Divider

БОГИ ИНДУИЗМА

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
БОГИНИ РЕК

В Индии рекам присваивается божественный статус. Индийская цивилизация была воспитана в традиции Ганга-Джумна (Ganga-Jumna). Двум рекам — Ганга и Джумна, или Ямуна (Yamuna), поклонялись с древнейших времен.



Ганга-Джумна

Ганга — священная река Индии. С происхождением Ганги связана легенда Гангадхара (Gangadhara). Правитель Айудхи Сагара (Ayudhi Sagara) был бездетен. В награду за суровое подвижничество ему были обещаны шестьдесят тысяч сыновей, которые и родились у него. Однажды Сагара решил совершить на своей земле жертвоприношение коня. Когда Владыка небес Индра (Indra) услышал об этом, он испугался, что Сагара может стать более могущественным, чем он сам. И Индра похитил жертвенное животное и спрятал его в преисподней. В поисках коня шестьдесят тысяч царевичей обошли всю землю, и наконец достигли подземного царства. По ошибке они решили, что встреченный ими старый мудрец повинен в пропаже коня, и были с ним грубы. В ярости старый подвижник испепелил сыновей Сагары своим проклятием. Убитый горем отец обратился с мольбой к богине Ганга, умоляя её сойти на землю и воскресить его сыновей, оросив их прах своими животворными водами.



Нисхождение Ганги

И хотя потомки Сагары также были великими подвижниками, лишь его пра-пра-правнуку Бхагиратха (Bhagiratha) удалось умилостивить Ганга. И богиня низвергла свои воды на землю. Но сила живительного потока была столь велика, что грозила разрушить землю, если бы её не спас Шива (Siva), принявший потоки Ганги на свою голову. Дальнейший путь её течению прокладывал Бхагиратха. Он разделил воды Ганги на три потока, один из которых — Мандакини (Mandakini), по-прежнему протекает на небесах, второй — на земле, его мы и называем Ганга, третий же поток Бхагиратха отправлил в подземное царство, патала, где чудесная река воскресила шестьдесят тысяч пра-прадедов Бхагиратха. А подземное течение Ганга с тех пор называют по имени царя-подвижника — Бхагиратха.



Ганга известна своей чистотой и божественностью. В Индии верят, что омовение в священной воде Ганга очищает от всех грехов. Считается, что душа умершего на берегах священной реки сразу же отправляется на небеса. То же самое происходит, если тело умершего привезти к Ганга и сжечь на погребальном костре на её берегах. Не найдется ни одного индуиста, который отважится солгать, держа в ладони воду из Ганги.

Река Джумна известна своей преданностью. В Индуистском эпосе она является сестрой Ямы (Yama).



Джумна

Реке Сарасвати (Sarasvati) поклонялись в глубокой древности, когда Арии жили в Пунджабе (Punjab) по берегам этой реки. В те времена она была широкая и полноводная. Позднее Сарасвати изменила свое русло и постепенно исчезла в пустыне Раджастхана (Rajasthan).

Во времена императоров Гуптов (Guptas) (IV-VII века до нашей эры) возникла традиция высекать антопоморфные фигуры Ганга и Джумна (Ямуна) с двух сторон от входа в гробницу. В более познее время изображение двух богинь рек с северной и южной стороны от входа в усыпальницу стало обычной практикой.

Иконография Ганга.

Богиня Ганга обычно изображается как прекрасная женщина, увенчанная белой сияющей короной и восседающая верхом на морском чудовище (Макара). В правой руке она держит водяную лилию, а в левой — струнный музыкальный инструмент (вина).


Иногда Ганга изображают четырехрукой, тогда одной из своих рук она благославляет своих почитателей, а в трёх других держит сосуд (камандалу), чётки (акшамала) и цветок лилии (падма).
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Брахмани. Четырехрукая богиня с сосудом (камандалу) и чётками (акшамала) в руках. Свободными руками она благословляет верующих. Птица, связанная с Брахмани — гусь.

Махешвари. Четыре руки, держит трезубец (тришула) и барабанчик (дамару). Её животное — бык Нанди.

Каумари. Эту богиню изображают с четырьмя, шестью или десятью руками. В них она держит копьё (шула) и чётки (акшамала), другими руками благословляет своих приверженцев. У богини три глаза, её животное — павлин.

Вайшнави. У Вайшнави четыре или шесть рук, в них она держит раковину (санкха) и колесо (чакра), другими благословляет верующих. Её животное — орёл.

Варахи. Эта четырехрукая богиня изображается с головой вепря. В руках у неё плуг (хала) и копьё (шула). Другими руками она благословляет верующих. Её животное — бык.

Индрани. Черырехрукая богиня Индрани на изображениях обычно держит меч (кхаджа) и громовую стрелу (ваджра). Животное, связанное с этой богиней — слон.

Чамунда. У этой богини четыре или десять рук. В них она держит меч (кхаджа), череп, кнут, стрелу (бана), щит (кхетака), топор (парашу) и другое оружие. Восседает же она на сове или на мертвеце.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
БХУ (BHU)

Бху никогда не показывается одна в скульптуре. Когда она выступает в обществе Вишну, последний всегда сопровождается Шри (Sri), или Лакшми (Lakshmi). Она является младшей супругой Вишну (старшая — Лакшми).

Шри-Вишну-Бху

Иконография Бху.

Если она имеет две руки, то в одной из них несёт лотос, изображается сидячей или стоячей, на голове каранда-мукута (karanda-mukuta). Когда она четырехрукая, то держит в руках чашу с драгоценностями, чашу с зерном, чашу с лечебными травами и лотос (падма).
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Шайлапутри (Sailaputri). Является дочерью бога Ханумана. Ей поклоняются в первый день праздника, посвящённого Дурге. Изображают её верхом на быке, держащей в руках цветок лотоса (падма) и трезубец (тришула).

Брахмачарини (Brahmachrini). Аллегория набожности. Богиня изображается с чётками (акшамала) и сосудом с водой (камандалу) в руках.

Чандрагханта (Chandraghanta). Эту богиню изображают сидящей на тигре, её кожа золотого цвета. У неё десять рук и три глаза, в руках она держит различные виды оружия. Две её руки благословляют почитателй.

Кушманда (Kusmanda). Восьмирукая богиня, восседающая на тигре. Её атрибутами являются чётки (акшамала) и различные виды оружия.

Скандамата (Skandamata). Вахана этой богини — тигр. На коленях у неё сидит дочь, Сканда. У Скандамати три глаза и четыре руки, в которых она держит цветы лотоса (падма) и которыми благославляет почитателей.

Катьяяни (Katyayani). Дочь легендарного мудреца Катьяяны. Изображают эту богиню верхом на льве. У неё три глаза и восемь рук, тело золотого цвета. В руках у нее различноые виды оружия.

Каларатри (Kalaratri). Это чернокожая богиня с густыми волосами. У Каларатри три глаза- её вахана — осёл. В руках она обычно держит факел и боевой топор (парашу).

Махагаури (Mahagauri). Красивая богиня с четырьмя руками. Она облачена в белые одежды, восседает на быке, в руках держит барабан (дамару) и трезубец (тришула). Выражение её лица обычно умиротворённое.

Сиддхидхатри (Siddhidharti). Богиня восседает на тигре или на лотосе. У неё четыре руки, которыми она может благословлять своих поклонников 26-ю различными способами.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
МАХИШАМАРДИНИ (MAHISHAMARDINI)

Амаракоша (Amarakosa) считает ее формой Парвати. В Махабхарате (Mahabharata) и Харивамсе (Harivamsa) она упоминается как сестра Кришны и дочь Яшоды (Yashoda) (воспитательницы Кришны). В Матсья Пуране (Matsya Purana) она является синтезом трех богинь, в то время как Маркандейя Пурана (Markandeya Purana) утверждает, что она включает в себя сущности всех богов.

Махабхарата, Харивамса и Маркандейя Пурана — все сходятся на том, что она любит вино и мясо, ее атрибутами являются мундамала (mundamala) (гирлянда из голов), вьягхрачарма (vyaghracharma) (тигриная шкура) и булава кхатванга (khatvanga). Очевидно, Махишамардини первоначально была неарийским божеством.

Когда она была причислена к Арийскому пантеону, ей стала приписываться функция уничтожения демонов (Махиса (Mahisa), Чанда, Мунда, Шумбха, Нишумбха и др.

Махишамардини играет важную роль в Индуистском пантеоне. В храмах она выступает либо одна, либо в окружении других богов. В Панчаятане (Panchayatana) (храмы пяти богов, расположенные вместе) ее храм часто находился в центре, в то время как меньшие храмы, посвященные Шанкаре (Sankara), Ганеше (Ganesha), Сурье (Surya) и Вишну (Vishnu) располагались в четырех направлениях (юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад) вокруг храма Махишамардини.

Тексты обращаются к ней как к Дурге (Durga), Канди (Candi), Махишамардини, Махишасурамардини (Mahishasuramardini), Катьяйяни (Katyayani) и др.

Иконография Махишамардини.

Если она имеет четыре руки, то в двух руках несёт колесо (чакра) и раковину (санкха), в то время как две другие руки находятся в защитной (абхайя) и благодающей (варада) позициях, или одна из четырех рук может быть в катака-мудре (вместо благодающей позиции).

Если она воcьмирукая, то держит копьё (шула), меч (кхаджа), стрелу (бана), колесо (чакра), петлю (паса), щит (кхетака), лук (дханус), раковину (санкха).

Если она о десяти рук, то держит в них копьё (шакти), стрелу (бана), дротик, меч (кхаджа), колесо (чакра), луну (чандрабимба (chandrabimba)), щит (кхетака), чашу-череп (капала), копьё (шула) и колесо (чакра).
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Гана


Гана (др.-инд. gana, «толпа», «множество», «совокупность», «группа», «община» и т. д.). В Древней Индии термином «Гана» обозначали разного рода объедине ния корпоративного типа: общинный коллектив как основную единицу общественного устройства, позже — государственные образования республиканского типа (ср. также сангха) и высший орган власти (совет) в этих республиках- организация по типу Гана (общин) оказала сильное влияние на устройство буддийских (и джайнских) монашеских орденов, корпораций ремесленников и т. п. В древнеиндийской мифологии Гана — замкнутая группа (община) божеств (обычно низших богов и полубогов). В т.н. Гана божеств (gana-devatas) входило девять классов мифологических персонажей: адитьи, вишвы (вишве девы), васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, садхьи, рудры. Эти низшие боги или полубоги выступали как помощники Шивы и возглавлялись Ганешей (Ganesa обозначает повелителя ганы — Gana-Isa), их предводителем, сыном Шивы и Парвати. Ганеша не столько хозяин и властитель божественной Гана, сколько посредник между нею и Шивой. Божества, образующие Гану, собираются на Гана-парвате (букв, «гора Гана»), которая и является местом их обитания. Указанные девять божественных групп, возможно, послужили прообразом девяти ган ришей при архате (божественном мудреце) Махавире.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Вритра

Вритра - злейший враг Индры и его вечный соперник, он стережет воды и держит их взаперти. Бог океана и озер.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Вишвакарман

Вишвакарман (санскр.) — ведийское божество, демиург. В буддийских текстах выступает как &quot-божественный мастер&quot-, с которым связаны первые скульптурные и живописные изображения Будды Шакьямуни, чудесная лестница, по которой Будда спустился с &quot-Неба Тридцати Трех Богов&quot-
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Видья

Видья Видья (санскр.) — женские божества, символизирующие плод накопления собрания мудрости (джняна-самбхара). Персонифицируют познающую мудрость Будд Бхагаванов, противостоящую органическому неведению и другим аффектам сознания. Синонимы: Праджня, Видьяраджни.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Вивасват

Вивасват Вивасват - в ведийской мифологии божество солнца, родоночальник человечества. Был восьмым сыном Адити. Поскольку он родился без рук и без ног, братья решили изменить его. Они отсекли часть его тела, в результате чего возникло существо, похожее на человека. Так Вивасват стал прародителем всех людей.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Вала - в индийской мифологии - злой демон пещер, всячески вредящий людям и богам. Людям в особенности любит устраивать завалы.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Бхарати


Бхарати в древнеиндийской мифологии богиня, входящая в триаду вместе с Сарасвати и Илой (Идой) и особо тесно связанная с Сарасвати. Как и последняя, Бхарати — богиня речи и песнопения и, видимо, представляет собой другое наименование Сарасвати. Впрочем, функция Бхарати ниже, чем у Сарасвати. Имя Бхараты. произведено от Бхарата.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Бхагавати


Бхагавати (санскр. «обладающая долей, благодатная»), дравидская богиня, культ которой распространён на Малабарском побережье Индии. Богиня-разрушительница покровительница болезней. Почитание её включает принесение в жертву петуха, а также оргиастические обряды.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Бхага

Бхага - в ведийской мифологии дарует людям счастливую и достойную долю, всячески помогая и оберегая их.
Бхага выступает в Ведах как воплощение счастья, владыка богатства и сокровищ , распределитель даров и удачи между людьми. Из-за его благосклонности к людям Бхага частый объект молитв, благословляя в то же время жертвы. Он посылает людям счастье, состоящее в достатке, плодородии, имеет эротические ассоциации — приносит эротическое счастье женщине в замужестве и счастье материнства. С этим связано его участие в свадебной церемонии и дальнейшая связь с браком. Иногда Бхага как «Доля» фигурирует вместе с Аншей, то есть «Частью». Образ Бхаги в Ведах тесно связан с Солнцем, так как он правит светилом , появляется вместе с Савитаром, а Ушас, богиня зари, является его сестрой. В Тайттирия-брахмане сказано, что Бхаге принадлежит созвездие Пурва-пхалгуни.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Брихаспати

Брихаспати - изображение статуя Брихаспати - в ведийской мифологии божество и владыка молитв и жертвоприношения. В индуистской мифологии это жрец, предсказатель и наставник богов, глава ангирасов.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Аю

Аю, Айю (др.-инд. Ауй-, ср. ауи-, «жизненная сила»), персонаж ведийской мифологии, видимо, связанный с жизненной силой. Аю — «юнейший» (РВ II 20, 24), рождённый после других, обладающий поэтическим даром. Иногда Аю враждебен Индре (I 53, 10 и др.), но в других случаях Аю и его потомки совершают для Индры добрые дела или же Индра убивает врагов Аю Упоминается мать Аю (или даже две его матери и его сыновья). Аю связан с Ману, Агни, Урваши, вообще с богами. Это же имя во множественном числе обозна-чает класс существ, происходящих от Аю, иногда, видимо, род людской. Именно они возжигают Агни, находят и очищают сому, доят большую корову.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Адити

Адити АДИТИ (несвязанность, безграничность) — в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов-адитьев. Третья дочь Дакши и Вирини-ночи.
Более поздние сказания рассматривают Адити как мать двенадцати светлых сыновей и великих богов-адитьев, среди которых следует отметить бога океана Варуну, бога грозы и грома Индру, бога солнцаСурью, а также хранителя Вселенной Вишну. Таким образом, Адити выступает символом безграничного духовного богатства мира.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Адитьи

Адитьи —в древнеиндийской мифологии группа небесных богов (сыновей Адити). В нее обычно включали Митру, Варуну, Арьямана, Аншу, Бхагу, Дхатара, Индру, Вивасвата (Сурью). Адитьи — солнечные боги, они сохраняют порядок Вселенной, являются повелителями небес, милосердны к человеку, предохраняют его от всего злого, даруют долгую жизнь. Адитьи принимают главное участие в борьбе богов с демонами(ракшасами), символизирующими различные стороны духовной гармонии, лада,
порядка.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Ангирасы - в древнеиндийской мифологии полубоги, посредники между богами и людьми, обладающие искусством дивного пения, семь древних мудрецов, порожденных Ангирасом- третьим сыном Брахмы, вышедшим из его уст. Согласно сказанию, ангирасы приняли активное участие в возвращении похищенных демонами коров Индры. Эти коровы были спрятаны на краю света в горной пещере. Когда Индра и сопровождающие его ангирасы (во главе которых был владыка молитвы Брихаспати) достигли края света, ангирасы песнопениями и волшебными заклинаниями разверзли скалу и освободили коров. С появлением коров исчезла тьма, покрывавшая землю. Индра сразил владыку племени демонов Валу, а его богатства достались ангирасам.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Андхака

Андхака (др.-инд. «слепой»), в индуистской мифологии тысячеглавый и тысячерукий асура, сын Кашьяпы и Дити, прозванный Андхака из-за своей спотыкающейся, как у слепого, походки. Андхака был убит Шивой, когда пытался похитить с неба Индры (Сварги) священное дерево Париджату. Из крови Андхаки возникли демонические сущест-ва — андхаки, которых Шива истребил с помощью шакти (Хариванша II 145—146- Матсья-пур. 179 2—40- 252 5—19). Согласно другой версии, Андхака был сыном Шивы и родился слепым, ибо в момент его рождения Парвати закрыла ладонями Шиве глаза. Затем Андхака был усыновлён асурой Хираньякшей, враждовал с богами, но однажды, подхваченный Шивой на трезубец, очистился от злых помыслов и стал его приверженцем).
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу