История махасиддхов.
С тех пор, когда ачарья Нагарджуна покинул своё тело, до тех времён, когда появился царь Дхармапала, жило примерно пятьсот человек, обретших сиддхи благодаря опоре на Тару. В самом деле, все они опирались на Таревишвакармабхава-тантру, и, говорят, что таких сиддхов было много. Они занимались распространением тантр Тары. Говорили, что во времена преемников царя Дхармапалы был небольшой упадок [популярности этих тантр], и это объяснялось проповедями определённых бхикшу питакадхарм. Говорят также, что жили они во дворце царя. Ясно, что это было после того, как Буддхаджняна покинул своё тело.
Далее, в царстве Апарантака везде, где люди учили и учились, появлялись тексты тайных мантр. Они проверялись с великой тщательностью, а отдельные наставления, принадлежащие к этим тантрам, изучались очень внимательно. Первоначально тайные мантры хранились в тайне, и люди не видели, как их практикуют. Однако, тантры махайоги, включая их изучение, объяснение и медитацию, распространились в мире очень широко. Когда их собрали вместе, они были запечатаны ваджрными словами: "Сие подлежит пространному разъяснению. Однако, там, где имеются противоречащие слова, смысл которых весьма тайный, то не должно отныне разъясняться вовсе." Так и было объявлено.
Некоторые фрагменты "Шри Херука-тантры", а также некоторые разделы таких великих тантр, как "Махакала", "Таревишвакармабхава", "Чанда кродха", "Чатурпитха", "Кармамала" и так далее, были открыты сиддхами. Говорят, что это относится также к примерно пятистам фрагментам тантр- хотя обычно принято говорить, что их было около тысячи. Эти тексты, которых было так много, были собраны вместе и помещены в восемь больших золотых ларцев. Последние в свою очередь были помещены в сосуды, сделанные из семи различных видов драгоценных материалов, как то: сосуд из серебра и так далее. Затем всё это было сокрыто на великом кладбище Шитавана. Говорят, что в те времена изучение и толкование любой из этих тантр было прервано.
Что касается того, как они распространялись впоследствии: в те времена, когда ачарья Тилопа в своём предыдущем воплощении ещё не обрёл реализации, он обитал у одной вихары на востоке. Когда он там жил, из-под трона изображения Муниндры неоднократно вырывались лучи света. При этом одновременно от также слышал звуки музыки. Когда он стал копать землю в этом месте, он извлёк тантру Тары. Но в то время он не обрёл того, что искал.
Впоследствии, когда он отправился в страну Уддияну, расположенную в западном направлении, он встретил там женщину, цвет тела которой был зеленоватым, обладающую всеми признаками Дакини. Она показала ему некоторые символы, которые объяснялись в тантре, и ачарья повторил эти мистические знаки. Благодаря тому, что он молился ей, она превратилась в Тару Дэви. Она дала ему благословение ума и даровала ему посвящение.
Тилопа преподал тантру Тары ачарье Наропе. Тот, в свою очередь, изложил её Домбхипе, Канакашри, Кандхапе и Тхакки-нагнапе. Кушала-младший просил её у Домбхипы. Аситагхана просил её у последнего, а Джнянамитра слушал её от Аситагханы. От него же слушал её и махасиддха Шантигупта. Собственные наши три Гуру получили её от Шантигупты.
Кроме того, Лилаваджра просил эту тантру у Тилопы. Рахулагупта получил её также от Лилаваджры и, в свою очередь, дал её Дипанкара Шриджняне, просившему её у него. Мадхьямасиддха просил её у последнего, а Харашримитра получил её от Мадхьямасиддхи. Затем объяснение передавалось в следующей последовательности: Сангашри, Ратнадхваджа, Найякашри, Дхармашри, Шакьяракшита, Суджата, Буддхашрибхадра, Джнянаратна, Ратигупта и, наконец, Махачарья Шантигупта. Кроме того, он получил объяснение этой Тантры череч Кандхапу, Прикапу, Дхупираджу Харибханджапу и Аситагхану. Говорят, что он также получал эту тантру через Нанакашри, Локапрадху, Дхармодайяшанти и так далее. Тхакки-нагнапа объяснял её Мандирапале. Тем временем много различных линий передачи распространялись подобным же образом. Впоследствии они были собраны вместе махасиддхой Мантигуптой. И широко распространялись вплоть до настоящего времени.
Среди представителей этих линий передачи есть такие личности, история которых несколько отличается, и это следует знать. Не останавливаясь здесь подробно на этом, я поясню немного.
Что касается Канакашри, то он родился в Магадхе и принял посвящение правраджьи от приверженца Курукуллы. В Викрамашиле он стал весьма сведущ во всех сутрах, мантрах и науках. В Бхангале он получил посвящение в Гухьясамаджу от пандиты по имени Дхармамитра. В течение семи лет он практиковал медитацию и чтение мантр, но никаких признаков успеха не наблюдалось. Прервав свою практику медитации, он жил где вздумается. Однажды вечером во сне он получил предсказание от какой-то женщины: "Иди и предстань перед Шри Наропой!"
Таким образом, он попросил у Наропы посвящение в Чакрасамвару и в результате само собой возникло наивысшее самадхи. Когда он беспрерывно медитировал в течение шести месяцев, у него возникло видение лика Чакрасамвары.
После этого он опирался на великого Наропу в качестве своего Гуру в течение семи лет и слушал бесчисленные тантры. В частности, он стал исключительно сведущ в таких тантрах, как "Чакрасамвара", "Чатурпитха", "Таревишвакармабхава".
В Магадхе, во времена правления царя Нейяпалы, он состязался в магии с человеком по имени Кхасамадэва, последователем Ишвары. Этот тиртика волшебством создал в небе мандалу длиной с сажень и поместил в ней сосуд. Разбросав белую горчицу, ачарья смог разрушить мандалу, и сосуд упал на землю. Затем ачарья поместил на небе изображение Тары высотой с пальму. Без согласия ачарьи тиртика не смог спустить с неба изображение, используя такие методы, как огненные стрелы и мантры тиртиков.
Впоследствии царь пригласил этого ачарью, который был известен как тантрадхара, в Викрамашилу. Здесь он имел видение лика Тары. Опираясь на видьямантру Тары, он совершил ритуал кармайоги, чтобы собрать под своей властью всех близких и дальних. Говорят, что восемь раз он улаживал большие ссоры.
Что касается Кхандхапы: был однажды один буддийский йогин, казавшийся очень тупым. От высокочтимого Наропы от получил посвящение и благословение на "Таревишвакармабхаву-тантру". Он созерцал Херуку и девять божеств этой тантры. Практикуя эту садхану двенадцать лет, он имел видения ликов Херуки и Тары, впоследствии он достиг сиддхи. Он мог в одно мгновение проделать путь в сотню йоджан.
В те времена в городе Дели жил тюркский царь, который строил себе величественный новый дворец. Этот ачарья прибыл туда и, разложив своё старое одеяние, сел поблизости. Когда этот дворец был закончен, ачарья изорвал на клочки своё старое одеяние, и вследствие этого развалился и дворец. Три раза всё повторялось точно таким же образом. Царь, услышав об этом, пригласил ачарью и простёрся перед его ногами. Ачарья заставил царя дать четыре обещания:
1. Не причинять никакого вреда храмам буддистов. 2. Живущие в этом дворце будут избегать отнятия жизни других существ 3. Делать пуджу правраджьякам. 4. Каждый день совершать простирания, повторяя имя Будды.
Поскольку старое изношенное одеяние называется "кандхари", этого ачарью впоследствии стали называть сиддха Кандхапа. В течение долгого времени он осуществлял помощь живым существам и, наконец, в этом самом теле он отправился на небеса.
Далее, что касается Тхакки-нагнапы: Значение слова "тхакки" – "тот, кто зарабатывает на жизнь посредством различного мошенничества". Говорят, что он был из семьи из низшего класса, жившей в приграничной области. А "нагна" означает "великое имя" или "великая сила". Среди племени Тхакки он был человеком, обладавшим исключительно сильным телом, и в соответствии с этим получил своё имя. Кроме того, он вёл жизнь йогина.
Испросив учение Хеваджры у ученика Нарамуничандры, он практиковал однонаправленное созерцание в течение пятнадцати лет на горе, называемой Нила, расположенной на юге. Однако, никаких признаков реализации не появлялось, и он дал обет реализовать сиддхи в другой жизни. После этого он спрыгнул с высокого обрыва. Но его тело не получило никаких повреждений. С неба раздался голос, повелевавший ему: "Ты должен следовать за Наропой".
После чего он пребывал у ног Наропы. Поскольку он умолял дать ему посвящение Хеваджры, Наропа сказал: "Ты не достигнешь реализации Хеваджры. Вместо этого тебе нужно созерцать Чакрасамвару и поэтому ты должен принять посвящение Самвары".
Отвечая Высокочтимому Наропе, он сказал: "Что касается посвящения Чакрасамвары, то оно очень трудное. Для этого нужно в восемь раз больше всего, чем это требуется для любой другой мандалы. Сейчас у меня нет ничего этого. Поскольку я не силён умом, я не в состоянии слушать с самого начала такую обширную тантру".
Так как он высказался таким образом, Наропа дал ему посвящение на практику Тары, и он получил эту тантру. Тем не менее, он по ошибке получил ещё в полном объёме все наставления Самвара-матхуны, и, поскольку он однонаправленно созерцал это, то достиг высшей сиддхи. После чего он отправился поклониться Наропе, который в то время возглавлял ряды священнослужителей на большой Ганачакрапудже. Тхакки-нагнапа показал такие чудеса, как пламя, бушующее вокруг его тела, и сотрясение земли. Потом он стал невидимым. Поскольку в то время он не принёс никакой пользы живым существам, то его не причисляют к четырём главным ученикам Наропы.
В более позднее время жил превосходный йогин по имени Мандигапала, который был учеником Абхайякарагупты. Более месяца он находился при своём учителе. Таким образом, случилось так, что ему было даровано посвящение Тары, и в дополнение ему были даны устные наставления к объяснительной тантре. Поскольку он прилежно созерцал, через шесть месяцев он достиг сиддхи, и, говорят, что в конце концов он отправился в страну нагов. У него было четыре ученика, и от него пошли две или три линии передачи для изучения и объяснения этой тантры. Но я не слышал никаких подробностей его истории жизни.
Что касается Лилаваджры, он принадлежал к касте кшатриев. Во время путешествия в Магадху он увидел по дороге какого-то йогина, сидевшего у дерева, и в нём зародилась глубокая вера в него. Он простёрся перед ногами этого йогина. Впоследствии, когда он вернулся на родину, он был глубоко огорчён, потому что его жена имела любовную связь с другим мужчиной. И он вернулся в Магадху, чтобы изучать Дхарму. Там он встретил того же самого сиддху под деревом. Этот сиддха был не кто иной, как Тилопа-старший. Тилопа благословил его поражённый горем ум, и, даровав ему посвящение, дал ему тайные устные наставления. Таким образом, он достиг реализации, не откладывая этого надолго. После этого он играл мелодии на камышовой флейте и посредством своих безумных действий принёс пользу живым существам. Но история его жизни нигде не рассказывается подробно.
Что касается истории Дипанкара Шриджняны, больше известном как Атиша, то она хорошо известна, и нет надобности повторять её здесь.
Что же касается Мадхьямасиддхи, то он был учеником высокочтимого Атиши. Он был очень сведущ в грамматике, логике и вообще в системе сутры. Но несмотря на то, что он не знал других тайных мантр, он в совершенстве знал тантру Тары и от этого получил много сверхъестественных сил. Например, путешествуя вдоль реки Ганг на востоке Индии, он беспрепятственно вышел на обширную открытую равнину, где он мог повелевать тиграми и ядовитыми змеями.
Что касается Тарашри, то он был как бык среди участников диспутов. Участвуя в диспуте с тиртиками в Магадхе, он побеждал три раза. В странах юга он опроверг шраваков в диспуте, а в стране Кашмир, говорят, он победил всех пандитов, как буддийских, так и небуддийских. Он стал даже Гуру царя Кашмира. Последством видьямантры Тары он подчинил его власти царя страны Гаджани и зачислил его в буддисты.
Начиная с Сангхашри и кончая Дхармашри истории жизни не излагаются.
Что касается Шакьяракшиты, то он родился в стране Сингхала. Сначала он был странствующим монахом-шравакой, но затем стал весьма образованным в своей собственной системе [Махаяне]. Пребывая в золотом городе Харипунча, который входит в округ Ракхан, он слушал много учений мантры, а также от ачарьи Дхармашри слушал Праджняпарамиту. В особенности глубоко он изучил "Хеваджр-тантру", "Чакрасамвара-тантру" и "Махакала-тантру". Он имел видение лика Херуки и, опираясь на видьямантру Тары, собрал под своей властью всех Махакал. Говорят, что он мог заполучить всё, что пожелает с расстояния свыше сотни йоджан при помощи призрака чёрного упасаки, который служил ему. Когда царь по имени Чхагалараджа собрался вести свои войска на завоевание городов и храмов Харипанджи, ачарья метнул тришулу, символ Махакалы. Эта тришула летела больше месяца, пока не приземлилась на крыше дворца этого царя и не разрушила его полностью. Благодаря этому Шакьяракшита стал широко известен как человек, обладающий магическими силами.
Что касается Суджаты, то он был упадхьяйей в Дханапути, вихаре в стране Камбоджа. Он принадлежал к касте кшатриев и принял посвящение правраджьи. Кроме того, говорят, что в той же самой стране появились Буддхашрибхадра и Джнянаратха.
Что касается Джнянасьяны, то он также родился в этой стране. Он принял посвящение правраджьи от упадхьяйи Джнянаратхи. Он изучил многие тантры тайных мантр, как внутренние, так и внешние. В особенности он обладал большими познаниями в тантре Тары и благодаря этому обрёл магические силы. В течение последних лет своей жизни он жил в стране Непал, где практиковал поведение йогина. Взяв в качестве своей мудры падмини, или женщину-лотос, он достиг сиддхи. Он совершал много чудес, например, устраивал обширную ганачакрапуджу с полной мерой риса и сосудами вина для больше, чем двух тысяч бхикшу и тантриков.
Ачарья Ратигупта отправился в страну Непал, чтобы искать посвящения в определённые разделы тантр тайных мантр, таких, как тантра Тары, "Махакала-тантра", "Самвародайя-тантра" и "Курукуллавабодхи-тантра". Он выслушал много Тантр от Джнянасьяны, Дживасьяны, Шританупалы и Гиттипалы. Тарнру Тары он слушал от Джнянасьяны.
Что касается сиддхи Прикапы, то он получил все посвящения и тайные посвящения от сиддхи Кандхапы. После чего он долгое время практиковал садхану. Наконец, в роще благоухающих цветов он воздвиг мандалу и, пока он практиковал там садхану, в течение двенадцати месяцев ни один цветок не завял. Однажды вечером в конце этого периода среди цветов вспыхнуло пламя. Украсив себя этими цветами, он обрёл обычные сиддхи. И в конце концов он беспрепятственно отправился в Паталу.
Что касается Дхупираджи, то, говорят, что он был сиддхой, принадлежавшим к касте стиральщиков белья. История Харибханджапы нигде не рассказывается.
Что касается Локапрадхапы, то он был пандитой из касты кшатриев. Он принял Канакашри своим коренным учителем. Среди учений, относящихся к тайным мантрам, он изучил хорошо только цикл учений "Таревишвакармабхава-тантры". Избрав своим местопребыванием заброшенный парк в стране Гуджиратха, он практиковал там в течение шести лет, взяв Мандару своим партнёром в садхане. Он созерцал только путь зарождения и путь совершенства тары и благодаря этому получил предсказание от Дакини. Практикуя в течение шести месяцев видьяврату, благодаря видьям, он получил все сиддхи, которые он желал. После этого он остался жить в этом месте.
В одно время, когда Тюркский царь этой страны прибыл с проверкой этой области, он увидел, что место, где обитал ачарья, восхитительно, и спросил: "Кто живёт здесь?" Сопровождавшие царя ответили: "Здесь есть только один буддист-домохозяин."
Когда царь стал искать способы удалить ачарью с этого места, мгновенно всё снаружи и внутри воспламенилось. Царь и его свита были опалены огнём, и таким образом их продвижение было остановлено. Этот ачарья был известен тем, что имел сиддхи, и так как он молился, огонь погас.
Затем ачарья стал увещевать царя: "О царь, было бы хорошо, если бы ты устроил пуджу для буддистов. Если ты этого не сделаешь, то сейчас ты будешь уничтожен!"
После чего царь и вся его семя дали клятву устроить пуджу для буддистов. Несмотря на то, что с того времени и до сих пор цари этой страны принадлежали к клану Тюрков-Гарлоков, они устраивали пуджи для главных лиц среди буддистов. Хотя ранее в этой стране было всего лишь несколько буддистов, этот же самый царь воздвиг примерно восемь вихар. Этот ачарья начал усердно исполнять свою задачу обращения. Учение Будды всё больше распространялось.
В то время, когда у этого царя зародилась вера в Будду, кази, которые были учителями среди млеччхов, подожгли резиденцию ачарьи. Когда ачарья бросил на них свой взгляд, все они застыли на месте и полностью лишились сознания. В течение трёх дней они не могли есть. Наконец ачарья освободил их при помощи молитвы и звука колокольчика. Поскольку кази боялись царского наказания за свои дела, они бежали на свою родину далеко в западном направлении. Разбросав белую горчицу, ачарья одолел всех маситов в местах обитания млеччхов. Во всех тех местах, которые таким образом были освобождены, он воздвиг ступы для Будды. Кроме того, он воздвиг около сотни храмов Тары.
Этот ачарья дал царю посвящение в мандалу Падманартешвары и воздвиг храм для практикования тайных мантр. До того там было много брахманов и тиртиков, которые были подданными этого царя. Но вследствие враждебной деятельности кази-тюрков, существовало больше тысячи приверженцев млеччха-сиддханты, или мусульманской системы философии. Тем не менее, во времена жизни этого ачарьи более двадцати человек приняли буддийское посвящение правраджьи, а число млеччхов уменьшалось. Говорят, что благодаря тому, что царь пригласил многих буддийских ачарьев, наших бхикшу стало больше двух тысяч.
В другое время эту страну поразил великий голод. Ачарья из-под земли извлёк огромный клад риса и роздал сотни сотен мешков риса всем людям этой страны. Взяв жемчужные ожерелья у нагов и якшей, он разделил их между всеми бедными людьми. Каждый день он бесплатно раздавал ценную пищу и продолжал делать это в течение трёх лет.
После этого в небольшой области Дравида был маленький ребёнок, носивший все телесные признаки смерти. Ачарья достиг переноса своего сознания в этого ребёнка, и это воскресило его. Старое тело, благодаря его благословению, осталось сидеть внутри ступы, не выказывая никаких признаков разложения. Тем временем в Дравиде он появился в облике йогина, занятого разнообразной деятельностью с восемью женщинами, тело которых также не проявляло никаких признаков старения и смерти. Эти женщины сделали пуджу для его прежнего тела. Примерно через шестьдесят лет он вновь вошёл в своё первоначальное тело. После этого более десяти лет он трудился ради блага определённых благословенных живых существ. Затем, после того, как он больше шести раз за три года выпускал своё сознание из тела, чтобы переноситься в любом направлении, два его тела вместе со всей его свитой из видий стали невидимыми.
От него услышали тантру Тары, Тарашри и Дхармодайяшанти. Что касается Дхармодайяшанти, то говорили, что он был самым учёным из всех людей в калиюге, и, кроме того, что его учил Сурьяшри. Однако, его история нигде не рассказывается. Сангхашри просил учение у Локапрадхи, но об этом достаточно сказано. Сиддхачарья Локапрадха составил садхану, тантра-пиндартху, сампаннакраму, абхишекавиндхи и хому. Его сопровождает комментарий Нарасурьи.
В последующем, изучение и изложение тантры Тары стало редким. Однако махасиддха Шантипада сделал так, что тантра стала распространяться вновь. Кроме того, сам я получил устное учение от своего собственного Гуру [Буддхагупты] для упадеши Шантипады в неискажённом и полном виде. Поскольку я тщательно изучал два комментария, а также восемь малых текстов здесь, по эту сторону Гималаев, и поскольку мне посчастливилось получить заслуги от своих предыдущих жизней, я, наконец, пришёл к постижению глубокого видения Победоносных Материнских Тантр. Таким образом, я записал здесь, в согласии с учением своего собственного Гуру, происхождение "Таревишвакармабхава-тантры".