Ала?тырь — мифоним. Бел горюч камень в русском фольклоре, обычно находится в море Окиане (на его берегу) или на острове Буяне. В записях XIX—XX в. известен также в формах: Алабор, Алабырь, Алатр, Балатырь, Златарь, Латарь, Латер, Латырь, Латыш, Олатырь. В рукописях второй четверти XVII в. зафиксирована форма ?латер. Встречаются названия: Янтарь — камень, белый (синий) камень, Кип-камень, Китра, золотой, железный камень и др. Существует много этимологий мифонима, но надежной пока нет. Высказывались мнения о связи слова алатырь с греческим ????????o? 'алебастр', ??????o? , лат. electrum 'янтарь', гр. ??????? 'лучезарный, сияющий'- с этнонимом латыгор 'латыш' при камень 'гора' («Латышская гора»)- со словом алтарь (лат. altare, церк. слав, олътарь, др.-исл. altaristeinn)- с др.-исл. leidarsteinn 'магнит', но фонетически название алатырь из этих слов невыводимо. Были указания на вероятную связь мифонима Алатырь и древнего названия Балтийского моря — «Алатырское». Мало дает сопоставление Алатыря с географическим названием Алатырь (город в Чувашии).
А. Н. Афанасьев считал Алатырь метафорой солнца, огненного камня, плавающего в воздушном океане, выражением крепости и могущества жизненных сил, таящихся на острове Буяне. А. Н. Веселовский и др. отождествляли алатырь с чудесным камнем, положенным Спасителем в основание Сионского храма, камнем, снесенным с Синая и положенным в этом храме на место алтаря. Сближения эти едва ли вероятны.
В фольклорных текстах с алатырем связан сложный комплекс представлений. В украинских колядках космогонического содержания белый камень в синей воде был «с начала света», до творения. Встречается он и в русских песнях. В былинах Алатырь связан с чуждым миром, не-Русью. У этого камня ставит шатер Илья Муромец, выехав за пределы Руси- он же стоит с надписью на распутье трех дорог- от него и от бабы Латыгорки приходит сын Ильи для боя с отцом.
В духовных стихах Алатырь — место, где выпадает из тучи «Голубиная книга». Он сближается с Адамовой головой, т. е. с Голгофой, и с каменными скрижалями, полученными Моисеем от Бога на горе Синай (иногда «Голубиная книга» оказывается написанной на Алатыре камне). Сам Алатырь часто лежит на Фаворской или Сионской горе. На нем Христос беседовал с апостолами, утверждая веру. В вопросно-ответной части Стиха о «Голубиной книге», восходящей (по В. Н. Топорову) к ритуальному тексту, произносимому у мирового древа над расчлененной жертвой, Алатырь — «всем камням отец», т. е. первый элемент в классе камней (как Иерусалим — в классе городов, кипарис — деревьев и т. д.), один из основных элементов космоса, соответствующий костям (зубам) первочеловека и из них образовавшийся.
В заговорах Алатырь — центр магических координат мира, характеризующийся максимумом сакральности. На нем могут находиться дерево, столб, терем, церковь, золотой престол, функционально аналогичные мировому древу. На него помещены (или из-под него появляются) волшебные «помощники», обеспечивающие успех заговора: Христос, Богородица, святые, птицы, змеи, ветры и др. Крепостью камня Алатырь закрепляются слова заговора. В западноевропейских традициях Алатырю обычно соответствует мраморный камень (французское la pierre de marbre и т. п., ср. также камiнь мармуровий украинских заговоров).
----------
Источник:
1. А. В. Юдин. Русская ономастика и ономастика России. М.: Школа-Пресс, 1994.
------------
Прошу прощения, почтеннейший Магистр IPSISIMUS, если вступила в разговор не к месту и не вовремя.
Огромное Спасибо Вам за Ваши знания, и за Ваше желание делиться ими с нами.
С почтением, Iv