ВЕНЕЦИАНСКИЕ МАСКИ

МИМИР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:0
Они красивы, необычны, таинственны, изысканны, роскошны. Венецианские
маски - одно из самых ярких явлений итальянской действительности. Они главные действующие лица такой феерии, как Венецианский карнавал. Словно яркий луч солнца врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.
Но с чего все начиналось в Венеции много столетий назад?

Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях — ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.
Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия принадлежит католической церкви, которая утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным днём.
В отличие от большинства современных европейских городов, в Венеции всегда был высокий уровень жизни. Венеция извлекала прибыль из своего положения и доходов в казну задолго до того, как ее современники осознали всю ценность рыночной экономики. Благодаря непревзойденному уровню социального благосостояния жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка носила прагматичный характер: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. В конце концов, городок-то небольшой.
Кроме того, маски выполняли очень важную социальную роль — они уравнивали всех, кто их носил. Слугу, носящего маску, могли принять за благородного дожа, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта (в то время как жители могли смело отвечать на эти вопросы и не бояться законного возмездия). Нравственность людей подкреплялась ношением масок — у них не было лиц, но были голоса.
В итоге, оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду, в результате чего общество окончательно погрузилось в декаданс. Огромное количество путешественников, посещающих город, пребывали в полной уверенности, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. Азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Даже монахи и монахини, разодетые в пух и прах по последнему слову импортной моды и увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.
Меж тем Республика все больше погружалась в роскошь и праздность и подвергалась моральному разложению. Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В последний год существования Республики этот период начался 26 декабря и растянулся на три месяца. После 1100-х гг. проведение маскарада было периодически под запретом Католической церкви, особенно в дни праздников. Со временем Церковь ослабила свои запреты и разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Несмотря на то, что Венецианский карнавал утратил свою популярность в эпоху Просвещения, когда упал спрос на венецианскую культуру, празднование было возобновлено в 1979 году.


В 1996 году Венецианский карнавал получил собственный гимн, который написал известный кутюрье Пьер Карден. В последние годы в постановочных проектах Венецианского карнавала принимает участие российский художник Михаил Шемякин, по его эскизам создаются костюмы для элитной публики.
Венецианские маски делаются из кожи или папье-маше. Самые первые маски были довольно простыми по дизайну, часто имели как символическое, так и практическое значение. Современные маски раскрашивают от руки, с использованием грунтаисусального золота. Их украшают птичьими перьями и драгоценными камнями.










Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.
 

Анис

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:527
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:52
Спасибо Уважаемый, Мимир! За интересную, познавательную статью и великолепные маски, есть чему полюбоваться :cvet4:
 

МИМИР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:0
В общем случае все венецианские маски можно разделить на следующие две группы.

Карнавальные маски

Венецианская карнавальная маска — это квинтэссенция венецианского духа, объединяющего и невинные забавы, и людские
прегрешения. В Венеции тех дней существовало множество поводов надеть маску, более того, их носили не снимая большинство месяцев в году. В 18-м веке весь мир знал, что в Венеции проходят самые известные Карнавалы. В них принимали участие представители всех сословий, и ярчайшие характеристики такой
разношерстной публики нашло свое отражение в масках.


Баута приобрела наибольшую популярность на Венецианском
карнавале, поскольку являлась самой распространенной на карнавале маской. Также Баута применялась и в других случаях для сокрытия личности и социального происхождения носителя. Она позволяла носителю более свободно взаимодействовать с другими членами общества за пределами повседневных условностей и норм. Маска служила для достижения различных целей, как противозаконных и откровенно преступных, так и личных, например для романтических встреч. Конкретного толкования имени Баута не существует до сих пор. Оно может происходить от слова «behten» (защита, нем.), равно как и от слов «bau» или «babau» — распространенного итальянского названия чудовища или страшного зверя, которым родители пугали своих детей: «Se non stai bravo viene il babau e ti porta via...» — будешь плохо себя вести, придет «babau» и утащит тебя.
Прелесть маски была в том что она позволяла принимать пищу и спиртное не снимая ее. Слава Бауты жила до тех пор, пока существовала Светлейшая Республика Венеция (Serenissima Republic). С приходом французов и австрийцев маска исчезла, поскольку воспринималась новыми правителями как символ сопротивления.
Поскольку Баута имела довольно жутковатый вид, ее обычно носили в сочетании с трикорно (черная треугольная шляпа, распространенная в Венеции), цендале (длинный капюшон из атласа и макраме) и длинным плащом.

Другие имена: Ларва, Казанова.




Дотторе Песте — это маска из современного Венецианского карнавала.
У нее своя уникальная история. Одним из самых страшных бедствий, постигших Венецию не единожды, была Чума. Поэтому маска Доктора Чумы не считается аутентичной карнавальной маской, поскольку использовалась врачами тех времен
для защиты во время посещения чумных больных. Костюм Дотторе Песте состоял из шляпы, указывающей на принадлежность доктора к мужскому полу, маски с застекленными глазницами для защиты глаз врача и клювом, набитым специями и травами для очистки вдыхаемого врачом воздуха, деревянной палки, чтобы
отпихивать подошедших слишком близко к врачу зараженных людей, пары кожаных перчаток для защиты рук, навощенного с внешней стороны халата и длинных сапог. Поверх одежды доктора надевали темный длинный плащ. Доктора в таком обличие выглядели очень зловеще, и были похожи на жуткую птицу.


Маска Дама — и ее различные элегантные вариации — живописует
женщин тицианского периода Чинквеченто (16-го века), которые обильно украшали себя дорогими тканями и драгоценностями, а также сложными прическами. В наши дни это, пожалуй, самый красивый и популярный тип масок Венецианского карнавала.

Другие имена: Либерти, Ольга, Валери, Саломе, Фантазиа,
Реджина.


Гатто (кот, итал.) — это еще одна традиционная маска
Венецианского карнавала. Коты в Венеции были настолько редким явлением, что стали объектом одной из самых распространенных масок. По одной легенде, в Венецию из Китая прибыл бедняк, за душой у которого не было ни гроша, и единственное, чем он владел, был старый кот. Несмотря на свой преклонный возраст, кот умудрился очистить дворец дожа от мышей, и тот озолотил
его хозяина. Когда разбогатевший бедняк вернулся домой, его завистливый сосед поспешил в Венецию, прихватив самые дорогие шелка и справедливо полагая, что если уж за старую животину там отвалили столько денег, то уж за ткани-то он выручит несравненно больше. Венецианский дож пришел в неописуемый восторг от вида дорогих тканей и тут же предложил торговцу самое ценное, что у него есть. Торговец с радостью согласился! Так бедный старый кот
вернулся обратно в Китай.
 

МИМИР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:0
Маска Шута и ее женский вариант Жоли
представляют определенный тип шутов, распространенных в Средневековье.
Зародившись в Италии, маска Шута получила распространение по всей Европе и оказала огромное влияние на испанский, голландский, немецкий, австрийский, английский и, в особенности, французский театры. Происхождение маски Шута уходит своими корнями в доисторическое западное племенное сообщество.
Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius), описывая визит Апеллеса во дворец эллинского царя Птолемея I. Тем не менее, маски Шута прочно ассоциируются с европейским Средневековьем, поскольку являются символическим близнецом короля. В те времена люди воспринимали шутов и юродивых как особенную касту, которую Бог наградил каким-то ребяческим безумием — то ли подарком, то ли проклятьем. Умственно неполноценные люди тех лет частенько зарабатывали себе на хлеб, выкидывая всякие неожиданные коленца и откровенно дурачась. Таким образом они, не умея выжить в этом жестоком мире европейского средневековья
каким-либо другим способом, находили себе довольно сносную нишу. Шуты обычно носили костюмы ярких расцветок, сотканные из множества зачастую несочетающихся лоскутов. Их головные уборы были особенно знамениты — они шились из ткани, а каждый из трех концов колпака украшался звонким бубенчиком. Эти три конца олицетворяли ослиные уши и хвост, которыми украшали свои головы шуты древних времен. Помимо прочих, отличительными чертами шутовского образа были непрерывный смех и фальшивый скипетр, также известный как баубле или маротте.


Другие имена: Джокер, Дурак, Буффон или Буфон, Нарр или
Наарор, Жуглар.

Моретта — традиционная венецианская маска. Эту маску венецианские женщины носили круглый год. Моретту, овальную маску из черного вельвета, женщины носили во время посещения монастырей. Она родилась во Франции и, благодаря своей
способности подчеркивать красоту женских черт лица (так как не полностью закрывала лицо), немедленно приобрела популярность в Венеции. Как правило, маска увенчивалась вуалью.
 

Layra

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:3.426
Реакции:0
Баллы:36
Прекрасная тема,брат МИМИР.....С удовольствием прочитала . :cvet4:
 

miluda2

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:230
Реакции:0
Баллы:0
Познавательно и очень красивые маски! :cvet4:
 

Aurelija

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.480
Реакции:0
Баллы:36
Очень понравилась тема,спасибо,МИМИР !!!
 

Dali82

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:301
Реакции:0
Баллы:0
Ув.Мимир,спасибо за очень интересную статью! :cvet4:
 

МИМИР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:0
Маски комедии Дель Арте

Эти маски уходят своими корнями во
вторую половину 16-го века и представляют персонажей, этнические традиции,
профессии и ремесла, которыми славились различные города Италии, а играют их
профессиональные актеры Театра масок.

Комедия дель арте, (итал., Комедия художников-профессионалов)
представляла собой некую разновидность театра импровизации, который зародился в
16-м веке и, несмотря на пик своей популярности в 18-м веке, существующий и по
сей день. Выглядело это так: группа бродячих артистов строила уличную сцену и
развлекала жителей города жонглированием, акробатическими трюками и, что более
ожидаемо, юмористическими этюдами на основе узнаваемых персонажей и грубой
сюжетной линии под названием Кановаччо.
Время от времени представления давались прямо с повозки, но это
больше было присуще так называемому Карро ди Теспи, античному бродячему театру. Репертуар импровизированных выступлений строился в основном на житейских ситуациях: измене и ревности,старении и любви, многие из которых были заимствованы из римских комедий Плавта и Теренция.

Арлекин, пожалуй, самый популярный из персонажей Дзанни — комических персонажей-слуг из итальянской Комедии дель арте. Традиционно костюм Арлекина состоял из лоскутов и заплаток, который в наши дни превратился в костюм с ромбовидным узором. Он носил маску черного цвета с огромным красным прыщом на лбу, похожим на чирей. Главной характеристикой персонажа Арлекина является его ловкость. Будучи глуповатым и жадным (в гастрономическом смысле),
он был способен проделывать сложные акробатические трюки, которых так ждала от него публика. Даже простое действие он сопровождал «колесом» или задним сальто.В рамках этих ограничений персонаж должен был обладать невероятной гибкостью. Различные труппы и актеры корректировали
поведение персонажа в соответствии со стилем, персональными предпочтениями и даже с конкретным поставленным сценарием.Он обычно выступает в роли слуги «иннаморато» (влюбленный, итал.) или «веккьо» (старик, итал.), часто в ущерб планам своего хозяина. Также Арлекин часто испытывает любовные
чувства к Коломбине, и его вожделение к ней может перебить только сильный голод или страх перед хозяином.Происхождение имени персонажа доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что оно происходит от имени одного из бесов Дантевской Комедии — Аликино. Другие утверждают, что прообразом персонажа
стал Эрлкёниг, скандинавский витязь. По третьей гипотезе персонаж назван в честь английского джентльмена Арле, придворного короля Генриха III, чьим протеже был итальянский актер, исполнявший роль Арлекина.

Другие имена: Труффальдино, Тракканьино, Багаттино, Табаррино,
Тортеллино, Наккерино, Граделино, Меццеттино, Польпеттино, Несполино,Бертольдино, Фаджуолино, Трапполино, Цакканьино, Тривеллино, Пассерино, Баголино, Темеллино, Фаготтино, Педролино, Фрителлино, Табаккино.


Коломбина (голубка, итал.) — комическая роль служанки из
Комедии дель арте. Платье Коломбины обычно состояло из лоскутов и заплаток и соответствовало костюму нанятого слуги. Время от времени, когда персонаж выступал под именем Арлеккина, она носила платье из заплат, похожее на костюм ее партнера Арлеккино. Также Коломбина накладывала обильный макияж вокруг глаз и носила тамбурин, с помощью которого отмахивалась от настойчивых ухаживаний Панталоне. Частенько персонаж оказывался единственным «интеллектуалом» на сцене. Коломбина манипулировала Арлекином и строила контр-заговоры против
Панталоне, параллельно устанавливая местонахождение инаморато — объекта страсти своей влюбленной хозяйки- таким образом она помогала ей привлечь внимание инаморато.


Дзанни — это прототип комического персонажа слуги из Комедии
дель арте. Это имя происходит от итальянского Джованни (также произносится как Дзан, Дзане, Дзуане), типичного имени слуги, чьи предки эмигрировали в Венецию из Бергамо в поисках работы. В отличие от Маньифичи — хозяев — роль Дзанни всегда была довольно изменчивой: обычно простоватый, глуповатый и примитивный, в городских условиях Дзанни превращался в пронырливого, изобретательного, назойливого и даже беспардонного персонажа. Но в большинстве случаев это не
помогало, и он оставался бедным и постоянно голодным.
Костюмы персонажей Дзанни обычно состояли из свободных рубах и
штанов белого цвета. Их лица украшали черные маски, апоминающие маску их болееь популярного отпрыска — Арлеккино.

Другие имена: Пульчинелла, Арлеккино, Бригелла, Ковьелло,
Франкатриппе, Дзан Фитата, Дзан Пьястрела, Дзан Ганасса, Дзан Турко.

Панталоне — скупой и похотливый возрастной персонаж Комедии
дель арте. Обычно предстает лавочником из Вены, несколько глуповатым поклонником гастрономических изысков и привлекательных женщин. Разговорчив, легковерен, вспыльчив, постоянно становится объектом насмешек, часто непристойных, но в конце концов все прощает. Традиционно носит огромный гульфик, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу, которая, как всем вокруг известно, давным-давно утеряна. Часто выступает в роли отца одного из инамората и состоит в деловых или личных отношениях с Дотторе или Капитано. Попытки Панталоне обогатиться за счет своих родственников или друзей стабильно пресекаются его
слугой. Помимо огромного гульфика, который он традиционно носит, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу (как уже упоминалось, давным-давно утерянную), персонаж также одет в маску с длинным крючковатым носом, короткий жилет-куртку красного цвета, узкие красные штаны и чулки того же цвета, длинный черный плащ, туфли и колпак без полей.

Другие имена: Маньифико.


Пьеро (Педролино в итальянском варианте) — один из наиболее
популярных персонажей Комедии дель арте. Обычно Пьеро описывается как представительный, обаятельный и добрый молодой человек, без меры винящий себя за проступки, которых никогда не совершал, и вследствие своей доброты и доверчивости часто оказывающийся обманутым. Отличительной чертой характера
Пьеро является его наивность, из-за которой он частенько оказывается в дураках, и из-за которой его обманывают и насмехаются над ним все, кому не лень. Несмотря на возникающие по ходу действия подозрения, Пьеро всегда верит другим персонажам и их лжи. Также Пьеро называют лунатиком, человеком не от мира сего, который не понимает, что происходит вокруг, для которого каждая мелочь имеет значение, и который только и делает, что веселится и играет. Пьеро носит белую рубаху, часто
не по размеру, время от времени украшенную аксессуарами черного цвета. На голове у него либо высокий колпак, либо остроконечная шапочка. В очень редких случаях на лице Пьеро появляется слезинка. Обычно этот персонаж не носит маски,
поскольку играющий его актер должен обладать богатой мимической экспрессией, и эта традиция действует как минимум с начала 1600-х гг. Его лицо часто выбелено
пудрой или мукой.

Другие имена: Педролино.
 

Камелия

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:7.639
Реакции:7
Баллы:0
Какая чудесная тема, брат МИМИР! :cvet2:
 

Франческа*

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:421
Реакции:0
Баллы:0
Хорошая тема, красиво оформлена :cvet2:
 

ГОР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.332
Реакции:1
Баллы:38
Возраст:37
Благодарю МИМИР, красивая... и интересная... тема.
 

Анатольевна

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:197
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:62
Очень красиво и познавательно.
 

Аня

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:71
Реакции:0
Баллы:0
Спасибо большое, такая приятная тема, очень настроение поднимает! Я обожаю Венецию . Именно за эти маски, за золото, за старинную роскошь, за историю
 

miluda2

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:230
Реакции:0
Баллы:0
Под впечатлением от этой темы вспомнила о своей колоде Tarot Favole,на арканах Двора персоны как раз в Венецианских масках,которые определяют качества и характеры этих персон.Так что для меня эта тема интересна и с эстетической стороны и с практической.
 

БАЖЕНА

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.844
Реакции:0
Баллы:0
БРАТ МИМИР, тема замечательная, а маски прекрасны своей выразительностью! :cvet2:
 

Азиза

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.802
Реакции:0
Баллы:0
БРАТИК, ты нас часто радуешь интересными и познавательными темами. Спасибо тебе!
:cvet5:
 

МИМИР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:0
Рад, что тема понравилась вам, друзья!!!
Раз так, вот еще пара красивых масок)))
 

Азалия

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:77
Реакции:0
Баллы:6
Возраст:43
Спасибо.... большое, тема порадовала невероятно)) :cvet2:
 

ceana

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.942
Реакции:0
Баллы:36
Адрес: Севастополь
Спасибо, МИМИР! Венеция, карнавал, роскошь, история...Очень приятная тема. :cvet5:
 

Personalize

Сверху Снизу