учение о поклонах у старообрядцев

stranik

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:615
Реакции:0
Баллы:0
Всегда бывают поясными поклоны:

* перед входом в храм, в христианское жилище и по выходе из него (три поклона)-
* при молитвах за трапезу-
* при возглашении «За молитв святых отец наших... » и при молитве «Боже милостив... » перед этим возглашением-
* при молитве «Боже милостив... », совершаемой после «исходных поклонов»-
* при молитве «Ненавидящих и обидящих»,
* при возглашении «Господу помолимся — Господи помилуй».
* после первого запева на первой и девятой песни канона (исключение — Великий канон на Марьином стоянии)-
* в начале утрени (на кафизмах поклоны могут быть уже земными)-
* на вечерне в воскресенье вечером (но со « Сподоби Господи » поклоны могут быть уже земными)-
* на павечернице вечером в воскресенье (до « Слава в вышних Богу»)-
* первые два поклона при благословении и прощении, полагаемых чтецом перед и после чтения ексапсалмов, Апостола, канона на утрене или на молебне и т. п.-
* первые два поклона из трех, полагаемых по вкушении просфоры-



Всегда поклоны бывают земными:

* в приходных и исходных поклонах восьмой поклон (без крестного знамения)-
* после «Достойно» и задостойников, если молятся не за трапезу-
* при целовании иконы или Евангелия (на утрене)- при этом священнику и друг другу кланяются без крестного знамения-
* последний поклон при пении «Честнейшую херувим» перед 9-й песнью канона-
* первый и последний поклон на величании (на утрене)-
* третий поклон во время великого выхода на литургии (между первой и второй частью Херувимской песни)-
* на «Изрядно» на литургии-
* последний поклон (из двенадцати) в начале келейного правила-
* третий поклон при благословении и прощении, полагаемый чтецом перед и после чтения ексапсалмов, Апостола, канона на утрене или на молебне и т. п.
* третий поклон, полагаемый по вкушении просфоры-
* при священническом и архиерейском благословении, а также при архиерейской службе в то время, когда архиерей осеняет молящихся дикирием и трикирием (например, когда поют «исполла эти деспота»)- поклоны здесь совершаются без крестного знамения.

Кроме того, существует ряд частных случаев, когда полагаются земные поклоны, например, как сказано выше, в конце икоса «аще кто не поклоняется Богородицыне иконе, анафема да будет», после слов «радуися Еяже ради покланяемся Творцу» (канон Богородице акафисто) и др.

Как бы застыв в великом земном поклоне, (главы с колени преклоньше на землю) положено выслушивать (или читать) прощение («Прости мя отче святыи...» и «Ослаби, остави...») а также молитвы на вечерне в день Пятьдесятницы.

В Великий пост порядок службы изменяется, добавляются и такие поклоны, которых не бывает в другие дни, например, после молитвы «Царю небесныи», на тропарях часов, на литургии преждеосвященных Даров и, конечно, на каждой великопостной службе полагаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Прочие поклоны в церковной службе бывают как земными, так и поясными, в зависимости от дня. Поясными они бывают каждую субботу (кроме великой) и каждое воскресение года, а также от светлой утрени до недели всех святых и от Рожества Христова до крещенского сочельника. В большие праздники эти поклоны всегда поясные, в малые — могут быть поясными и земными, и здесь уже лучше сверяться с уставом.
 

Personalize

Сверху Снизу