Тибетская практика Медитации 2

Rustam

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:767
Реакции:1
Баллы:0
Для развития состояния Шаматха нам потребуется правильное соблюдение следующих пунктов:

I. Поза;
II. Объект медитации;
III. Техника развития концентрации.

I. Семичленная поза будды Вайрочаны
Здесь требуется соблюдение семи аспектов:

1. Сесть на слегка приподнятую мягкую подушку. Ноги скрещены в позе лотоса, или полулотоса. Те, для кого это не очень неудобно, могут просто сидеть на стуле. Важно, чтобы неудобство тела не отвлекало вас от медитации.

2. Спину следует держать прямо для того, чтобы каналы (нади) также располагались прямо, и ветры, циркулирующие по ним, могли перемещаться беспрепятственно.

3. Плечи держать ровно и расслабленно, голова должна быть слегка наклонена вперед. Слишком сильный наклон головы вперед приводит к сонливости, тогда как чрезмерное отклонение головы назад действует возбуждающе.

4. Кисти рук должны быть расположены ладонями вверх на уровне пупка, причем правая ладонь располагается поверх левой, большие пальцы рук должны соприкасаться, поскольку это препятствует потере энергии в теле.

5. Глаза следует держать слегка прикрытыми и расслабленными, взгляд направлен на кончик носа. При открытых глазах в вашем поле зрения будет много объектов, что станет сильным отвлекающим фактором для вас. При закрытых глазах может возникнуть опасность засыпания.

6. Рот, подбородок и язык должны быть расслаблены и находиться в естественном положении. Рот — слегка приоткрыт, кончик языка – касается верхнего неба, что обеспечивает контроль за слюноотделением.

7. Локти не должны касаться тела, поскольку это нарушает циркуляцию воздуха и приводит к сонливости.

Эту позу для медитации впервые описал Будда в тексте, посвященном Йога-тантре, который называется “Просветление Вайрочаны”.


II. Объект медитации
Для развития состояния Шаматха требуется некий конкретный объект. Во многих священных текстах говорится, что Будда Шакьямуни является наилучшим объектом медитации. Для начала нужно визуально рассмотреть объект медитации и хорошо его запомнить. Это должно быть изображение Будды либо на картинке, либо в виде статуэтки, при этом желательно не менять в дальнейшем выбранный вами образ. Этот объект следует визуализировать размером с большой палец руки на уровне бровей, на расстоянии вытянутой руки. При этом стремитесь создать в уме живой образ Будды. Следует ощущать данный образ светящимся и устойчивым, т.к. в противном случае он будет качаться как на ветру. От изображения исходит вибрирующий свет, Будда светится как бы сам по себе. Создать такой образ на начальном этапе занятий довольно трудно.

Итак, как начать медитацию? Сначала следует заняться простейшими упражнениями для тренировки ума: посмотреть на изображение Будды, затем закрыть глаза и представить его себе.

Ваш ум осуществляет следующие действия: ищет изображение, находит, четко его видит, затем закрепляется в этом видении. Т.е. мы имеем четыре этапа медитации: поиск, реальное видение, удержание и собственно состояние медитации (т.е. удержание объекта в расслабленном состоянии).

Итак, необходимо представить, что перед вами живой светящийся Будда небольшого размера. Не надо концентрироваться на усилении света, иначе начнутся картинки-галюцинации с радужными вспышками света. Это все очень красиво, но не то. Изображение просто должно быть ярко видимым. Представьте, что Будда находится как бы на сцене и на него направили свет, чтобы он был четко виден. Это живой Будда, он не столько источает свет, сколько вы ощущаете исходящие от него любовь и сострадание. Это очень важно: ощущать любовь, которая на вас нисходит. Представьте, что вы пришли к человеку, который к вам хорошо относится, и ту атмосферу дружелюбия, которая при этом возникает. Такое же примерно состояние должно быть при вашей медитации.

Важно помнить, что вы концентрируетесь на ментальном, а не чувственном образе. Зрение здесь внутреннее. Глаза расслаблены. Попытка визуализировать Будду подобна очищению воды от частиц грязи. Когда омрачения ума уйдут, вы сможете рассмотреть Будду. Помните, что при визуализации Будды он на самом деле присутствует рядом, это не просто абстрактное видение!

Заниматься медитацией лучше при включенном свете. Вначале можно медитировать с закрытыми глазами, но в дальнейшем следует переходить к медитации при полуприкрытых глазах. Откройте глаза, посмотрите на изображение, затем уберите его и восстановите в памяти, не закрывая глаз. Теперь с этим ментальным изображением начинайте прикрывать глаза. Медленно, спокойно. Сразу увидеть ясное ментальное изображение трудно, это нормально, со временем ваш ум успокоится и вы сможете видеть более четко.

Занятия не должны превышать 3–5 минут. Если даже медитация хорошо получается, надо ее завершить. Потом расслабьтесь, подвигайте плечами (голову втянуть, плечи поднять). Важно время от времени восстанавливать циркуляцию крови.

При медитации следует не допускать, чтобы вместо образа Будды появлялось нечто другое. Фантазии недопустимы. Нельзя допускать также различных трансформаций образа Будды. Так, в Санкт-Петербурге один человек рассказал мне, что во время его медитации изображение Будды стало расти, дотронулось до него и он физически ощутил это прикосновение. Это — галлюцинации, наличие которых говорит, что медитация проходит неправильно.

Перед медитацией желательно успокоить свой ум. Зажгите благовония, проведите дыхательную медитацию, как я вам уже объяснял ранее, затем посмотрите на изображение Будды и почитайте мантры (например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ).

Для накопления заслуг делайте простирания. Сначала соединенными ладонями нужно прикоснуться к телу в четырех местах: над головой, у лба, у горла и у сердца. Затем вы протягиваете руки вперед и вниз, становитесь на колени, опираясь на руки, все тело простирается на земле. Когда вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вместе, большие пальцы соприкасаются, потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю.После чего вы встаете. Каждый жест здесь имеет определенный смысл.

Над головой находится корона Будды. Когда вы соединяете над ней ладони, то тем самым получаете благословение на достижение состояния просветления.
У лба — это символ тела Будды.
У горла — это символ речи Будды.
У сердца — это символ ума Будды.

Делая простирания, вы создаете причины для обретения тела, речи и ума Будды. Такая символика связана с практикой тантры и позднее будет объяснена подробнее. Телу, речи и уму Будды соответствуют мантры: ОМ — телу, А — речи, ХУМ — уму.

Простирания являются символом уважения к Будде, они помогают справиться с высокомерием и гордостью.



III. Техника развития концентрации
1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий от них.
2. Девять этапов развития концентрации.
3. Использование шести сил.



1. Пять ошибок медитации и восемь противоядий к ним

Для медитативной практики жизненно важным является знание ошибок медитации и того, как применять противоядия для их устранения, чтобы наши усилия не прошли даром. Вот эти пять ошибок:

1) Лень.

Это препятствие часто возникает в начальный период практики Шаматха. Оно удерживает нас от занятий практикой концентрации, и на начальном этапе лень является одним из крупнейших препятствий.

2) Забывчивость.

В данном контексте под забывчивостью мы понимаем забывание объекта медитации во время процесса медитации. Эта ошибка очень часто возникает, когда наше памятование (осознавание) слабое. Поэтому развитие памятования является важным противоядием от этой ошибки.

3) Ментальное отупение и отвлечение.

Эти два момента являются самыми главными ошибками при однонаправленной концентрации. На них следует остановиться подробнее, чтобы иметь о них ясное представление.

В их грубой форме, мы довольно легко можем идентифицировать ментальное отупение и отвлечение, но в их тонкой форме это сделать гораздо труднее. Здесь требуются четкие определения, как ментального отупения (сонного состояния сознания), так и отвлечения (возбужденного, блуждающего состояния сознания). Грубое ментальное отупение — это состояние ума, которому не хватает ясности. Тонкое ментальное отупение — это состояние ума, сохраняющее ясность, но интенсивность этой ясности недостаточна. Четкое представление тонкого ментального отупения приходит во время медитативного опыта.

Грубое ментальное отвлечение — это состояние ума, при котором полностью теряется объект медитации. Тонкое состояние отвлечения — это состояние ума, при котором объект медитации не утерян, но интенсивность отсутствует из-за того, что ум слегка уходит в сторону какого-то объекта привязанности.

Для обнаружения состояний ментального отупения и отвлечения во время медитации следует развить бдительность (внимательность), которая является верным противоядием от этих ошибок.

4) Неприменение противоядий, когда в них есть необходимость.

Это разновидность лени, которая часто возникает на пятой и шестой ступенях концентрации. Во время медитации посредством силы бдительности медитирующий замечает препятствия по мере их возникновения, но не предпринимает попыток к применению противоядий. Эта лень может оказаться мощным тормозящим фактором. Поэтому нам следует быть очень осторожными и избавляться от препятствий, как только мы их обнаруживаем.

5) Применение противоядий, когда в них нет необходимости.

Это может произойти, когда мы уже достигли восьмой и девятой ступеней практики. Наш ум уже привык к применению противоядий на предыдущих, более низких ступенях. Следовательно, у нас появляется тенденция применять противоядия часто, когда уже нет необходимости. На данной ступени уже не следует беспокоиться и выискивать противоядия, мы просто должны продолжать медитацию в расслабленном состоянии, без контроля. Это расслабление называется равновесием, которое и является противоядием к описываемой ошибке.​
 

alehadro

Well-Known Member
Регистрация:17 Мар 2015
Сообщения:1.171
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Магистр Rustam земной поклон за продолжение темы
по Тибетской медитации .
С Уважением.
 

spiridonpasechnik

Well-Known Member
Регистрация:18 Фев 2014
Сообщения:5.073
Реакции:0
Баллы:36
Благодарю Вас, уважаемый Магистр Rustam за продолжение темы.
С уважением к Вам.
 

Hapy 7777

Well-Known Member
Регистрация:21 Ноя 2017
Сообщения:118
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю Вас , уважаемый Магистр Рустам за продолжение полезной темы.
 

Aidayada

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.450
Реакции:0
Баллы:0
Искренне благодарю за интереснейшую тему, уважаемый Магистр Рустам.
 

equilibrium

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.660
Реакции:0
Баллы:36
Благодарю Вас, Уважаемый Магистр Рустам, за продолжение темы.
 
D

destiny

Уважаемый Магистр Rustam !
Благодарю Вас за продолжение темы по тибетской практике медитации.
С уважением.
 

Personalize

Сверху Снизу