vilen
Шейх Ахмад аль-Буни (أحمد البوني), его полное имя Шарафуддин (Шихабуддин) Ахмад ибн Али ибн Юсуф аль-Буни аль-Малики. Родился в 1142 году в Боне (ныне г.Аннаба, Алжир). Умер в Каире (Египет) 1244 г. (по другим данным в 1225 г.). Был известным суфием, мистиком, писал на духовные и эзотерические темы, в т.ч. о значении и сущности букв, о математических основах магии, о сихре, джафре и т.д Аль-Буни большую часть жизни прожил в Мисре (Египт) и учился у многих выдающихся суфийских шейхов (мастеров) своего времени.
Ещё в детстве он выучил весь Коран и стал хафизом в г.Тунис (ныне столица Туниса). Являлся последователем маликитского мазхаба и ашаритской акыды. Затем переезжает жить в Андалусию (ныне Испания), и после некоторого времени начинает путешествие по миру с целью изучения суфийских знаний. Некоторое время учился в Александрии и Каире (Египет) – было это во времена правления последнего фатимидского халифа Адида Лидиниллаха. Вскоре совершает хадж, и оттуда направляется в Иерусалим, а затем в Дамаск, где встречается с известным арабским географом, историком шейхом Ибн Асакиром, где между ними происходит долгая беседа.
Шейх Ибн Асакир сказал: «Известно, что халиф фатимидов скоро умрет, так и не оставив преемника, а значит династия фитимидов прервется»
Шейх Буни: «Да, это так, династия Фатимидов идет к гибели, затем взойдут Аббасиды через 90 лет»
Шейх Ибн Асакир: «Но откуда вы знаете, что будет в таком далеком будущем?»
Шейх Буни: «Люди, которые не думают об Аллахе, не могут творить добро, они подобны животным – коровам, овцам и волкам. Аллах столько лет поддерживал их правление, чтобы они ещё более погрязли в невежестве и распутстве, проявляя лицемерии и показуху».
Шейх Ибн Асакир: «Вы уверены»?
Шейх Буни: «Они злоупотребляли властью и ущемляли права бедных людей»
Шейх Ибн Асакир: «И как же дальше?»
Шейх Буни: «Такая участь будет со всеми правителями, вплоть до времени, когда с небес спустится Иса сын Марьям в Дамаске».
Случилось как и предсказал шейх Буни, - последний фатимидский халиф Адид Лидиниллах умер в 1171 году, а Аббасиды пришли к власти в Египте в 1261 году, т.е. спустя 90 лет.
В Александрии шейх Ахмад встретился с шейхом-мухаддисом Абу Тахиром ас-Саляфи из г.Исфахана (ныне Иран). Сказал шейх ас-Саляфи: "Люди из нашего города (он имел ввиду Александрию) говорят, что у Вас есть караматы!». На что шейх Буни процитировал 65 аят суры Нахль: «Аллах ниспослал с неба воду и оживил ею мертвую землю. Воистину, в этом - знамение для людей внимающих». Сказал шейх ас-Саляфи: «Истину сказал Всевышний Аллах, и Вы сказали правду. И не зря люди уважительно обращаются к Вам «Сайидина Буни». Шейх Ахмад: «Люди неправильно говорят. Просто я был свидетелем многих чудес в мире видимом и в мире невидимого». Ас-Саляфи: «И что же происходит в мире невидимого сейчас?». Шейх Буни: «Аллах показал мне Предвечность и Время, и я понял только то, что ничего не понял».
И вот он уже в Багдаде, где встречается с ученым шейхом Абу Хафизом ибн аль-Фараджем. После опять отправляется в хадж, останавливаясь на полгода в Иерусалиме. После Мекки едет в Каир, а затем в г.Тунис, где его назначают имамом в городской (квартальной) мечети, где он одновременно занимается преподаванием шариатских наук, а также суфизмом. В итоге возвращается в Каир и там же умирает.
Как-то близкие люди в Каире спросили его: «Зачем же ты так далеко и долго путешествуешь?», на что он ответил: «Лучшее путешествие начинается у Дома Аллаха, и у Дома Его же заканчивается».
Он был современником другого шейха-мистика Ибн Араби (ابن عربي), и написал одну из самых известных и значимых книг в мире эзотерической литературы - Шамс аль-Маариф (كتاب شمس المعارف). «Солнце познания» по-прежнему рассматривается в качестве одного из главных оккультных текстов среди подобных трудов. Официальное мусульманское духовенство поспешило сразу же после её выхода запретить, как несущую ересь и сеющую смуту.
Шейх Ахмад сделал большой вклад в область теургии, теософии, астрологии, нумерологии и других магических наук. Его работы оказали влияние на учение о хуруфизме и леттризме (тайное учение о толковании Корана посредством букв, а также их кодификация и классификация). Воззрения и методы аль-Буни были также заимствованы впоследствии шиитскими мистиками (гирфан).
Он составил таблицу ассоциаций между буквами арабского алфавита, таблицу стоянок Луны, таблицу созвездий зодиака и времен года и др.
«Тайные знания» в суфизме называются «Ильм аль-Гайб», «Ильм лядуни», «Ильм аль-Кяшф», «Ильм аль-Хикма», «Ильм аль-Асмауллах» и «Ильм ар-руханийя». Большинство из методов используемых в них – «муджаррабат» (проверенные, испытанные методы).
Шейх Ахмад аль-Буни показал как строить магические квадраты, составлять накши и талисманы, даджвалы, абджады, работа с хуруфами, именами Аллаха и ангелов. Также в его произведении приведено много методов по исцелению (лечению). Подобные методики получили название «Йоруба», и имеют хождение среди мусульманских целителей Африки (напр. в Нигерии).
Шейх написал много работ, однако далеко не всех из них дошли до наших дней. Причина этому – позиция официального мусульманского духовенства, которое объявляла такие книги еретическими и сжигало.
Одним из учителей шейха Ахмада был шейх Абу Абдуллах Шамсуддин аль-Асфахани, который в свою очередь учился у шейха Джалаладдина Абдуллаха аль-Бистами, а тот у шейха аль-Сараджани, а тот у шейха Касыма, а тот у шейха Абдуллы аль-Бабани, а тот у шейха Асыладдина аш-Ширази, а тот у шейха Абу Наджиба ас-Сухраварди, а тот у знаменитого имама аль-Газали, а тот у шейха Ахмада Асвада, а тот у шейха Хаммада аль-Динури, а тот у его светлости шейха Джунайда аль-Багдади, а тот у шейха Сари ас-Сакати, а тот у досточтимого шейха Магруфа Кархи, а тот у шейха Дауда Таи, а тот у шейха Хабиба Аджами, а тот у его светлости шейха Хасана Басри, и далее до самого Посланника Аллаха Мустафы (да благословит его Аллах и да приветствует).
Магические квадраты и талисманы шейх Ахмад научился составлять у шейха Сираджуддина аль-Ханафи, а тот у шейха Шихабуддина аль-Мукаддаси, а тот у шейха Шамсуддина аль-Фариси, а тот у шейха Шихабуддина Хамадани, а тот у шейха Кутбуддина Дия, а тот у самого шейха Ибн Араби, а тот у шейха Абу Аббаса ахмада ибн аль-Туризи, а тот у шейха Абу Абдаллаха аль-Курайши, а тот у шейха Абу Мадина аль-Андалуси.
Также шейх аль-Буни пишет, что приобретал дополнительные знания по «ильм аль-хикма» у шейха Мухаммад Изуддина ибн Джамга, а тот у шейха Мухаммада Сирани, а тот у шейха Шихабуддина Хамадани, а тот у шейха Кутбуддина Дия, а тот у самого шейха Ибн Араби.
Дополнительные знания по «Ильм аль-гайб» шейх Ахмад получил от шейха Абу Аббаса Ахмада ибн Маймуна аль-Касталани, а тот у шейха Абу Абдуллаха аль-Курайши, а тот у шейха Мадина Абу Шуайба ибн Хасана аль-Ансари аль-Андалуси, а тот у шейха Абу Аюба ибн Аби Саида Санхаджи Армузи, а тот у шейха Мухаммада ибн Аби Нура, а тот у шейха Абу Фадхля Адбуллы ибн Башра, а тот у шейха Башра Абу Хасана аль-Джуджари, а тот у шейха Сарри ас-Сакати, а тот у шейха Дауда Таи, а тот у шейха Хабиба Аджами, а тот у шейха Абу Бакра Мухаммада ибн Сирина, а тот у имама Малика, и далее до самого Пророка Мухаммада (мир ему).
Шейх аль-Буни также регулярно упоминает в своих работах Платона, Аристотеля, Гермеса Трисмегиста, Александра Великого, а также Халдейских магов. В одной из своих работ, он рассказал историю своего открытия тайника древних рукописей, спрятанных под египетскими пирамидами, которые включали работу Герметических мыслителей (мастеров).
Шейх Ахмад написал за свою жизнь 40 книг, из них до наших дней дошли лишь немногие. Вот некоторые из них:
- «Шамс аль-Маариф аль-кубра» («Солнце познания») - полная версия;
- «Шамс аль-Маариф ас-сугра» («Солнце познания») - сокращенная версия; шейх аль-Макризи сказал о ней: «Очень хорошая книга»;
- «Асмауллах аль-Азым фи ар-Рухани» («Величественные имена Аллаха в знаниях о духовности»);
- «Кабс аль-Иктида»
- «Китаб аль-Вагза» («Книга проповедей, вагазов») – на неё существует комментарий (шарх) шейха Ибн Машрика;
- «Лямгатун нураният» («Сияние света»)
- «Китабуль анмат» («Книга о видах и стилях Знания»)
- «Хадиятуль гарифин» («Подарок познавшим»)
- «Кяшф аз-занун» («Выявление, раскрытие сомнений»)
- «Джальджальватийятуль кябир» («Раскаты большого колокола»)
- «Усуль аз-завабатуль мухкамат» («Основы управления и решения»)
- «Аль-Бирхатийя» («Божественные имена Бирхатийя»)
Шейх Набхани в своей книге «Джамиг карамат аль-авлия» («Собрание чудес святых») упомянул, что шейх Абу Аббас Мурси учился суфизму у шейха Буни.
Шейх Ахмад проводил многие часы в поклонении Аллаху (особенно ночью), много постился. Редко контактировал с простым людом, предпочитая более общение с алимами, суфийскими шейхами. Часто уединялся в чиллехана. Встречался с Хазрати Хизри, Ильясом ан-Наби и Исой бин Марьям. Обладал караматами, среди которых, например, факты одновременного нахождения в Мекке и Медине, летание по воздуху и хождение по воде. В еде был прост и неприхотлив, предпочитая мясным блюдам орехи, овощи и фрукты.
© Перевод текста с арабского и английского сделал «Vilen»
Ещё в детстве он выучил весь Коран и стал хафизом в г.Тунис (ныне столица Туниса). Являлся последователем маликитского мазхаба и ашаритской акыды. Затем переезжает жить в Андалусию (ныне Испания), и после некоторого времени начинает путешествие по миру с целью изучения суфийских знаний. Некоторое время учился в Александрии и Каире (Египет) – было это во времена правления последнего фатимидского халифа Адида Лидиниллаха. Вскоре совершает хадж, и оттуда направляется в Иерусалим, а затем в Дамаск, где встречается с известным арабским географом, историком шейхом Ибн Асакиром, где между ними происходит долгая беседа.
Шейх Ибн Асакир сказал: «Известно, что халиф фатимидов скоро умрет, так и не оставив преемника, а значит династия фитимидов прервется»
Шейх Буни: «Да, это так, династия Фатимидов идет к гибели, затем взойдут Аббасиды через 90 лет»
Шейх Ибн Асакир: «Но откуда вы знаете, что будет в таком далеком будущем?»
Шейх Буни: «Люди, которые не думают об Аллахе, не могут творить добро, они подобны животным – коровам, овцам и волкам. Аллах столько лет поддерживал их правление, чтобы они ещё более погрязли в невежестве и распутстве, проявляя лицемерии и показуху».
Шейх Ибн Асакир: «Вы уверены»?
Шейх Буни: «Они злоупотребляли властью и ущемляли права бедных людей»
Шейх Ибн Асакир: «И как же дальше?»
Шейх Буни: «Такая участь будет со всеми правителями, вплоть до времени, когда с небес спустится Иса сын Марьям в Дамаске».
Случилось как и предсказал шейх Буни, - последний фатимидский халиф Адид Лидиниллах умер в 1171 году, а Аббасиды пришли к власти в Египте в 1261 году, т.е. спустя 90 лет.
В Александрии шейх Ахмад встретился с шейхом-мухаддисом Абу Тахиром ас-Саляфи из г.Исфахана (ныне Иран). Сказал шейх ас-Саляфи: "Люди из нашего города (он имел ввиду Александрию) говорят, что у Вас есть караматы!». На что шейх Буни процитировал 65 аят суры Нахль: «Аллах ниспослал с неба воду и оживил ею мертвую землю. Воистину, в этом - знамение для людей внимающих». Сказал шейх ас-Саляфи: «Истину сказал Всевышний Аллах, и Вы сказали правду. И не зря люди уважительно обращаются к Вам «Сайидина Буни». Шейх Ахмад: «Люди неправильно говорят. Просто я был свидетелем многих чудес в мире видимом и в мире невидимого». Ас-Саляфи: «И что же происходит в мире невидимого сейчас?». Шейх Буни: «Аллах показал мне Предвечность и Время, и я понял только то, что ничего не понял».
И вот он уже в Багдаде, где встречается с ученым шейхом Абу Хафизом ибн аль-Фараджем. После опять отправляется в хадж, останавливаясь на полгода в Иерусалиме. После Мекки едет в Каир, а затем в г.Тунис, где его назначают имамом в городской (квартальной) мечети, где он одновременно занимается преподаванием шариатских наук, а также суфизмом. В итоге возвращается в Каир и там же умирает.
Как-то близкие люди в Каире спросили его: «Зачем же ты так далеко и долго путешествуешь?», на что он ответил: «Лучшее путешествие начинается у Дома Аллаха, и у Дома Его же заканчивается».
Он был современником другого шейха-мистика Ибн Араби (ابن عربي), и написал одну из самых известных и значимых книг в мире эзотерической литературы - Шамс аль-Маариф (كتاب شمس المعارف). «Солнце познания» по-прежнему рассматривается в качестве одного из главных оккультных текстов среди подобных трудов. Официальное мусульманское духовенство поспешило сразу же после её выхода запретить, как несущую ересь и сеющую смуту.
Шейх Ахмад сделал большой вклад в область теургии, теософии, астрологии, нумерологии и других магических наук. Его работы оказали влияние на учение о хуруфизме и леттризме (тайное учение о толковании Корана посредством букв, а также их кодификация и классификация). Воззрения и методы аль-Буни были также заимствованы впоследствии шиитскими мистиками (гирфан).
Он составил таблицу ассоциаций между буквами арабского алфавита, таблицу стоянок Луны, таблицу созвездий зодиака и времен года и др.
«Тайные знания» в суфизме называются «Ильм аль-Гайб», «Ильм лядуни», «Ильм аль-Кяшф», «Ильм аль-Хикма», «Ильм аль-Асмауллах» и «Ильм ар-руханийя». Большинство из методов используемых в них – «муджаррабат» (проверенные, испытанные методы).
Шейх Ахмад аль-Буни показал как строить магические квадраты, составлять накши и талисманы, даджвалы, абджады, работа с хуруфами, именами Аллаха и ангелов. Также в его произведении приведено много методов по исцелению (лечению). Подобные методики получили название «Йоруба», и имеют хождение среди мусульманских целителей Африки (напр. в Нигерии).
Шейх написал много работ, однако далеко не всех из них дошли до наших дней. Причина этому – позиция официального мусульманского духовенства, которое объявляла такие книги еретическими и сжигало.
Одним из учителей шейха Ахмада был шейх Абу Абдуллах Шамсуддин аль-Асфахани, который в свою очередь учился у шейха Джалаладдина Абдуллаха аль-Бистами, а тот у шейха аль-Сараджани, а тот у шейха Касыма, а тот у шейха Абдуллы аль-Бабани, а тот у шейха Асыладдина аш-Ширази, а тот у шейха Абу Наджиба ас-Сухраварди, а тот у знаменитого имама аль-Газали, а тот у шейха Ахмада Асвада, а тот у шейха Хаммада аль-Динури, а тот у его светлости шейха Джунайда аль-Багдади, а тот у шейха Сари ас-Сакати, а тот у досточтимого шейха Магруфа Кархи, а тот у шейха Дауда Таи, а тот у шейха Хабиба Аджами, а тот у его светлости шейха Хасана Басри, и далее до самого Посланника Аллаха Мустафы (да благословит его Аллах и да приветствует).
Магические квадраты и талисманы шейх Ахмад научился составлять у шейха Сираджуддина аль-Ханафи, а тот у шейха Шихабуддина аль-Мукаддаси, а тот у шейха Шамсуддина аль-Фариси, а тот у шейха Шихабуддина Хамадани, а тот у шейха Кутбуддина Дия, а тот у самого шейха Ибн Араби, а тот у шейха Абу Аббаса ахмада ибн аль-Туризи, а тот у шейха Абу Абдаллаха аль-Курайши, а тот у шейха Абу Мадина аль-Андалуси.
Также шейх аль-Буни пишет, что приобретал дополнительные знания по «ильм аль-хикма» у шейха Мухаммад Изуддина ибн Джамга, а тот у шейха Мухаммада Сирани, а тот у шейха Шихабуддина Хамадани, а тот у шейха Кутбуддина Дия, а тот у самого шейха Ибн Араби.
Дополнительные знания по «Ильм аль-гайб» шейх Ахмад получил от шейха Абу Аббаса Ахмада ибн Маймуна аль-Касталани, а тот у шейха Абу Абдуллаха аль-Курайши, а тот у шейха Мадина Абу Шуайба ибн Хасана аль-Ансари аль-Андалуси, а тот у шейха Абу Аюба ибн Аби Саида Санхаджи Армузи, а тот у шейха Мухаммада ибн Аби Нура, а тот у шейха Абу Фадхля Адбуллы ибн Башра, а тот у шейха Башра Абу Хасана аль-Джуджари, а тот у шейха Сарри ас-Сакати, а тот у шейха Дауда Таи, а тот у шейха Хабиба Аджами, а тот у шейха Абу Бакра Мухаммада ибн Сирина, а тот у имама Малика, и далее до самого Пророка Мухаммада (мир ему).
Шейх аль-Буни также регулярно упоминает в своих работах Платона, Аристотеля, Гермеса Трисмегиста, Александра Великого, а также Халдейских магов. В одной из своих работ, он рассказал историю своего открытия тайника древних рукописей, спрятанных под египетскими пирамидами, которые включали работу Герметических мыслителей (мастеров).
Шейх Ахмад написал за свою жизнь 40 книг, из них до наших дней дошли лишь немногие. Вот некоторые из них:
- «Шамс аль-Маариф аль-кубра» («Солнце познания») - полная версия;
- «Шамс аль-Маариф ас-сугра» («Солнце познания») - сокращенная версия; шейх аль-Макризи сказал о ней: «Очень хорошая книга»;
- «Асмауллах аль-Азым фи ар-Рухани» («Величественные имена Аллаха в знаниях о духовности»);
- «Кабс аль-Иктида»
- «Китаб аль-Вагза» («Книга проповедей, вагазов») – на неё существует комментарий (шарх) шейха Ибн Машрика;
- «Лямгатун нураният» («Сияние света»)
- «Китабуль анмат» («Книга о видах и стилях Знания»)
- «Хадиятуль гарифин» («Подарок познавшим»)
- «Кяшф аз-занун» («Выявление, раскрытие сомнений»)
- «Джальджальватийятуль кябир» («Раскаты большого колокола»)
- «Усуль аз-завабатуль мухкамат» («Основы управления и решения»)
- «Аль-Бирхатийя» («Божественные имена Бирхатийя»)
Шейх Набхани в своей книге «Джамиг карамат аль-авлия» («Собрание чудес святых») упомянул, что шейх Абу Аббас Мурси учился суфизму у шейха Буни.
Шейх Ахмад проводил многие часы в поклонении Аллаху (особенно ночью), много постился. Редко контактировал с простым людом, предпочитая более общение с алимами, суфийскими шейхами. Часто уединялся в чиллехана. Встречался с Хазрати Хизри, Ильясом ан-Наби и Исой бин Марьям. Обладал караматами, среди которых, например, факты одновременного нахождения в Мекке и Медине, летание по воздуху и хождение по воде. В еде был прост и неприхотлив, предпочитая мясным блюдам орехи, овощи и фрукты.
© Перевод текста с арабского и английского сделал «Vilen»