приближается Пасха и в связи с этим я постараюсь выложить работу с колокольным звоном именно к этому празднику. А пока хочу подсказать тем, кто, как и я ищет возможности снять с себя родовое или какое любое проклятие. Мне подсказала это знакомая целительница. Это Соборование. Что же это такое? Я стала искать ответ на свой вопрос. Ниже предлагаю выписки из моих переписок с различными людьми, которые мне и помогли понять суть этого священнодействия.
В церквях нашего города такая служба будет происходить после 25 марта. Так что у всех есть ещё время узнать и попасть.
Соборование - важное таинство. Благодаря ему человеку прощаются старые грехи и многие после него обретают исцеление. Я как человек имеющий священнический сан постараюсь вам разъяснить подробнее о таинстве соборования.
Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.
Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи- однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.
Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).
Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.
В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.
Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.
При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.
Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12—13). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «...Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, . Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь- и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14—16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.
Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.
Этот христианский обряд называют еще елеосвящением. Обряд соборования является одним из семи Таинств, в котором при помазании тела елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Человек, над которым совершается Таинство елеосвящения, должен, разумеется, исповедывать православную веру. Перед обрядом необходимо сходить на исповедь и причаститься. Название - соборование - подразумевает участие в обряде семи священнослужителей, выполняющих каждый по одному из семи чтений из Евангелий, семи молитв и столько же помазаний. Считается, что допустимо совершение соборования трем, двум священникам, и даже одному. Полагаем тем не менее, что любые отклонения от правил обряда не вполне допустимы. Не сомнений, что сила и, соответственно, эффективность действа в значительной степени зависит от неукоснительного выполнения определенных обрядовых правил. Именно поэтому можно рекомендовать при необходимости проходить этот обряд не в приходском храме, а в монастыре, где, очевидно, нет недостатка в священниках. Соборование, выполняемое с целью исцеления, может быть повторено несколько раз. Столько, сколько необходимо. Обряд соборования может выполняеться также над умирающим больным, и в этом случае призван подготовить его душу к отходу в мир иной. В некоторых случаях при соборовании Евангелие возлагают на голову больного. Данная обрядовая техника, строго говоря, не является вполне канонической и восходит ко временам XVII в.
Соборование - это церковный обряд, совершаемый один раз в году над православным христианином в Великий пост. Этот обряд обладает мощной силой: исцеляет, снимает проклятия, другие негативные программы. Если проклятие сильное или давнее, то необходимо собороваться 3 года подряд. Обычно хватает одного раза, но в тяжёлых случаях (материнское проклятие) очень хорошо помогает именно трёхгодичное соборование.