Schance
Well-Known Member
Псалтирь (от греческого–струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу) – Одна из книг Ветхого Завета.
По-еврейски она именуется Книгой Хвалений и представляет собой сборник из 150 псалмов (151 псалом известен только по-гречески) – поэтических произведений, предназначавшихся для исполнения с музыкальным аккомпанементом – указание на музыкальный инструмент сохранилось в заглавиях псалмов.
Большинство псалмов традиция приписывает царю-псалмопевцу Давиду (ок. 1000 лет до Р.Х.) В еврейском тексте 73, а в греческом 84 псалма носят его имя, но есть псалмы, надписанные именем сынов Киреевых – династии храмовых певцов (10 псалмов), а также современников Давида – левитов Асафа (12 псалмов), его брата Емана (псалом 87) и другого певца – Ефана (псалом 88). Псалом 89 приписан Моисею, а 71 и 126 – Соломону. Авторы остальных псалмов неизвестны.
Вся Псалтирь поделена на Кафизмы - Кафизма (греч. κάθισμα от греч. слова κάθημαι – сидеть) – богослужебный раздел книги Псалтирь (во время чтения которого на богослужении дозволяется сидеть).
В Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, что важно для образования кафизмы, ведь при равной длине число псалмов в кафизмах может быть различным. Большее число псалмов содержит 18-ая кафизма, где их 15 (псалмы 119-133), а меньшее число – 17-я, содержащая только один 118 псалом, разделенный на 3 части именуемый "Непорочны".
Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией (статия от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой.
Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию:
«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.
Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", певцам середину, и чтецу конец: И ныне… "
Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога" (Михаил Скабалланович. Толковый Типикон).
По-еврейски она именуется Книгой Хвалений и представляет собой сборник из 150 псалмов (151 псалом известен только по-гречески) – поэтических произведений, предназначавшихся для исполнения с музыкальным аккомпанементом – указание на музыкальный инструмент сохранилось в заглавиях псалмов.
Большинство псалмов традиция приписывает царю-псалмопевцу Давиду (ок. 1000 лет до Р.Х.) В еврейском тексте 73, а в греческом 84 псалма носят его имя, но есть псалмы, надписанные именем сынов Киреевых – династии храмовых певцов (10 псалмов), а также современников Давида – левитов Асафа (12 псалмов), его брата Емана (псалом 87) и другого певца – Ефана (псалом 88). Псалом 89 приписан Моисею, а 71 и 126 – Соломону. Авторы остальных псалмов неизвестны.
Вся Псалтирь поделена на Кафизмы - Кафизма (греч. κάθισμα от греч. слова κάθημαι – сидеть) – богослужебный раздел книги Псалтирь (во время чтения которого на богослужении дозволяется сидеть).
В Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, что важно для образования кафизмы, ведь при равной длине число псалмов в кафизмах может быть различным. Большее число псалмов содержит 18-ая кафизма, где их 15 (псалмы 119-133), а меньшее число – 17-я, содержащая только один 118 псалом, разделенный на 3 части именуемый "Непорочны".
Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией (статия от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой.
Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию:
«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.
Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", певцам середину, и чтецу конец: И ныне… "
Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога" (Михаил Скабалланович. Толковый Типикон).