RIGDEN
Administrator
Регистрация:28 Июн 2016
Сообщения:1.293
Реакции:113
Баллы:48
Маламати отвергает все внешне показное, салат и таравих (последний вызывает у него особенно резкое осуждение, так как это форма благочестия часто рассчитана только на публику). В противовес общепринятому мнению маламати исполняет обязательные обряды (т. е. фараид), такие, например, как ритуальные молитвы (салат), исключительно ради того, чтобы не привлекать к себе внимания. По этой же причине он не носит особой одежды, отличающей суфия. У него нет посвящающего его в орден шейха, которому он был бы подчинен в суфийском смысле, хотя и готов принять наставничество.
Ас-Сухраварди пишет: «В настоящее время в Хорасане имеется какое-то объединение (таифа) маламатийа со своими шейхами, которые обучают их основам и которым они сообщают о прогрессе в своем духовном росте. Мы своими глазами видели в Ираке людей, следующих этой стезей “навлекающих порицание”, но они известны там под другим именем, так как обычное название не в ходу среди жителей Ирака».
Маламати не разделяют идей спекулятивного мистицизма в отношении единства бытия, а заняты уничтожением собственного «Я». Среди более поздних орденов накшбандийа была больше всего связана с учением маламатийа в рамках тасаввуфа. Накшбанди практикуют индивидуальные поминания (зикр хафи), отказываясь от коллективных зикров. В этой связи уместно вспомнить их формулу об «одиночестве в толпе».
Коль скоро ас-Сулами и даже (хотя и с оговорками) такой типично суфийский наставник, как ас-Сухраварди, способны трезво оценить маламати или по крайней мере их теорию как одну из рядовых суфийских доктрин, то каландаров они считают достойными осуждения. Теоретически между ними нет никакой разницы. Опасность движения малама заключается в том, что оно может стать явлением антисоциальным. Грубые и необразованные странствующие дервиши и баба турецких движений были типичными каландарами. И по мере того как формировались теории Пути, выявлялись впоследствии скрытые противоречия.
Различие между маламати и каландари состоит в том, что первый скрывает свою веру, а второй ее всячески рекламирует и даже корыстно использует, чтобы навлечь на себя порицание. Путаница происходит еще из-за того, что название маламати происходит от малама — «порицание». Термин каландар, который получил широкую известность благодаря арабской «1001 ночи», в историческом смысле включает огромное разнообразие типов дервишей. Его широко применяли на востоке (в западном мусульманском мире он неизвестен) по отношению ко всем бродячим факирам, но, кроме того, его приняли целые группы и даже были созданы особые ордены под этим названием. Отсюда и трудности в определении этого термина.
Говоря о времени сложения силсила, Шихабаддин ас-Сухраварди писал: «Термин каландарийа применяется по отношению к людям, настолько одержимым идеей “душевного покоя”, что они не уважают ни обычаев, ни обрядов и отвергают общепринятые нормы общественной жизни и взаимоотношений. Пересекая арены “душевного покоя”, они не пекутся о ритуальных молитвах и посте, выполняя только самое обязательное (фараид). Точно так же их не заботят земные радости, дозволенные снисходительностью божественного закона... Разница между каландаром и маламати в том, что маламати стремится скрыть от всех свой образ жизни, в то время как каландар ищет повода разрушить установленные обычаи».
Макризи пишет, что около 610/1213 г. каландары впервые появились в Дамаске. По свидетельству же Наджмаддина Мухаммада б. Исраила из ордена рифа’ ийа-харирийа (ум. 1278), орден каландарийа появился в 616/1219 г. и основан был Мухаммадом б. Йунусом ас-Саваджи (ум. 630/1232), беженцем из Саве (разрушена монголами в 617/1220): «Когда в царствование ал- Ашрафа был осужден ал-Харири, каландаров тоже подвергли преследованиям и их выслали в замок Хусайнийа». Каландарийа затем был основан вторично вместе с хайдаритской группой, причем завийа была построена в 655/1257 г.. Считается, что во время правления Илтутмиша ученик Мухаммада б. Йунуса, известный под именем Хидр Руми, распространил в Северо-Восточной Индии это направление, которое оформилось в самостоятельную линию со своей генеалогией, т. е. в орден каландаров.
Персидский факир по имени Хасан ал-Джавалики появился в Египте во времена ал-Малика ал-’Адила Кетбога (1294—1296) и основал завийу каландаров, а потом отправился в Дамаск, где и умер в 722/1322 г. Макризи замечает, что они были квиетисты, стремящиеся к внутреннему покою, но способы, предлагаемые ими для его достижения, требовали отказа от обычных социальных норм.
К отличительным приметам каландара относились и ношение особой одежды, бритая голова и борода (усы, однако, оставались), отверстия на руках и в ушах для железных колец, которые они носили в знак покаяния, а на детородном члене — как символ целомудрия.
Во времена Джами (ум. 1412) положение было иным. Этот поэт-суфий, процитировав отрывок из Шихабаддина, пишет: «Что касается тех людей, которых мы сейчас зовем каландарами и которые освободили себя от узды ислама, то качества, о которых мы только что говорили, им чужды и их скорее следовало бы называть хашавийа». Оба, Сухраварди и Джами, отмечают, что не надо путать с настоящими каландарами тех, кто рядится в одежду каландаров, чтобы участвовать в дебошах.
Турецкие каландары в конце концов объединились в отдельный орден. Одна их группа возводит свое происхождение к испанскому арабу-иммифанту по имени Йусуф ал-Андалуси. После того как его изгнали из ордена бекташийа за неуемный нрав, он безуспешно пытался вступить в орден мавлавийа, и кончил тем, что основал самостоятельный орден под названием каландар.
Он требовал от своих дервишей, чтобы они непрерывно бродяжничали, однако в царствование Мухаммада II (1451 — 1481) в Стамбуле появилась обитель каландаров с мечетью и медресе. Эвлия Челеби упоминает обитель индийских каландаров в Кагид- хана (предместье Скутари), факиров которой султан Мухаммад обычно кормил обедами. Существовал еще один орден каландаров в начале нашего века в Алеппо. Муджирадцин описывает завийу каландаров в Иерусалиме, посреди кладбища Мамилла. Прежде это была церковь под названием ад-Даир ал-Ахмар, которую некий Ибрахим ал-Каландари приспособил под завийу для своих фукара, но завийа эта превратилась в руины около 893/1488 г.