Стили тату
Стиль в тату-понятие условное. Каждый мастер работает так, как ему нравится, но есть некоторые отличия. Главное-техника исполнения! Настоящий мастер способен выполнить любое изображение всеми существующими способами и в различных вариантах по желанию заказчика. Хоть матрёшку под Карлсона или самовар под байк стилизовать.
Но существуют некоторые художественные особенности, которые позволяют говорить о различных стилях в тату.
Тайбал (Океания)
С давних времён пришёл к нам стиль ТАЙБАЛ. Самое характерное для него-какая-нибудь чёрная загогулина. Наверное, первоначально трайбал делался только в чёрном цвете или синем, так как тату, выполняемое сажей или чёрной краской, на белой коже имело синеватый цвет, а на смуглой – тёмно-синий.
Сегодня его исполнение позволительно и в цвете. Для нас это в основном абстрактные фигуры, но, пофантазировав, можно представить, что они могут означать какое-нибудь морское божество (змея) аборигенов. Волны, водовороты, водоросли – для ныряльщиков в Океании. Осьминог или кальмар – для рыбаков.
Трайбалистское тату выполняет разные функции. Его наносят для защиты в качестве оберега, талисмана. Классно смотрятся острые концы в сложных тату, где они применяются в связке с большим символом, например драконом, подчёркивая цепкость и целеустремлённость.
Селтик (Волк)
СЕЛТИК- один из самых древних стилей, как художественных, так и татуировочных. Для него характерен европейский орнамент, стилизованные узлы друидов и воинских кельтов, культовые животные.
Кельские узоры близки по начертанию языческим славянским, скифским (пазарыкские тату вождя), скандинавским, индейским; естественно, в каждом – своя специфика. Например, в скандинавских тату превалируют руны, сложно вплетённые в общий орнамент, у толтеков – культовые изображения мифического огненного существа или духов-покровителей.
Славянский князь Святослав был полностью татуирован, включая лицо. Делалось это намеренно, для устрашения противника: славяне славились своей добротой при приёме гостей и исключительной свирепостью и мужеством на поле боя. История Руси, которую исконно населяли славянские племена, богата сражениями и войнами. С запада приходили готы, викинги, а с востока – кочевые племена татар и других степняков. Поэтому перенимались наиболее эффективные приёмы боя и психологического подавления противника, включая татуировки и намеренное обезображивание лица шрамами.
Одним из самых известных культовых животных, изображение которых имеет значение символа, в стиле «СЕЛТИК» является волк. Символ сложный и неоднозначный. С одной стороны, волк олицетворяет тёмную сторону силы – в скандинавских сагах гигантский волк Фенрир проглатывает солнце, намекая на то, что в человеке может возобладать над всем существом звериный инстинкт.
С другой стороны, волк в русских сказках может выступать, как добрый помощник (картина Васнецова «Иван-царевич на сером волке»). То есть при правильном использовании животная энергия может дать необходимую силу и храбрость. Но следует постоянно её контролировать, иначе сила может обернуться против владельца, поэтому в сказаниях, сагах волк зачастую оказывается оборотнем.
Ориентал (Дракон)
Типичный ОРИЕНТАЛ – изображение дракона. Но не только. На востоке любят и умеют рисовать цветы, утончённые иероглифы, тигровЮ крабов, карпов, петухов, а изюменкой японских мастеров тату (хори) является невидимое тату – какуси-бори, проявлявшееся только в определённых случаях, например при занятиях любовью или в бане.
Замечательное тату делают в Таиланде, где охотники украшали себя рисунками тигра. Слон как культовое животное частенько гостил на коже у индусов, бирманцев, малайзийцев, вьетнамцев.
В некоторых случаях тату на Востоке служило наказанием. В Древнем Китае тату на лице было одним из классических наказаний. В средневековой Японии в одной из провинций в качестве кары за первое преступление провинившемуся наносили горизонтальную линию через лоб, за второе – дугообразную, за третье – ещё одну. В итоге получался иероглиф «собака».
К ХХ веку в Японии искусство тату почти угасло. Во всей Японии насчитывалось не более 1000 полностью татуированных мужчин и женщин. Но, учитывая интерес иностранцев к творениям хори, власти разрешили мастерам практиковать. Известен факт нанесения тату в Японии царю Николаю II.
Практикуя ирэдзуми, японцы, как обычно, подошли к делу основательно. Процесс нанесения узоров проходил до семи стадий, включая контур, ретушь, закрепление рисунка в парной и т.д. Сегодня в такие салоны вы не зайдёте с улицы, а только по рекомендации.
Дракон – мифическое и культовое существо стиля ОРИЕНТАЛ; смысловая нагрузка этого символа непроста. В Юго-Восточной Азии дракон олицетворяет мудрость и благородство. В Китае является символом императора. Осуществляет защиту от демонов.
На Руси и в Европе, наоборот, дракон представлял собой злое начало враждебных сил. Известен христианский символ святого Георгия, поражающего змея копьём, или европейский символ алхимиков – змея, кусающая себя за хвост, означающий циклические процессы времени. Змей, по данным академика Рыбакова, мог ассоциироваться у древних славян с монголо-татарской Ордой и с набегами кочевых племён.
Важную роль играет и цвет дракона. Жёлтый дракон – символ императорской силы и власти, зеленовато-голубой – духа императора, белый – запада, луны и смерти, синий – силы воды, чёрный превращения тьмы в свет, красный – мудрости. В мифе об пгронавтах Ясон вспахивает поле и засевает его зубами дракона. Из этих зубов вырастают воины огромного роста. Геракл убил дракона Ладона с помощью стрел, пропитанных ядом гидры (лернейской). Фараон в Египте приравнивался к богу Ра – победителю дракона Апофиса. В основном трактовка символа такова: укрощение «низшей» природы, подчиняемой высшему принципу.
Дракон, изображённый с несколькими головами, является носителем агрессивных черт, усугубляющихся в зависимости от количества его голов. Крылатый дракон символизирует изменчивость, в то время как бескрылый – нечто устойчивое.
Шаманские (Ворон и др.)
Шаманские тату особенно практиковались в Сибири, Северной Монголии, Северном Китае, Тибете, на Аляске, в Африке и у индейцев Южной Америки.
Эскимосы выражали особое отношение к киту, татуируя У-образный китовый хвост. Волнообразные линии могли обозначать плавники моржа (так же культовый персонаж северян) или тюленя.
Ханты и манси татуировали изображение птицы или тотемного зверя – медведя на плечах, теле, ногах. В «Шаманизме» изображение птицы (ворона) увязывается с её ролью проводника душ в загробных мирах после смерти, с розыском «потерявшихся» душ при болезни, а так же с изгнанием демонов – источников недуга или неприятностей.
У майя, индейцев яки в Южной Америке и других племён ворон – оборотень, птица, помогающая постигать неизвестное. Присутствует в их тату и символ орла – непостижимый источник энергии для всего сущего.
В Северном Китае и Тибете получило распространение тату трёхногого ворона – солнечной птицы. Символ многозначен. Ворон в основном близок к тёмной стороне человеческой психики, но может быть и позитивно действующим, если человек способен осознано с ним взаимодействовать.
Широко представлены и другие символы. Например, у индейцев ягуар, пума или леопард символизируют силу и свирепость, а ящерица выступает как проводник, разведчик («ящерка расскажет»). Её умение отбрасывать хвост рассматривается как умение выкручиваться из сложных ситуаций (не поймаешь). Анаконда обозначает мудрость. Паук – терпение, плетёт сеть. Колибри – трудолюбие. Лев –царский символ. Гиена – подлость. Акула – хищность.
В 1891 году Самуэль О^Рейли запатентовал первую в истории электрическую татуировочную машину. Естественно, увеличилась скорость нанесения рисунка на тело, и понеслось… Уже в начале ХХ века во время Первой мировой войны солдаты Австро-венгерской армии татуировали на телах домашние адреса, письма родственникам и целые портреты любимых. Так закладывались основы для одного из самых сложных стилей тату по технике исполнения – РЕАЛИЗМА, когда с фотографии или картины копировали портреты людей или изображения животных.
Во время второй мировой войны эсэсовцы татуировали в подмышке группу крови. В концентрационных лагерях они творили страшные вещи: с красочно татуированных просто снимали кожу, используя её потом на сумочки. Русские воины татуировали символы солдатского братства, имена.
Тату преступного мира
Во всех странах особняком стоят тату преступного мира. Обозначим их как клановые, ибо в криминальной среде развита иерархия и, соответственно, группировки делятся и объединяются по кланам.
Исторически во многих странах клеймили преступников. В наколочном творчестве они также преуспели. Причём не столько в эстетике тату, сколько в умении передать в закодированном виде нужную информацию, а также в «чёрном» юморе. Что неудивительно, так как уголовные тату делались в экстремальных условиях, при помощи простейших подручных средств (две-три иглы обмакивают в тушь и затем прокалывают ими кожу по заранее нанесённому рисунку или механической бритвой по принципу швейной машинки).
В уголовных тату всё почти всегда значимо. По рисунку можно узнать, за что человек сидел и сколько, где, когда, каковы его планы на будущее и взгляды на мир.
К примеру, наколки на руках в виде перстней. По их количеству, форме граней и рисунку сразу можно определить, что собой представляет находящийся перед вами субъект.
Часты татуировки назидательного характера: «Вот что сгубило мою молодость» , аббревиатура «ТУЗ» -тюремный узник. Не редкость и изображения религиозных мотивов. Например, количество наколотых куполов церквей на спине может означать количество судимостей. Также могут быть изображены мадонна с младенцем на спине – «тюрьма- дом родной» и другие. Неположенные наколки совершенно недопустимы. Если «фраер» себе сделал «воровское» тату, то ему не миновать расплаты.
Уголовные тату разных стран схожи. Во Франции персонаж с синими точками у внешних уголков глаз означает «заставил маму плакать» - то же, что у нас « не забуду мать родную».
В России в 1950 годы гопники из московских районов Таганки, Марьиной рощи или Цветного бульвара наносили на запястья комбинации из нескольких точек, чтобы не путать «своих» с «чужими».
Перстень на пальце означал – отсидел «от звонка до звонка». Аббревиатура ЖУК – «желаю удачной кражи». Оскал у тигриной морды – «злой на власть». Тюльпан – «совершеннолетие встретил в колонии» и т.д.
Особо стоят тату японских мафиози «якудза» и китайских «триад». Эти группы исторически восходят к средневековым самурайским и китайским кланам. Узоры на теле традиционны (кинжал – жестокость, черепа – беспощадность). Не меняются столетиями.
В СССР (как и в сегодняшней России), где многие сидели или контактировали с криминалом, уголовная тематика и романтика стали почти всенародными. Татуировались многие. Либо в тюрьме, либо в армии, либо просто сдуру. Юмор пробивался в суровые сюжеты.
Провести подробную классификацию таких тату невозможно, тем более что смысл многих символов меняется и переходит к другим «племенам» и сообществам, таким, как байкеры, рокеры, хиппи, рейверы…
Байкерское
На байкерское тату оказала большое влияние военная тематика. В США многие байкеры служили в армии во время войны во Вьетнаме, возвращаясь оттуда украшенными пёстрыми наколками. Во Франции тату распространилось в связи с войной в Алжире. В России мощный импульс для тату дали боевые действия в Афганистане, Чечне. Черепа на парашюте, кинжалы, пронзающие карту Афганистана, оскалившиеся тигры, орлы – всё служило самоидентификации молодых людей.
Сегодня многие байкеры экспериментируют с тату: с цветами, рисунками, узорами. Для желающих подчеркнуть свою брутальность хорошо подходит стиль фэнтези. Он широко представлен изображениями демонов, вампиров и прочей нечисти.
Ярким примером фантазии в байк-тату является Новая школа, в которой приветствуется новаторство. Например, объединение нескольких тату (так называемых «бутербродов») в одно полотно посредством заимствования узоров из разных стилей.
Не менее популярным является и изображение черепа с костями как защитного амулета.
Известно, что байкеры иногда падают («бьются»), и для того, чтобы символически застраховаться, изображают этот символ смерти: она увидит своё изображение, поймёт, что уже была здесь, и пройдёт мимо….
Музыканты
Благодарных продолжателей своих древних традиций тату нашло у рок-музыкантов. Расцвет тату совпал по времени с «психоделической и музыкальной революцией» 1960-х годов.
Стоит отметить, что до этого времени сюжеты в тату, несмотря на их изобилее, всё-таки не были особенно замысловатыми. Раскрепощение, свойственное эпохе 60-х, пробило брешь и в стандартном наборе сюжетов (портреты, сердца, фразы). Благодаря творческим экспериментам мастеров того времени тату перестало считаться чем-то исключительным, одновременно обретая в своих лучших образцах достоинства настоящего искусства.
Хиппи предпочитали «абстрактную» символику, навеянную длительными трипами под кислотой или сеансами медитации и травокурения. Листики марихуаны, причудливые узоры, знаки инь и янь, выводимые на щиколотке, портреты рок-гуру, выполняемые немыслимыми цветами и красками, - основные признаки стиля хиппи.
На смену хиппи пришли металлисты и панки. Эти «отвязались» на полную катушку. Драконы, мечи, руины замков, рыцари, черепа, скелеты, чародеи, музыкальные инструменты (гитары), лешие, русалки – основа стиля фэнтези, практикуемого как для устрашения, так и для вольного полёта фантазии. Панки вообще стали инициаторами тотального тату, включая лицо. Здесь ребята татуировали какую-нибудь мерзость типа крысы или мутанта, исходя из принципа «делай всё, что не нравится вам», «анархия».
Благодаря работам художника Гигера, делавшего эскизы к фильму «Чужие», появился и получил распространение стиль БИОМЕХАНИКА/ХАЙТЕК.
Характерной особенностью хайтека является сочетание несочетаемого: мышц, проводов, гаек и, например, разорванной кожи, из которой торчат разнокалиберные кости и шестерёнки.
Сюда можно отнести всякие «мутантства»: полушурупы, железяки, крупно и агрессивно выделенные зубы, суставы, части тела.
Рекомендуем хайтек фанатам индастрил или кибирпанка. Например, можно соединить рисунок классического дракона с наворотами из фильма «Чужие», то есть встроить в тело дракона механические штуки. При рисовании человека легко представить робота из фильма «Терминатор» с А. Шварценеггером, особенно финальные сцены, где под плотью прячется механизм.
Новая школа (Экстази)
Недавно, где-то с конца 1980-х годов, появился рейверский стиль Новая школа/Экстази. Нечто танцевальное, кислотное, глючное, наркоманское. Как можно больше краски и цвета. Какие-то графические, абстрактные фигуры, персонажи дурных мультфильмов или комиксов. Присутствуют также и многочисленные инопланетные мотивы. Хорошо прорисовываются глаза, рот, конечности. Для экстази характерны толстые обводки.
Многие мастера этого стиля набивали руку на уличных граффити.
Поскольку столь редко проводимые в нашей стране конкурсы татуировок носят хаотичный характер и работы мастеров рассматриваются в номинациях большая мужская тату, большая женская тату, малая тату, лучшая работа тусовки или самая нестандартная работа, считаю, что эти номинации не всегда уместны для глубоких философских работ. Подчас за чертой признания остаются на самом деле глубокомысленные выстраданные творения. Для того, чтобы была возможность преподнести тату как культуру, а не кашу по принципу "вали кулем, там разберем".