Ежели вопрос стоит в сравнении Стражей Порога, то Вия я бы заменил на Велеса, т.к Вий есть лишь ипостась этого могущественного Бога... Почему я так считаю? Сейчас постараюсь объяснить.
Итак, само Имя Велес — этимологически связано с понятиями «Силы», «могущества» и «Волоса» — как общего обозначения «тварей земных».
Велес явился из Недр Рода до начала времен, образуя, вместе со Сварогом и Ладой, Первую Троицу, и уравновешивая в Ней своей Нейтральностью как Активное начало Сварога-Отца, так и Имманентность Лады-Матушки.
По легендам даже Сварог-Прародитель, Отец богов, не властен над силами Велеса, относящегося к Первобогам...
Дагда ирландцев, Кернуннос галлов, Хемдалль скандинавов, Пан у греков, Янус римлян и Велес славян — боги, обеспечивающие прочность устоев Мироздания.
Велес обеспечивал жизнь и смерть в их единстве, удерживал живых в мире Яви, а мертвых — Нави...
Вместе с тем, Велес хранил и великую мощь Земли. В этом аспекте Он известен в образе Зибога, Великого Змея земных недр.
Велес — Владыка Магии, а также Мудрости и Музыки, мировой гармонии. А из этого следует, что он "Пограничное Божество"...
Такое положение Велеса ставит его в некий антагонизм как с Перуном, поскольку Велес обеспечивает Защищенность, а Перун — Защиту- то есть пассивное и активное сопротивление смешению миров, так и с Семарглом, поскольку Велес хранит Врата закрытыми, а Семаргл осуществляет Ток Силы через них.
Будучи властителем Перехода, Велес — бог Жизненной силы, проявляющейся повсюду в природе — в лесах, животных и даже в камнях. Однако никогда Сумеречная природа этого бога не становится ни целиком дневной, ни ночной — он всегда НА ГРАНИ, поэтому, строго говоря, не является ни богом Жизни, ни Богом смерти, и, вместе с тем, Он — Владыка Жизни и Смерти.
Поскольку Велес обитает на Пороге миров, он имеет Два лика — обернутый к Яви и к Нави.
Вместе с тем, как Мужское божество, Велес троичен, выступая в двух Светлых ипостасях (обычно символизируемых Летним — Медведем и Зимним — Быком — образами), и третьей — Темной — Змея Зибога.
Без его позволения ни одна душа не может воплотиться — ей для этого нужно пройти из Нави в Явь сквозь Врата Велеса. А это уже прямое указание, на то, что он Страж Порога...
И я не говорю про извращенные понятия славянского язычества, которые в основном, появились благодаря Славяно- Арийским Ведам. А поэтому, многие могут не согласиться с подобным описанием и функциями Велеса. Им я советую обратится к мифам и искусству славян, а не псевдонаучным додумкам инглиизма.
Малое пересечение Врат происходит иногда в сновидениях, которые также находятся во власти Велеса.
Девять сестер - матерей Хеймдалля - это миры, расположенные на Древе. Они - его порождение, но и его структура. То, что делает его именно таким.
Хеймдалль является посредником между богами - асами и людьми. Он и посредник, и страж одновременно. А рог у него потому что, кому еще как не Стражу Порога будет известно о нарушении границ Миров в Рагнарёк...
Все это и еще многое недосказанное позволяет утверждать, что Хеймдаль и Велес олицетворяют одну и ту же силу, но с учетом разности народов их чтящих и их философских концепций. А это значит, что до конца сливать этих Богов в одно целое было бы ошибкой, поскольку каждый народ видит определенную Силу со своей стороны и может раскрыть некоторые, присущие видению только этому народу, качества...
Каждая персонификация уникальна, даже не смотря на то, что в основе своей они имеют одну Силу и Принцип...
А Вий есть ипостась Велеса как Владыки Пещер. Вот по этому я не стал рассматривать Вия... Надеюсь на понимание и на то, что не слишком вас утомил своим изложением)))