Три гуны материальной природы

Deimos

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:11.109
Реакции:18
Баллы:38
Три гуны материальной природы.

Когда живое существо (джива) соприкасается с материальной природой, то она попадает под ее влияние. В общем случае это влияние материальной природы на сознание живого существа сложно, но в Ведах это влияние раскладывается на три основные модусы, или гуны. Санскритское слово гуна означает "качество" или "веревка". "Веревка" означает, что гуны материальной природы накрепко связывают живое существо в тисках материальной природы (майи). Эти три гуны - саттвам (гуна добродетели), раджах (страсть) и тамах (невежество). Три гуны материальной природы хорошо описаны в 14, 17 и 18 главах Бхагават-гиты. Как три основных света (желтый, красный и синий) при смешивании могут создать всю цветовую гамму, так и эти три гуны при определенных сочетаниях создают многообразие качеств материального мира. Иногда на живое существо преобладает влияние гуны добродетели, тогда гуна страсти и невежества проигрывают, иногда побеждает страсть, а иногда невежество - так постоянно идет борьба за превосходство (БГ.14.10). В различные моменты времени на живое существо влияют различные сочетания гун материальной природы и при этом какая-то гуна доминирует над двумя другими. Поэтому, иногда живое существо счастливо, иногда испытывает неодолимые желания, а иногда - лень. Ниже описываются основные характеристики гун материальной природы.

Гуна добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой гуны обретают счастье и знание. Это чувство счастья происходит из понимания, что в гуне добродетели человек более или менее свободен от последствий греховных поступков. Гуна добродетели означает большее знание и большее чувство счастья. Но, проблема в том, что, когда человек находится в гуне добродетели, он привыкает, благодаря своим знаниям, чувствовать собственное превосходство над другими. Таким образом, он обуславливается, т.е. это большее чувство счастья в обусловленной жизни привязывает их к гуне добродетели материальной природы. И пока существует такая склонность, он вынужден принимать определенный тип тела в гунах природы. Здесь отсуствует вероятность освобождения или перехода в духовный мир.

Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вождлений, и вследствие этого, воплощенное в теле живое существо привязано к материальной кармической деятельности. Гуна страсти характеризуется взаимным влечением между мужчиной и женщиной. Когда гуна страсти возрастает, у человека развивается жажда материальных наслаждений. Для удовлетворения чувств, человек стремится к почету в обществе и в стране, хочет иметь счатливую семью, хороших детей, жену и дом. Все это - продукты гуны страсти. И пока человек стремится к этому, он вынужден тяжко трудиться. Итак, здесь ясно указывается, что он привязывается к плодам свой деятельности и так сковывается ей. Таким образом, весь материальный мир в той или иной степени находится в гуне страсти. По меркам гуны страсти, современная цивилизация считается передовой. Темнота, рожденная из невежества, есть причина заблуждения всех живых существ, воплощенных в материальном теле. Следствия этой гуны - безумие, леность и сон (больше 7 часов в день), связывающие обусловленную душу. Под влиянием невежества человек не способен понимать вещи как они есть. Например, каждый видит, что его предки умерли, а значит и он умрет. Смерть неизбежна. Но все же люди неистово копят деньги, работая день и ночь и не заботясь о вечной душе. В своем безумии люди не стремятся к прогрессу в духовном понимании. В гуне
невжества человек не способен осуществить свои желания, которые проявляются во сне и сбываются лишь в мыслях. Отсюда - избыток сновидений и галлюцинаций. Более подробно основные свойства гун природы описаны в таблице 1.

В материальном мире нет ни одного живого существа, свободного от влияния гун. Животные, люди и даже полубоги находятся под влиянием трех гун материальной природы (БГ.18.40). Но Кришна, или Параматма, свободен от влияния гун материальной природы и является их повелителем (БГ.7.12-13 и 13.15). Живое существо, заключенное в теле, хозяин города-тела, не совершает действий, как и не побуждает людей действовать и не создает плодов действий. Все это выполняется гунами материальной природы (БГ.5.14). Она же (джива), пытаясь наслаждаться гунами материальной природы, сковывается ими. Так она узнает радости и страдания, присущие различным формам жизни (БГ.13.22). Кришна говорит, что трудно преодолеть эту божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы. Но тот, кто вручил себя Ему, может легко выйти из-под ее влияния (БГ.7.14).
 

miluda2

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:230
Реакции:0
Баллы:0
Мастер Деймос,благодарю за познавательный материал! Открыла для себя новые понятия.
:cvet5:
 

Disciple7

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.327
Реакции:0
Баллы:0
Адрес: Киев
Интересное выражение гун в социальной сфере.Спасибо Мастер Деймос.
 

Personalize

Сверху Снизу