Гуцулы - немногочисленная народность в Карпатах, на территории Украины. Мольфары - своеобразные местные колдуны. Управляют природными силами, насылают мор или наоборот - плодородие. Само слово мольфар происходит от "мольфа" - то есть заговорённый предмет. Каждый волшебник, живущий в горах, с помощью такой вещи мог остановить дождь, излечить от недуга и причаровать самую неприступную красавицу. Зачарованные предметы встречаются в разных культурных слоях магии, например мы уже писали на сайте о таком интересном артефакте, как ЧУРИНГА www.yandex.ru Так же как и в других магических традициях "мольфа" восходит своими корнями в мир духов и стихий, мир тотемов и анимизма.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ - СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
АНИМИЗМ – верование в существование души и духов, одушевление всех явлений и предметов, которые влияют на жизнь людей, на все явления окружающего мира.
Анимистические представления предопределили отношения к смерти, погребению, умершим в первобытной культуре: мертвые могут ожить, что для живых крайне нежелательно, опасно, отсюда основное чувство к покойнику – страх- похоронные обряды – меры защиты с доисторических времен и до нашей цивилизации. (Если смерть возвращает душу человека к свободному и деятельному состоянию, то следует создать необходимые условия для того, чтобы это «новое» бытие души было не менее благополучным, потому в могилу укладывали ценные и полезные вещи).
Цитата
--------------------------------------------------------------------------------
Будущая жизнь должна была стать особой формой компенсации, т.е. вознаграждения за земную доблесть, героизм, преданность своему племени и наказанием, возмездием за отступничество, слабость или измену.
В варианте анимистических представлений гвинейских негров, придя к реке смерти, души должны подвергнуться высшему суду. Если они свято чтили своих богов, свои обеты, служили своему племени, они смогут переправиться и обрести блаженство. Предатели своего народа, равнодушие и слабые, утонут безвозвратно.
Право на вечное счастливое бытие имеют не все, а только те, кто сражался за свой этнос, убивал его врагов, был хорошим охотником, непокалебимо верным обычаям своего народа. Так сформировались высшие социальные ценности и добродетели: Этническая солидарность, патриотизм, готовность умереть за интересы своего рода, племени и народа.
Последний период в развитии анимизма характеризовался поисками нравственно-универсальных смыслов человеческого бытия. Божественное воозмездие предполагает в этом случае личную ответственность за нарушения нравственных догматов, имевших сверхъестественное происхождение.
Новиков В.М. Введение в культурологию
\========================================
Первая серьезная реклама гуцульским колдунам появилась благодаря Михаилу Коцюбинскому - мольфар Юрий в его "Тенях забытых предков" одним словом убивал и воскрешал. Карпаты, Дракула... Чувствуете колорит? Мне стало любопытно узнать немного подробнее о магии Карпатских гор и ее представителях - мольфарах. Вот что удалось найти в интернете.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, Я И ЕСТЬ МОЛЬФАР МИХАИЛ НЕЧАЙ
Всем непосвященным в гуцульские традиции мольфар Михаил Нечай объясняет, что он - последний карпатский шаман. В это охотно верят. И на первый фестиваль "Червона Рута" в 1989г. атеисты-комсомольцы пригласили старика для того, чтобы тот разогнал тучи над Черновцами. И все три дня фестиваля на Буковине шли дожди, а в Черновцах с неба не упало ни капельки.
Дед Нечай действительно обладает удивительной природной силой, владеет древними заговорами, секретами трав и минералов, с алхимической точностью выплавляет серебряные тлисманы, сам делает дрымбы, магическое звучание которых еще не забыто в Карпатах. О нем снимают документальные фильмы, ему пишут письма титулованные маги из Москвы и настоящие шаманы Чукотки. Каждый день у его дома толпятся гости со всей Украины: кто приехал подлечиться, кто - за советом. Поглазеть на живой карпатский "сувенир" спускаются с гор в с. Верхний Ясенив зарубежные туристы. С разинутыми от удивления ртами они подолгу внимают сказочным историям худенького мольфара в нарядном гуцульском костюме и с черным котом на руках. Он, как Айболит Чуковского, принимает всех, и для него не важно - депуат ли постучался к нему или начальник областного ГАИ, простая доярка или студент-антрополог в поискх свежего материала для курсовой.
Гуцулы из окрестных сел при упоминанни о мольфаре могут сказать, что у старика просто ловко подвешен язык, и все, что о нем рассказывают, - вымысел. Но без этого вымысла Карпаты не были бы Карпатами. Чтобы понять это, стоит приехать к нему в Верхний Ясенив. Преодолеть опасно шатающийся над Черным Черемошем мост, пройти по тропинке с греющимися на солнышке саламандрами, которая приведет вас к табличке: "Прохання підождати. Михайло Нечай є вдома і зараз буде в себе тут." Дверь вам откроет удивительный, светлый человек, улыбнется и скажет: "Добрий день. Я і є мольфар Михайло Нечай..."
- Коцюбинский в "Тенях забытых предков" писал, что мольфары умеют летать, разговаривтьс животными, разгонять градовые тучи и вызывать гром...
- Вынужден вас разочаровать. Когда мои односельчане смотрят в небо, они не говорят: "Опять дед Нечай на работу полетел..." Но зато в Верхнем Ясениве преимущественно солнечная погода и практически не бывает града. Хотя, видите, сегодня к вашему приезду пошел дождик.
Может быть, когда-то мольфары и летали. Для такого явления, как левитация, нужен большой духовный опыт. Как правило, им владеют святые люди, и в древности были ткие мольфары, но сейчас магия уходит из Карпат. И вместе с ней исчезают чудеса, которые мы умели делать раньше.
- А сколько сегодня мольфаров в Карпатах?
- Меня всегда об этом спрашивают, и мне нелегко отвечть на этот вопрос. Это, наверное, звучит нескромно, но я остался один. Все карпатские мольфары, кроме меня, уже умерли, к сожалению, так и не передав свои знания ученикам, не посвятив новое поколение магов. Еще совсем недавно в наших горах действовал мольфарский круг. Несколько раз в году определялось тайное место, где собиралось вече мольфаров, на котором обсуждались вопросы, недоступные пониманию простых смертных. Но вот уже более 10 лет, как круг распался... Наша традиция постепенно умирает. Есть, конечно, еще люди, кроме меня, которые называют себя мольфарами. Не хочу их обижать, но в основном это шарлатаны, поверхностно освоившие магические приемы и, что самое неприятное, зарабтывающие на магии деньги. К тому же ни один из них не прошел обряда мольфарского посвящения.
- Вы можете описать этот ритуал?
- Меня в мольфары посвятила моя бабка, она также была мольфаром, слыла известной травницей на Гуцульщине. (Впрочем, наши знания необязательно передаются родственникам.) С раннего детства я путешествовал по горам, сидя в мешке за ее спиной, когда она отправлялась собирать лечебные травы. Так бабка Ганка постепенно передавала мне свои знания, рассказывала все о свойствах ростений, приправляла свои "лекции" легендами и сказаниями. А когда мешок наполнялся травами, брала меня за руку и вела сонного домой. Вскоре во мне проявились необъяснимые способности. Произошло это совершенно случайно: у моего приятеля после солнечного удара из носа пошла кровь. Ее долго не могли остановить, и тогда я подошел к нему, погладил его по носу, и кровотечение прекратилось. потом был случай, когда лесоруб при распилке дерева глубоко порезался, и снова я прикосновением рук остановил кровотечение. Бабка поняла, что у меня есть сила, стала учить меня и готовить к посвящению.
Перед самой инициацией я долго постился, а в ночь посвящения бабка заставила меня раздеться и войти голым в треугольник, сложенный из ритуальных костров. перед этим она дала мне чай, заваренный на каком-то психотропном растении. Это могла быть белена, мандрогора или какие-то грибы. Я погрузился в странный сон: стал видеть духов. И тогда же ко мне пришел мой мистический наставник. Сначала появился человек в белых одеждах, а потом я узнал в нем мученика Пантелеймона - в языческой традиции он соответствует богу огня Сварогу. С тех пор Пантелеймон всегда сопровождает меня, рассказывает все о тех людях, которые могут явиться за помощью. И именно с тех пор я излечиваю от разных недугов травами и заговорами, свожу одиноких, снимаю порчу, отгоняю град от засеянной нивы.
- И все-таки объясните, как в Карпатах появились мольфары и что означает само слово "мольфар"?
- Так ведь у каждого народа существовала своя магическая культура - например, шаманизм у американских индейцев, или у народов Сибири, традиция друидов в Англии. Так и в Карпатах развивалось магическое учение еще с каменного века. Некоторые мольфарские символы до наших дней сохранились на скалах и в пещерах. Тот же крест был в Карпатах еще до христианства, и сегодня языческие кресты из воска можно увидеть во многих гуцульских хатах. Мы сюда не приходили, мы тут были всегда. Конечно, со временем мольфарская традиция видоизменялась. Происходил синтез различных магических течений с Запада и Востока, - у нас в горах он дал удивительные результаты. Молфары-язычники в Карпатах сохранили то, что было уничтожено на Руси при крещении князем Владимиром, а сприходои православия в гуцульский край переняли некоторые христианские обычаи и ритуалы. В словарях пишут, что "мольфаръ", или "мольфари" - это некий злой дух, воплощение черта или дьявола, наводящий порчу на людей. Конечно же, есть черные мольфары, творящие зло, но есть и белые, противостоящие им. Может, люди просто больше помнят зло, чем добро? Не все так однозначно, как пишут филологи. Да и слово "мольфа", от которого происходит "мольфар", означает предмет, наделенный магической силой. Этим предметом может быть и талисман, и трава, и даже приворотный сахар. А заряжен он на добро или на зло, зависит от того, к какому мольфару обращается человек.
- Сегодня, если верить вам, выбора нет. Остались только вы, Михаил Михайлович. Вы-то какой масти будете?
- К счастью для людей, я белый мольфар. Ну а порчу наводить могут не только черные мольфары. В мире еще достаточно иных черных магов, а также ведьм, оборотней, вампиров и вурдалаков. С ними-то и приходится иметь дело.
- Удивительно, что в наш информационный век вы боретесь с такой архаичной нечистью. И как же отличаете современных ведьм от обычных людей?
- Очень просто, ведь их основные приметы - все те же. Думаю, читательской аудитории "Женского Журнала" это будет особенно интересно. Ведьму можно сразу узнать по недоброму взгляду. От него - и порча, и проклятие, может мгновенно скиснуть молоко, заболеть скот. Из более интимных примет ведьмы можно назвать родинку в виде иероглифа или иного символа на половых органах, отсутствие там волосяного покрова, хвостик на копчике. И, кстати, чем больше этот хвостик, тем сильнее ведьма. Кроме того, есть еще одна очень интересная способность у этих существ: после соития они лишают своего партнера мужской силы. Мужчина, переспавший с ведьмой, уже не сможет быть с другой женщиной, но с этой ведьмой у него всегда будет прекрасный секс.
Практически в каждой европейской стране есть предания о ведьминых шабашах на Стриженых или, как их чаще называют, Лысоых горах. Есть такая гора и у вас в Киеве, и у нас в Карпатах - рядом с мертвым озером. Туда раз в году слетаются наши ведьмы. К ним приходит дьявол в образе барана с синей звездой во лбу. Там же они с ним совокупляются, варят лягушек и младенцев...
- Просто жуть какая-то. И как же уберечься от ведьмы?
- Важно ее распознать, ведь ведьмы скрытные, даже их мужья не всегда знают, с кем живут. В Карпатах же от ведьм есть одно прекрасное средство - щепки-громовицы. Это щепки с отверстием, оставшимся после удара молнии. Если их оформить согласно магическим ритуалам, то они могут оградить от козней ведьмы. Достаточно взглянуть сквозь такое отверстие на ведьму, как она сразу же теряет свою силу. Кстати, у ведьм есть своя "специализация": одни вызывают ураганы, другие привораживают мужчин, третьи нагоняют хворь на домашних животных, четвертые воздействуют на детей. А есть ведьмы, снимающие порчу, наведенную другими ведьмами. Все они - создания Божьи, и разве виноваты, что родились, когда во Вселенной проходили темные биотоки.
- А могут ли ведьмы мирно с кем-то сосуществовать?
- Могут. Они прекрасно сочетаются в парах с оборотнями и вампирами. Только им надо в этом помочь.
- И они тоже еще не перевелись?
- И таких хватает. Распознать их несложно. Как правило, это мужчины с женским голосом, с очень редкой (а то и без) растительностью на лице. В зеркале они не отражаются, могут иметь и мужские, и женские половые органы, как гермофродиты. После полуночи они превращаются в разных животных, пьют кровь. Если же оборотня похоронить, то половина его тела будет жить. А чтобы его "насовсем" убить, нужно воткнуть в его сердце осиновый кол, перевернуть тело, отрубить голову и поставить ее между ног. Тогда он уже никогда не сможет пить человеческую кровь. От оборотней, как и от прочей нечисти, злых духов, помогает чеснок - они боятся его запаха. Да, еще им не нравится запах нечистоплотных людей и... благой мат. Поэтому иногда полезно нецензурно выразиться, но советую это делать только тогда, когда вы уверены, что перед вами именно злой дух. Порой темной ночью его можно перепутать с милиционером. [офф: а у этого мольфара нормальное чувство юмора! ]
- Кроме ведьм и оборотней, вам, наверное, приходилось соединять и судьбы простых одиноких людей?
- Конкретно об этом я не имею права говорить. Но все же расскажу об одном старом карпатском способе. Есть люди без судьбы, без доли - люди, которые никак не могут найти себе пару. Когда к магу приходит девушка или парень без доли, совершается следующий ритуал. Вместе в лунную ночь они раздеваются и вместе ползут на четвереньках к колодцу, в котором отражаются звезды. И тогда маг начинает считать звезды в колодце, делит их по парам. А ту, которая осталась без пары, присваивает особым заговором обратившемуся к нему за помощью человеку. Потом нужно найти еще одного бездольного, провести такой же обряд и связать заклинанием эти две непарные звезды. В результате, такие люди обязательно встретятся, и у них будет одна судьба на двоих.
- Скажите, а у вас есть особые магические инструменты, например волшебный посох или стеклянный шар для совершения обрядов?
- Про щепку-громовицу я вам уже рассказывал. Вот, к примеру, крест осиновый, которого очень боятся вампиры, он помогает мне при заговорах и снятии порчи. Вода-орданица, которой я освящаю обряды и зелья. Градовой нож, которым разгоняю грозовые тучи. Приворотный камень, состоящий из двух минералов, - черного и белого, как инь и ян, а также приворотный сахар для налаживания любовных отношений. Или вот, змеиный камень, в котором гадюки прошипели дыру, тоже имеет большую магическую силу.
- Как это - прошипели?
- В Карпатах на Воздвижение гадюки сползаются к камню и начинают в него шипеть. В такой момент лучше их не слышать - можно сойти с ума. Сила их шипения такова, что в камнях образовываются дыры. Наука это отрицает, но такое действительно происходит.
Вообще, у нас в горах есть люди, наладившие со змеями особые отношения. Как факиры в Индии. Несколько лет назад еще была жива бабка Параска, она тоже была мольфаром и умела заклинать змей. Прозвище у нее было - Гадырка. И, бывало, стоит она, вся обвитая гадами, сгибаясь под их тяжестью, словно Дед Мороз под мешком с подарками. Змеи ее любили и слушались. Такие способности обычно развивались у детей матерей-одиночек. Бывало так: утром мать уходит работать и оставляет ребенка самого в колыбели, а у порога ставит миску с молоком - чтобы гадюка малыша не трогала. Иногда случалось, что змеи набирали в рот молоко, заползали в колыбель и кормили дитя. Выкормленный гадюкой ребенок потом имел власть над змеями.
Жалко Гадырку, она очень тяжело умирала. Две недели не могла отдать Богу душу, ее муж несколько раз веревками к лаве привязывал. Бабка все время оживала, никак не могла умереть. Все мольфары так умирают, если не успели передать свое знание ученику. И говорят, что если в момент смерти прикоснуться к его мизинцу, часть мудрости мольфара перейдет к тому человеку, который осмелился это сделать. Вот у меня есть тут один таксист, смелый парень, все напрашивается на мои похороны - подержаться за мизинец.
- А вы помните своих побратимов-мольфаров?
- Конечно, не так уж и много их было в Карпатах. Жил у нас сильный мольфар-заклинатель, Карлик Шинкарук. Маленький был такой, но голос имел, как у Левитана. Был у него сын, Гнатом звали, тоже имел большую силу. Одним из сильнейших магов был Гой из Шешор. Ну, а самый известный - мольфар Тарадуда, родом из Буковины. Он мог воткнуть в дерево нож, а оттуда лилось молоко, а камень мог в сыр превратить. Последних живых мольфаров снял Сергей Параджанов в "Тенях забытых предков". Двое из них несут гробовой крест на похоронах отца Ивана Палийчука.
- Вы тоже снялись у Параджанова?
- Нет, но он ко мне часто приходил. Две недели жил недалеко от меня и советовался перед съемками - познавал, так сказать, дух гуцулов. Хороший был мужик, снял один из лучших фильмов о гуцулах, а потом ему за это срок дали. И пришили статью о гомосексуализме. Неправда это, не таким он был. Я еще подарил ему старинную скрыню из груши и звезду рождественскую для сына Сурэна.
- У вас есть ученик, ведь вы хотите передать кому-то свои знания?
- Да, я хочу найти ученика, но до сих пор не встретил такого человека. Он должен людей любить, природу, а не деньги. А где же такого дурака найти, ведь сегодня даже дети деньги любят. Честно говоря, я уже узнал дату своей смерти. Знаю, от чего умру, но надеюсь, что до того времени появится все же человек, у которого есть призвание стать мольфаром. Без него нашей традиции - конец.
- Михаил Михайлович, каждый день выпринимаете не меньше 10 человек с различными болезнями и проблемами. В 76 лет так много работать... Как восстанавливаете силы? Или это какой-то особый мольфарский секрет?
- Нет, это не секрет, но я не советую каждому, кто пожелает, прибегать к этому методу. Это очень опасно для неподготовленного человека. Один раз в год, в августе, я покидаю дом и отправляюсь в горы, в свою потайную пещеру, где остаюсь на двенадцать суток без воды и пищи. Пещера небольшая, в ней достаточно места лишь для меня, и я чувствую себя там, как в материнском лоне. Мой пульс словно исчезает, приостанавливается. Я погружаюсь в состояние, похожее на литаргический сон, растворяюсь в природе, объединяюсь со всем сущим. Это все, наверное, очень похоже на ту йогическую практику, которую используют некоторые тибетские ламы, уединяясь в горах. Но я не заимствовал ничего из других культур. Много лет назад, во сне, ко мне явился мой духовный союзник и подробно рассказал, как мне найти эту пещеру и что я должен там делать. С тех пор ежегодно я прохожу там своеобразный курс обновления организма. Иногда я оставался в этой пещере и на сорок суток. Кроме того, у меня за много лет врачевания выработался особый режим: я поздно ложусь спать, встаю на рассвете, ем только натуральную пищу, не пью и не курю. То есть веду вполне здоровый образ жизни, так что восстанавливать силы мне не так уж сложно. Конечно, приходящие ко мне люди волей-неволей оставляют мне немного своих бед, это чувствуется на энергетическом уровне. Нередко весь негатив пациента "накручивается" на меня, как нитка на веретено. И чтобы сжечь его, я раздеваюсь и прыгаю через огонь. Огонь очищает меня, и силы снова возвращаются. Кстати, этот способ гораздо безопаснее предидущего и подходит всем, кто, конечно, в состоянии прыгнуть через костер. На Ивана Купала так всегда делали наши предки. Это можете спокойно сделать и вы, а потом с чистой совестью отправится на поиски цветка папоротника.