dr.hamelion
Well-Known Member
Современные язычники почитают разных богов и в разной степени. Данная работа посвящена рассмотрению некоторых наличествующих разногласий между почитателями Велеса и Перуна.
С точки зрения почитателей Перуна, в современном язычестве наметился некий перекос в пользу Велеса и в ущерб другим славянским богам (и Перуна, в частности), произошедший благодаря работам нескольких исследователей и историков. При всем уважении к ним и к их творчеству, все же нельзя не заметить, что, превознося Велеса и делая его источником абсолютно всех знаний, почитатели Велеса отчасти поступают как и жрецы Яхве, которые сперва поставили его выше всех других богов, а затем оставившие его вообще единственным богом-творцом всего сущего. В данной статье затронут вопрос только военной мудрости как наиболее близкой почитателям Перуна темы.
Исходя из некоторого сходства архетипов Велеса, Одина и Шивы, некоторые исследователи подчас полностью отождествляют их, объявляя, что именно Велес является источником военной мудрости, по аналогии с Отцом дружин Одином. В качестве аргумента в пользу данной теории приводятся воины-берсерки, которые отождествляли себя с медведями (как известно, медведь - одно из олицетворений Велеса), одевали на себя куртки-безрукавки из медвежьей шкуры (отсюда и название: "-бер серк"- - медвежья рубашка, куртка). Но все же следует признать данную теорию недостаточно убедительной. Во-первых, в отличие от Одина, Велес никогда не встречал (в Вальхалле\Ирии) павших воинов (Велес лишь проводит души в Небесный Ирий, а сам пасет души в Нави)- точто так же Велес, в отличие от Одина, никогда не командовал и "-небесной дружиной"- (равно как не командовал и любой иной дружиной). Во-вторых, славянский Велес - управитель Нави, а не Светлого Ирия, коий можно (с некоторым допуском) отождествить со скандинавской Вальхаллой, правителем которой и является скандинавский Один. В-третьих, свиту хтонического Велеса составляла "-нечисть"-, что до некоторой степени роднит его, скорее, с Шивой (Рудрой-Разрушителем), нежели чем с Одином. При этом известно, что в славянской мифологической традиции принимал воинов в дружину и командовал ими Перун, бог воинов.
Что же касаемо отождествления Перуна с Тором, которое склонны проводить некоторые почитатели Велеса, то это представляется не совсем обоснованным, так как Тор являлся не богом воинов (им был как раз-таки Один), а именно богом войны (пояснение о разнице "-воин\война"- - далее). Кроме того, в скандинавской мифологии нет ни одного упоминания о том, чтобы Тор сражался с Одином и побеждал его, в то время как, согласно реконструкциям славянской мифологии, в схватках Перуна и Велеса победа часто оставалась за Перуном.
Нелишним будет также рассмотреть и некоторые отличия Перуна от Тора. Следует обратить внимание на тот факт, что в Эдде единственным мудрым поступком Тора был отказ от сражения, когда он отсиделся под мостом вместо того, чтобы биться (Тор, задавая бесконечные вопросы назойливому карлику, дождался рассвета, и свет превратил того в камень)- остальные же поступки Тора весьма трудно назвать мудрыми... Перун не таков. Он не только мастер меча, создатель веерной защиты, он прекрасный кузнец и оружейник, выковавший меч и доспехи, он учит разумному применению боевого искусства, смелости, гордости и чести, говорит о необходимости защищать свой род, свою землю. Тор воюет ради войны, при этом чаще всего поступая по-залихватски бездумно- Перун же встает на защиту своих родных и близких, при этом справедливо считая "-войну ради войны"- не вполне достойным делом. А так как славянский Перун покровительствует всем воинам, то и искусство управления войском, планирование военных действий, естественным образом, исходит именно от него. А не от Велеса. Все же, основными свойствами архетипа Велеса являются мирные занятия - способствование бытовому достатку, накопление научных знаний, магия и целительство.
С точки зрения почитателей Перуна, в современном язычестве наметился некий перекос в пользу Велеса и в ущерб другим славянским богам (и Перуна, в частности), произошедший благодаря работам нескольких исследователей и историков. При всем уважении к ним и к их творчеству, все же нельзя не заметить, что, превознося Велеса и делая его источником абсолютно всех знаний, почитатели Велеса отчасти поступают как и жрецы Яхве, которые сперва поставили его выше всех других богов, а затем оставившие его вообще единственным богом-творцом всего сущего. В данной статье затронут вопрос только военной мудрости как наиболее близкой почитателям Перуна темы.
Исходя из некоторого сходства архетипов Велеса, Одина и Шивы, некоторые исследователи подчас полностью отождествляют их, объявляя, что именно Велес является источником военной мудрости, по аналогии с Отцом дружин Одином. В качестве аргумента в пользу данной теории приводятся воины-берсерки, которые отождествляли себя с медведями (как известно, медведь - одно из олицетворений Велеса), одевали на себя куртки-безрукавки из медвежьей шкуры (отсюда и название: "-бер серк"- - медвежья рубашка, куртка). Но все же следует признать данную теорию недостаточно убедительной. Во-первых, в отличие от Одина, Велес никогда не встречал (в Вальхалле\Ирии) павших воинов (Велес лишь проводит души в Небесный Ирий, а сам пасет души в Нави)- точто так же Велес, в отличие от Одина, никогда не командовал и "-небесной дружиной"- (равно как не командовал и любой иной дружиной). Во-вторых, славянский Велес - управитель Нави, а не Светлого Ирия, коий можно (с некоторым допуском) отождествить со скандинавской Вальхаллой, правителем которой и является скандинавский Один. В-третьих, свиту хтонического Велеса составляла "-нечисть"-, что до некоторой степени роднит его, скорее, с Шивой (Рудрой-Разрушителем), нежели чем с Одином. При этом известно, что в славянской мифологической традиции принимал воинов в дружину и командовал ими Перун, бог воинов.
Что же касаемо отождествления Перуна с Тором, которое склонны проводить некоторые почитатели Велеса, то это представляется не совсем обоснованным, так как Тор являлся не богом воинов (им был как раз-таки Один), а именно богом войны (пояснение о разнице "-воин\война"- - далее). Кроме того, в скандинавской мифологии нет ни одного упоминания о том, чтобы Тор сражался с Одином и побеждал его, в то время как, согласно реконструкциям славянской мифологии, в схватках Перуна и Велеса победа часто оставалась за Перуном.
Нелишним будет также рассмотреть и некоторые отличия Перуна от Тора. Следует обратить внимание на тот факт, что в Эдде единственным мудрым поступком Тора был отказ от сражения, когда он отсиделся под мостом вместо того, чтобы биться (Тор, задавая бесконечные вопросы назойливому карлику, дождался рассвета, и свет превратил того в камень)- остальные же поступки Тора весьма трудно назвать мудрыми... Перун не таков. Он не только мастер меча, создатель веерной защиты, он прекрасный кузнец и оружейник, выковавший меч и доспехи, он учит разумному применению боевого искусства, смелости, гордости и чести, говорит о необходимости защищать свой род, свою землю. Тор воюет ради войны, при этом чаще всего поступая по-залихватски бездумно- Перун же встает на защиту своих родных и близких, при этом справедливо считая "-войну ради войны"- не вполне достойным делом. А так как славянский Перун покровительствует всем воинам, то и искусство управления войском, планирование военных действий, естественным образом, исходит именно от него. А не от Велеса. Все же, основными свойствами архетипа Велеса являются мирные занятия - способствование бытовому достатку, накопление научных знаний, магия и целительство.