней. Если ходить, осматриваясь по сторонам, влево и вправо, внимание рассеивается, сердце наполняется преходящим. Тот, кто концентрирует взгляд на носках своих ног, сохраняет себя и от взглядов на запретное, и от заня тости преходящим, потому что завеса в сердце возникает от внимания к окружающему без необходимости. Глаз является шпионом сердца. То, что видит глаз, занимает сердце. Глаз, как фотокамера, направляет отснятые кадры в сердце. Архивируемые там отпечатки, в большинстве своем, бесполезны и отвлекают сердце от главного — поминания Аллаха.
Направленность взгляда на ступни есть проявление скромности, воспитанности. Это соответствует сунне Досточтимого Пророка (мир Ему).
6. Путешествие к своей истинной сущности (сафар дер-ватан):
Движение от сотворенного мира к Творцу. Избавление салика от дурного характера и человеческих слабостей и направление к овладению качествами ангелов, путешествие к своей истинной сути. Сюда же относится и странствие человека, ищущего наставника, с целью найти себе шейха. Досточтимый Ибрахим (мир Ему) сказал: «Я иду к моему Господу...», — эти слова именно о внутреннем духовном путешествии такого рода. В тасаввуфе к такому духовному путешествию относятся все действия, направляющие человека от сотворенного мира к Творцу.
7. Уединение среди людей (халвет дер-анджуман):
Состояние одиночества, несмотря на общение с людьми. Одиночество среди толпы, пребывание с Господом, находясь среди людей. Этот принцип можно описать как: «Руки направляются за прибылью, душа направляется к Любимому». Занятость души и сердца Истинно Сущим, в то время как тело и внешние действия обращены к сотворенному миру. Для осуществления этого состояния салик должен посвятить себя полностью зикру в истинном значении этого слова, чтобы даже среди самого большого скопления людей он не слышал ничего кроме поминания Всевышнего Господа, чтобы ни что не могло отстранить его от зикруллах. Таким образом, перед саликом открывается истина аята: «Поминай имя твоего Господа и всецело посвяти себя Ему»
8. Повторение языком (йад-кард):
Зикр языка вместе с сердцем. Означает совершение зикра языком салика, достигшего степени подконтрольности (муракаба). Так как сердце связано с матери альными объектами, то от их грязи оно пачкается. При совершении зикра языком сначала очищается от грязи язык, затем — сердце. Таким образом, салик поднимается от степени контроля к степени наблюдения божественных проявлений (от муракаба — к мушахада). При повторении таухида для достижения состояния са мозабвения, а также при уроке муракаба язык фиксируется к нёбу, дыхание задерживается и зикр совершается сердцем.
9. Избавление от посторонних мыслей (баз-гешт):
Согласно этому принципу необходимо прогонять все посторонние мысли и воспоминания, которые невольно приходят на ум во время зикра. Особенно при совершении зикра с целью са мозабвения и растворения себя в Господе- после остановки дыхания этот принцип выражается в словесной формуле: «Илахи анта максуди ва ридака матлуби» (О, Аллах! Только Ты мне нужен, и только Твоего довольства взыскую).
10. Препятствование проникновению бренного в сердце (нигаш-дашт):
Означает «сохранение». Этот принцип осуществля ется через препятствование проникновению всего бренного и преходящего в дом сердца, являющийся местом божественных проявлений. Другими словами, это отключение воображения. Нет необходимости говорить, насколько это трудная задача.
11. Удержание в памяти (йад-дашт):
Это понятие, которое можно еще описать как удержание взора или глубокое понимание, означает возврат к Аллаху и удержание этого состояния без повторения языком его имени. Это достижение высшего предела в зикре, вхождение в состояние присутствия Господа и достижение степени «шухуд».
Шах Накшибанд был суфием ханафитского мазхаба. Самыми важными предметами в его тарикате были беседа (сохбет) и духовная связь с шейхом (рабита).
Беседа (сохбет), о которой он сказал: «Наш путь — это бесе да», и духовная связь (рабита), которую можно выразить как «пребывание с шейхом и при его отсутствии» являются двумя основами, которым в этом тарикате уделяется гораздо больше внимания, чем в других тарикатах. Со времени своего основания Шахом Накшибандом вли яние тариката Накшибандия постепенно расширяется на территории Туркестана, Турции и Индии. Благодаря преемникам Шаха Накшибанда Мухаммаду Парса (ум.1419г) и Аляуддину Аттару (ум.1400г) тарикат распространился в Междуречье.
Любовь к учению Ибн Араби и понятие «вахдат-и вуджуд» (единства бытия), присущие шейхам тариката Накшибандия, трансфор мировались благодаря Имаму Раббани в идею «вахдат-и шухуд» (единство восприятия). Стараниями Абдуллаха Дехлеви и его пре емника Мавляны Халида Багдади (ум.1826г) Накшибандия превратился в XIX веке в самый распространенный тарикат в исламском мире.
Айин (поминание Аллаха) в тарикате Накшибандия называется «Хатм хаджеган». При его совершении обращается особое внимание на тайность исполнения, не допускается присутствие посторонних лиц.
В тарикате отдается предпочтение внутреннему зикру, «зикру про себя». Цепочка преемственности тариката составляет путь «сыддыкия», восходящий к досточтимому Абу Бакру.