Шива в Греции

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.508
Реакции:113
Баллы:63
Когда армия Александра Македонского дошла до Индии и увидела храмы Шиве, то греки дали Дионису эпитет «покоритель Ганга», приняв культ Шивы за культ Диониса.

У Страбона читаем: «Говоря о философах, Мегасфен сообщает, что одни из них — обитатели гор — воспевают Диониса, эти философы приводят в доказательство пребывания у них [бога] дикую виноградную лозу, которая растет только в их стране, а также плющ, лавр, мирт, бук и другие вечнозеленые растения» (XV, 1, 58). В описании этого своеобразного «Диониса» нетрудно усмотреть Шиву. Индийская традиция постоянно именует его «правителем гор» и «властителем лозы» (лоза наводит на мысль об употреблении опьяняющих напитков)- связь с растениями — тоже неотъемлемая особенность мифологического образа Шивы.

Арриан пишет, что «Дионис» научил индийцев обрабатывать землю и дал им семена- до него они были кочевниками и не знали земледелия- он первый показал им, как обрабатывать землю с помощью быков (Индика VII, I—VIII, 3). Это сообщение перекликается с представлениями о Шиве — «правителе скота», изображаемом часто вместе с быком Нандином- он же, по традиции, считался и покровителем семян. Примечательно, что античные писатели связывали «Диониса» с горой Меру (греч. Мерос), что точно совпадает с индийским преданием (греки просто пересказали один из шиваитских сюжетов).

«Дионисийским обычаем, — пишет Страбон, — является и то, что философы носят льняные одежды, митры, умащаются благовониями, красятся в пестрые цвета и при торжественных выходах сопровождают царей звоном колокольчиков и барабанным боем» (XI, 1, 58). Отрывок явно указывает на отдельные элементы шиваитского культа: звон колокольчиков и барабанный бой сопровождали жертвенные действия- шиваиты покрывали тела разноцветными красками и использовали благовония. Шива — бог танца, и именно «Дионис», согласно Арриану, научил индийцев этому искусству. Любопытна и следующая деталь: Дионис именуется катапогон (длинноволосый), что по смыслу и по звучанию близко к одному из наиболее распространенных эпитетов Шивы — капардин. Рассказ Диодора о Дионисе, излечивающем воинов, можно сопоставить с традиционным представлением о Шиве как божественном исцелителе. Важность сведений греческих авторов (прежде всего Мегасфена) определяется тем, что на их основе допустимо сделать вывод о широком распространении культа Шивы уже в раннемаурийскую эпоху
 

Азиза

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.802
Реакции:0
Баллы:0
Как всегда, интересно уважаемый МАСТЕР!
 

Gаbriel

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.931
Реакции:0
Баллы:0
Интересные факты, забрали кусочек известности у Шивы и отдали Дионису)
 

Personalize

Сверху Снизу