Divider

СИМВОЛИКА

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Колос

Колос - священный фетиш земледельческих обществ. В Греции возделывание злаков полагают основанным на даре богини Деметры, чье имя означает просто «божественная мать». В Элевсинских мистериях, посвященных воссоединению Деметры с дочерью Корой (Персефоной), что была похищена Гадесом-Плутоном в Царство теней, торжественная демонстрация ячменного колоса в абсолютной тишине представала как кульминация мистерий (epopteia) и открывала неофитам врата жизни вечной. Элевсинские мистерии, в особенности Большие, проходящие в осенний месяц боэдромион, хотя и содержали в себе аграрную символику, главной их целью было преображение души с тем, чтобы она уверовала в жизнь вечную. И ячменный колос служил здесь символической параллелью человеческим колоскам на поле жизни: сжатый серпом неумолимого времени, он умирал, сбрасывал тело-шелуху и, похороненный в виде зерна, облачался в утробе Матери Земли новыми одеждами, возрождаясь и умножаясь для последующей жатвы. Многие считают, что не столько само представленье, разыгрывавшееся жрецом и жрицей в «святая святых», пусть и драматичное само по себе, а ритуальный напиток «кикеон», содержащий зараженные спорыньей злаки, открывал неофитам «двери восприятия» и позволял за театральным представленьем мифа видеть пролог будущей жизни. Остается тайной, как за все время существования мистерий, а это около 2000 лет, не зафиксировано ни одного случая отравления алкалоидами спорыньи, хотя в другое время и в других местах этот крошечный пурпурный грибок приносил в дар Гадесу целые поселения. Возможно, именно особенностью местного паразита и объясняется священный статус Элевсинских полей, ревностно оберегаемых жрецами мистерий. А в том, что за 2000 лет никто не осмелился разгласить тайну Элевсина, не кроется ли здесь простая невозможность, равная бесполезности передачи атмосферы сна будничной речью.

В Древнем Египте умирающим и воскресающим богом растительности был Осирис. Ему также посвящались мистерии. Символизм сакрального земледелия связывал сев зерна с похоронами Осириса, появление всходов рассматривалось как возрождение бога, а жатва - как его умерщвление. В «Книге мертвых» можно встретить виньетки с изображением прорастающих сквозь саркофаг Осириса колосьев - символ воскресения бога. Этот сюжет наблюдался и в действительности: дырявые саркофаги не редкость в археологических находках.

В иудаизме сноп нового урожая ячменя (на палестинских землях злаковые убирали весной) символизировал Исход евреев из Египта. Его приносили в Храм на второй день Песаха, и с этого момента начинали «счет омера» (снопа). Этот священный счет, также называемый «омером», составлял 49 дней, 7 раз по 7 дней, и разделял два события - Исход и получение Закона (Торы) Моисеем на Синае. Связь еврейской Пасхи и праздника первого снопа обусловлена не только аграрным календарем. В хасидской интерпретации пасхальный омер символизирует свободу от оков плена: как созревшее зерно жаждет освободиться от оболочек, в которых оно взросло, (в каббале - «клипот»), так и народ Яхве стремился вырваться из плена взрастившего его Египта. В ветхозаветной традиции священный колос, по-еврейски «шибболет», сослужил роль пароля, это слово патологически не выговаривали Ефремляне (они произносили «сибболет»), что позволило Галаадитянам расправиться с пытавшимся скрыться противником (Судьи, 12,5). Впоследствии слово «шибболет» стало ответной часть масонского пароля «Иакин - шибболет». Срезанный колос рядом со струями воды - масонская эмблема изобилия.

Засеянное поле во многих земледельческих культурах, начиная с неолита, отождествлялось с чревом Матери-Земли. Ее плодородие обеспечивалось жертвами, которые нередко бывали человеческими. Жертвы представали перед Сырой Землей как воплощенные умирающие и воскресающие боги. Умирая в зерне, они воскресали в колосе. Умирая мужем, воскресали сыном. Взошедший колос имел и фаллические, и сыновние коннотации: убитый серпом, растерзанный цепом муж, уходил в прах, откуда ранее вышел, чтобы вновь взойти - сыном, супругом и будущей жертвой. Символична связь: колесо фортуны - колесо сансары - мельничное колесо. Поедая плоть убиенного бога, спасутся и люди через приобщение к тайне этого живительного инцеста. Как выражение нескончаемого сериала иерогамий он - краеугольный камень религий спасения.


У славян мать колосьев - Кострома, в Древнем Риме - Флора. Хлеб в старину славяне не резали - это считалось убийством, его переламывали. А Флоре в ее день, называвшийся флоралии, на алтарь несли сжатые колоски - сыновнюю жертву.
До самого недавнего времени, там, где еще сохранился серп в качестве орудия жатвы, первый и последний сжатые снопы наделяются особым сакральным измерением. Первый называли прежде именинником. Его относили в избу, в красный угол под иконы. В былые времена первый сноп несли в дом к помещику, который обязан был встречать его со всей семьею. Именинный сноп обладал чудодейственной силой: его соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными и для скотины и для людей. Без именинного зерна не начинали посева. Последний сноп называли «молчальным». По народным поверьям, он содержал в себе дух поля, его вирильную силу. Кроме того, в это время, которое можно назвать «сильным», над полем витают энергии, принадлежащие другим мирам, граница между реальным и потусторонним мирами, как и при шаманском камлании, истончается, что может привести к печальным последствиям: например, открыв рот, можно онеметь или даже ослепнуть. Возможно, из-за сгущения сверхъестественных сил в некоторых местах последние злаки не жнут, а оставляют т.н. «бороду», чтобы не потревожить дух нивы. В восточнославянской мифологии за плодородие нивы отвечал Спорыш, аналог ближневосточных Таммуза, Адониса, Аттиса. Его представляли в виде белокурого кудрявого юноши. Ранее Спорышем называли двойной, близнечный колос, из которого плели венки и варили пиво. Сохранился обряд откусывания спорыша зубами - отголосок кастрационного экстаза в культах умирающих богов Востока, где кастрирование бога уподоблялось жатве хлебов, а возрождение связывалось с прорастанием семян из чрева земли. В прихотливой игре символами в начале Нового времени колос часто отождествлялся с человеком, которого посеяли там, где он не выбирал, окружили соседями, гнули ветрами, побивали градом, а он все крепчал, становился тяжелее и выше, - и все для того, чтобы, претерпев все муки, попасть на судную трапезу бога.Жертвенный символизм колоса отчетливо прослеживался в России в эру Красного Коня, когда на смену патриархальному Богу, одряхлевшей монархии, царю, срок которого вышел, неутоленная, покинутая героями, Мать Сыра Земля, приняв облик ужасной Кали-Дурги, вышла на засеянные человеками поля и собрала богатую жатву, «сплела венок из жертвенных колосьев и лентой всех переплела - союза молота и острого серпа - во имя равенства, свобод и братства, и кровью щедро полила одну шестую часть земли, и в чреве огненном своем зарею утренней согрела зародыш новой Атлантиды под взглядом пристальным пленительной звезды, чей свет неизъяснимый ускоряет время и выпрямляет путь в пространство Двух Маат, где Мать ко сроку отворит врата и явит миру плод - всех сыновей и дочерей своих, Отчизной порожденных андрогинной, познавшей в браке самое себя - как вновь рожденный вождь и вечно юная Жена-Невеста, - заре навстречу выведет она, где солнце новое на новых небесах сияет, озаряя путь, где навь нова, а новь стара, и марш за светлый горизонт свершая, войдет Похвальная в чертог Двух Правд, где прошлое в грядущем обретает суть, войдет Судом она, а выйдет Правдой, - той, что стоит у гирь весовщика и колос жизни славной бросает смело против легкого пера» (Мифы Красной Земли. Пядь 12-я. Вер.).

Жертва из колосьев, предложенная земледельцем Каином Яхве, не была принята Богом, он предпочел дым от всесожжения Авеля, который пожертвовал агнца. Из ревности родилась вражда и Авель был убит. Бог покарал Каина весьма своеобразно - выдав ему своего рода «охранную грамоту» в виде особой отметки - «каиновой печати». Но, возможно, что Каин имел отношение к кузнечному племени, известному по книге Бытия (4,22), в которой упоминается Тувалкаин, «ковач всех орудий из меди и железа». Кузнецы, как известно историкам религий, в большинстве традиций наделяются, подобно шаманам и священникам, способностью общаться с потусторонними силами, их положение в обществе амбивалентно, и его можно охарактеризовать как «проклятие избранничества». Каин в такой перспективе видится как двуликий Янус древних евреев, с одной стороны земледелец, с другой - кузнец. И если бы современного дизайнера попросили придумать гербовую печать для корпорации каинитов, то мы, скорее всего, увидели бы на ней молот, повенчанный с серпом, в колосьях каиновой жертвы.

Гигантский фетиш колоса, этого символа плодородия, был установлен на ВДНХ. Окруженный рогами изобилия, главный колос страны стоит на пяди земли, выросшей из материнских вод, символизируя плодородие ее земель и фаллическую мощь сыновей-защитников, готовых отдать свои жизни за свою любимую Родину, невесту и мать. Эректильная символика колоса хорошо выражена в песне «Молодежная» на стихи Лебедева-Кумача:
Словно колос, наша радость наливается! Эй, грянем сильнее, Подтянем дружнее! Всех разбудим, будим, будим! Все добудем, будем, будем! Словно колос, наша радость наливается!
Находясь на главной оси выставки, начинающейся от центрального входа, над которым прародители «человека нового типа» возносят жертвенный сноп, колос определяет мужскую опорную точку Курса в «светлое будущее», нерушимость которого охраняет и направляет божественная пара штурманов-стражей, возвышающихся над павильоном механизации. Раньше перед ним стояла гигантская фигура супруга Родины-Матери, Сталина, которого называли Отцом народов, а еще дальше, перед Центральным павильоном, примерял на мощный череп брачный венец первый фаллический супруг Богини, он же ее мистический сын в ипостаси полноводной Лены, великий Ленин. Колос раньше был действующим фонтаном. Вздыбившись в небо, мощно извергая потоки семенных вод, колос-гигант символически оплодотворял все поля необъятной Невесты-Родины, которая ждала его, как обычно, в «долине радости» у фонтана, окруженного «золотыми орами», с серпом в руке.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Кольцо
Связь с символикой круга как самой совершенной фигуры, возвышающейся над другими, обусловила значение кольца как образа власти. Так, например, кольцо входило в число регалий на Востоке- оно выступало атрибутом христианских епископов, представлявших высшую церковную власть, тогда как посох был символом духовного управления. Данное значение кольца усиливается наличием печати- самый известный образ в данном контексте — это перстень царя Соломона с магической печатью(сигилой), дававший ему власть над джиннами (демонами).
Кольца являются амулетами власти, силы, божественности, независимости и защиты. По легендам, они также — магические талисманы, которые помогают тем, кто их носит, приобретать сверхъестественные свойства или становиться невидимыми. Происхождение магических колец неизвестно, однако они появляются уже в древней мифологии. Мардук, главный вавилонский бог, изображаемый в виде воителя, держит в руках магическое кольцо, в греческих мифах Геракл освободил титана Прометея от цепей, однако потребовал, чтобы он носил одно кольцо на пальце. Легендарный царь Соломон обладал магическим кольцом, на котором была выгравирована гексаграмма с настоящим именем Бога, которая делала Соломона способным вызывать джиннов (демонов) и заставлять их работать на него. Асмодей хитростью убедил Соломона одолжить ему магическое кольцо, а после этого выгнал Соломона из Иерусалима и сделал себя царем вместо него. Он выбросил кольцо в море. Соломон вытащил его из рыбы и восстановил свое царствование на престоле. Демона Асмодея он заключил в кувшин.
Древние египтяне и евреи пользовались кольцами-печатками, на которых они гравировали магические слова или фразы. Перстень-печатка до сих пор является символом власти как в церкви, так и в государстве. Кольцо также и образ защиты, покровительства (функция, также производная от общей символики круга), ограничения и зависимости. В античной культуре кольца наделялись способностью скреплять связь между душой и телом и нередко выступали в роли оберегов (подобно другим украшениям). Кольцо выступает как символ целостности, единения, и отсюда уз (брачных прежде всего). Прометей, по воле Зевса прикованный к кавказской скале, после своего освобождения Гераклом носил кольцо с обломком скалы в знак исполнения божественного веления, но и в назидание.
В средние века кольца с выгравированными магическими формулами являлись популярными амулетами против болезней. В Англии в раннем средневековье и вплоть до XVI века &quot-странные кольца&quot- были популярны при лечении эпилепсии и расстройств. Кольца, украшенные полудрагоценными и драгоценными камнями, оправленными в драгоценные металлы, являются амулетами, обладающими особыми свойствами камней. Например, красная яшма ассоциируется с кровью, и солдаты в античные времена носили кольца с красной яшмой, чтобы предотвратить смерть от потери крови при ранении. янтарь — один из многих камней, защищающих от сглаза, а кошачий глаз и рубин предохраняют от колдовства. Многие камни являются медицинскими амулетами, оберегающими от разных болезней и расстройств. Многие современные ведьмы носят серебряные кольца, на которых выгравированы рунические надписи, имена божеств, пятиконечные звезды, прибывающая луна, изображения Богини или другие, связанные с ведьмовством знаки и символы.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Копье
Символ воинственности, агрессивной активности (в скандинавской мифологии Один, бросив копье в направлении войска противников, положил начало первой войне между богами), а также фаллический символ. Последнее значение может быть проиллюстрировано ведийским космогоническим мифом о пахтании молочного океана копьем или орфическим повествованием о мировом яйце, разбиваемом копьем. Угаритское божество грозы и плодородия Баал изображается с молнией-копьем, поражающим землю (еще один образ эротического единения двух начал). Копье в христианстве выступает как орудие страстей Господних, затем оно нередко трактуется как символ желания и вожделения, страсти как таковой, в некотором роде наследуя более древнюю символику, В целом копье по своим символическим функциям близко стреле. В силу своей формы оно может быть сопоставлено с деревом, крестом, колонной и другими аналогами мировой оси. Копье, пущенное в мишень, олицетворяет достижение цели и преодоление пространственных границ.
Из древка копья Зевс создал в медном веке могучих людей. Копье стало оружием земной агрессии, нападения и войны. Люди медного века любили сражения и часто вели войны. Они все погибли в кровопролитных битвах в стране Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа, другие пали под Троей. Но большинство из них оказалось в подземном мире, в царстве теней или поселилось на краю земли, вдали от живых людей. Это произошло в конце бронзового века, когда оружие стали делать из железа, а не из меди.
В античном мире, если появлялся курьер и на конце его копья был венок - это обозначало победу- если - птичье перо, то - знак поражения, несчастья. Телеф, сын Геракла, был ранен копьем Ахилла и мог вылечиться только благодаря прикосновению того же самого копья к своей ране.
Символично копье римского легионера Лонгина, добившего Иисуса Христа и покончившего с его земными страданиями. Это можно выразить таю убивают все, приканчивает последний.
Это не только акт сострадания, но и древний ритуал, где жертву прокалывали непременно копьем. Но есть и обратное символическое действие, когда Парсифаль исцеляет копьем, смочив наконечник в чаше Грааля. В греческой мифологии известно волшебное копье Прокриды, которое ей подарила Артемида. Это копье само попадало в цель и само возвращалось к тому, кто его бросал. Этим же копьем, не знающем промаха, муж Прокриды по ошибке ее убил. Афина в споре с Посейдоном за обладание Аттикой ударила в землю копьем, и на этом месте произросла олива.
Позитивный смысл копья: если оно пущено с красотой, то летит далеко- если копье обвито виноградом, служит подпоркой лозе, то государство, в котором копья служат подпорками виноградников, процветает.
Овидий упоминает о брачном ритуале, когда обратным концом древка проводят пробор на голове девушки-невесты. Пиндар приводит легенду о Кенее, который требовал, чтобы копье почитали и поклонялись ему. Древко копья, которое пустило побеги - это история копья Ромула, рассказанная Овидием в метаморфозах. Оно пустило корни на Палантинском холме и символизировало зависимость верховной власти от божественной воли. Известно копье Луга - бога островных и континентальных кельтов. Луг был искусен во многих ремеслах. Это копье, принесенное из Горласа, имело солярный и космологический смысл, соотносясь с axis mundi (мировой осью). Ирландский Луг имеет аналогичную параллель в индийской традиции в виде Вишвакармана, тоже господина всех ремесел. Копье Луга было, возможно, прототипом копья в цикле святого Грааля.



Копье викингов
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Корабль
Образ корабля связан с символикой поиска, странствия, в частности мореплавания (как бытия, стремящегося преодолеть собственные границы, выйти за рамки наличного). Также это символ прибежища в бурных водах, подобно острову и Ноеву ковчегу, и образ спасения. Так, например, в христианской символике церковь уподобляется кораблю.
Корабль в своем символическом значении сближается с ладьей (в качестве олицетворения человеческой души либо человека в целом). Он также является пространством перехода: корабль не принадлежит ни земной, ни водной стихии, само пребывание на корабле может рассматриваться как положение между жизнью и смертью. В эмблематике корабль является символом благополучного достижения цели.
Самый известный мореплаватель западной традиции — это Одиссей.
Он олицетворяет путь к истокам, и в этом контексте наделяется скорее негативным значением (возвращение домой — это возврат к отправной точке, то есть к материнскому лону, это отсутствие эволюции и смерть). Антитезой Одиссею становится образ Синдбада-морехода, великого мореплавателя восточной традиции, вновь и вновь стремящегося к неведомым землям, преодолевающего пространство, противостоящего ограниченности существования.
В позднем европейском средневековье возникает особый жанр, описывающий символическое плавание (сама эта тема была актуализирована под влиянием греческого мифа об аргонавтах). Сочинялись многочисленные «Корабли», экипаж которых составляли олицетворенные добродетели или пороки, социальные типы, отправлявшиеся в море не в поисках богатства, но навстречу собственной судьбе и истине — величайшему из сокровищ.

Иван Айвазовский
Бой в Хиосском проливе

Иван Айвазовский
Буря на Ледовитом океане
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Корова

Как существо, дающее молоко, корова — интернациональный символ материнства, плодородия, вскармливания и изобилия, а кроме того, из-за рогов, изогнутых в форме полумесяца, является небесным знаком всех богинь-матерей, равно как и хтоническим олицетворением матери-земли.
В Древнем Египте корова была священным животным Исиды и Хатор- ноги «божественной коровы» Нут символизировали стороны света. В скандинавской мифологии первозданная корова Аудумла лизала соленые камни, покрытие инеем, чтобы вскормить первого человека. У индусов корова - священное животное, которое нельзя убивать: считается, что из молока коровы - известной как «мелодичная» и «корова изобилия» - образован Млечный Путь, а по ассоциации с небесным быком она олицетворяет женскую космическую силу- Нандини - корова, исполняющая желания, и ее облик может принимать мать-земля Адити- ноги священной коровы - символ четырех каст.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Корона
Символ превосходства, высшего достоинства, власти. В отличие от венка, сплетенного из растений и выступающего в качестве образа временного возвышения (победы в спортивном состязании, сражении), соотносимого с кратковременностью растительной жизни, корона выражает превосходство вне временных ограничений. Венок — образ преходящей славы, корона — образ непреходящего величия. Корона также связывается с символикой света как олицетворения духовной силы, харизмы, поэтому она делается обычно из золота и драгоценных камней. В иконографии и живописи металлическая корона или диадема, подобно нимбу, являются символами духовного просветления.
Дополнительные значения обусловлены формой короны или материалом, из которого она сделана. В шумерской культуре рогатая тиара выступала атрибутом божественного существа- таким образом, величие ассоциировалось с силой и трансцендентностью (поскольку бык символизировал гром). В Европе корона обязана своим происхождением античным венкам (круглую форму которых она унаследовала), тогда как в древних государствах Передней Азии и Ближнего Востока — головным украшениям и повязкам жрецов. В средневековой Европе существовали различные типы корон, каждый из которых обладал своим закрепленным в традиции значением. Императорская корона, состоявшая из диадемы, образованной восемью вставными золотыми пластинками, и верхней дуги, разделенной на восемь полукружий, задействовала символику числа восемь, означавшего вечную жизнь.
Такая корона стала образом Небесного Иерусалима со стенами, покрытыми золотом и драгоценными камнями. Царство Христово олицетворяли крест (знак победы) и белый опал (знак превосходства), а также изображения Христа, Давида, Соломона и Езекии.
Папы изначально носили белый фригийский колпак, бывший знаком царского достоинства восточного происхождения (согласно официальной доктрине Ватикана, Папа получил право на царские регалии от Константина, вместе с Римом). Затем атрибутом папского сана стала тиара — тройная корона (происходящая от персидского головного убора), знак высшей земной власти, символ троевластия, поскольку понтифик управлял, согласно различным интерпретациям, тремя сферами мира, тремя континентами либо тремя церквами (страдающей, воинственной и торжествующей).

Корона Российской империи
Большая императорская, Позье, 1762

Корона Мальтийского ордена
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Коса
Коса выступает как символ изобилия и одновременно конца периода плодоношения. Коса связана с жатвой, выступающей символическим аналогом жертвы- она несет гибель и предоставляет залог последующего возрождения.
Также, в контексте символики производительных сил природы, коса ассоциируется с кастрацией, лишением мужской силы. Так, согласно мифам, косой был оскоплен своим сыном Кроносом греческий бог Уран и в приступе безумия оскопил себя фригийский бог Апис- аналогичным образом осуществлялось ритуальное самооскопление жрецами Кибелы, божества, регулирующего природные процессы роста и размножения.
Атрибут Сатурна, как в качестве божества посевов, так и, на более позднем этапе, олицетворения неумолимого времени, пожирающего свои порождения. Традиционно является элементом аллегорических изображений смерти, предстающих в облике рыцаря или старухи в саване.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Котел
Символ трансформации, а также возрождения и омоложения. Подобно тому как различные субстанции изменяются входе варки и превращаются в пищу или чудесное снадобье, человек, помещенный в котел, может достигнуть более совершенного состояния. Так, например, у Гете Фауст получает из рук ведьмы приготовленное в котле зелье, которое омолаживает его- сходным образом герой сказки о Коньке-Горбунке должен искупаться в трех котлах, чтобы обрести красоту и молодость. В целом подобное значение связано с обрядом инициации. Из-за своей формы, напоминающей перевернутый свод, и функции переработки элементов котел соотносится с нижним миром и землей.
Древние римляне в конце празднеств, посвященных духам мертвых, стучали по котлам, чтобы те вернулись восвояси. В кельтской мифологии фигурирует чудесный неиссякающий котёл, который выступает как символ изобилия. Подобно другим волшебным предметам, он связывается с подземным миром, источником богатства и всяческих чудес, и его владыкой, богом Дагдой.
Котел, обычно железный, является орудием ведьм и волшебников.
В преданиях о ведьмах эпохи средних веков и Ренессанса котел фигурирует в качестве сосуда, в котором приготовлялись яды, мази и приворотные зелья.
Неоязыческие ведьмы продолжают использовать котел, но лишь для возжигания огня и ладана во время ритуалов или для украшения домов. Современные магические &quot-зелья&quot- по большей части представляют собой растительные препараты, предназначенные для целительства или позитивной магии. Если котел используется во время ритуалов, то его кладут на ведьминский алтарь в центр магического круга. Как сосуд котел является женским символом и ассоциируется с утробой Матери-Богини. Котёл обладал магическим значением во многих культурах на протяжении всей истории человечества. Согласно преданиям древней Ирландии, в магических котлах на пирах никогда не кончалась пища. Древние кельты ассоциировали котлы с плодородием и изобилием, а также с воскресением мертвых. Котлы использовались во время человеческих жертвоприношений: над ними жертвам перерезали горло либо из в них топили или душили.
Котел возрождения, смерти и нового рождения, вместилище душ и источник вдохновения, ассоциируется с кельтскими богинями Керидвен и Бреневен и с вавилонской богиней судьбы Сирис, которая размешивала в небесном котле мед возрождения. В котле же Керидвен, как говорили, готовился мед мудрости и вдохновения. У кельтов от жрицы лунной богини требовалось совершать человеческие жертвоприношения, отрубая жертвам головы над котлом, сделанным из серебра. Из крови жертв, вскипяченной в котле, готовился магический напиток вдохновения. Кельтский рогатый бог Цернуннос был разорван на части и сварен в котле, и после этого родился заново. Украшения на котле из Гундеструпа, сделанного из серебра около 100-го года до н.э. и найденного в торфяном болоте под Гундеструпом в Дании, изображают приносимых в жертву людей, которых сперва погружали в жертвенный котел. Жертвенные котлы также встречаются в некоторых шаманских традициях. В норвежской мифологии патриархальный бог Один напился магической крови из котла мудрости и обрел божественную власть. В греческой мифологии богиня-ведьма Медея могла возвращать людям молодость, окуная их в магический котёл. Котел имеет параллели с чашей святого Грааля, предание о которой было включено в христианский миф.
Согласно средневековой литературе и народных преданий считалось, что котел, висящий над очагом, есть в каждом доме ведьмы, а также что в нем ведьмы варили свои гнусные зелья, сделанные из таких составляющих, как кровь летучих мышей, обезглавленные и освежеванные жабы, змеи и детское сало. Перед шабашем ведьмы готовили в котлах свои мази для полета и галлюциногенные препараты. Часто они забирали на шабаши и свои котлы, в которых варили для пиршества детей. Ведьмы могли вызывать на море шторм, выливая в океан содержимое своих котлов. Самые необычные котлы, как полагают, были у леди Элис Киттлер, ирландской ведьмы XIV века. Сообщают, что леди Элис готовила свои яды и зелья, размешивая их в черепах обезглавленных преступников. Согласно одной легенде с ироническим оттенком, некий шотландский колдун XIV века был казнен в котле. Уильям, лорд Соулис, которого описывали как вредоносного колдуна, виновного во &quot-всяческих колдовских злодействах&quot-, был осужден за разнообразные преступления и сварен в котле. Котел был также важным средством для алхимиков в их поисках формул, способных превращать свинец в золото или серебро, а также делать из маленьких драгоценных камней большие.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Крест
В различных культурах символизирует высшие сакральные ценности: жизнь, плодородие, бессмертие. Противопоставляется кругу и квадрату, которые наделяются функцией отграничения некоего внутреннего пространства, тогда как крест актуализирует идею центра и исходящих вовне направлений. Связан с символикой солнца и представляет собой изображение спиц солнечного колеса (двух перпендикулярных диаметров круга). В этом значении использовался в Индии, Ассирии, Китае, Финикии- также был известен древним скандинавам и германцам.
Крест воплощает единение противоположностей: духа и материи (символизируемых, соответственно, тремя измерениями по вертикали и четырьмя по горизонтали), мужского и женского, высшего и низшего, жизни и смерти. Смерть божества или героя на кресте ведет к возрождению в новой, вечной жизни — этот мотив отражен в мифологии многих народов. Крест-перекресток связывается с идеей выбора. Крест может быть рассмотрен как космический символ: его поперечная перекладина символизирует горизонт, вертикальная стойка — ось мира- концы креста олицетворяют четыре стороны света.
На некоторых изображениях фигурирует семиконечный крест, уподобляемый мировому древу- его семь концов символизируют семь небесных сфер. Однако крест — это символ не только макрокосма, но и микрокосма: это образ человека с распростертыми руками.
Египетский анх — крест с петлей в навершии — являлся символом жизни, бессмертия- также понимался как ключ к божественному знанию. Т-образный кресту евреев — символ мессии, спасения и вечной жизни- в целом он олицетворяет равновесие противоположных принципов. Равносторонний крест — символ связи мужского и женского, вертикального и горизонтального, эмблема Гекаты как богини перекрестков. Свастика наделяется подчеркнуто солнечной символикой. Крест и круг олицетворяют соединение мужского и женского- крест и шар (где шар является опорой креста) выступают как символ верховной власти.
Существует два главных типа креста: латинский и греческий.
Особенности которых повлияли на типы архитектуры обеих церквей. Латинский крест представляет собой образ человека с распростертыми руками и являет прямой образ Страстей Христовых. Это так называемый crux imissa, вертикальная ось в нем пересечена горизонтальной на 1/3 от своей длины. В греческом кресте горизонтальная ось пересекает вертикальную посредине, образуя квадрат в плане и этот крест называется crux quadrata.
Крест св. Андрея образует букву X и называется crux decussata, от латинского слова для римской цифры 10. По преданию св. Андрей был распят на кресте в виде буквы X (она же латинская цифра 10). Этот крест постоянно присутствует в геральдике Шотландии, чьим патроном является св. Андрей.
Крест Тау, напоминающий греческую букву Т, был изображен израильтянами на входных дверях храма. Согласно Исходу - второй книге Ветхого Завета - это и был знак, на котором Моисей воздвиг змея в пустыне. Этот крест называется crux comissa и означает нисхождение духа в этот мир. Он был крестом св. Антония в Египте.
Крест анх использовался коптами, египетскими христианами. Он связывает крест с древом жизни. Египетский иероглиф анх был знаком жизни, а также клятвы. Анх был в руках у мумий умерших и изображался в руках фараонов. Он состоит из тау креста, увенчанного иероглифом «ру». Крест Тау, имеющий направление вниз, означает снисхождение духа в материю (четыре стороны света, четыре элемента). Иероглиф «ру» (знак духовного, врата рождения, третий глаз) означает излияние света и проход существ из тонких миров в мир материальный. Сочетание круга и креста является знаком сплава духовного и материального, символом инициации, второго рождения, а также символом видения тонких миров.
Папский крест - это латинский крест с тремя горизонтальными перекладинами - каждая верхняя несколько короче нижней. Используется в папских процессиях.
Трактовка креста в христианстве отражает общую символику образа. Согласно апостолу Петру, перевернутый крест — символ Адама, грехопадение которого извратило божественный порядок, тогда как прямостоящий — символ Христа, восстановившего изначальный строй. Его вертикаль — это логос, божественное слово, тогда как горизонталь олицетворяет человеческую природу богочеловека. Изначально в христианстве крест воспринимался как символ не столько страдания, сколько торжества (поскольку являлся знаком победы над смертью, залогом будущего воскресения)- именно в этом значении он стал эмблемой крестоносцев.
Крест распятия, якобы изготовленный из древесины древа познания добра и зла, отождествлялся с мировым древом, которое описывалось как дерево, стоящее в центре земли и высящееся с земли до небес, как опора вселенной. По другой версии, также подчеркивавшей его космическую символику, он был сделан из деревьев четырех стран света (кедра, кипариса, оливы и пальмы). Кроме того, крест распятия считался знамением рубежа двух эпох. Вышесказанное позволяет рассматривать его как образ мира в пространственно-временном аспекте.
Крест распятия имел, скорее всего, форму буквы Т (столб с короткой перекладиной на вершине). Впоследствии христиане приняли в качестве сакрального знака симметричный четырехсторонний крест (возможно, под влиянием древнего солнечного символа). При разделении церквей католическая ветвь христианства приняла в качестве своего атрибута так называемый латинский крест, нижняя перекладина которого была длиннее прочих в два раза.
Крест — распространенный образ в западной традиции, в равной степени это обусловлено как влиянием христианства, так и изначальным значением символа. Он играет важную роль в религиозных и магических ритуалах- широко используется в эмблематике- многие знаки отличия (ордена, медали) имеют форму креста. Крест может выступать как личный знак, подпись- как оберег, талисман- как образ смерти и знак отмены, вычеркивания.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Кровь
Универсальный символ- наделяется культовым статусом. Кровь у многих народов понималась как вместилище жизненной силы, нематериального начала (нечто подобное душе, если последнее понятие не было развито). В Библии душа отождествляется с кровью: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев. 17), с чем и был связан запрет на употребление в пищу крови и необескровленного мяса. Исходно кровь выступает символом жизни- с этим представлением связаны такие обряды архаических культур, как смазывание кровью (или символизирующей ее красной краской) лба тяжело больных, рожениц и новорожденных младенцев.
В ближневосточной традиции, у арабов и евреев, кровь выступает как необходимый атрибут различных обрядов очищения и искупления грехов. Кровью очищается все, и без пролитой крови не бывает прощения, говорится в Библии. Кровь тесно связана с жертвоприношением, цель которого — умиротворить грозные силы и устранить угрозу наказания. Плата кровью за освоение новых пространств бытия и обретение новых степеней свободы выступает как атрибут существования людей на всем протяжении их истории. Впоследствии кровь в жертвоприношениях была заменена другими наделявшимися сакральным статусом жидкостями (молоком, медом, вином), олицетворявшими ее. Раны, по ассоциации с кровью, несут сходную символическую нагрузку. Символика крови также связывается с ее цветом. Страстность — качественная характеристика красного — распространяется и на образ крови. В связи со своей ролью в качестве носителя жизни кровь сближается с водой. Океан — это «внешняя кровь», человеческая кровь — это обращенные вовнутрь океанские воды. Космические процессы круговорота вод становятся прообразом осуществляемого в масштабах микрокосма кровотока. Менструальная кровь, в целом считающаяся нечистой, наделялась особым значением- с нею связывались различные обряды: так, например, в Микенской Греции менструирующие девушки трижды должны были обегать засеянное поле в знак запретности его для злых духов и для обеспечения хорошего урожая.

Эрвин Олаф
Кровь Лукреции

Эрвин Олаф
Мария-Антуанетта
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Кроцелл
Сорок девятый Дух зовется Кроцелл (Crocell). Он появляется в облике Ангела. Он Великий и Сильный Герцог, рассказывает нечто мистическое о скрытых тайных вещах. Он обучает искусству и свободным наукам. По приказу заклинателя, он может произвести великий шум, как будто бы низвергается водопад, хотя, на самом деле это не так. Он может нагревать воду и открывать купальни [по версии Уэйта, имеются в виду минеральные источники - прим. перев.]. Он принадлежал к Чину Сил перед своим падением, как он сказал об этом царю Соломону. Он управляет 48 Легионами Духов. Вот его Печать, которую ты должен носить, как упомянуто выше.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Круг
Символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства. В то же время кругу свойственна ориентация на центр (невидимый, но реальный- так, например, в некоторых мандалах центр не изображается, но «реконструируется» в ходе медитации). Круг с точкой в центре может быть рассмотрен как олицетворяющий процесс развития от одной точки и уподоблен эмбриону. Круг—это солярный символ, что обусловлено не только формой, но и круговым характером суточного и годового движения солнца. Соотносится со сферой как идеальным геометрическим телом, а также с числом десять, символом полного цикла, возвращения от множественности к единству. Связь круга и круглых форм с женским началом является хотя и не универсальной, однако широко распространенной.
Одной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего пространства. Эта фигура связывается с защитой (магический круг, очерченный для защиты от нечистой силы, используется в различных традициях). Круг — одна из форм созидания пространства. Различные архитектурные строения являются круглыми в плане, в форме окружности возводятся поселения. В большинстве традиций космос, в качестве упорядоченного пространства жизни, предстает в виде шара, графически изображаемого посредством круга. В символике круга также нашла отражение идея цикличности времени (русское слово «время» прослеживается до корня со значением «то, что вращается»- зодиак, олицетворение года, — это «круг зверей»). Круг противопоставляется квадрату и в то же время постоянно соотносится с ним. Например, в мандале внешний круг символизирует целостность универсума, вписанный в него квадрат — пространство обитаемого мира, тогда как круг внутри квадрата содержит сакральный объект почитания, В западной традиции представление о синтезе круга и квадрата воплощено в понятии квадратуры круга.
В силу того, что круг традиционно соотносится с солнцем и рассматривается как самая совершенная из фигур, превосходящая прочие, господствующая над ними, то верховное божество также представляется в виде круга. В дзен-буддизме, где отсутствует понятие Бога, круг становится символом просветления как абсолюта. Китайский символ ян—инь, имеющий вид круга, разделенного пополам волнистой линией, символизирует взаимодействие, взаимопроникновение двух начал бытия.
У Данте Троица воплощена в образе трех равновеликих кругов разного цвета. Один из них (Бог-Сын) являлся как бы отражением другого (Бога-Отца), словно радуга, рожденная радугой, а третий (Бог-Дух) казался пламенем, рожденным обоими этими кругами (согласно учению католицизма, Святой Дух исходит от Отца и Сына). В этом контексте символика круга утвердилась при фиксировании идеи верховной власти на земле (шар-держава, кольцо).
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Крылья

Символ движения, полета, а также мысли, воображения, одухотворенности. В даосском учении упоминается о росте крыльев после посвящения- бессмертный, сянь, изображается с руками вразлет, словно птичьи крылья. У Платона говорится о крыльях души, которые начинают расти, когда человек созерцает красоту. Дорийцы дали Дионису эпитет Псила — Крылья, поскольку с его помощью душа человека окрыляется и воспаряет ввысь.
Эти идеи связываются с представлением о душе как о летучей субстанции или крылатом существе — птице или бабочке. Крылья также выступают символом быстроты- в этом качестве они являются атрибутом вестника богов Меркурия. Наличие крыльев в целом передает динамический аспект образа- крылатый солнечный диск, символ аккадского бога Ашшура, олицетворяет суточное и годовое движение солнца.
В христианской символике крылья становятся атрибутом аллегорических изображений божественного правосудия, крылатой также изображается Фортуна. В алхимии крылья ассоциируются с высшим, активным, мужским началом- животные же, лишенные крыльев, соотносятся с началом пассивным, женским.

Луис Ройо
Ангел-хранитель

Борис Валледжо
Крылатая бестия и монстр
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Крыса

Крысы традиционно воспринимаются как спутники смерти и гниения, прислужники разрушительных сил. Вместе с тем в Японии белая крыса - вестник богов счастья и богатства, в Древнем Риме - символ удачи, а крыса в индуизме является верховым животным слоноголового бога Ганеши и служит олицетворением предприимчивости и благоразумия. В Китае это символ обаяния и процветания, хотя и ассоциируется также со скупостью и считается переносчиком чумы (это представление было распространено и в Древнем Египте, Западной Европе). Крысы приспосабливаются к любым природным и техногенным условиям, устойчивы к большинству ядов, успешно избегают ловушек, могут питаться чем угодно, уничтожая пластмассу, прогрызая даже бетон. В крысином сообществе процветает взаимопомощь, но известны и случаи каннибализма. Установлено, что в крысиных сообществах есть особи, сознательно подвергающие себя риску и пробующие всякие незнакомые продукты. Склонность крысы покидать гиблые места сделала ее в представлении людей существом, наделенным даром предчувствия и мудростью.



Крыса черная

В христианской аллегории крыса — хтоническое существо, отождествляемое с Сатаной, ведьмами и другими зловещими силами тьмы, но также и знак святой Фионы, которая жила на кишевшем крысами чердаке. Во времена эпохи Возрождения день и ночь нередко изображались в виде двух крыс - черной и белой, олицетворявших неуклонный бег времени. В ходе североафриканской кампании Второй мировой войны штандарты британских солдат украшал проворный табарган (африканский тушканчик)- в 1991 году в период войны в Персидском заливе он снова был талисманом англичан.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Ку-клукс-клан

Горящий крест, белые балахоны с капюшонами, аббревиатура ККК - все это символ расистского движения ку-клукс-клан. Эмблема этого движения представляет собой крест с пламенем в центре, символизирующим разрушение и очищение. Политическая террористическая организация Ку-клукс-клан, выступавшая с позиций расизма, шовинизма, религиозной нетерпимости, возникла в Америке после Гражданской войны. Ку-клукс-клан был создан в 1865 для пропаганды идей превосходства белого человека, и чтобы воспрепятствовать участию негров в голосовании. Ветераны-южане из штата Теннесси создали клуб сторонников сохранения порядков, существовавших в южных рабовладельческих штатах до войны. Ку-клукс-клановцы одевались в белые балахоны с остроконечными колпаками, в которых были только прорези для глаз, и под покровом ночи нападали на фермы негров, линчевали (вешали) негритянских активистов.


Тотем человека

Символом Ку-клукс-клана был горящий крест. Потерпев поражение в этой схватке, ку-клукс-клан снова появился в Джорджии в 1915 году и распространился в 1920-х годах на другие части Америки, включая Средний Запад и Орегон. Его насильственные методы «убеждения» - поджоги, линчевание и подкладывание бомб - были взяты на вооружение возрожденным ку-клукс-кланом 1950-х годов в качестве реакции отчаяния на движение за гражданские права. В настоящее время куклуксклановцы пополняют ряды преимущественно за счет разочаровавшихся в жизни белых, которые обвиняют во всех болезнях общества другие этнические группы.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Кузнечик

Символика кузнечика и сверчка неизбежно переплетается. В западных культурах кузнечик - из-за своих внешне хаотичных движений - олицетворяет безответственность, однако, как существо лета, может также означать радости теплого времени года. В Древней Греции афиняне указывали на свое благородное происхождение тем, что носили золотого кузнечика в волосах.


Кузнечик

В Китае кузнечик из-за своей плодовитости ассоциируется с изобилием и многодетностью (причем множеством сыновей), а изображенный вместе с хризантемой указывал на высокий пост. Во многих странах сверчок символизирует удачу, мужество, тепло, благодаря сказочному Говорящему сверчку еще и совесть (внутренний голос).
Кузнечики относятся к семейству насекомых отряда прямокрылых. У большинства прямокрылых имеются органы стрекотания и слуха. У кузнечиков, сверчков и медведок на правом надкрылье образуется перепонка, или зеркальце, которое обрамлено специальной жилкой, или рамкой. На левом надкрылье находится зазубренная жилка, или смычок. В момент стрекотания смычок трется о рамку, а зеркальце усиливает звук. Орган слуха у кузнечиков расположен на передних ногах.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Кукла-качина

Качина - духи-предки или представители богов группы индейских народов пуэбло (хопи, зуньи, керес, тано) юго-запада Северной Америки, а их резные и украшенные масками куклы-качина являются персонификациями этих духов. По представлениям индейцев, качина некогда обитали среди людей, но теперь возвращаются из другого мира только на часть года - их олицетворяют члены племени в масках, - дабы служить посредниками между людьми и богами. Эти периоды знаменуются ежегодными священными ритуалами и празднованиями. В конце периода своего пребывания на земле качина - в обличье танцующих людей - преподносят свои кукольные изображения детям племени, чтобы те служили напоминанием об их существовании вплоть до их возвращения в следующем году, или женщинам в качестве талисманов плодородия. Куклы-качина обычно вырезаются из корней тополя или сосны, и каждая кукла раскрашивается и украшается соответственно характерным качествам и наряду ее конкретного качина - а существует их немало. В качестве символических персонификаций качин куклы-качина являются важными тотемическими фигурками. Название группы народов пуэбло (исп. — поселение) происходит от характерных поселений — многокомнатных домов-крепостей (пуэбло) из кирпича-сырца или песчаника, имевших внутреннюю площадь и глухую внешнюю стену. Этажи такого дома поднимались кверху террасами.
 

nikla202

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:309
Реакции:1
Баллы:0
Кханда



Эмблема сикхизма, известная как кханда, обычно изображается черным цветом на треугольном желтом Нишан Сахибе, флаге уважения. Эмблема состоит из кханды — обоюдоострого меча, который олицетворяет представление сикхов о святом воине, — окруженной чаккаром, стальным метательным кольцом (символ единства бога и человека). По обеим сторонам два кирпана, символизирующие духовную и мирскую власть. Этот символ является также эмблемой хальсы, сикхской общины, созданной для очищения сикхской традиции гуру Гобинд Сингхом в индийском Анандпуре в 1699 году.

Сикхизм, секта в индуизме в 16—17 веках, превратившаяся в самостоятельную религию. Основой сикхизма является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед богом и священной войны с иноверцами. Сикхи, как приверженцы и последователи сикхизма, вели долгую борьбу с Великими Моголами (17 век — начало 18 столетия) и создали свое государство в Пенджабе в 1765—1849 годах.


Золотой храм сикхов. Строительство храма началось в 1574 году. Амритсар. Штат Пенджаб.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу