Divider

ЛАДАН , ЕГО ВИДЫ И ПРИМЕНЕНИЕ В МАСТЕРСТВЕ.

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Ладан (греч. ???????) — высушенный сок, смола, (камедь) многих растений рода Boswellia — Boswellia sacra, Boswellia carterii и др., семейство бурзеровые (Burseraceae), растущих в восточной Африке, в Йемене, в Сомали. Ладан не растворим полностью ни в воде, ни в спирте, ни в эфире и пр.- при растирании с водой образует эмульсию, при нагревании размягчается, не плавясь и распространяя при этом сильный приятный, сладкий бальзамический запах, при дальнейшем нагревании загорается и горит сильно коптящим пламенем.

Египтяне часто смешивали ладан с маслом коричника и втирали эту смесь, чтобы облегчить боли в конечностях, а также включали ладан в состав омолаживающих масок, а китайцы считали его эффективным средством от золотухи и лепры. Сейчас ладан используется при производстве духов как фиксирующее вещество.

В Библии вещество, именуемое “чистый ливан”, и есть “ладан” в современном понимании. Другие три вещества тоже известны, но о них в другом месте. С истоков христианства курительный состав был четырехкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей. Со временем то, чем кадили в христианской церкви, стало называться одним словом — ладан. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов.

Ладан — вещество для окуривания при культовых обрядах. С древних времен его использовали против воспалений, для снижения опасности передачи инфекций и т.д.

В начале XX века Ладан добывали так: в феврале или марте делают на стволе и ветках дерева надрезы, из которых вытекает сок похожий на молоко Смола вытекает довольно продолжительное время покрывая собой весь ствол дерева, пока наконец рана не затянется высыхающим соком. Тогда собирают засохшую смолу с дерева и земли. Затем попадающий в Европу товар тщательно отбирают, разделяя на два сорта: Отборный ладан - Olibanum electum и обыкновенный - Olibanum in sortis. Отборный ладан представляет круглые или продолговатые куски, подобные каплям, светло-желтые или розоватые, с восковым блеском, сверху они обыкновенно покрыты пылью от трения, друг об друга, обладают приятным бальзамическим, терпким запахом и вкусом: при растирании превращаются в порошок белого цвета.

Второй сорт представляет собой менее чистые, более крупные и темные куски. Он в последствии часто используется для приготовления "составного ладана". В настоящее время в Дофаре юго-западном районе государства Оман ладан добывают таким образом: на дереве делают зарубки в конце марта (месяц "канд") В последующий за этим дождливый сезон, сок поднимается по стволу и вытекает из зарубок. С одного дерева собирают до 400 грамм ладана. Местные жители считают, что курение им изгоняет дьявола.

В феврале или марте делают на дереве надрезы, из которых смола непрерывно вытекает довольно продолжительное время, покрывая собой весь ствол дерева, пока наконец рана не затянется высыхающим соком. Тогда собирают засохшую смолу с дерева и с земли, затем сырьё разделяют на два сорта: отборный ладан — Olibanum electum и обыкновенный — Оlibanum in sortis.

Отборный ладан представляет круглые или продолговатые куски, подобные каплям (т. н. «росный ладан»), светло-жёлтые или розоватые, с восковым блеском- сверху они обыкновенно покрыты пылью от трения друг о друга, обладают приятным бальзамным запахом и бальзамным же горьким, острым вкусом- при растирании обращается в порошок белого цвета.

Обыкновенный ладан представляет менее чистые, более крупные и тёмные куски.

Ладан — одно из наиболее древних благовоний. В Библии, золото, ладан и мирра описаны, как дары волхвов Иисусу. Употребляется ладан, главным образом, при религиозных обрядах. Христианство сильно увеличило рынок ладана, хотя в современных ритуалах преимущественно используют самые разнообразные искусственные заменители. Заметим, что в странах СНГ ладан используется не слишком активно, а вот в Европейских странах уже поднимался вопрос о возможности наложения ограничений на посещение детьми религиозных церемоний с активным воскурением благовоний из-за подозрения на проканцерогенный эффект. Также используется в парфюмерии и ароматерапии (в основном в виде эфирного масла). Ранее ладан применялся в гомеопатии, медицине, при изготовлении некоторых пластырей, зубных паст, эликсиров, курительных свечей и бумажек, и так далее.

Ладан (Olibanum) состоит из смолы деревьев многих видов. При высоких температурах происходит разложение смолы, и высвобождаются биокатализаторы, которые вызывают сенсибилизацию обеих нервных систем и облегчают расширение сознания. Этот факт был уже известен древним грекам и римлянам, которые применяли ладан для жертвенных окуриваний в своих храмах. Православная и католическая церкви, так же как маги и колдуны всех культов, использовали и используют ладан для обрядов и освящений.

Окуривающими средствами, способствующими ясновидению, являются алоэ, арника, плющ, мускатный орех, тополь и ладан. Они вызывают, прежде всего , активизацию сердечной и лобной чакр (обе чакры важны для способности ясновидения), а также сенсибилизацию зрительного центра, в неокортексе. Окуривающие средства, способствующие ясновидению, мы можем, следовательно, использовать тогда в небольших количествах, если хотим реализовать упражнения по ясновидению и воображению.

Окуривание большим количеством ладана может действовать подобно галлюциногенам. Ладан в малом количестве содержит тот же биокатализатор, что и гашиш, — ТКГ (ТетраГидроKаннабиол - активное вещество марихуаны ). Тетрагидроканнабиол воздействует на височные доли головного мозга, которые отвечают за сознание, и способствует активной выработке серотонина — "гормона радости" биокатализатора головного мозга, - в сочетании с седативным эффектом - замедляющего нервные процессы, вызывающего чувство удовлетворения и успокоения. Одновременное употребление алкоголя в малых количествах может значительно усилить биокаталитический эффект ладана.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
ОТ СКАНДАЛОВ И ССОР В СЕМЬЕ

Возьмите старую сковороду, раскалите ее и бросьте немного церковного ладана. Окурите этим ладаном все углы в комнате, обходя жилье по часовой стрелке. И начитывайте следующий заговор:

«Как ночь с луной, как звезда со звездой, так и я со своей семьей. Как любит Христос свою мать, так и мы бы друг друга любили, не грызлись, и друг друга не били. Ладан, лад дай, мир и клад. Аминь! Аминь! Аминь!»
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Ладановарение

Ладановарение - приготовление ладана из нескольких компонентов. В православных монастырях русской, греческой, румынской церкви на Старом Афоне в Греции почти в каждом имеется свой рецепт приготовления ладана, который держится в секрете. Часто составной ладан делают из смол местных деревьев: фисташки, можжевельника, сосны, с добавлением эфирных масел, к примеру розового. Кстати в составных ладанах используют настоящий ладан низкого сорта, тот что в порошке. Так, например, делают ладан известный у нас среди православной паствы и духовенства под названием "Иерусалимский".

Варка ладана

Способ варки ладана. Для этого требуется канифоль, 50 гр.воска, спирт, розовое масло, алебастр, кастрюля, кусок жести, загнутый наподобие сковороды два шпателя и молоток. Растопить канифоль и воск, разбавить (из расчёта на 1 кг канифоли) 15 капель розового масла в 1 см3 спирта и постепенно вливать в канифоль, при этом быстро помешивая. Предварительно надо "кольцом" насыпать алебастра на жестянку, затем в центр этого кольца вылить готовый раствор. Очень быстро надо смешивать с алебастром ладанный полуфабрикат до образования однородной массы. Дать остыть. Ударить по дну жестянки молотком, плитка ладана готова, коли и фасуй. Запах очень приятный. Я его называю "ладан детства". Когда-то в деревенских храмах именно так пах воздух.

Технология изготовления афонского ладана. Собственно, "технология" - это слишком сильно сказано. Здесь важно иметь под рукой качественные исходные материалы, к числу которых относятся : порошкообразная( мелкого помола) смола и ароматический компонент. " Мука" - это измолотые смолы, о которых здесь много уже говорилось. Скажу только, что самая ценная "мука" - это измолотый росный ладан, и всё поставляемое из Сомали и Эфиопии. Гораздо ниже качество у всем известной смолы "ливанский кедр". Как правило , келиоты редко употребляют данный вид смолы, ладан получается низкокачественный. Слишком сильный запах гари в конце сгорания.

Теперь, что касается ароматической добавки. Греки особенно уважают ароматы производства Франции и Швейцарии. Гораздо хуже качество у Германского производителя. Монахи советовали приобретать только вышеуказанные ароматы, т.е. из Франции и Швейцарии. Аромат - это елеобразная субстанция, с очень сильным, концентрированным запахом разных композиций.Хранятся в металлических (чаще всего - аллюминиевых) литровых и 10-ти литровых бутылях. Я одну такую привёз прошлым летом, подарил один святогорец. Аромат называется "Византия". На всякий случай - литр такого масла стоит в Греции от 250 до 300 евро. Дорого , согласен. Итак ,помолясь начнём. Будем делать ладан из одного кг. "муки".

Для этого нам понадобится глубокий таз, или другая вместительная ёмкость, 1 кг. "муки", 200 грамм тёплой воды и 200 грамм аромата, 0,5 кг. магнезии(порошок, можно купить в аптеке), большой лист фанеры, нож. Насыпаем в таз смоляной порошок. Предварительно можно просеять через обычное сито. Работать желательно в респираторе Затем берём тёплую воду и постепенно вливаем в порошок, смешивая последний с водой. Следом вливаем аромат и также постепенно. Далее тщательно начинаем месить эту массу, даже вымешивать для лучшей связки благовония и смолы. Месить до тех пор, пока -правильно! - не получится самое обыкновенное подобие сдобного теста. После эту "булочку" выложить на лист фанеры, отрывать от неё (булочки) куски и быстро-быстро смешивать с магнезией. Ну точь в точь как пекарь обваливает тесто в муке. Произвёв эту процедуру (магнезия,кстати, для того , чтобы кусочки ладана в дальнейшем не слипались), раскатываем, по-быстрому, большие куски в длинные макаронины, продолжая смешивать их с магнезией. Когда макарон будет у нас достаточно, режем их на кусочки, вид которых всем известен. Всё полученное оставляем на лёгком ветерке, или сквознячке, в тёмном месте, желательно, где-то на часов 5-6. После всего - ладан готов, его можно фасовать.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
О ладане

- "Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!" - взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, - "Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит - сразу плохо становится!"

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: "Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!"

Но во всех ли ситуациях подобного рода требуется отчитка (лат. экзорцизм), т.е. сложная (и далеко не всегда одобряемая священноначалием Русской Православной Церкви ввиду появления самозваных экзорцистов и целителей) процедура изгнания из одержимого диаволом человека мучащего его злого духа?

Конечно, в Церкви хорошо известны случаи одержимости человека бесами, ставящие в недоумение секулярную психиатрию, но может быть, иногда причина плохого самочувствия человека в храме кроется в чем-то другом? Например, это может быть простая реакция непривыкшего организма на духоту и тяжелый запах в храме…

***

Воскурение ладана, фимиама - это древнейшая форма жертвы Богу. Еще задолго до формирования ветхозаветной обрядности практически все развитые культуры древнего мира использовали каждение благовонными смолами и смесями этих смол с благоуханными травами и ветвями особых деревьев как мирную жертву Богу, попытки снискать Его милосердие.

Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.



Как наиболее простая и естественная форма жертвы, каждение органично вошло и в новозаветное богослужение. Помимо известных целебных свойств ладана, а также использования его на Востоке для приветствия гостей, воскурение ладана имеет и глубокое символическое значение. Причем это не только символ сладости Рая и символ ответа Бога на наши немощные молитвы.

"Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа" - так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: "Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас", а миряне мысленно отвечают: "Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)".

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

***

Известный священник, ученый и искусствовед Павел Флоренский, называл богослужение "синтезом искусств". Этим подчеркивается важного храмового богослужения для православного христианина. Подчеркивается стремление человека, движимого божественной любовью, принести в дар Богу всё самое лучшее, что окружает человека в жизни.

Чтобы понять это, можно привести такое сравнение.

В храме христианин чувствует себя послом Царства Небесного, пришедшим в свое посольство. Да, храм - это часть окружающего мира, поэтому в церковной жизни многое несовершенно, много символов, знаков и напоминаний. Но несовершенство относится не к Царству Небесному, а к пресловутому "человеческому фактору". Множество же непонятных на первый взгляд символических действий и знаков напоминает нам о реальности нашей Небесной Родины, недоступной нашим органам восприятия так же, как Россия недоступна для непосредственного восприятия сотрудников российского посольства где-нибудь в африканских странах.

И для человека родившегося, например, вне России и никогда не видевшего её, будет дорого всё, что напоминает ему о своей далекой Родине. У него есть только фотографии, только видео и аудиозаписи, сувениры и государственная символика.

Похожим образом обстоит дело и в храме. Для постороннего смешно и странно. Для нас важно.

Для нас дороги те символы и действия, которые напоминают нам о постоянном и незримом присутствии Бога в нашей жизни. Для нас дороги аллюзии на Священную историю спасения человечества от рабства своим ошибкам и порокам, от рабства диаволу. Для нас нет в храме ничего несущественного. Только самое важное и необходимое для преображения души вносится в православный храм, совершается и произносится в нём.
Поэтому для христианина естественно для богослужения использовать самое лучшее из того, что выработало человечество. В том числе лучшие виды архитектуры, музыки, тканей, металлов, благовоний.

Здесь, кстати, ответ на вечный вопрос желающих оправдать своё нежелание жить церковной жизнью людей. "Почему в храмах христиан, проповедующих о нестяжании, простоте и смирении так много золота?"
Если бы среди наших прихожан были только совершенно неимущие люди, бедность убранства храмов еще можно было бы понять. Но если наши священнослужители и прихожане позволяют себе в обиходе дорогостоящую одежду, автомобили, предметы быта (что само по себе еще ни хорошо, ни плохо), то нищета храма свидетельствовала бы только о готовности этих людей тратиться только на суету, обличало лицемерие. Если лучшее только в наших домах, а не в наших храмах, то это свидетельство слабости нашей веры.

Естественно, что и для древнего обряда каждения, то есть возжжения благовонной смолы в знак жертвы и поклонения Богу, используются по возможности лучшие материалы.

Но что значит "по возможности" и как определить, какие сорта ладана "лучшие"?

***

Конечно, во многом "худшее - лучшее" - это дело вкуса человека. Кому-то нравится цветочный запах, кому-то тягучий, суровый, бальзамный, кто-то предпочитает естественный аромат благовонных смол.

Главное здесь в другом. Действительно ли мы готовы найти самое лучшее (и, как правило, довольно дорогое) вещество для каждения, или просто довольствуется дешевым и доступным?

Ведь подобно тому, как бывают подделки в живописи и музыке, так бывает и недобросовестно сделанные сорта ладана.

Например, во многие церковные анекдоты вошло низкое качество современного обиходного ладана, приготовленного из канифоли с добавлением неестественно резко пахнущих ароматов, как раньше говорили, "отходов парфюмерной промышленности" и прозванного неизвестными церковными остряками "смерть мухам и всем старухам".

Действительно, при использовании этого ладана недолгое первоначальное благоухание сменяется едким и раздражающим слизистую оболочку носа и гортани зловонием, гарью, сопровождающейся сильным дымовыделением. У певцов "перехватывает горло", люди мучаются, вынужденно вдыхая сомнительное "благоухание".

Хотя и это еще не самое страшное. Один мой знакомый архимандрит рассказывал о первых годах своего священнослужения, и среди прочего поведал о том, как на первом его приходе, в начале девяностых годов, предшествующий ему священник, экономя на ладане церковные деньги, "кадил"… мелко нарезанными огарками парафиновых софринских свечек!!! Надо ли говорить, что от такого зловония даже в том большом сельском храме люди задыхались, а молодежь в церковь даже и заглянуть боялась?!! Впрочем, такой вопиющий случай пренебрежения жадного священника своими пастырскими обязанностями не остался без явного наказания Божия - спустя несколько лет этот недобросовестный настоятель, довольно еще молодой человек, скончался от сложной формы рака и так и не смог "насладиться" "сэкономленными" деньгами…

Может, подобные сорта ладана и "каждение" тем, что не должно идти в жертву Богу, и препятствует людям спокойно молиться, вызывают у них головокружение и тошноту, вместе с гарью от дешевых свечек и плохого лампадного масла "выгоняет" их из храма?

***

Конечно, слава Богу, что у прихода сейчас есть возможность получить хотя бы такой ладан. Ведь каждение в православном храме совершается постоянно, несколько раз за богослужением, особенно в пасхальные дни, и очень трудно обеспечить все многочисленные приходы Русской Православной Церкви достаточным количеством ладана.

Но в наши дни есть выбор, и священник, а то и благочестивый прихожанин, желающий сделать пожертвование для своего монастыря или приходского храма, вполне может позволить себе поискать что-нибудь получше.

Самый простой и естественный выход из положения - пойти в хвойный лес и набрать смолы. Еловой, сосновой, кедровой. Но тут есть загвоздка. Необходимо убрать из неё скипидар, придающий неприятный призвук в запахе при каждении. Поэтому приходится смолу либо несколько лет выдерживать, ожидая пока выветрится скипидар, либо варить, очищать от примесей. Но это надо уметь делать. Если смолу переварить, то она при этом теряет значительную часть своего первоначального приятного запаха, и становится близкой по аромату к канифоли. Кто занимался паянием, тот представляет, как пахнет горящая канифоль. Вряд ли можно назвать этот аромат лучшим из запахов, предлагаемых в жертву Богу.

Желая улучшить аромат смолы, русские люди с древности стали примешивать к ней благовонные травы и другие ароматы, например анис (ладан с анисовым ароматом нашли при раскопках Десятинной церкви в Киеве). А это уже требует сложного технологического процесса и известного искусства - если просто накидать лепестки розы в сосновую смолу, благоухания при каждении не получишь.

До революции в России ладан варить умели, сказывался многовековой опыт. На некоторых приходах сохранились еще в коллекциях священников эти удивительные образцы дореволюционного искусства ладановарения. Красивые, крупные слитки от темно-коричневого и охристого до зеленоватого и сиреневого, они удивляют своим благоуханием, передающим свежую сладость русского леса, сада, мёда, разнотравья. При этом они совсем не похожи ни на духи, ни на иную светскую парфюмерию, а лишь напоминают о неземной сладости Рая…

К сожалению, Русская Церковь, пройдя через лихолетье революционных потрясений и годы безбожной власти, утеряла многие уникальные технологии, и рецепты изготовления качественного ладана из натуральных русских компонентов также ушли в небытие. И даже если и сохранились где-то на Руси умельцы-ладановары, то о них почти ничего неизвестно и достать их ладан практически невозможно.

До 70-х годов в патриарших мастерских еще изготовляли вполне приличный русский ладан, но впоследствии и он сильно изменился в худшую сторону. Рецептура софринскими мастерами часто меняется, даже стали делать довольно неплохое подобие греческого ладана из малазийских благовоний и смол (сорта "Патриарший", "Архиерейский"), но ни старинного, ни афонского (см. ниже) качества пока им достигнуть не удается.

Попытки сварить хороший ладан, однако, предпринимаются и по сей день умельцами в монастырях на Урале и в некоторых других местах.
Неплохой ладан разных сортов (особенно можно отметить "Дубовый мох", "Восточный", "Золотой", "Никольский", "Розу") делается настоятелем московского храма св. вмч. Ирины. Но все компоненты, входящие в его продукцию, импортные, да и гарь ладана, его "послевкусие", довольно неприятна.

Неизвестный изготовитель предлагает в церковном магазине на Пятницкой в Москве аккуратные кусочки ладана сортов "Хиландар", "Лесной", "Горный" с приятным, слегка кондитерским запахом и длительной гарью, впрочем, не зловонной.

Очень хороший ладан афонского типа делает в мордовском Санаксарском монастыре келейник известного почившего старца схиигумена Иеронима иеродиакон Амвросий, и братия Рязанского скита Данилова монастыря г. Москвы.

Один знакомый иеродиакон рассказывал мне об удивительно красивом на вид и благоуханном сиреневом ладане, который варят до сего времени рижские старообрядцы из хвойной смолы и трав. Но в продаже он не появляется - староверы ведут довольно замкнутый образ жизни.
Мне самому доводилось в середине 80-х годов приобрести замечательный ярко-желтый ладан с приятным травянисто-розовым ароматом в киевском Покровском женском монастыре, но неизвестно, готовится ли он там до сих пор.

Прекрасный ладан, темно-коричневый с нежным благоуханием и легким, шелковистым дымом, варила тайная монахиня, алтарница одного из подмосковных храмов. Но уже много лет назад она почила в Бозе, и рецепт был безвозвратно утерян.

Теперь, думаю, понятно, что самому священнику заниматься этим процессом на обычном русском приходе, где батюшка еле успевает справляться с прямыми своими обязанностями, не говоря уже о семейных, крайне затруднительно. Да и не каждый священник обладает для этого достаточным умением.

Вот и получается, что желание найти хороший ладан для своего храма "гонит" нас из леса и сада в церковный магазин.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
РОСНЫЙ ЛАДАН

Особой редкостью был так называемый "росный ладан", "ливан", привозимый купцами из южных стран и дорого ценившийся.
Это затвердевшая смола особого дерева босвелии (лат. boswellia), которое у нас часто называют ливанским кедром.



С древности эта смола используется не только для каждения, но и добавляется в мази, бальзамы и другие медицинские препараты. Египтяне часто смешивали ладан с маслом коричника и втирали эту смесь, чтобы облегчить боли в конечностях, а также включали ладан в состав омолаживающих масок, а китайцы считали его эффективным средством от золотухи и лепры. Сейчас ладан также используется при производстве духов как фиксирующее вещество.

Впрочем, и сам аромат воскуряющегося "ливана" имеет сильное лечебное действие в ароматерапии.

Эта смола - "ливан" (олибанум) до сих пор в больших количествах ввозится в Россию и, пожалуй, является лучшим натуральным ладаном на Земле. Разного размера желтые полупрозрачные капли при сгорании дают приятный естественный сладкий аромат с четким лимонным призвуком.



Кстати сказать, то, что тогда называлось "росным ладаном" представляет собой твёрдые непрозрачные желто-бурые куски редкой бензойной смолы, с приятным ванильным ароматом, при каждении очень быстро сгорающие и моментально вызывающие… лёгкий спазм дыхательных путей. Поэтому в чистом виде росный ладан не используется, а добавляется для улучшения сложносоставных ароматов.

Олибанум, растет в основном на аравийском полуострове и северо-восточной Африке и имеет много разновидностей. Есть смолы разных цветов и оттенков запаха, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно тому, что называется ладаном. Дерево Boswellia carteri производит "настоящий", "чистый" или "аравийский ладан". К остальным же видам и сортам ладана принято добавлять определение: "индийский", "иерусалимский", "африканский" и т.д. Следующее и самое близкое по запаху к нему дерево Boswellia pupurifera, растущая в Сомали и Эфиопии, дает "Сомалийский" или "Африканский ладан" иногда его еще называют "Абиссинский ладан". И, наконец, дерево, растущее в Индии и Персии Boswellia Serrata - источник "Индийского ладана".
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Ла?дан (греч. ???????) — высушенный сок, смола, (камедь) многих растений рода Boswellia — B. sacra, B. carterii и др., семейство бурзеровые (Burseraceae). растущих в восточной Африке, в Йемене, в Сомали. Содержание [убрать]
1 Сбор ладана
1.1 Качество ладана и его фальсификация
2 Свойства
3 История
4 Применение
5 Внешние ссылки

Сбор ладана

В феврале или марте делают на дереве надрезы, из которых смола непрерывно вытекает довольно продолжительное время, покрывая собой весь ствол дерева, пока наконец рана не затянется высыхающим соком. Тогда собирают засохшую смолу с дерева и с земли, затем сырьё разделяют на два сорта: отборный ладан — Olibanum electum и обыкновенный — Оlibanum in sortis.
Качество ладана и его фальсификация

Отборный ладан представляет круглые или продолговатые куски, подобные каплям (т. н. «росный ладан»), светло-жёлтые или розоватые, с восковым блеском- сверху они обыкновенно покрыты пылью от трения друг о друга, обладают приятным бальзамным запахом и бальзамным же горьким, острым вкусом- при растирании обращается в порошок белого цвета.

Обыкновенный ладан представляет менее чистые, более крупные и темные куски.
Свойства

Ладан не растворим полностью ни в воде, ни в спирте, ни в эфире и пр.- при растирании с водой образует эмульсию, при нагревании размягчается, не плавясь и распространяя при этом сильный приятный, сладкий бальзамический запах, при дальнейшем нагревании загорается и горит сильно коптящим пламенем.

Состав:
камедь, около 30 %-
смолы — 56 %, представляют собой смесь свободной босвеллиевой кислоты С32Н52О4 и связанной с олибанорезеном (С15Н22O)n-
эфирное масло, около 8 % — смесь нескольких терпенов, дитерпенов и сесквитерпенов, кипящая при 160—170°C-
горькие вещества, минеральные и прочие — количество непостоянно.
История

Латинское название Frankincense происходит от слов «incense of Franks» — франкское благовоние, так как в Европе он появился через посредников — франков. Другое его латинское название — olibanum (встречается и русская транслитерация — олибан), происходит из арабского al-luban («молоко»), так как из ран на стволе растения выделяется сок молочного цвета. Считают, что центром сбора ладана в древности был Оман.
Применение

Ладан — одно из наиболее древних благовоний, в Библии, золото, ладан и мирра описаны, как дары волхвов Иисусу. Употребляется ладан, главным образом, при религиозных обрядах. Христианство сильно увеличило рынок ладана, хотя в современных ритуалах преимущественно используют самые разнообразные искусственные заменители. Заметим, что в нашей реальности стран СНГ ладан используется не слишком активно, а вот в Европейских странах уже поднимался вопрос о возможности наложения ограничений на посещение детьми религиозных церемоний с активным воскурением благовоний из-за подозрения на проканцерогенный эффект. Также используется в парфюмерии и ароматерапии (в основном в виде эфирного масла). Ранее ладан применялся в гомеопатии, медицине, при изготовлении некоторых пластырей, зубных паст, элексиров, курительных свечей и бумажек, и прочее.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
КАШАЧИЙ ЛАДАН ИЛИ ЗЕМЛЯНОЙ ЛАДАН.
НАЗВАНИЕ КОРНЯ ВАЛЕРЬЯНЫ.
В ПЕРИОД ЗАСТОЯ ИНОГДА ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ В КАЧЕСТВЕ ЗАМЕНИТЕЛЯ ЛАДАНА.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ СВЯЗАННЫЕ С ЛАДАНОМ :

От него ладаном пахнет-
он на ладан дышит, умирает.
Боится, как черт ладану, потому что им кадят в церкви.
Его ладаном не выкуришь.
Святым духом, ладаном запахло.
Что мертвому ладан, та же польза.
Ладан на чертей, а тюрьма на воров.
Ладан на вороту (т. е. в ладанке), а черт на шее!
Хоть ладаном надымить, только б деньгу добыть!
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Свойства ладана

Разнообразные свойства ладана являются одним из самых мощных средств в борьбе против нечистой силы. Не зря в народе говорят, что боится, как черт ладана. Хорошо помогает окуривание бесноватых ладаном. Надо положить ладан на горящий уголь и трижды благословить его крестным знамением, читая при этом молитву: «Кадило Тебе приносим Христе Боже наш, в воню благоухания духовного возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа».

•Если у вас в доме живет нечистая сила, то в течение трех дней утром и вечером необходимо окуривать дом ладаном для ее изгнания.

•Порченым больным утром натощак следует принимать кусочек ладана, запивая его водой, освященной в церкви.

•При порче у детей возьмите кусочек ладана и смешайте с тремя частями меда. Утром и вечером тонким слоем наносите смесь на больные места.

•Одну часть измельченного ладана смешайте с тремя частями густого жира. Эту мазь применяйте против ожогов.

•Во время кровохарканья нужно взять 0,5л красного крепленого вина, 50мл уксуса и чайную ложку измельченного ладана. Тщательно встряхнуть. Принимать три раза в день по 50мл за 30минут до еды.

•1столовая ложка ладана на 0,5л красного сухого вина способствует росту волос, если втирать в волосистую часть головы.

•Язвы на теле следует присыпать тонким слоем измельченного ладана.

•Ладан хорошо помогает при головной пульсирующей боли, если применять его вовнутрь размером с пшеничное зерно.

•Если в эмалированную кастрюлю положить 5частей желтого воска, растопить с одной частью ладана, то эта мазь хорошо помогает при маточных опухолях.

•Ладан, выпитый со старым выдержанным вином, гонит мочу и помогает при расстройстве кишечника.

•Свойства ладана очищают кожу от лишая и останавливает выделение пота. Для этого стакан несоленого свиного или гусиного жира положить в эмалированную кастрюлю и добавить 1¤2столовой ложки ладана. Поставить на медленный огонь и кипятить до тех пор, пока ладан не растворится. Снять с огня, горячим процедить через два слоя марли. Эта мазь в виде пластыря поможет также при опухолях живота и грыжи.

•Ладан в смеси с крепленым вином помогает при опухоли молочной железы. Если его выпить, то рассосет плотную опухоль желудка и печени, поможет при истечении мочи по каплям.

•При болезнях десен втирать в больные места взятые в равных частях порошок ладана и порошок из травы чабреца.

•Ладан излечивает провалы в памяти и укрепляет мыслительную деятельность. Он останавливает носовое кровотечение.

•Окуриванием ладаном можно вылечить язвы на роговице глаза.

•Прием ладана утром натощак помогает при онкологических заболеваниях.

•Окуривание ладаном устраняет кожный зуд.

•Вдыхание ладана укрепляет сердце и душу.

•Ладан с медом устраняет ногтоеду.

•Ладан с вином и уксусом хорошо помогает от кровохарканья.

•Ладан с гусиным жиром лечит ожоги.

•Прием ладана вовнутрь помогает при дизентерии.

•Ладаном окуривали дом во время чумы.

Помните, что только Афонский ладан принимают вовнутрь, с его помощью делают мази, так как он сделан из смолы ладанного дерева.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
НАЙТИ ХОРОШУЮ РАБОТУ

В церкви возьмите небольшой кусочек ладана и свечу. Ближе к полночи, возьмите лист белой бумаги, выключите свет, зажгите свечу, на бумагу положите ладан и читайте заговор:




После прочтения заговора, заверните ладан в бумагу и носите с собой девять дней подряд. После девяти дней, сожгите бумагу с ладаном, чтобы дым от бумаги в окно выходил.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Гадание на ладан.

Гадание на ладан нужно делать в одиночестве. Около 12 часов заприте двери, опустите шторы, постелите чистую скатерть, поставьте на стол два прибора, зажгите свечу, сядьте за стол перед одним из приборов, положите на обе тарелки по кусочку ладана и начинайте читать заговор для гадания, при этом правой рукой то с одного прибора, то с другого берите кусочек ладана и подносите к свечке поочередно. Дочитав заговор, бросьте один кусочек ладана на столе, а другой кладите под подушку. Ложитесь спать, сон будет вещим: о чем гадали, то и увидите.

Ладаном в церкви ладят,
Дома им болезнь правят.
Под Рождество
На него гадают.
Ладан, ладан,
Было бы ладно
Тобой погадать,
Всю правду узнать.
Как ты.
Ладан-батюшка,
чист, свят и честен,
так н сон мой будь правдив. Аминь.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
ЛЮБОВНЫЙ ЗАГОВОР НА ЛАДАН
Сжигая на горящих угольях ладан, говорят:

"Я не свечки зажигаю, а душу и сердце зажигаю раба (имя) ко мне, рабе (имя), навсегда на ладан"

или

"Как этот ладан горит и тоет, так гари и тай сердце и душа раба (имя) ко мне, рабе (имя), навсегда".

ДЕЛАТЬ ТАК 9 ДНЕЙ ПОДРЯД
 

Vita

Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:22
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю!
 

MoonDragon

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.227
Реакции:2
Баллы:0
Какой интересный материал! Благодарю, Магистр!
Я узнал много нового))
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Заговор на ладан от порчи


Купить в церкви ладан, окурить им все углы в доме со словами:

«Как этот ладан тает, так пусть вся порча сгорает, вся нечисть улетает».

«Мать меня, рабу (имя), родила, чтоб счастливой была, чтоб здоровой жила, чтоб шли в гору дела, чтоб семью завела, чтоб не коснулась хула, да ведьма прокляла. Но пусть зла стрела в костре сгорит дотла, к той колдунье вернется, ей злом обернется, проклятье детей моих не коснется. А я, раба (имя), буду стоять, как скала, как вековая ветла, не допустит Бог никакого зла. Семь защитных кругов вокруг меня, 77 ангелов защитным щитом. Тому, кто будет клясть, в меня не попасть, детям, внукам моим не пропасть. Пусть цветет мой род, а черницу черт заберет. Кол колдунье в рот. Аминь».
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Религия и ладан
Везде где есть христианство есть ладан, это связано с традицией воскурять ладан во время службы, как мы видим это повелось с библейских времен. Но и лекарственные свойства ладана так же широко позволяли ему распространяться по всему миру. Средневековый французский врач ѕ Одо из Мена, говорит что ладан своим ароматом укрепляет силу памяти. Чешский врач XIV века Ян Черны советовал лечить темноту в глазах ладаном растертым на меду. Уже позже в XVII веке в справочнике по домоводству называемому "Новый Альберт" советуют лечить лошадь от восцы/воспаления с чирьями/ окуривая ее по утру и вечеру ладаном и мышьяком в количестве одной драхмы. Перед окуриванием лошадь необходимо было вымыть.

Кстати, у мусульман существовала традиция окуриваться после бани ладаном, очевидно из-за того что все поры тела открывались. Так вот странно традиция движется из одной страны в другую меняя области применения. Как мы видим во все времена врачи искали эффективные средства борьбы с болезнями и мимо ладана не прошли ни древние, не средневековые, ни современные. Кстати в наше время ладан используется в парфюмерии и ароматерапии. Но все же надо признать что ладан, как и молитва более лекарство для души, нежели для тела. Именно врачуя душу человек может избавиться от телесных недугов. А аромат ладана бесценен тем, что он приводит сердце человека в определенное соответствие к небесным силам.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Естественно нельзя обойти внимание свойства ладана воздействовать на душевное и телесное здоровье человека. Так средневековый армянский врач Амирдовлат Амасиации считает что своей горячей и сухой природой ладан укрепляет разум и излечивает забывчивость. Он останавливает носовое кровотечение, помогает при раке. Если сделать окуривание вызовет рост ресниц. Укрепляет сердце и душу. Выводит влагу и помогает при кашле холодной природы. Очищает кожу от лишая. А дым ладана помогает при воспалении век.

Другой гениальный врач Ибн Сина - Авиценна советовал употреблять ладан для оздоровления воздуха. Но предупреждал, что в чрезмерных количествах он может вызвать головную боль особенно у людей горячей природы. Он говорил, что ладан обладает свойствами териака (то есть сложного лекарства арабской медицины) поэтому помогает в виде окуривания во время чумы. Также окуривание им совместно с древесной смолой (очевидно с сосновой) помогает росту волос выпавших в следствии лисьей болезни. Для очищения гнилостного воздуха ладан незаменим. При этом, считалось, что у красноватого ладана очищающее свойство сильнее, чем у белого.

В православных монастырях пили воду настоянную на ладане для укрепления здоровья - ладан улучшал качество воды. Несомненно, обладая бактерицидными свойствами ладан активно воздействует на микробы содержащиеся в воде, кстати, совсем недавно стали использовать ионообменные смолы в фильтрах для очистки воды. Подделка ладана древнее искусство, оно появилось вместе с появлением ладана. Все что ошибочно принимали или принимают за ладан, собственно и может служить для его подделки.

В первую очередь пытаются подделать внешний вид, ведь на рынке часто человек не имеет горящего угля чтобы проверить запах и ему приходится полагаться только на свои глаза, и купец при этом часто не является потребителем, а выполняет чей- то заказ, но в этом деле глаза плохой советчик, для работы с благовониями необходим прежде всего нос. Часто для подделки используют смолы хвойных деревьев: сосны, можжевельника, лиственницы.

Для этого куски смолы окатывают, то есть им придают форму настоящего ладана, для этого их помещают в длинный кувшин и повалив его набок катают, затем полученные таким образом катышки присыпают пудрой той же смолы, а иногда и пудрой из настоящего ладана. Часто путаница с определением ладана происходит не по злому умыслу, а по незнанию, как может человек отличить настоящее от не настоящего если он настоящее в глаза не видел.

Вот такая замечательная вещь ладан, где же его настоящий достать, действительно это проблема. Но Господь позаботился обо всех народах и каждый может найти в окружающей его природе нечто подобное. У нас в России "лесным ладаном" называли смолу сосны. Также хороши смола лиственницы, кедра, можжевельника и ели. Любой желающий может собрать эти смолы и смешав их класть на угли, в городе очень заметно становится их действие.

Вспомните как собрано и возвышенно человек чувствует себя в сосновом или еловом бору такое же чувство приходит вместе с ароматом курения, высвобождаются стихии которые были соединены в маленьком кусочке смолы: воздух, земля, вода, огонь и эфир. И вместе с ними освобождается память о ветрах солнце дождях которые ласкали дерево и оно плакало от радости желтыми слезами смолы.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Эфирное масло ладана

Действие: Антисептическое, заживляющее- мочегонное- рогонное- стимулирует пищеварение- стимулирует функцию матки- способствует рубцеванию, стягивающее- тонизирующее- успокоительное- цитофилактическое.

Меры предосторожности: Побочные эффекты применения масла ладана не выявлены.

Воздействие на сознание: Делает ровным дыхание, создает возвышенное настроение, придает ощущение покоя, упорядочивает мысли. Умиротворяющее и просветляющее действие ладана благотворно сказывается на людях, пребывающих в состоянии тревоги, терзаемых навязчивыми воспоминаниями.

Воздействие на тело: Хороший эффект производит на слизистые оболочки, прочищает легкие. Благоприятно влияет на дыхание: уменьшает одышку, облегчает состояние больных астмой. Помогает при катаральных воспалениях, в целом регулирует работу желез внутренней секреции. Способствует лечению насморка, успокаивает кашель, смягчает проявления бронхита и ларингита. По всей видимости, оказывает положительное воздействие на мочеполовую систему - уменьшает боли при цистите, нефрите, помогает избавиться от неприятных ощущений при попадании инфекции в половые органы. Будучи вяжущим средством, может останавливать маточные кровотечения, в том числе уменьшать обильные менструации, в целом тонизирует матку. Благодаря успокаивающему действию эф-фективно проявляет себя как средство родовспоможения, помогает к тому же избавиться от послеро-довой депрессии. Может противодействовать развитию мастита. Ладанное масло успокаивает желудок, способствует пищеварению, уменьшает диспепсию и снимает отрыжку.

Воздействие на кожу: Омолаживает увядающую кожу, разглаживает морщины. Великолепное тонизирующее средство для кожи! Благодаря вяжущим свойствам полезно для жирной кожи. Ладанное масло доказало свою эффективность при лечении ран, болячек, язв, карбункулов и кожных воспалений.

Сочетаемость с другими эфирными маслами: Апельсин, базилик, грейпфрут, лаванда, мелисса лекарственная, пачули, пеларгония, перец черный, сандаловое дерево, сосна, ферула.
 

Камелия

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:7.634
Реакции:26
Баллы:0
У меня есть росный ладан Ливанский - это такое чудо, нет слов!
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Ладан



«Вы спрашиваете меня что такое ладан. Но в ответ позвольте спросить: "Вы хотите знать о настоящем ладане или о тех веществах которые называют этим именем?" И он ответил: "Я хочу знать об обеих!" Ну хорошо тогда слушайте».

Слово Ладан теперь синоним благоухания, про все что хорошо пахнет можно сказать благоухает как ладан. Одним из древнейших фимиамов, судя по дошедшим до нас историческим источникам, является ЛАДАН. Так что же это такое, ЛАДАН? О ладане определенно говориться в Библии, в книге ИСХОД, собственно там содержится один из первых в истории рецептов, как приготовить благовонное курение и как его использовать:

34. И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну,
35. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый чистый, святый-
36. И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас.
37. Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святыней да будет оно у тебя для Господа.
38. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребиться из народа своего.

В Библии вещество именуемое "чистый Ливан" и есть "Ладан" в современном понимании. Другие три вещества тоже известны, но о них в другом месте. С истоков христианства курительный состав был четырехкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей. Со временем, то чем кадили в христианской церкви стало называться одним словом ладан. И мне не известно что бы где-либо теперь изготовляли ладан по библейскому рецепту. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов. Хотя многие люди думают что это что-то одно. Настоящий ладан — это смола очень редкого дерева произрастающего в Аравии в Восточной Африке и Индии. Латинское название его — Boswellia, оно бывает нескольких видов, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно тому что называется ладаном. Желательно сразу договориться, что ладаном мы будем называть смолу дерева Boswellia Carteri, произрастающего в Аравии. К остальным же видам и сортам ладана мы будем добавлять определение: "индийский", "иерусалимский", "росный", "африканский" и т.д. Для большей точности приведу небольшой список латинских названий растений и название продуктов производимых ими, так дерево — Boswellia carteri производит "настоящий", "Чистый" или "Аравийский ладан". Следующее и самое близкое по запаху к нему дерево Boswellia pupurifera — растущая в Сомали и Эфиопии дает "Сомалийский" или "Африканский ладан" иногда его еще называют "Абиссинский ладан". И наконец дерево растущее в Индии и Персии Boswellia Serrata доставляет "Индийский ладан". Но честно говоря по запаху своему при воскурении оно раза в три уступает первым двум и попало в эту компанию только из ботанических соображений, да по внешнему сходству смолы.
Родиной настоящего ладанного дерева считается Южная Аравия а именно долина Дуфар в Хадрамауте Южная часть Аравийского полуострова. Сомали же, Судан и остров Сокотра доставляют "Африканский ладан". Теперь дерево входит в Красную книгу ему дорого стоило обладание таким сокровищем, как ладан.

Но как выглядит сам ладан? Это смола в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров. Обычно от полупрозрачно-желтого цвета до розоватого, иногда встречается с зеленоватым оттенком. Запах у невоскуряемой смолы немного терпкий, смолистый но не сильный. Так я могу описать ладан наших дней.

В торговых законах 1200 г. до Р. Х. Рамсес III постановил что цвет благовоний может колебаться от дымчато-янтарного до нефритово-зеленого, бледного как лунный свет, но все остальные не имеют никакой ценности. Как видите эти два описания не разнятся.

Плиний: "Однако благовоние которое ценится выше других, — это такое, которое имеет форму соска или груди. Он получается когда одна капля вдруг останавливается, а другая, следующая непосредственно за ней, прилипает и соединяется с ней в единое целое".

Бируни говорит: "Лучший ладан — мужской (с мужского дерева) белый, круглый, золотистый в изломе и быстро воспламеняющийся..." Относительно ладана привозимого из Индии он говорит: "Ладан зеленоватого и черноватого цвета. Продавцы придают ему округлую форму так: его режут на небольшие куски различной формы и кладут в кувшин, который вращают пока куски не станут круглыми. Этот ладан хуже настоящего, он горький и зеленый." И здесь мы снова согласимся с Бируни.

Древнегреческий ботаник Теофраст /ок. 372-ок. 287 гг. до н. э./ пишет: "Иногда одно зерно ладана бывает так велико, что заполняет собой всю горсть и весит больше одной трети мины. Мне же кажется что это преувеличение, я думаю такое зерно изготовляли специально, отливая смолу в форму, а затем придавали ей вид естественной капли. Так что бы поразить воображение царей. Ибо долгое время считалось, что ладанные деревья произрастают в Раю. И в то же время он же очень достоверно описывает сбор ладана в Аравии: "У деревьев были надрезаны стволы и ветви, только первые казалось были надрублены топором, надрезы же на ветвях были менее глубоки. Смола частью скатывалась вниз, а частью приставала к дереву. Кое-где под деревьями были расстелены плетенки из листьев финиковой пальмы- а кое-где землю просто утрамбовали и чисто подмели. Ладан на плетенках был чист и прозрачен- стекавший прямо на землю был хуже. Смолу приставшую к дереву, обдирают железными инструментами- поэтому в ней иногда оказывается и кора... Слышали они еще, что ладан и мирру свозят отовсюду в храм Солнца, это величайшая святыня Сабеев. Привозят ладан, каждый ссыпает его в свою особую кучку и то же самое делает с миррой. Кучки эти остаются под охраной стражи- в кучку втыкается дощечка с обозначением числа и имеющихся здесь мер и цены, по какой следует продавать каждую меру. Купцы явившись рассматривают эти надписи и, перемерив понравившуюся им кучку кладут указанную плату на то же самое место, откуда взяли кучку. Жрец придя на место забирает третью часть этой платы в пользу бога, остальное же оставляет на месте, и деньги лежат в полной сохранности, пока за ними не приедут и не заберут их хозяева."

В начале XX века Ладан добывали так: в феврале или марте делают на стволе и ветках дерева надрезы, из которых вытекает сок похожий на молоко Смола вытекает довольно продолжительное время покрывая собой весь ствол дерева, пока наконец рана не затянется высыхающим соком. Тогда собирают засохшую смолу с дерева и земли. Затем попадающий в Европу товар тщательно отбирают, разделяя на два сорта: Отборный ладан — Olibanum electum и обыкновенный — Olibanum in sortis. Отборный ладан представляет круглые или продолговатые куски, подобные каплям, светло-желтые или розоватые, с восковым блеском, сверху они обыкновенно покрыты пылью от трения, друг об друга, обладают приятным бальзамическим, терпким запахом и вкусом: при растирании превращаются в порошок белого цвета. Второй сорт представляет собой менее чистые, более крупные и темные куски. Он в последствии часто используется для приготовления "составного ладана". В настоящее время в Дофаре юго-западном районе государства Оман ладан добывают таким образом: на дереве делают зарубки в конце марта (месяц "канд.-) В последующий за этим дождливый сезон, сок поднимается по стволу и вытекает из зарубок. С одного дерева собирают до 400 грамм ладана. Местные жители считают, что курение им изгоняет дьявола.

Нельзя не сказать о традиции "ладановарения", то есть о приготовлении ладана из нескольких компонентов. В православных монастырях русской, греческой, румынской церкви на Старом Афоне в Греции почти в каждом имеется свой рецепт приготовления ладана, который держится в секрете. Существует, например, ладан "Студитского монастыря по Оптинскому рецепту". "Охридского болгарского монастыря" румынского монастыря "Брынковяну". Очевидно что традиция "ладановарения" существует давно и центром этой традиции в настоящее время являются монастыри Старого Афона. Качество ладана приготовленного в этих монастырях изумительно что ж, это и понятно его составляют монахи, а когда человек достигает определенного духовного уровня он уже ничто не может делать плохо. Печалит одно как бы эта традиция не потерялась из-за теперешних трудностей на Старом Афоне. В монастырях там сейчас не очень людно, не то что век-два назад.
Как "варят" такой ладан то что называют этим именем, как правило, многокомпонентное вещество в котором иногда может присутствовать часть настоящего ладана, а может и не присутствовать. Часто такой составной ладан делают из смол местных деревьев: фисташки, можжевельника, сосны, с добавлением эфирных масел, к примеру розового. Кстати в составных ладанах используют настоящий ладан низкого сорта, тот что в порошке. Так, например, делают ладан известный у нас среди православной паствы и духовенства под названием "Иерусалимский". Его привозят обычно из Иерусалима, в виду своей дороговизны он достаточно редок. Это небольшие подушечки 5-8 мм в диаметре, розового цвета обсыпанные снаружи порошком из смолы. При воскурении их можно услышать нежный запах розы. По сообщению Д. Перлова его делают в Иерусалиме для армянской церкви и приобрести его можно там в Армянском квартале, поэтому будет также справедливо называть его "армянский ладан". Интересно, что еще Ксенофонт живший в третьем веке до Р. Х. лестно отзывается в своей книге "Анабазис" о душистых благовониях изготовлявшихся в Армении. Возможно традиция приготовления этого "армянского ладана" очень древняя. В нашей стране тоже пытаются делать ладан да все как-то неуспешно, денег нет на хорошие, настоящие вещества, связано это с экономикой.

Признаться нелюбим же этот отечественный ладан духовенством и прихожанами, да делать нечего. Кому-то и плохо от него становилось. К сожалению, ладанное дерево очень прихотливое оно растет на высоте около двух тысяч метров при определенной влажности и температуре и вырастить его где-либо кроме мест его привычного обитания не удавалось нигде, даже в теплице.
Придя на службу в православную церковь в праздник, вы сможете узнать как пахнет настоящий "ладан", его, любящий свою паству священник, припасает специально для такого случая, в коробочке от леденцов, прячет глубоко в складках своей рясы и в особо торжественный момент кладет в кадило. Именно запах такого ладана создает во время службы особое, приподнятое настроение у прихожан и клира. Он служит при этом для всех присутствующих камертоном, с помощью которого соотносятся общие чувства и мысли. Молитвы же вместе с благовонными клубами поднимаются ввысь под церковные своды и далее на небеса. Так и звук молитвы будто бы исчезает растворяясь в воздухе, но оставляет вокруг себя "аромат праведности и любви".

Ладан воскуряется на древесном угле который является тихим и незаметным спутником, но без которого вознесение к небесам не возможно. Что касается угля, у нас в России предпочитают березовый древесный уголь, который сгорая почти не дает никаких посторонних запахов. В Греции, на Афоне для тех же целей, используют уголь получаемый из виноградной лозы. А в Средневековой Европе лучшим для воскурения считался липовый уголь. На его основе с добавлением ладана и других ароматических смол делались курительные свечки позже известные у нас в России под именем "монашенок". Теперь в домах часто для воскурения ладана используют настольную электрическую лампу, для этого на ее стеклянную колбу кладут колечко и в него уже помещают кусочек ладана, это делается для того чтобы растопленная смола не попала в патрон. Сложилась даже традиция нужна лампа в 60 ватт если меньше то тепла не достаточно если больше то ладан начинает давать горьковатый дым.

На вкус, ЛАДАН, терпкий, горьковатый и если жевать его некоторое время, то во рту останется что-то напоминающее по виду жевательную резинку, благодаря этому пластичному свойству он также с древних времен использовался в составе ранозаживляющих пластырей. Как и всякая растительная камедесмола он обладает свойствами, подавлять действие микробов в воздухе, в воде и организме. Врачи античности чувствовали и предполагали сходство между деревом и человеком. Известно, что смола вытекает из порезов и трещин на древесной коре, то есть дерево таким образом само себя лечит, и восхитительно то, что полезно дереву, также, полезно человеку особенно при поранениях и порезах. В мире все как-то подобно друг другу, и деревья подобны людям. Зная, что дереву при сборе смолы наносятся раны, древние особенно ценили "самоточный ладан", то есть такой ладан, который, иногда сам вытекает из коры по воле Божьей от избытка благодати. Так древние являли достойный образец доброго отношения к природе. Если вдуматься, как может быть Богу угодно принимать фимиам, если добывая его человек заставляет страдать дерево.

Ладан век от века везли по суше из Дуфара и Хадрамаута в Южную Аравию, пройдя ее и попав на запад в Йемен, оттуда повернув на север и двигаясь вдоль Красного моря до того места где дорога благовоний разделялась и один путь шел в Египет, а другой на восток в Вавилон и Сирию. К тому времени когда груз достигал места назначения его стоимость увеличивалось в шестеро. Поэтому египтяне стремились сами проторить этот путь избавившись от посредников, и даже привести саженцы чтобы их рассадить в Египте. Первая известная экспедиция египтян за благовониями в Сомали была отправлена примерно за 3000 лет до Р. Х. Это значит что ладан как благовоние уже используется пять тысяч лет. В последующие века такие экспедиции предпринимались неоднократно, последняя была послана в Сомали в 1493 г. до Р. Х. по приказу египетской царицы Хатшепсут. Флотилия из пяти больших судов с тридцатью гребцами на каждом. Мы знаем об этом благодаря рисункам и надписям на стенах храма Дейр-эль-Бахари. Известно, что помимо самих благовоний, а это были в основном Ладан и Мирра, пытались привести сами деревья, что бы развести их в Египте и таким образом значительно сократить расходы, так как ладан и мирра ценились в те времена по настоящему на вес золота или даже дороже золота. К сожалению деревья не прижились.

В Греции на алтарях храмов олимпийских богов воскуряли ладан о чем свидетельствуют как свидетельства очевидцев так и рисунки дошедшие до нас. Как известно греки все необычное и прекрасное в природе связывали с каким-нибудь мифом не прошли и мимо ладана, считалось, что он был создан Солнцем из тела Левкотеи его возлюбленной погребенной заживо. Об этом сообщает Седир. По-гречески название его звучит как ladanon, на персидском laden, на арабском la'den. Арабское слово " Лабан" — так арабы называют ладан переводится как "молоко". Так выглядит смола перед тем, как застыть и стать прозрачной.
Греки считали, что ладан с молодых деревьев более светел и менее ароматен, а со стареющих желтее и ароматнее. С этим нельзя не согласится и применительно к другим смолам: сосны, лиственницы, но главное что бы дерево было зрелым, красивым и не изуродовано человеком. Также считалось, что ладан привозимый с островов, а именно с Сокотры лучше, нежели привозимый из Аравии.

Трояновский в комментариях к книге Седира "Магические растения" сообщает, что: "Деревья дающие ладан надрезали перед восходом Пса (это Сириус в созвездии Ориона, по Евдоксу его восхождение 25 июля по другим данным 18 июля) и в самые жаркие дни, смола получаемая из ветвей пахнет хуже, чем смола получаемая из ствола. Самую лучшую и чистую смолу получают из мест залитых Солнцем и обращенных к Северу". Это сообщение Трояновского спорно, мне думается, что надрезы на дереве делали все же в марте, а вот собирали действительно перед восходом Сириуса.

И в Риме ладан не был забыт, Вергилий в "Буколиках" упоминал о нем:

"Родина есть у деревьев.
Эбен лишь Индия знает,
Ветви которые жгут в курильницах, — только сабеи."

Из этого отрывка видно, что во времена Вергилия жгли не только смолу ладана, но также и ветви ладанного дерева, очевидно они были дешевле, чем смола. Надо сказать, что Вергилий был большой любитель растений и сельского хозяйства, некоторые его стихи содержат рекомендации, как ухаживать за пчелами, садом и огородом. Времена уходят, а проблемы все те же "пчелы заболели - окури их гальбаном".

Везде где есть христианство есть ладан, это связано с традицией воскурять ладан во время службы, как мы видим это повелось с библейских времен. Но и лекарственные свойства ладана так же широко позволяли ему распространяться по всему миру.
Средневековый французский врач ѕ Одо из Мена, говорит что ладан своим ароматом укрепляет силу памяти.
Чешский врач XIV века Ян Черны советовал лечить темноту в глазах ладаном растертым на меду.

Уже позже в XVII веке в справочнике по домоводству называемому "Новый Альберт" советуют лечить лошадь от восцы/воспаления с чирьями/ окуривая ее по утру и вечеру ладаном и мышьяком в количестве одной драхмы. Перед окуриванием лошадь необходимо было вымыть.
Кстати, у мусульман существовала традиция окуриваться после бани ладаном, очевидно из-за того что все поры тела открывались. Так вот странно традиция движется из одной страны в другую меняя области применения.

Как мы видим во все времена врачи искали эффективные средства борьбы с болезнями и мимо ладана не прошли ни древние, не средневековые, ни современные. Кстати в наше время ладан используется в парфюмерии и ароматерапии. Но все же надо признать что ладан, как и молитва более лекарство для души, нежели для тела. Именно врачуя душу человек может избавиться от телесных недугов. А аромат ладана бесценен тем, что он приводит сердце человека в определенное соответствие к небесным силам.

Русские.

На одно из первых мест в борьбе с нечистью народная мудрость у русских ставит ладан. Это отражается в фольклоре, пословицах: "Боится, как черт ладана." Или: "Бежит как черт от ладана", "Его ладаном не выкуришь" , "Святым духом, ладаном запахло", "Ладан на чертей, а тюрьма на воров", "Ладан на вороту, а черт на шее" (то есть на шею надета "ладанка" так у русских назывался мешочек с ладаном носимый на шее, считалось что он предохраняет от напастей и нечистой силы. Обычно этот мешочек привешивали к нательному кресту.)
В обиходном словаре у русских достаточно слов связанных с ладаном и приспособлениями для его хранения и употребления, так например - "Ладанницей" назывался сосуд для хранения ладана. Распространена была также "Ладанная курильница" которая ставилась перед иконами, обычно ее делали из меди в виде шара, с крестиком на верху. Такую информацию можно найти в "Словаре русского языка" составленного В. Далем. правда Даль немного ошибается определяя ладан как смолу Juniperus turifera, а это как известно можжевельник. Вообще во времена Даля в России не было четкости в ботаническом определении производителя ладана, например, Энциклопический словарь А. Старчевского изданный в С. Петербурге в 1853 году. Из главы "Ладан" посылает читателя в главу "Бальзам" и там в числе естественных бальзамов, упоминает: "гальбан, смирна, бделий, росный ладан, стиракс". И все на этом следы настоящего ладана здесь просто теряются. Наверное автор подумал: "Потом отдельную статью напишу." Да видно забыл. Через тридцать лет уже в энциклопедическом словаре "Гранат" ладан определяется правильно, это смола производимая деревом Босвеллия. Кстати, написал эту статью о благовониях для словаря — о. Павел Флоренский!
В средние века известны были в России "Ладанные книги" в них вписывались расходы на ладан и облачение, которые отпускались из казенного приказа в разные московские и иногородние церкви, а также к государю и царице. Главный интерес представляется куда, в какие монастыри и церкви посылали ладан и облачения, а также сведения о лицах которые являлись в приказ за получением этих вещей. Книги эти относятся к царствованию Алексея Михайловича и хранятся в архиве московской оружейной палаты. Глянуть в них мне не довелось, а то бы было интересно узнать сколько же ладана употреблялось в том или ином городе.

В Новгороде в начале восемнадцатого года в "весчей" книге мы находим запись за 1714 год: " Ладан — 7.75 пудов общей суммой 78 рублей". Вероятно это цифры годового потребления ладана в Новгороде и окрестностях, всего 124 килограмма, цифра не маленькая, я думаю теперь в Новгородской области употребляют настоящего ладана в 10-20 раз меньше. Связано это с тем, что настоящий ладан дорог, также долгое время при советской власти ладан практически не употребляется прихожанами и священниками в домашних службах, в домовых церквях, как это было раньше. Надо отметить, что духовенству было запрещено совершать молебны, погребальные ритуалы вне стен церкви, что тоже уменьшало количество потребления ладана.

Так как ладан использовали в церкви его использовали и в народе, иногда с несколько языческим оттенком или даже с магическим. Например, в Сараповском уезде Вятской губернии в XIX веке был такой способ выявления колдунов. Нужно было взять "сорокообеденный ладан" то есть пролежавший на престоле во время Сорокоуста, растереть его в порошок и всыпать в вино или пиво. Затем надо было подозрительному человеку дать это выпить, после чего тот если был колдуном начинал ходить по избе с одного угла в другой и он при этом не мог выйти в двери, для этого ему нужно было дать выпить обычной воды, тогда он мог покинуть дом, но при этом такой колдун терял всю свою магическую силу.

Без ладана не обходилось на Руси при лечения "кликушества", то есть особого рода психической болезни или одержимости бесом, при которой страдающий этим недугом выкрикивает разные бессвязанности или подражает крикам животных. Если припадок был сильный и больная при этом не могла двигаться, то ее вносили в избу и начинали окуривать ладаном с трех сторон, таким образом чтобы сторона открытая к двери была свободна и бес мог покинуть больную и выйти на улицу. Так как бес нападает на человека изнутри, то только ладан мог туда проникнуть и вытеснить его из одержимого.

На орловщине для этих целей используют ладан, собранный из двенадцати церквей и двенадцать раз утром вскипяченный в чугуне. Затем, этот отвар сливают в штоф, после чего дают пить его больной. В Болоховском уезде, там же, на орловщине, в одном из сел продавали подобный ладан под названием "херувимского" то есть таким которым кадят в киевских пещерах, во время исполнения "Херувимской песни" причем "одну росинку дают на трешку". Нельзя не отметить, что народ был весьма искушен в отношению к ладану. Прочитав об этом у С. Максимова — этнографа XIX века, я был сильно удивлен, и в тоже время опечален, как много теперь утрачено тонкости в отношении к подобным вещам.

Ладан является также основным средством во время совершения очень важного для русской деревни обряда "опахивания". Обряд производится для того чтобы оградить деревню от моровых поветрий, то есть эпидемий, угрожающих, как скоту так и людям. Для его совершения собираются как правило девицы и вдовы и ночью впрягшись в соху пропахивают вокруг деревни борозду. В Судогском уезде Владимирской губернии обряд "опахивания" проводят под Духов день при этом поют "Да воскреснет Бог" на всех перекрестках дорог ведущих в селение проводят сохою крест, а в копанные специально ямы закладывают ладан. Здесь мы очевидно сталкиваемся с древними языческими очистительными обрядами которые народ мило пытается замаскировать под что-то церковное.

В православной церкви перед литургией разжигает кадило пономарь, а потом уже священник или диакон им кадит во время службы. Вот как это описывается "каждение" в "Богослужебном уставе Православной Церкви." изданном в Москве в 1902 году: "Иерей принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан, при чем тайно читает молитву кадила: "Кадило тебе приносим...", а диакон берет зажженную свечу- священник кадит около престола с четырех его сторон, жертвенник и весь алтарь- диакон ему сопутствует при каждении. Когда каждение алтаря окончится, сей последний проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: "Восстаните. Господи, благослови". Священник, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: "Слава святой и единосущей..." и под пение с клироса: "Благослави душе моя..." Священник выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местные иконы, весь храм, клир, и народ. По окончании каждения царские врата затворяются.

Интересно, что сейчас благочестивый священник не разжигает уголь в кадиле при помощи спички, но использует для этого свечу по сообщению Романа. Из других источников известно, что если и приходится зажечь в храме спичку, то дым от нее выпускается в форточку, так как запах серы традиционно противостоит запаху ладана и символизирует при этом нижние миры.

Мне доводилось слышать от некоего монаха, что если диакон пользуется авторитетом, то есть статен, имеет внушительный вид и голос, то это примета того, что у него имеется хороший, настоящий ладан. Мне правда не совсем была понятна связь между статностью и ладаном. Но впрочем, подумалось, таких диаконов нет в простых сельских церквях, такие встречаются только в "кафедральных", а значит не бедных.

"Афонский" или "Иерусалимский ладан", а так же настоящий ладан — во времена СССР привозили высокие церковные делегации, привозили тайком иногда под видом канифоли для скрипок, потому что в Союз нельзя было ввозить церковные книги и предметы культа. Такой ладан в церквях использовали по праздникам, хотя впрочем и поныне его так используют, поэтому он называется "праздничный".

Что касается настоящего времени то в Хадрамауте местный ладан называемый "Либан баляди" используют для окуривания общественных бань и банных помещений в частных домах. Для более важных случаев используют ладан привозимый из Сомали его называют "либан митый" его используют во время религиозных церемоний вокруг могил особо почитаемых суфийских святых — "вали". Я не удивился бы если узнал что в Сомали местный ладан жгут в банях, а аравийский в особо торжественных случаях. Люди часто не ценят то что у них под ногами.

Вот тут ладан роднит мусульман и христиан веры разные, а ладан общий. Во время погребальных церемоний при обмывании покойника мусульмане так же используют ладан. В качестве лекарства используют воду настоянную на ладане, ею поят детей которые долго не говорят после рождения.
В Аравии часто начинают и заканчивают день курением ладана. Для этого в качестве курильниц используют глиняные сосуды различной формы.

Как-то в Лондоне нам с женой довелось посетить эфиопский ресторан и закончив трапезу состоящую к нашему удивлению из картошки в мундире и блинов, мы заказали кофе. И тут произошло самое интересное, официантка принесла к нам на стол глиняную курильницу в которой горел древесный уголь, мы с недоумением уставились на нее, пока еще никто не понимал зачем это делается. После чего были поданы на стол небольшие не глазурованные глиняные чашки и наконец был принесено кофе. Официантка бросила на угли смолу которая оказалось настоящим ладаном и когда он задымился она стала брать левой рукой чашку и перевернув ее вверх дном держать какое-то время над дымом. После чего в чашку наливался кофе. В результате ко вкусу кофе примешался неожиданный и изысканный вкус ладана. Потом уже дома я проделывал то же самое с фарфоровыми чашками, но они плохо впитывали в себя ладанный аромат, для подобного пития кофе годятся только простые глиняные, пористые чашки.

В древности ладан добываемый в Дафаре назывался "Сахалитским" по имени залива вероятно что это либо Оманский, либо Аденский залив Очевидно из за большого количества туманов в этом районе существует легенда о том, что ладан это роса выпадающая на деревьях. Затем со временем это представление перешло на растение Ладанник из которого и по сию пору добывают вещество сходное по запаху с ладаном. Растет ладанник в Греции, Испании, Болгарии, а также у нас в Крыму.

Относительно Сомали, ситуация с ладанными деревьями там сейчас не лучшая, там плохо с топливом, деревья рубят на дрова. Бог даст может быть одумаются и начнут использовать их по назначению (но когда это будет неизвестно, сейчас там война и на до деревьев)

Китай

Китайские алхимики называли ладан — "стекающий жир священного цветка". В танском Китае ладан использовался, как дорогое и экзотическое благовоние. В знак великого презрения к богатству некий Цао Му-гуан сжег в чаше десять цзиней /пять килограммов/ ладану со словами: "Богатство добыть легко, но Будду обрести трудно". Обрел ли он Будду не известно, но как видите он попал в книгу о фимиамах. Но в Китае очевидно все-таки использовали "индийский ладан". Я бы сказал он составляет по своей ценности одну пятую от "настоящего ладана". В китайской медицине при наружных язвах и при жалобах на кишечник. Даосы рекомендовали, как средство продлевающее жизнь. Так же в составе пасты для приклеивания живописных произведений к шелковым свиткам, это предохраняло от жучков-точильщиков.

Индия

Меня удивило в Индии то, что не смотря на огромное количество всевозможных благовоний: палочек, конусов, порошков там то же имеется в продаже ладан. И это не отдельные зерна как принято во всем мире и даже не смола Boswellia serrata - "Индийского ладана" Это вещество которое состоит из смол различных хвойных деревьев, и поступает в продажу в виде брикетов от 50 граммов до 1 килограмма. Используется он индуистами для воскурения на алтарях во время религиозных церемоний, как дома так и в храмах. Он носит название по месту производства, например, "Madrasi loban" — "Мадрасский ладан".

Естественно нельзя обойти внимание свойства ладана воздействовать на душевное и телесное здоровье человека. Так средневековый армянский врач Амирдовлат Амасиации считает что своей горячей и сухой природой ладан укрепляет разум и излечивает забывчивость. Он останавливает носовое кровотечение, помогает при раке. Если сделать окуривание вызовет рост ресниц. Укрепляет сердце и душу. Выводит влагу и помогает при кашле холодной природы. Очищает кожу от лишая. А дым ладана помогает при воспалении век.
Другой гениальный врач Ибн Сина — Авиценна советовал употреблять ладан для оздоровления воздуха. Но предупреждал, что в чрезмерных количествах он может вызвать головную боль особенно у людей горячей природы. Он говорил, что ладан обладает свойствами териака (то есть сложного лекарства арабской медицины) поэтому помогает в виде окуривания во время чумы. Также окуривание им совместно с древесной смолой (очевидно с сосновой) помогает росту волос выпавших в следствии лисьей болезни. Для очищения гнилостного воздуха ладан незаменим. При этом, считалось, что у красноватого ладана очищающее свойство сильнее, чем у белого.

В православных монастырях пили воду настоянную на ладане для укрепления здоровья ладан улучшал качество воды. Несомненно, обладая бактерицидными свойствами ладан активно воздействует на микробы содержащиеся в воде, кстати, совсем недавно стали использовать ионообменные смолы в фильтрах для очистки воды.

Подделка ладана древнее искусство, оно появилось вместе с появлением ладана. Все что ошибочно принимали или принимают за ладан, собственно и может служить для его подделки. В первую очередь пытаются подделать внешний вид, ведь на рынке часто человек не имеет горящего угля чтобы проверить запах и ему приходится полагаться только на свои глаза, и купец при этом часто не является потребителем, а выполняет чей- то заказ, но в этом деле глаза плохой советчик, для работы с благовониями необходим прежде всего нос. Часто для подделки используют смолы хвойных деревьев: сосны, можжевельника, лиственницы. Для этого куски смолы окатывают, то есть им придают форму настоящего ладана, для этого их помещают в длинный кувшин и повалив его набок катают, затем полученные таким образом катышки присыпают пудрой той же смолы, а иногда и пудрой из настоящего ладана.
Часто путаница с определением ладана происходит не по злому умыслу, а по незнанию, как может человек отличить настоящее от не настоящего если он настоящее в глаза не видел.
И теперь читатель может спросить вот такая замечательная вещь ладан, где же его настоящий достать, действительно это проблема. Но Господь позаботился обо всех народах и каждый может найти в окружающей его природе
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу