Перун
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:48
Баллы:0
Научные достижения мусульманской цивилизации поистине поразительны. В сущности, научный метод, в том общем смысле, какой ему придается ныне, был создан великими мусульманскими эмпириками и экспериментаторами. В лабораторных отчетах аль-Баттани (ум. 929 г.), аль-Бируни (ум. 1048 г.) и Ибн Хаитама (ум. 1039 г.) мы находим описание и применение этого метода. Кроме того, мусульмане превратили математику в язык науки. С этими двумя нововведениями возможности для их исследований и открытий, казалось, стали безграничными.Самый ранний прорыв произошел в области математики и астрономии. Аль-Хорезми (ум. 850 г.) изобрел логарифмы и алгебру, что явствует из названия его книги “Китаб ал-джабр ва’мукабала” (“Книга наследования”). Через эту книгу 300 лет спустя европейский мир придет к введению нуля и примет арабские цифры. В своей книге “Очертания Земли” аль-Хорезми разрешил все сомнения. Абдул Вафа (ум. 978 г.) создал тригонометрию и сферическую геометрию, подошел к таблицам синусов и тангенсов и открыл колебания в движении Луны.
Омар Хайям (ум. 1123 г.) решил уравнения третьей и четвертой степени с помощью пересекающихся конусов – высочайшее алгебраическое достижение современной математики.
Мусульманские ученые настолько точны, что аль-Баттани, который считается величайшим исламским астрономом, допустил отклонение только на 24 секунды в сравнении с современным исчислением длительности солнечного года. Проведенные аль-Бируни измерения особой гравитации различных металлов и драгоценных камней и долготы и широты земли верны в пределах сотых.
За пятьсот лет до Галилея аль-Бируни уже говорил о вращении Земли вокруг собственной оси, а аль-Баттани измерил окружность Земли!
Ибн аль-Хаитам (ум. 1039 г.) был пионером в области оптики. Проводя эксперименты с 27 различными типами сферических линз, он открыл законы отражения и рефракции, объяснил кажущееся увеличение размеров звезд, приближающихся к зениту, и обнаружил, что глаз не испускает лучи (как считали Евклид и Птолемей), а отражает их.
Его “Оптический Тезаурус” – один из тех текстов, который чаще всего в истории науки становился объектом плагиата. Научные достижения мусульманских ученых присвоили себе Роджер Бэкон, Леонардо да Винчи, Кеплер и даже Ньютон.
В многочисленных обсерваториях, разбросанных по всему мусульманскому миру, бесчисленными астрономами составлялись и публиковались астрономические таблицы, и каждый из них выверял, исправлял и улучшал таблицы своего предшественника. Некоторые из них издавали справочники и о звездах, различая даже звезды туманности. Среди самых известных были обсерватории в Марадже, Дамаске, аль-Райе, Севилье и Самарканде. В обсерватории в Марадже, где особой достопримечательностью был квадрат, имевший десять футов в радиусе, выдающийся астроном ат-Туси (ум. 1274 г.) изучал планетное движение. Его работу продолжил Ибн аш-Шатир (ум. 1375) в Дамаске.
Современные ученые, изучившие историю астрономии, подметили сходство между планетарными моделями, созданными в Марадже и Дамаске, и соответствующими моделями Коперника. Простое совпадение?
“Астрономия стоит сразу за религией как самая благородная и совершенная наука. Она украшает разум и обостряет интеллект, она заставляет человека познать единую сущность Бога”. Аль-Баттани, “Опыт астрономии”.
“Мерцательная” теория Табита бин Курры (ум.901г): “Под воздействием постоянной рецессии нулевая точка эклиптики описывает небольшой круг радиусом в 4 градуса каждые 400 лет”.
Химия также имела свое начало в экспериментальном методе. Джамир ибн-Хайян (ум. 813 г.) изобрел множество лабораторных приборов различного типа, открыл метод дистилляции для очистки воды, определил множество алкалоидов, кислот, солей, изготовил серную кислоту, каустическую соду и азотную кислоту для растворения металлов, открыл ртуть.
Абу Бакр аль-Рази (ум. 935) разделил химические вещества на разряды минеральных, растительных и животных и заявил, что функции человеческого тела имеют в основе сложные химические реакции.
Аль-Маджрити (ум. 1007) обосновал принцип сохранения массы при химических процессах – 900 лет спустя его приписал себе Лавуазье.
Подобные же достижения были в области ботаники, зоологии и других естественных наук. Аль-Джахиз (ум. 869 г.) написал первое подробное исследование по зоологии – “Животные”. Камал ад-Дин ад-Дамири (ум. 1405 г.) выдвинул идею зоологической классификации в своей книге “Жизнь животных”. Абу Бакр аль-Байтар (ум. 1340 г.) создал одну из самых представительных работ по ветеринарной медицине – “Камил ас-Сина’атайян”.
В 1121 году Аль-Хазина опубликовал “Книгу о равновесии мудрости”. Кроме подробного освещения технической системы мер и конструкции весов, законов механики, гидростатики и физики, эта книга содержит также множество теорий – теорию твердых тел, теорию действия рычагов и теорию, определяющую универсальную главную силу, направленную к центру Земли. Яблоко Ньютона упадет только спустя 566 лет!
Вот некоторые арабские слова, повсеместно вошедшие в научный обиход: азимут, зенит, надир, химия – ал-кимия, алкоголь – ал-куголь, алкалин – ал-калави, арсеник (мышьяк) – ал-зирних, названия звезд: например, Бетельгейзе (байт аль-Джаузах).
Книгой Ал-Фаргани (ум. 870 г.) “Элементы астрономии”, посвященной главным образом небесному движению, воспользовался Данте в своих “Новой жизни”, “Пире” и “Божественной Комедии”.
Мусульмане внесли дух критического исследования в сферу общественных наук. Прежде всего их привлекала история, включая археологию и этнологию. Фундаментальные работы по всемирной истории, созданные аль-Табари, аль-Масуди, аль-Атиром и ибн Хальдуном, демонстрируют тот рывок, который совершила историческая наука благодаря мусульманской цивилизации.
“Все исторические предания, по самой своей природе, подвержены ошибкам.
Первая из них состоит в приверженности суевериям или мнениям.
Вторая – излишнее доверие к отдельным источникам.
Третья – неумение понять смысл намерений.
Четвертая – обманчивая вера в истину.
Пятая – неспособность рассматривать любое событие в его реальном контексте.
Шестая – всеобщее стремление завоевать милость особ высшего ранга, восхваляя их и раздувая их славу.
Седьмая, и самая главная, — незнание законов, управляющих преобразованиями человеческого общества”.
Ибн Халдун, “Мукаддиммах”
Психология была сложившейся наукой в мусульманском мире, представленной такими выдающимися психологами, как Ибн Сина и Ибн Туфейль. Но самым великим мусульманским психологом является философ-суфий, поэт и музыкант Ибн Баджах (ум. 1138 г.), работа которого “Книга о нашем “Я” повлияла на многих мусульманских авторов.
Аль-Маварди (ум. 1058 г.) в своей работе “Книга о принципах управления” выдвинул оригинальную теорию государства.