Divider

Видение эволюции зурванитов

Zervan

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:57
Реакции:1
Баллы:0
Похожие идеи были развиты в дуалистических строках в другом отрывке Денкарда. Здесь менок или в целом невидимый мир описывается, как единый и несложный, но в этой целостности скрыто присутствует основная полярность света и тьмы, которая также включает полярность жизни и смерти. Посредством творческой деятельности Бога, создание переходит от своей изначальной целостности к множественности сложных существ, «видимых и осязаемых», которые опять вернутся к своему источнику. В оригинале целостность, однако, видоизменена в четыре природных свойства: жару, влагу, холод и сухость- жара и влага являются основой жизни, а холод и сухость – основа смерти. Очевидно, что жара и влага по природе живы, а потому они могут превратиться в материальную форму. Холод и сухость по природе стерильны, а потому не в состоянии произвести ни одно живое существо. То, что казалось физическим олицетворением зла, и на самом деле было так в раннем Зороастризме, например, волки, змеи и еретики, скорее есть физическое олицетворение первичного света, которым овладел злой дух: это – одежда, которую надели демоны. Почти наверняка это является теорией создания, которую Евдем Родосский приписал Магам, т.к. согласно его словам, Маги называли всю разумную вселенную (т.е. целостность) Пространством или Временем, и из этой целостности произошел либо добрый Бог, либо злой демон, или же ранее свет и тьма. Подобным образом в нашем отрывке из Денкарда менок, по определению «несложный» (a-ham-but), «единый» (evtak), «невидимый и неосязаемый», разделен на менок света и тьмы. Первый является основой жизни, второй – смерти. Свет, жизнь, жара и влага, мы знаем, являются сутью Ормазда, а тьма, смерть, холод и сухость ничто иное, как суть аХримана. Тогда оба соответственно происходят из единого, нераздельного менока, который везде встречается как рас, первоначальная материя или Пространство-Время. Дуализм между двумя противоположными Духами, конечно же, присутствует, но именно дуализм происходит из первоначальной целостности. Это и есть ересь Зурванитов в философском облачении.25

[25. При этом, если не полениться и подробнее познакомиться с зороастрийскими авторами, то становится ясно, что конфликта в том, что добро и зло существуют в одной и той же бесконечности нет. При этом, сама эта бесконечность не обладает творческим началом, но я уже на это указывал]
 

Zervan

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:57
Реакции:1
Баллы:0
Три типа зурванизма

Мы увидели, что в Сасанидские времена существовало три типа Зурванизма. Во-первых, Зандики, Зурванитские материалисты, которые верили в происхождение всех созданий из бесконечного Пространства-Времени, которые отрицали рай и ад, не верили в воздание и наказание и не признавали существование духовного мира. Мы познакомились с их взглядами. Во-вторых, существовали строгие фаталисты, и, наконец, истинные Зурваниты, которые считали Бесконечное Время, персонифицированного Бога Зурвана, отцом двух Духов добра и зла, Ормазда и аХримана.
 

Zervan

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:57
Реакции:1
Баллы:0
Зурванитский фатализм

Как ортодоксия, так и Зурванитские еретики рассматривали сотворение мира, как ограничение бесконечного пространства и бесконечного времени. Первоначальная материя превращена в организованный космос, а это и есть воплощение ограниченного времени и пространства. Таким образом, космос – живой организм, заключенный в небесную сферу, которая, будучи ограниченным временем-пространством, контролирует все, что внутри, т.к. она - душа мира. Все, что произойдет через 12 тысяч лет, в течение жизни этого материального создания, контролируется сферой, а также двенадцатью созвездиями и семью планетами, которые находятся в ней. Человеческая судьба потому находится в руках этих астральных сил. Это была вторая ересь Зурванитов – астрологический фатализм – и она также была вопреки четкому утверждению Пророка об абсолютной свободе человеческой воли26. Однако, как и все вещи, находящиеся в сочетании добра и зла, светила разделены между добрым Богом и его противником: созвездия или Знаки Зодиака на стороне Ормазда, в то время как планеты есть отродье Сатаны. Чтобы не передал хороший Ормазд своим созданиям через созвездия, оно может быть похищено, вследствие недоброжелательности планет, и несправедливо перераспределено.

[26.Не верно. Зороастрийская астрологическая доктрина показывает то как аХриман старается украсть фарр у человека. Тоесть влияют не звезды, но они есть только показателями, письменами.]



«Двенадцать знаков Зодиака … есть двенадцать воевод на стороне Ормазда, а семь планет, говорят, это – семь разбойничьих атаманов на стороне аХхримана. А значит, семь планет угнетают все создания и отправляют их на смерть и причиняют им другое зло, т.к. двенадцать Знаков Зодиака и семь планет управляют судьбой мира».



Из книг на Пехлеви, которые дошли до нас, именно в Менок-и Храте четко видны фаталистические тенденции. Сами ортодоксы не отрицали, что земное состояние любого управляемо судьбой. Что они отрицали, так это то, что судьба может повлиять на добродетельные поступки, от которых зависело окончательное спасение или проклятие человека - все только в руках человека. Местами Менок-и Храт почти отрицают это. Судьба не только предопределяет долю человека на земле, но также и его характер.



«Хоть один человек и вооружен смелостью и силой мудрости и знания, все же невозможно бороться с судьбой. Так как, если что-то уготовано судьбой, оно сбывается в хорошую сторону или наоборот: мудрый человек сбивается с намеченного пути, а человек, не отличающийся умом, становится умным в работе- трус становится храбрым, а храбрец становится трусливым- энергичный становится лентяем, а лентяй – энергичным. Все предопределено и, когда возникает подходящий случай, все изменяется. Когда судьба помогает бездельнику, невежде, злому человеку, его пассивность превращается в энергию, его невежество в мудрость, а его зло в добро. Но когда судьба противостоит мудрому, честному и хорошему человеку, его мудрость превращается в глупость, его честность в зломыслие, а его знание, мужественность и честность становятся незначительными».



Такие были взгляды Зурванитских фаталистов, против которых боролся Первосвященник Атурпат, сын Махраспанда, во времена правления Шапура II. Однако хоть он и выиграл борьбу и спас догмат свободной воли Зороастризма, фатализм со временем отпраздновал победу над своим противником. С приходом в Иран Ислама, он (фатализм) нашел готового союзника, и даже сам Фирдоуси, который сделал больше всех для того, чтобы восстановить славу Зороастрийского прошлого в разумах своих соотечественников, рисует картину Зороастризма, которая никак не отображает дух подающей надежды инициативы свободного человека, что есть особенностью всех стадий той религии. Он скорее показывает нам вселенную, непреклонно управляемую неминуемой судьбой, которая подчинена вращающимся небесам и безжалостному Времени, в котором все старания человека и весь его героизм терпят крах.
 

Zervan

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:57
Реакции:1
Баллы:0
«Классический» зурванизм



Собственно Зурванизм, оказывается, не получил официального одобрения до времен правления Яздгерда II, несмотря на то, что он существовал еще в 4 веке до н.э. как свидетельствует Евдемус. Он был ересью, которая в отличие от Зурванитского материализма, первоначально не имела ничего общего с иностранными приращениями Шапура I. Он был подлинно Иранский и Зороастрийский и пытался разгадать загадку Духов-близнецов, которую Заратуштра оставил неразрешенной. Если Святой и Разрушительный Духи, Ормазд и АХриман, были действительно близнецами, тогда они должны иметь отца, а их отец, согласно зурванитам, был Зурван, Зурван Акарана из Авесты, т.е. персонифицированное Бесконечное Время. 27



[27. Допускать то что у семитского Бога нет отца привычно для европейского уха, а то что отца нет у Ормазда и аХримана почемуто невозможно. Почему? ]

Миф о двух первоначальных близнецах, которые рождены из Бесконечного Времени, подтверждается только в незороастрийских и анти-зороастрийских источниках: только поздний Улама-и Ислам среди Зороастрийских источников сохраняет его в видоизмененной форме.28 В книгах на Пехлеви Зурван предстает как бог, а не просто как первооснова Бесконечного Времени, как у Затспарама, так и в Менок-и Храте, о нем также вкратце упомянуто в каталоге божеств Бундахишн 29. В Денкарде он никогда не появляется под своим собственным именем, его просто называют как «бесконечное время» (заман и аканарак (zaman i akanarak).



[28. Не в видоизмененной, а повествует об одном из взглядов существующих сект. Опять же автор не ставит своей задачей перечислить все существующие маразмы. Привели для примера один из вариантов



29. Наглая ложь! Где это Затспрам говорит о Зурване как о Боге?.]
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу