Вульфолайк
Well-Known Member
Одним из базовых обрядов Ислама, а точнее, как выразился имам Абу-Хамид Аль-Газали, «его сути» Тассавуффа, является зикр (поминание). Так как тасаввуф представляет собой путь духовного и ментального развития человека, зикр, как своеобразная тренировка, служит одним из важнейших приёмов достижения высоких состояний и осознания сущности бытия.
Каждый человек способен достичь высокого уровня лишь последовательно преодолевая определённые состояния сознания, души или «нафса», как это называется в исламской гностической философии. Существует множество состояний (халь), одни из которых различаются с другими основательно, другие же только в малозаметных проявлениях. Учёные- суфи обобщив все данные определили семь основных духовных состояний человека:
1) Нафс амара
2) Нафс леввама
3) Нафс мульхама
4) Нафс мутмаинна
5) Нафс радыя
6) Нафс мардыя
7) Нафс камиля
В этом есть некоторая схожесть с аурическими телами. По сути, идёт та же градация развития адепта от физического-эфирного уровня до атмического, вплоть до слияния с Брахманом. В исламе эта концепция получила название фана-«растворение в Боге подобно капле воды в океане». Это понятие лежит вне рамок разумного восприятия и входит в юрисдикцию чувственно-интуитивного переживания, поэтому далее мы разбирать его не будем, а вернёмся к духовным состояниям.
Нафс амара или повелевающий нафс. Самое первое состояние развития, при котором постижение реальности ограничивается физическими законами грубой материи. Этот вид нафса обладает самыми низкими свойствами. Именно этот нафс толкает человека к противодействию божественным повелениям и совершению низких проступков. Слово «аммара» означает «упорно повелевающий». Главная цель этого нафса заключается в стремлении к безграничному удовлетворению своих низменных желаний. Полностью отсутствует стремление к духовному развитию. По этому поводу Аллах (свт) сказал:
«Воистину, нафс упорно повелевает зло» (Йусуф, 12/53).
Нафс леввама или упрекающий нафс. Это состояние, при котором во время или после совершения неблаговидных поступков, человек упрекает себя. В дело вступает совесть и разум. В отличии от первого уровня, в этом человеческое сознание не находится в аморфном индифферентном состоянии по отношению к действиям. Здесь адепт начинает различать моральную окраску поступков. На этой ступени человек начинает упрекать себя и молит Аллаха о прощении, но в силу того, что нафс полностью не побежден, человек не может быть полностью искренним в своих раскаяниях. Такие люди, хотя и чувствуют угрызения совести, но никак не могут полностью избавиться от грехов, так как они не обладают достаточной силой воли, чтобы отвергнуть отрицательное влияние. Например, опасаясь обидеть друзей, человек может участвовать в совершении греховных поступков. Совершенно ясно, что укор, выраженный только на словах, пусть даже в сильной форме, не приведет к желаемым результатам, так как нафсы «леввама» и «аммара» разделяет очень тонкая и чувствительная грань. Если упрек вызывает в человеке даже небольшие симптомы высокомерия, то это признак продолжающегося влияния (пусть в скрытой форме) нафса аммара.
Нафс мульхама. На этой ступени индивид, благодаря помощи Аллаха, обретает способность различать добро и зло в более высокой форме, чем была до этого. Теперь он может противостоять искушениям. Его сердце отдаляется от всего, что отвлекает от Аллаха. Теперь его волнует не внимание народа, а положение перед Господом. Истина веры проникает в глубины его сердца.
Нафс мутмаинна или успокоившийся нафс. Состояние при котором духовные болезни искоренены и душа находится в состоянии покоя и умиротворения. На этой ступени все негативные черты уступили место положительным. Основной целью является высокая нравственность. Происходит очищение сердца и усиление интуитивного восприятия на уровне айнуль якын, абсолютного знания.
На этой ступени, оттого что с глаз спадает пелена, душа приобретает особо тонкую чувствительность, которая украшена светом истины и удостаивается обращения Аллаха:
«О душа, обретшая покой (покорность)!» (аль-Фаджр, 89/27).
Нафс радыя. Это нафс, который постоянным стремлением к Аллаху достиг осознания единения с Ним, покорный Его повелениям и мудрости и довольный своим Господом. Раб, поднявшийся на эту ступень, отказался от собственной воли, и полностью покорился Воле Аллаха.
Следующий аят Корана, а точнее часть аята «довольная Им», указывает именно на эту ступень:?
«Возвратись к Господу своему, довольная Им и угодная Ему» (аль-Фаджр, 89/28).
Нафс мардыя. Состояние при котором уже не только раб доволен своим Господом, но Господь доволен своим рабом. У нафса, который достиг степени мардыйа и которым доволен сам Аллах, уже нет отрицательных свойств и продолжает развиваться прекрасная нравственность. Таким образом, он получает истинное наслаждение от проявлений сострадания, любви, щедрости, прощения и скрупулезного подхода в отношении всего созданного.
Нафс камиля. Нафс камиля – это нафс, ставший чистым, ясным и совершенным в результате очищения. Это ступень, на которой постигается ма’рифат – сокровенные истины и мудрость- она является выражением особой милости Аллаха. Эту ступень невозможно приобрести собственными усилиями, это – бесценный дар Аллаха. Его достигают лишь те, кому предопределено судьбой.
Важным средством достижения этих состояний являются преодоление себя и тренировка в себе положительных качеств. Зикр вкупе с комплексом других упражнений, позволяет развить в себе эти качества, способствует нормализации психической деятельности и приводит к успокоению души. Сам Аллах говорит об этом:
«Поистине, в поминании Аллаха успокаиваются сердца ». (Ар-Рад 13:28).
«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко днем и ночью и не будь одним из беспечных невежд» (аль-А’раф, 7/205).
«Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха!..» (аз-Зумар, 39/22).
Зикр является лекарством от болезней сердца и служит средством раскрытия духовного зрения. Любое поклонение Богу является зикром, ведь зикр-это вспоминание. Вспоминание Господа и всех даров, коими он наделил своего раба. Целью поклонения является полное успокоение души через уничтожение собственных пороков(освобождения от них), усмирения собственного «я», при котором происходит проявление в человеке сыфатов (качеств) Всевышнего и слияние собственного сознания с Абсолютным сознанием. Именно об этом говорится хадисе-кудси:
«Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах сказал: "Я объявлю войну враждуюшему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность (обязательные поклонения), и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его ". (Аль-Бухари)».
Каждый человек способен достичь высокого уровня лишь последовательно преодолевая определённые состояния сознания, души или «нафса», как это называется в исламской гностической философии. Существует множество состояний (халь), одни из которых различаются с другими основательно, другие же только в малозаметных проявлениях. Учёные- суфи обобщив все данные определили семь основных духовных состояний человека:
1) Нафс амара
2) Нафс леввама
3) Нафс мульхама
4) Нафс мутмаинна
5) Нафс радыя
6) Нафс мардыя
7) Нафс камиля
В этом есть некоторая схожесть с аурическими телами. По сути, идёт та же градация развития адепта от физического-эфирного уровня до атмического, вплоть до слияния с Брахманом. В исламе эта концепция получила название фана-«растворение в Боге подобно капле воды в океане». Это понятие лежит вне рамок разумного восприятия и входит в юрисдикцию чувственно-интуитивного переживания, поэтому далее мы разбирать его не будем, а вернёмся к духовным состояниям.
Нафс амара или повелевающий нафс. Самое первое состояние развития, при котором постижение реальности ограничивается физическими законами грубой материи. Этот вид нафса обладает самыми низкими свойствами. Именно этот нафс толкает человека к противодействию божественным повелениям и совершению низких проступков. Слово «аммара» означает «упорно повелевающий». Главная цель этого нафса заключается в стремлении к безграничному удовлетворению своих низменных желаний. Полностью отсутствует стремление к духовному развитию. По этому поводу Аллах (свт) сказал:
«Воистину, нафс упорно повелевает зло» (Йусуф, 12/53).
Нафс леввама или упрекающий нафс. Это состояние, при котором во время или после совершения неблаговидных поступков, человек упрекает себя. В дело вступает совесть и разум. В отличии от первого уровня, в этом человеческое сознание не находится в аморфном индифферентном состоянии по отношению к действиям. Здесь адепт начинает различать моральную окраску поступков. На этой ступени человек начинает упрекать себя и молит Аллаха о прощении, но в силу того, что нафс полностью не побежден, человек не может быть полностью искренним в своих раскаяниях. Такие люди, хотя и чувствуют угрызения совести, но никак не могут полностью избавиться от грехов, так как они не обладают достаточной силой воли, чтобы отвергнуть отрицательное влияние. Например, опасаясь обидеть друзей, человек может участвовать в совершении греховных поступков. Совершенно ясно, что укор, выраженный только на словах, пусть даже в сильной форме, не приведет к желаемым результатам, так как нафсы «леввама» и «аммара» разделяет очень тонкая и чувствительная грань. Если упрек вызывает в человеке даже небольшие симптомы высокомерия, то это признак продолжающегося влияния (пусть в скрытой форме) нафса аммара.
Нафс мульхама. На этой ступени индивид, благодаря помощи Аллаха, обретает способность различать добро и зло в более высокой форме, чем была до этого. Теперь он может противостоять искушениям. Его сердце отдаляется от всего, что отвлекает от Аллаха. Теперь его волнует не внимание народа, а положение перед Господом. Истина веры проникает в глубины его сердца.
Нафс мутмаинна или успокоившийся нафс. Состояние при котором духовные болезни искоренены и душа находится в состоянии покоя и умиротворения. На этой ступени все негативные черты уступили место положительным. Основной целью является высокая нравственность. Происходит очищение сердца и усиление интуитивного восприятия на уровне айнуль якын, абсолютного знания.
На этой ступени, оттого что с глаз спадает пелена, душа приобретает особо тонкую чувствительность, которая украшена светом истины и удостаивается обращения Аллаха:
«О душа, обретшая покой (покорность)!» (аль-Фаджр, 89/27).
Нафс радыя. Это нафс, который постоянным стремлением к Аллаху достиг осознания единения с Ним, покорный Его повелениям и мудрости и довольный своим Господом. Раб, поднявшийся на эту ступень, отказался от собственной воли, и полностью покорился Воле Аллаха.
Следующий аят Корана, а точнее часть аята «довольная Им», указывает именно на эту ступень:?
«Возвратись к Господу своему, довольная Им и угодная Ему» (аль-Фаджр, 89/28).
Нафс мардыя. Состояние при котором уже не только раб доволен своим Господом, но Господь доволен своим рабом. У нафса, который достиг степени мардыйа и которым доволен сам Аллах, уже нет отрицательных свойств и продолжает развиваться прекрасная нравственность. Таким образом, он получает истинное наслаждение от проявлений сострадания, любви, щедрости, прощения и скрупулезного подхода в отношении всего созданного.
Нафс камиля. Нафс камиля – это нафс, ставший чистым, ясным и совершенным в результате очищения. Это ступень, на которой постигается ма’рифат – сокровенные истины и мудрость- она является выражением особой милости Аллаха. Эту ступень невозможно приобрести собственными усилиями, это – бесценный дар Аллаха. Его достигают лишь те, кому предопределено судьбой.
Важным средством достижения этих состояний являются преодоление себя и тренировка в себе положительных качеств. Зикр вкупе с комплексом других упражнений, позволяет развить в себе эти качества, способствует нормализации психической деятельности и приводит к успокоению души. Сам Аллах говорит об этом:
«Поистине, в поминании Аллаха успокаиваются сердца ». (Ар-Рад 13:28).
«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко днем и ночью и не будь одним из беспечных невежд» (аль-А’раф, 7/205).
«Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха!..» (аз-Зумар, 39/22).
Зикр является лекарством от болезней сердца и служит средством раскрытия духовного зрения. Любое поклонение Богу является зикром, ведь зикр-это вспоминание. Вспоминание Господа и всех даров, коими он наделил своего раба. Целью поклонения является полное успокоение души через уничтожение собственных пороков(освобождения от них), усмирения собственного «я», при котором происходит проявление в человеке сыфатов (качеств) Всевышнего и слияние собственного сознания с Абсолютным сознанием. Именно об этом говорится хадисе-кудси:
«Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах сказал: "Я объявлю войну враждуюшему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность (обязательные поклонения), и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его ". (Аль-Бухари)».