Блины в русских обрядах и поверьях.
Блины в русских обрядах и поверьях
Блины - блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно.
Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п.
Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины.
Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях - соленый блин.
БЛИНЫ В ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ
На похороны и поминки блины пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят кипу блинов, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладет на окно для покойника. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. Блины иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. На следующий день носят завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле. Блины пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники: на Фоминой неделе (на «дедовую неделю», Красную Горку, Радуницу), в Дмитровскую субботу и т.д.
Считалось, что кто «печет» блины на поминки, «печется» о насыщении души умершего. Поминальные блины разносят по домам, приносят на могилу, в церковь, раздают нищим.
В Белоруссии блины пекут на «деды» - чтоб «дедам» (предкам) «пара пошла». Блины используют и как оберег от мертвых, которые часто являются во сне. Для этого с горячим блином садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать.
ПРАЗДНИЧНЫЕ БЛИНЫ
Блины на Масленицу - повсеместное угощение, главным образом, у русских. Блины пекут всю неделю. Первый блин посвящают Власию или умершим. Его кладут «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, дают нищим в память о предках или съедают за упокой усопших.
В Прощеное воскресенье или в субботу идут с блинами на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу Масленицы.
Блины пекут также на Вознесение. Их называют «Христу онучи», «христовы (или «божьи») онучи». Их пекут на счастье, берут с собой в поле.
Наряду с другими видами хлеба блины пекут и на Рождество. Первый блин в Сочельник дают овцам - от мора, скоту отдают остатки блинов и рождественской кутьи. Под Рождество хозяин с кутьей и блинами выходит звать мороз на ужин. Блины также специально пекут для колядников.
Блины бывают составной частью угощения на дожинках и в начале жатвы.
БЛИНЫ В СВАДЕБНЫХ ОБРЯДАХ
Разнообразно использование блинов на свадьбе. Угощение блинами на обручении и в канун свадьбы наиболее характерно для северо-восточной России. Блины накануне свадьбы могут иногда приобретать функции, родственные тем, которые они имеют в похоронно - поминальной обрядности: угощение блинами сопровождается в некоторых местах символическими «похоронами» невесты или упоминанием покойника. Невеста в это время должна как бы «умереть» как девушка, чтобы потом «воскреснуть» в новом качестве.
После брачной ночи молодых кормят блинами, совершают шуточный обряд «блин продолбить», устраивают «блинный стол», мать невесты присылает блины к выходу молодых из бани. Повсеместно у русских теща угощает зятя блинами в конце свадьбы. Во время угощения невеста старается вырвать у жениха первый блин, чтобы получить власть над мужем. По способу поедания женихом блина судили о девственности невесты: если она оказалась «нечестной», жених ломал блин, прокусывал у него середину, откладывал взятый блин и больше не ел, дарил теще дырявый блин или клал на блин не целый рубль, а мелочь, если молодая «не цела». В некоторых местах и сама невеста в конце свадьбы печет блины и угощает ими мужа и гостей, иногда устраивают шуточную продажу невестиных блинов.
СИМВОЛИКА БЛИНОВ В ФОЛЬКЛОРЕ И БЫТУ
Символика блинов в фольклоре, как и в обрядах, связывает их со смертью и с небом как иным миром. Так, в сказке старик лезет на небо и видит там избушку из блинов.
Тот же мотив отражен в поговорке про избу: «Блинами прошить, лепешками покрыть».
В сказке солнце на небе печет на себе блины (ср. украинскую пословицу: «Вона своiм носом чуе, як на небi блины печуть»).
В подблюдных песнях блины предвещают смерть (смерть несет блины на блюде).
В заговоре от икоты ее отсылают туда, где пекут блины- «там блины пякуть, табе дадуть», подобно тому как оставляют их покойнику на поминках. В загадке блин в масле на сковороде сравнивается с рыбой, с которой их роднит использование в качестве поминального угощения: «Берега железны, вода дорога, рыба без костей».
С печением блинов связан ряд бытовых предписаний и запретов. Так, посторонним запрещается смотреть, как пекут блины, иначе они не зададутся. У белорусов пекущего блины приветствуют: «Скачком блiны!», а в ответ на это, говорят: «Тарчком з iзбы!»
Выпекая первый блин, зовут покойных родных есть блины. Первый блин перед обедом дают молодому домашнему животному, а последний оставляют на сковороде и после обеда скармливают матери этого животного.
Одолженную под блины сковороду возвращают не пустую, а с последним блином, причем держат ее не голыми руками, а сковородником.
В Полесье запрещается печь блины в Великий пост (а иногда и на Пасху, на Новый год, в Петровский пост) во избежание засухи.
Если в блинный четверг на Масленицу один блин бросить петуху и тот склюет его без остатка, то хозяевам дома угрожает беда. Если же клюнет блин несколько раз и оставит курам - это добрая примета. (Окрестности Хорнкасла).
Ешь блины в масленичный четверг и горох в Пепельную Среду - и деньги весь год не переведутся в твоем кошельке. (Повсеместно).
Может быть, некоторые наши читатели удивятся, узнав, что, как сами блины, так и связанные с ними счастливые приметы известны не только британцам.В Эстонии крестьянка, которая собирается сажать капусту, печет большие блины, чтобы ее капуста имела крупные листья- а на огороде она надевает снежно-белую косынку, считая, что это даст капусте хорошую белую сердцевину.
Традиционные масленичные блины могли возникнуть из двух источников. Мы склонны полагать, что обычай печь блины пошел от тех несчастных католиков, которые брали их с собой в церковь, чтобы подкрепиться во время долгого ожидания отпущения грехов.Другое предположение заключается в том, что обычай печь блины придумали домохозяйки, желавшие в день перед Великим Постом израсходовать все имеющиеся дома запасы животного жира (во время Великого Поста католическая церковь запрещает есть мясо и прочие продукты животноводства). В России блины - неотъемлемый элемент таких обрядовых комплексов, как масленица, свадьба и поминки. На поминках блины "подаются наперед, а на свадьбе - после всего" .Блины были главным угощением на масленице: "Без блина - не масляна, без пирога - не именинник". На масленицу "богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные - с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопшим. В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают: "Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок".
Прежде печения блинов наши женщины-стряпухи изготовляют опару с особенными обрядами. Одни опару готовят из снега, на дворе, когда взойдет месяц. Здесь они причитывают:"Месяц, ты, месяц,Золотые твои рожки! Выглянь в окошко,Подуй на опару".... От этого, будто, блины бывают белые, рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речки, колодези и озера, когда появятся звезды. Приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних...
Где нет свекра и свекрови, где молодые встречают первую масленицу, тещи приходят к зятьям в дом учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму. Это призвание считалось нашими бабушками за великую честь- о нем говорили все соседи и родные. Званая теща обязана была прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, дежники, половник и кадку, в чем ставить блины. Тесть присылал мешок манной гречневой муки и коровьего масла. Неуважение зятя к сему обычаю считалось бесчестием и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем" .
"Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр. ...
Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством". Большинство этнографов склоняется к тому мнению, что круглая форма масленичного блина символизирует солнце и, опосредованно, наступление весны. Поедание блинов таким образом способствовало повышению плодоносящей силы как природы в целом, так и человеческого сообщества.
Смысл английских поверий вполне укладывается в данную трактовку. Если петух склюет без остатка масленичный блин - символ плодородия и удачи - этот знак, конечно же, не предвещает хозяевам ничего хорошего. И, наоборот, поедание блинов способствует приумножению достатка. Кстати, горох, согласно народным представлениям, также обладает продуцирующей силой.