ТРАКТАТ ОБ ИСКУССТВЕ АЛХИМИИ

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:168
Баллы:63
Фома АКВИНСКИЙ ТРАКТАТ ОБ ИСКУССТВЕ АЛХИМИИ

Пер. В.Г.Рохмистрова

Посвященный Брату Рейнальду


Глава I

Уступая твоим усердным просьбам, дражайший брат мой, я вознамерился написать этот краткий трактат, содержащий в восьми главах достоверные, простые и действенные правила для нашей работы, а также секрет истинных тинктур (цветов). Но прежде я обращаюсь к тебе с тремя рекомендациями.

Первая: не уделяй много внимания словам современных и древних философов, трактующих эту науку, так как сложность алхимии заключается не только в понимании, но и в экспериментальной демонстрации- и философы, стремящиеся поймать истину наук лишь через рассуждения, почти всегда говорят метафорически.

Вторая: никогда не придавай большого значения ни многочисленности вещей, ни смеси форм разнородных субстанций, так как природа не производит ничего подобного- потому что лошадь и осел произведут мула, и это не может быть менее совершенным порождением, чем что-либо кем-то случайно произведенное непременно из нескольких субстанций (вещей).

Третья: не будь нескромным, но следи за своими словами и как благоразумный сын не мечи бисер перед свиньями.

Сохраняй всегда присутствие ума до конца, ради которого предпринял свой труд. Будь уверен, если ты постоянно будешь держать перед своими глазами эти правила, что были даны мне Альбертом Великим, тебе никогда не придется попрошайничать у королей и вельмож, напротив, короли и вельможи будут воздавать тебе честь. Ты будешь почитаем более всех служащих этому искусству королей и прелатов, так как не только поможешь им в их нуждах, но еще и поможешь в их нуждах всем нищим, и то, что ты дашь, останется в веках точно так же, как молитва. Будь уверен также, что эти правила будут охранять основу твоего сердца под тройной несокрушимой печатью, так как в моей другой книге, предназначенной для всех, я говорил как философ, в то время как здесь, доверяя твоей сдержанности, я раскрыл секреты более скрытые.

^ ^ ^


Глава II. ОБ ОПЕРАЦИИ

Как учил Авиценна в своем послании к королю Асса, мы стремимся к достижению истинной субстанции посредством нескольких глубинных закреплений субстанции, помещенной в огонь, постоянно поддерживаемый и подпитываемый, а также проникающий и входящий и окрашивающий меркурий (ртуть) и другие тела- это тинктура совершенно истинная, имеющая надлежащий вес и превосходящая своим совершенством все сокровища мира.

Для изготовления этой субстанции, как говорит Авиценна, надо иметь терпение, время и необходимые инструменты.

Терпение, поскольку согласно Геберу, поспешность есть дело дьявола- поэтому тот, кто не имеет терпения, должен отложить всю работу.

Время, поскольку во всяком естественном действии, происходящем в нашем искусстве, способ и сроки определены неукоснительно.

Инструменты же необходимые не столь многочисленны, как увидим в дальнейшем, потому что наш труд заключается в одной вещи, одном сосуде, одном пути и одной работы (in una re, uno vase, una via et una operatione), как учил Гермес.

Лекарство принято формировать слиянием нескольких элементов- однако, нет необходимости в одной материи и в какой-либо инородной вещи, кроме как в ферменте белого или красного цвета.

Весь Труд совершенно естествен- достаточно лишь наблюдать различные цвета, которые будут проявляться с течением времени.

В первый день надо встать очень рано утром и посмотреть, не цветет ли виноград и не преобразуется ли в голову ворона- далее он окрашивается в различные цвета, из которых нужно заметить интенсивно белый, потому что это и есть именно то, что мы ждем и кто открывает нашего короля, то есть эликсир или простую пудру, имеющую столько же имен, сколько вещей в мире.

Но при обозначении в немногих словах наша материя или магнезия есть живое серебро, приготовленное с уриной двенадцатилетнего ребенка, только-только испускающейся, а не хранившейся нисколько для великого труда- это называется, для всех, Испанской Землей или Сурьмой- Nota bene, я не называю ее меркурием, как это делают некоторые софисты и те, кто не сообщает, что результат сомнителен, несмотря на возможные великие издержки- и если тебе приятно работать с ним, ты несомненно достигнешь истины, но только после бесконечных варок и вывариваний. Следуй все же скорее за благословенным Альбертом Великим, мой господин, и работай с минеральным живым серебром, так как в нем одном секрет Труда. Далее ты делаешь соединение двух тинктур, белой и красной, происходящих из двух совершенных металлов, которые только и дают совершенную тинкутуру- меркурий не передает эту тинктуру после того, как он установлен- потому что смесь этих двух смешивается с ней лучше и проникает более глубоко.

^ ^ ^


Глава III. О СОСТАВЛЕНИИ МЕРКУРИЯ И ЕГО ОТДЕЛЕНИИ

Несмотря на то, что наш труд завершается посредством одного нашего меркурия, необходим тем не менее фермент красного или белого цвета- тогда он легко смешивается с Солнцем и Луной, так как оба эти тела во многом участвуют в его природе, а также являются более совершенными, чем другие. Резон в том, что эти тела более совершенны, потому что содержат больше меркурия. Таким образом, содержащие его более, чем другие, Луна и Солнце соединяются с красным и с белым и фиксируются в огне, потому что это есть один меркурий, являющийся совершенным Трудом- в нем мы находим все то, чего нам недостает для нашего труда, благодаря чему мы не имеем необходимости добавлять что-либо.

Солнце и Луня не являются инородными ему, потому что они сведены с самого начала Труда из их первой материи, то есть меркурия- они берут от него же и свой исток. Некоторые стремятся завершить труд посредством одного меркурия или простой магнезии- промывая их в очень крепком винном уксусе, обжигая их в масле, сублимируя (возгоняя), обжигая, кальцинируя (прокаливая), дистиллируя (перегоняя), экстрагируя (извлекая) их квинтессенцию, подвергая их пытке расчленением и бесконечному числу других казней, веруя, что их действия приведут их к прибыли, и, наконец, скрывают, что результат убог.

Но поверь мне, сын мой, вся наша тайна состоит лишь в режиме и распределении огня и в умелом направлении Труда.

Мы мало что делаем с вещью, это свойство хорошо управляемого огня производит наш труд, без этого мы не имели бы ни великой работы, ни великих затрат- так как я полагаю, что если наш камень был взят в его первоначальном состоянии, то есть первой Водой, или Молоком Девственницы, или хорошо растворенным Хвостом дракона, то он кальцинируется, сублимируется, дистиллируется, редуцируется, моется, сам конгломерируется и, благодаря свойству огня, завершается хорошо скомпоновавшимся один в едином сосуде без какого бы то ни было другого руководящего действия. Узнай же, сын мой, каким образом философы метафорически говорили о руководствах действиями и, наконец, ты будешь уверен в очищении нашего меркурия, я обучу тебя простому приготовлению. Возьми же минерального меркурия, или Земли Испанской, или Сурьмы, или Земли черной (все это одна и та же вещь), которая не была еще использована в каком-либо другом труде. Возьми ее двадцать пять фунтов или немногим более и пропусти через льняную и очень плотную ткань, и это есть истинная стирка (lotio vera). Хорошо посмотри после этого действия, не осталось ли в ткани какого мусора или шлака, так как тогда меркурий не может быть использован в нашем труде. Если ничего не проявилось, ты можешь считать его совершенным. Nota bene, нет нужды ничего добавлять к этому меркурию, и труд, таким образом, может быть завершен.

^ ^ ^


Глава IV. О СПОСОБЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АМАЛЬГАМЫ
Поскольку наш труд исполняется одним меркурием без добавления какой-либо другой инородной материи, я опишу способ изготовления амальгамы (смеси) кратко. Так как это очень плохо понято многими философами, которые верят, что труд может исполниться одним меркурием не составленным с его сестрой или его подругой (compar ejus). Я же говорю тебе с уверенностью, что ты должен работать с меркурием, объединенным с его подругой, без добавления какой-либо инородной материи к меркурию, и знай, что Золото и Серебро не инородны меркурию, но напротив, участвуют более в его природе, чем все другие тела. Поэтому, сведенных из их первоначальной природы, их называют сестрами или подругами меркурия, так как из их смешения и их фиксации получается молоко Девственницы. Если ты ясно понял это, если ты не добавляешь ничего инородного к меркурию, ты добьешься реализации своих желаний.

^ ^ ^


Глава V . О СМЕШЕНИИ СОЛНЦА И МЕРКУРИЯ
Возьми хорошо очищенное обычное солнце, то есть печь с огнем, которая дает красный фермент (закваску)- возьми две унции и раздели его щипцами на маленькие кусочки- добавь двенадцать унций меркурия, которые ты выставишь на огонь в полой черепице, затем раствори золото, постоянно помешивая его деревянной палочкой. Когда оно будет хорошо растворено и размешано, помести все это в чистую воду в стеклянную или каменную миску, промывай его и прочищай до того как чернота перейдет в воду, затем, после того как ты поставишь это на хранение, дождись крика горлицы (vox turturis) в нашей земле. И когда она будет хорошо очищена, помести амальгаму на кусок кожи, осадок к его части сверху в форме сака, затем будешь сильно прессовать, чтобы пропустить его сквозь. Когда две унции станут также спрессованы, четырнадцать оставшихся в коже также пригодны к использованию в нашей операции. Возьми хранившееся с двумя, не более и не менее, извлеченными унциями. Если имеется более, отсеки- если же менее, добавь. И эти две унции также выжми, и которые названы молоком Девственницы, ты их сохрани для второй операции.

Перелей теперь материю в стеклянный сосуд и помести этот сосуд в печь, описанную выше. Затем запаленной внизу лампой прокаливай так с жаром ночь и день, ни на мгновение не прекращая. Пусть пламя будет совершенно охватывать и окружать атанор, хорошо укрепленный на печи и хорошо замазанный замазкой мудрости.

Если после месяца или двух ты увидишь сверкающие цветы и основные цвета труда, то есть черный, белый, лимонный и красный, тогда, без какого-либо другого действия твоих рук, кроме лишь направления огня, то, что было явно, будет, и то, что было скрыто, будет явно. Потому что наша материя достигает самой себя, совершенного эликсира, превращаясь в очень тонкую пудру, называемую мертвой землей, или мертвым человеком в гробнице, или сухой магнезией- это дух, скрытый в гробнице, и душа его почти отделена. Когда от начала труда пройдет двадцать шесть недель, тогда то, что было грубым, станет тонким, и что было шершавым, станет мягким, и что было сладким, станет горьким, и благодаря тайной способности огня превращение элементов будет завершено. Когда твои порошки будут совершенно сухими, и ты завершишь эти операции, ты попробуешь трансмутировать меркурий- далее я научу тебя двум другим операциям, потому что одна часть нашего труда еще не в состоянии превратить семь частей хорошо очищенного меркурия.

^ ^ ^


Глава VI. ОТ АМАЛЬГАМЫ К БЕЛОМУ

Для добывания белого фермента или фермента Луны используют тот же метод. Смешивают белый фермент с семью частями хорошо очищенного меркурия так же, как и красный. Так как в труде белого не участвует какая-либо другая материя, кроме белой, а в труде красного какая-либо другая материя, кроме красной, то и наша вода становится то красной, то белой, соответственно добавленному ферменту и времени, затраченному на труд, можно окрасить меркурий в белый, как это делалось для красного.

Кроме того заметим, что серебро в фольге здесь используется более, чем серебро в слитке (argentum massale), так как в этом случае оно более легко сплавляется с меркурием и должно амальгамировать с холодным меркурием, а не с горячим. Здесь многие ошибаются, растворяя их амальгаму в крепкой воде для очищения, тогда как если они проверят, что такое по природе и по составу есть крепкая вода, они узнают, что она не может ее разрушить. Другие, желая работать с золотом или серебром согласно правилам этой книги, ошибаются, говоря, что солнце не имеет влажности, и растворяют его в коррозивной (едкой) воде, затем оставляют его провариваться на медленном огне в плотно закрытом стеклянном сосуде на несколько месяцев- но лучше наоборот, квинтессенция будет экстрагироваться способностью только огня в сосуде с циркуляцией, названном по этой причине пеликаном.

Минеральные соли, так же как и Луна, настолько смешаны с грязью, что их очищение необходимо и не есть ни труд женщин, ни игра детей- напротив, диссолюция (растворение), кальцинация (прокаливание) и другие операции, необходимые для завершения великого Труда, суть работа человека неколебимого.

^ ^ ^


Глава VII. О ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ОПЕРАЦИЯХ

Теперь первая часть завершена, приступим к исполнению второй.

Надо добавить семь частей меркурия к добытому в нашем первом труде телу, названному Хвост драгона или Молоко Девственницы.

Пропусти все через кожу и вновь возьми семь частей- помой и положи все в железный сосуд, затем в печь, как делал это в первый раз, и времени тебе понадобится столько же или около того до тех пор, пока пудра не будеть вновь сформирована. Ты соберешь ее и найдешь ее много более мелкой и тонкой, чем в первый раз, потому что она более проварена. Одна часть окрасит семь раз семь из Эликсира. Приступай тогда к третьей операции также, как ты это делал в первый и во второй разы- добавь к весу пудры, добытой во второй операции, семь частей чистого меркурия и помести это в кожу таким образом, чтобы осталось семь частей от всего, как выше. Сделай кожу совсем новую, сведи пудру в очень тонкую, каковая, будучи брошенной на меркурий, окрасит семь раз сорок девять частей. Резон в том, что чем больше наше лекарство прокалено, тем более оно становится тонким- чем более оно становится тонким, тем более оно проникающе- чем более оно проникающе, тем более оно трансмутирует материю. Под конец, Nota bene, если нет меркурия минерального, это безразлично, можно работать с меркурием обыкновенным- хотя этот последний не имеет той же ценности, он тоже дает хороший результат.

^ ^ ^


Глава VIII. О СПОСОБЕ РАБОТЫ МАТЕРИИ ИЛИ МЕРКУРИЯ

Обратимся теперь к тинкруре меркурия. Возьми чашечку золотых дел мастера, обмажь ее немного внутри жиром и помести туда наше лекарство в требуемой пропорции, поставь все на медленный огонь, и когда меркурий начнет дымиться, брось лекарство закатанное в чистый воск или в бумагу (papyrus) и возьми большой кусок горючего угля, прготовленного специально для этого использования, и помести его у основания тигля- затем дай огню оживиться, и когда все будет расплавлено, ты бросишь это в таз, предварительно обмазанный жиром, и ты будешь иметь золото или серебро столь же тонкое, как и добавленный фермент. Если ты хочешь умножить лекарство, сделай это с лошадиным навозом по способу, о котором я тебе уже говорил устно, как ты знаешь, и о котором я не хочу писать, потому что это грех, открывать этот секрет людям в век, когда ищут знания скорее ради суеты, чем в целях блага и ради клятвы, данной Богу, чьи слава и честь будут в веках веков. Amen! Nota bene, я всегда представлял этот труд согласно Благословенному Альберту Великому, собравшись описать в обыденном стиле, способом Испанской земли или Сурьмы, но я тебе советую не предпринимать малого Магистерия, который я тебе вкратце описал, в котором нет ни одной ошибки и который осуществляется с малыми издержками, небольшой работой и за малое время- тогда ты прибудешь к желаемому концу. Но, мой дражайший брат, не предпринимай Большой Магистерий, потому что для твоего спасения и долга Проповеди Христа ты должен скорее ждать богатств вечных, чем благ земных и преходящих.

Здесь заканчивается Трактат Святого Фомы об алхимическом умножении, посвященный его брату и другу Брату Рейнальду для тайной Сокровищницы.
 

SHACH

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:288
Реакции:0
Баллы:16
Благодарю за интересную статью Магистр. Хотя текст довольно сложно усвоить, так как он наполнен специфическими метафорами, понятными лишь для посвящённых. Как-то читал, что древние алхимики зашифровывали в описании экспериментов практики самосовершенствования, в виду подозрительного отношения Церкви к практикам, а Алхимия дозволялась в виду алчности "надзирателей церкви". Вот и в данном тексте прослеживаются сходные черты с описаниями различных восточных практик. Но это лишь мои домыслы, так как опять же, половину текста(если не больше) понять без посвящений не представляется возможным.

С уважением, всех благ.
 

Personalize

Сверху Снизу