Divider

Суфии, маламати и каландары 2

RIGDEN

Administrator
Регистрация:28 Июн 2016
Сообщения:1.293
Реакции:102
Баллы:48
file.php


Маламати отвергает все внешне показное, салат и таравих (последний вызывает у него особенно резкое осуждение, так как это форма благочестия часто рассчитана только на публику). В противовес общепринятому мнению маламати исполняет обя­зательные обряды (т. е. фараид), такие, например, как ритуаль­ные молитвы (салат), исключительно ради того, чтобы не при­влекать к себе внимания. По этой же причине он не носит особой одежды, отличающей суфия. У него нет посвящающего его в орден шейха, которому он был бы подчинен в суфийском смысле, хотя и готов принять наставничество.

Ас-Сухраварди пишет: «В на­стоящее время в Хорасане имеется какое-то объединение (таифа) маламатийа со своими шейхами, которые обучают их основам и которым они сообщают о прогрессе в своем духовном росте. Мы своими глазами видели в Ираке людей, следующих этой стезей “навлекающих порицание”, но они известны там под другим именем, так как обычное название не в ходу среди жителей Ира­ка».

Маламати не разделяют идей спекулятивного мистицизма в отношении единства бытия, а заняты уничтожением собственно­го «Я». Среди более поздних орденов накшбандийа была больше всего связана с учением маламатийа в рамках тасаввуфа. Накшбанди практикуют индивидуальные поминания (зикр хафи), отказы­ваясь от коллективных зикров. В этой связи уместно вспомнить их формулу об «одиночестве в толпе».

Коль скоро ас-Сулами и даже (хотя и с оговорками) такой типично суфийский наставник, как ас-Сухраварди, способны трезво оценить маламати или по крайней мере их теорию как одну из рядовых суфийских доктрин, то каландаров они считают дос­тойными осуждения. Теоретически между ними нет никакой раз­ницы. Опасность движения малама заключается в том, что оно может стать явлением антисоциальным. Грубые и необразован­ные странствующие дервиши и баба турецких движений были ти­пичными каландарами. И по мере того как формировались тео­рии Пути, выявлялись впоследствии скрытые противоречия.

Различие между маламати и каландари состоит в том, что пер­вый скрывает свою веру, а второй ее всячески рекламирует и даже корыстно использует, чтобы навлечь на себя порицание. Путаница происходит еще из-за того, что название маламати происходит от малама — «порицание». Термин каландар, кото­рый получил широкую известность благодаря арабской «1001 ночи», в историческом смысле включает огромное разнообразие типов дер­вишей. Его широко применяли на востоке (в западном мусульман­ском мире он неизвестен) по отношению ко всем бродячим факи­рам, но, кроме того, его приняли целые группы и даже были созданы особые ордены под этим названием. Отсюда и трудности в определении этого термина.

Говоря о времени сложения силсила, Шихабаддин ас-Сухраварди писал: «Термин каландарийа применя­ется по отношению к людям, настолько одержимым идеей “душев­ного покоя”, что они не уважают ни обычаев, ни обрядов и отвер­гают общепринятые нормы общественной жизни и взаимоотношений. Пересекая арены “душевного покоя”, они не пекутся о ритуальных молитвах и посте, выполняя только самое обязательное (фараид). Точно так же их не заботят земные радости, дозволенные снисходительностью божественного закона... Разница между каландаром и маламати в том, что маламати стремится скрыть от всех свой образ жизни, в то время как каландар ищет повода разрушить установленные обычаи».

Макризи пишет, что около 610/1213 г. каландары впервые появились в Дамаске. По свидетельству же Наджмаддина Му­хаммада б. Исраила из ордена рифа’ ийа-харирийа (ум. 1278), орден каландарийа появился в 616/1219 г. и основан был Мухам­мадом б. Йунусом ас-Саваджи (ум. 630/1232), беженцем из Саве (разрушена монголами в 617/1220): «Когда в царствование ал- Ашрафа был осужден ал-Харири, каландаров тоже подвергли пре­следованиям и их выслали в замок Хусайнийа». Каландарийа за­тем был основан вторично вместе с хайдаритской группой, причем завийа была построена в 655/1257 г.. Считается, что во время правления Илтутмиша ученик Мухаммада б. Йунуса, извест­ный под именем Хидр Руми, распространил в Северо-Восточной Индии это направление, которое оформилось в самостоятельную линию со своей генеалогией, т. е. в орден каландаров.

Пер­сидский факир по имени Хасан ал-Джавалики появился в Египте во времена ал-Малика ал-’Адила Кетбога (1294—1296) и основал завийу каландаров, а потом отправился в Дамаск, где и умер в 722/1322 г. Макризи замечает, что они были квиетисты, стре­мящиеся к внутреннему покою, но способы, предлагаемые ими для его достижения, требовали отказа от обычных социальных норм.

К отличительным приметам каландара относились и ношение особой одежды, бритая голова и борода (усы, однако, остава­лись), отверстия на руках и в ушах для железных колец, которые они носили в знак покаяния, а на детородном члене — как сим­вол целомудрия.

Во времена Джами (ум. 1412) положение было иным. Этот поэт-суфий, процитировав отрывок из Шихабаддина, пишет: «Что касается тех людей, которых мы сейчас зовем каландарами и ко­торые освободили себя от узды ислама, то качества, о которых мы только что говорили, им чужды и их скорее следовало бы называть хашавийа». Оба, Сухраварди и Джами, отмечают, что не надо путать с настоящими каландарами тех, кто рядится в одежду каландаров, чтобы участвовать в дебошах.

Турецкие каландары в конце концов объединились в отдель­ный орден. Одна их группа возводит свое происхождение к ис­панскому арабу-иммифанту по имени Йусуф ал-Андалуси. Пос­ле того как его изгнали из ордена бекташийа за неуемный нрав, он безуспешно пытался вступить в орден мавлавийа, и кончил тем, что основал самостоятельный орден под названием каландар.

Он требовал от своих дервишей, чтобы они непрерывно бро­дяжничали, однако в царствование Мухаммада II (1451 — 1481) в Стамбуле появилась обитель каландаров с мечетью и медресе. Эвлия Челеби упоминает обитель индийских каландаров в Кагид- хана (предместье Скутари), факиров которой султан Мухаммад обычно кормил обедами. Существовал еще один орден каланда­ров в начале нашего века в Алеппо. Муджирадцин описывает завийу каландаров в Иерусалиме, посреди кладбища Мамилла. Преж­де это была церковь под названием ад-Даир ал-Ахмар, которую некий Ибрахим ал-Каландари приспособил под завийу для своих фукара, но завийа эта превратилась в руины около 893/1488 г.
 

Вложения

  • zikr-sema.jpg
    zikr-sema.jpg
    27,4 KB · Просмотры: 108

Lo Zio

Уважаемый магистр Rigden, благодарю Вас за ликбез.

[ Post made via Android ]
Android.png
 

Faruh

Ассаламу`алейкум ва рахматулла ва баракату! Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за очень интересную информацию! С уважением!
 

vnydry

Well-Known Member
Регистрация:21 Сен 2013
Сообщения:2.473
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю за продолжение темы, уважаемый Магистр Ригден.
 

Aidayada

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.450
Реакции:1
Баллы:0
Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за новые познания.
 

Zhannetta

Well-Known Member
Регистрация:1 Май 2013
Сообщения:430
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю, уважаемый, Магистр RIGDEN за продолжение темы "Суфии, маламати и каландары ".
С уважением.

[ Post made via Android ]
Android.png
 

Тиа

Well-Known Member
Регистрация:3 Май 2015
Сообщения:2.396
Реакции:0
Баллы:0
Адрес: Целиноград
Благодарю Магистр RIGDEN, за новые знания. С уважением.
 

Рита 123

Well-Known Member
Регистрация:25 Май 2013
Сообщения:4.129
Реакции:2
Баллы:0
Благодарю Вас за тему, уважаемый Магистр Ригден.

[ Post made via iPhone ]
iPhone.png
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу