Zervan
Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:57
Реакции:1
Баллы:0
Зандики и дахри
В магометанские (исламские) времена, слово зандик (в арабизированной форме зиндик) продолжали использовать для определения двух классов людей, у которых было общее только то, что их не признавали ни мусульмане, ни христиане, ни иудеи, ни зороастрийцы, а также, что мусульмане считали их злостными еретиками, пролить кровь которых не было преступлением. Термин охватывал два класса еретиков: манихеи с одной стороны, и те материалисты, которые верили в вечность мира и отрицали существование творца, - с другой. Согласно утверждению арабского историка Масуди, этот термин впервые был использован во времена правления Бахрама I , который, за срок своего короткого правления, длившегося всего лишь один год, последовал идеям Шапура I, именно тогда, когда Первосвященник Картир был на вершине своей власти. Термин зандик был придуман для того, чтобы обозначать всех тех, кто основывал свои учения на зэндах или «комментариях» к Авесте, а не на самой Авесте. Термин использовался как для обозначения манихеев, так и для всех тех, кто верил в вечность мира и отрицал существование творца. Позже эти два различных типа зандиков были разделены: манихев называли обычно просто «дуалистами», а материалистов - дахрис-дахр, что значит «время» на арабском. Корни обеих групп, однако, находят в Сасанидской Персии, к тому же их и возникли они много раньше магометанской эры.
Выдающийся магометанский богослов Аль-Газали разделяет многочисленные философские школы на дахри, натуралистов и теистов. Он говорит о дахри:
«Первая школа. Дахри, одна из самых старых. Они отрицают существование творца и управителя, который всеведущ и всемогущ. Они полагают, что мир всегда существовал сам по себе таким, какой он есть, без творца- и что животные всегда появлялись из семени, а семя из животных. Так было всегда и так будет вечно. Таковы зиндики».
Под зандиками, упомянутыми в великих надписях Картира, возможно, подразумевались манихеи и материалисты, а «комментарий» или «зэнд», которому следовали последние, вероятно был найден в тех писаниях, что берут начало в Византийском мире, которые рассматривали движение, время, пространство, т.п.- в тех, которые были включены Шапуром I в Авесту. В самих Зороастрийских писаниях эти дахри и зандики, которых приравнивали к софистам, названы неиранцами10. Они, должно быть, составляли эллинистическую группу, которая продолжала называть себя зороастрийцами, и которая могла защищать свою ортодоксальность утверждениями, что она следует подлинным учениям Заратуштры- которые, несмотря на то, что были потерянны как оригинал со времен, когда Персеполь был разграблен Александром, чудом сохранились в греческом переводе. Эти переводы были восстановлены на свое законное место в каноне Авесты Шахиншахом.
[10 По моему логично в этом контексте неиранцы (анайр) читать как 'безбожники']
Аль-Жили , один из последних магометанских мистиков, рассказывает нам, что эти самые дахри воздерживались от всех актов поклонения, поскольку верили в бесконечность Времени- в сущности, они почитали его как Бога, как чистый потенциал, а не как реального творца. Аль-Жили утверждал, что под материализмом дахри, скрывался мистический элемент чистого созерцания Божественной природы по существу, и когда мы изучаем некоторые глубокомысленные тексты Денкарда, мы скорее всего будем вынуждены согласиться с ним. Со стороны ортодоксального дуалистического зороастризма, Мардан-Фаррух жестко критикует дахри, и не допускает ни одного мистического элемента, который возможно присутствовал в их вере. Для него они законченные материалисты.
«В отличии (от настоящих атеистов), - ним он называет дахри. Они отказываются от своих религиозных обязанностей и не прилагают усилий, чтобы жить добродетельно: вместо этого они погружаются в бесконечные рассуждения… Они верят в то, что Бесконечное Время - Первооснова этого мира и всевозможных изменений и перегруппирований, которым подвержены его члены и органы, как и взаимного противостояния, которое существует между ними, и их слияния». (Они верят также), что добродетель не награждается, что за грехи не будет наказания, что рая и ада нет, что не существует никого, кто бы нес ответственность за (воздание) добродетель и (наказание) грехи. Они верят также, что все вещи материальны, а духовное не существует».
Таковы «зандики» или «дахри», которых преследовал Картир. Это кажется несомненным, потому как Картир считает важным доказать правоту тех самых догматов, которые отрицали зандики. Недвусмысленно он просит прохожего помнить, что «рай существует и ад существует, и тот, кто добродетелен отправится на небеса, а всякий грешник будет брошен в ад». Поскольку зандики видели в Бесконечном Времени единственный первоначальный и неизменный источник, из которого произошло все остальное, их можно считать зурванитскими материалистами. Их догматы почти наверняка произошли из тех «научных» трудов, которые Шапур I включил в Авесту из Византии и Индии. Разумеется, мнение, что Время - источник всех вещей, вероятнее всего, пришло из Индии, а не из Эллинистического мира. Уже в Майтрей Упанишаде (500 в. до н.э.?) мы видим, что Время отождествляется с высшим началом и Время имеет две формы, «безвременную», которая без частей, бесконечное «сейчас» и время, которое видимо в частях как его обычно понимают: первое – «Время без формы», второе «форма» Времени.
Из Времени появляются возможные существа,
Из Времени также продолжают они расти,
Во Время также возвращаются они обратно.
Время для Индийцев было не просто временем в нашем понимании. Как Бесконечность оно - сырье, materia prima, для всех возможных существ. Как Существо это - источник становления всего: это Бесконечное Время-Пространство и оно материализуется во вселенную, и это «материализованное Время есть океан созданий». Концепции подобно этим повторяются в Денкарде и были предприняты попытки, часто не очень успешные, применения их к требованиям дуалистической теологии.
Определенно во время этого наплыва греческих и индийских идей в Сасанидский Зороастризм, зурванизм уже существовал в своей мифологической форме, иначе выбор Мани Зурвана, а не Ормазда, чтобы представлять своего собственного «Всемогущего Отца», был бы необъясним. Зурван, потом, уже признан Бесконечным Временем-Пространством, целой разумной вселенной, из которой произошел добрый и злой дух, или которая породила свет и тьму, прежде этого Зурван – его уже называли в Авесте как «Бесконечность» - должен был неизбежно объединиться с более абстрактным понятием бесконечного Времени-Пространства как первичной материей, основным источником всех вещей, которые Иранцы, возможно, получили из Индии, и которые они объединили с ключевыми понятиями Аристотеля, понятиями содержания и формы, потенциала и действительности.
В магометанские (исламские) времена, слово зандик (в арабизированной форме зиндик) продолжали использовать для определения двух классов людей, у которых было общее только то, что их не признавали ни мусульмане, ни христиане, ни иудеи, ни зороастрийцы, а также, что мусульмане считали их злостными еретиками, пролить кровь которых не было преступлением. Термин охватывал два класса еретиков: манихеи с одной стороны, и те материалисты, которые верили в вечность мира и отрицали существование творца, - с другой. Согласно утверждению арабского историка Масуди, этот термин впервые был использован во времена правления Бахрама I , который, за срок своего короткого правления, длившегося всего лишь один год, последовал идеям Шапура I, именно тогда, когда Первосвященник Картир был на вершине своей власти. Термин зандик был придуман для того, чтобы обозначать всех тех, кто основывал свои учения на зэндах или «комментариях» к Авесте, а не на самой Авесте. Термин использовался как для обозначения манихеев, так и для всех тех, кто верил в вечность мира и отрицал существование творца. Позже эти два различных типа зандиков были разделены: манихев называли обычно просто «дуалистами», а материалистов - дахрис-дахр, что значит «время» на арабском. Корни обеих групп, однако, находят в Сасанидской Персии, к тому же их и возникли они много раньше магометанской эры.
Выдающийся магометанский богослов Аль-Газали разделяет многочисленные философские школы на дахри, натуралистов и теистов. Он говорит о дахри:
«Первая школа. Дахри, одна из самых старых. Они отрицают существование творца и управителя, который всеведущ и всемогущ. Они полагают, что мир всегда существовал сам по себе таким, какой он есть, без творца- и что животные всегда появлялись из семени, а семя из животных. Так было всегда и так будет вечно. Таковы зиндики».
Под зандиками, упомянутыми в великих надписях Картира, возможно, подразумевались манихеи и материалисты, а «комментарий» или «зэнд», которому следовали последние, вероятно был найден в тех писаниях, что берут начало в Византийском мире, которые рассматривали движение, время, пространство, т.п.- в тех, которые были включены Шапуром I в Авесту. В самих Зороастрийских писаниях эти дахри и зандики, которых приравнивали к софистам, названы неиранцами10. Они, должно быть, составляли эллинистическую группу, которая продолжала называть себя зороастрийцами, и которая могла защищать свою ортодоксальность утверждениями, что она следует подлинным учениям Заратуштры- которые, несмотря на то, что были потерянны как оригинал со времен, когда Персеполь был разграблен Александром, чудом сохранились в греческом переводе. Эти переводы были восстановлены на свое законное место в каноне Авесты Шахиншахом.
[10 По моему логично в этом контексте неиранцы (анайр) читать как 'безбожники']
Аль-Жили , один из последних магометанских мистиков, рассказывает нам, что эти самые дахри воздерживались от всех актов поклонения, поскольку верили в бесконечность Времени- в сущности, они почитали его как Бога, как чистый потенциал, а не как реального творца. Аль-Жили утверждал, что под материализмом дахри, скрывался мистический элемент чистого созерцания Божественной природы по существу, и когда мы изучаем некоторые глубокомысленные тексты Денкарда, мы скорее всего будем вынуждены согласиться с ним. Со стороны ортодоксального дуалистического зороастризма, Мардан-Фаррух жестко критикует дахри, и не допускает ни одного мистического элемента, который возможно присутствовал в их вере. Для него они законченные материалисты.
«В отличии (от настоящих атеистов), - ним он называет дахри. Они отказываются от своих религиозных обязанностей и не прилагают усилий, чтобы жить добродетельно: вместо этого они погружаются в бесконечные рассуждения… Они верят в то, что Бесконечное Время - Первооснова этого мира и всевозможных изменений и перегруппирований, которым подвержены его члены и органы, как и взаимного противостояния, которое существует между ними, и их слияния». (Они верят также), что добродетель не награждается, что за грехи не будет наказания, что рая и ада нет, что не существует никого, кто бы нес ответственность за (воздание) добродетель и (наказание) грехи. Они верят также, что все вещи материальны, а духовное не существует».
Таковы «зандики» или «дахри», которых преследовал Картир. Это кажется несомненным, потому как Картир считает важным доказать правоту тех самых догматов, которые отрицали зандики. Недвусмысленно он просит прохожего помнить, что «рай существует и ад существует, и тот, кто добродетелен отправится на небеса, а всякий грешник будет брошен в ад». Поскольку зандики видели в Бесконечном Времени единственный первоначальный и неизменный источник, из которого произошло все остальное, их можно считать зурванитскими материалистами. Их догматы почти наверняка произошли из тех «научных» трудов, которые Шапур I включил в Авесту из Византии и Индии. Разумеется, мнение, что Время - источник всех вещей, вероятнее всего, пришло из Индии, а не из Эллинистического мира. Уже в Майтрей Упанишаде (500 в. до н.э.?) мы видим, что Время отождествляется с высшим началом и Время имеет две формы, «безвременную», которая без частей, бесконечное «сейчас» и время, которое видимо в частях как его обычно понимают: первое – «Время без формы», второе «форма» Времени.
Из Времени появляются возможные существа,
Из Времени также продолжают они расти,
Во Время также возвращаются они обратно.
Время для Индийцев было не просто временем в нашем понимании. Как Бесконечность оно - сырье, materia prima, для всех возможных существ. Как Существо это - источник становления всего: это Бесконечное Время-Пространство и оно материализуется во вселенную, и это «материализованное Время есть океан созданий». Концепции подобно этим повторяются в Денкарде и были предприняты попытки, часто не очень успешные, применения их к требованиям дуалистической теологии.
Определенно во время этого наплыва греческих и индийских идей в Сасанидский Зороастризм, зурванизм уже существовал в своей мифологической форме, иначе выбор Мани Зурвана, а не Ормазда, чтобы представлять своего собственного «Всемогущего Отца», был бы необъясним. Зурван, потом, уже признан Бесконечным Временем-Пространством, целой разумной вселенной, из которой произошел добрый и злой дух, или которая породила свет и тьму, прежде этого Зурван – его уже называли в Авесте как «Бесконечность» - должен был неизбежно объединиться с более абстрактным понятием бесконечного Времени-Пространства как первичной материей, основным источником всех вещей, которые Иранцы, возможно, получили из Индии, и которые они объединили с ключевыми понятиями Аристотеля, понятиями содержания и формы, потенциала и действительности.